На сайте Правительства опубликовано Постановление Правительства РФ от 02.09.2021 № 1473 «О внесении изменений в Положение о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности».
В нём реализованы положения Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ.
В частности, объекты лицензионного контроля отнесены к одной из следующих категорий риска:
- высокий риск;
- средний риск;
- низкий риск.
К высокой категории риска относится деятельность лицензиатов по проведению экспертизы:
- декларации промышленной безопасности, разрабатываемой в составе документации на техническое перевооружение (в случае если указанная документация не входит в состав проектной документации опасного производственного объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности), консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта или вновь разрабатываемой декларации промышленной безопасности;
- обоснования безопасности опасного производственного объекта, а также изменений, вносимых в обоснование безопасности опасного производственного объекта;
- в отношении объектов экспертизы опасных производственных объектов I класса опасности.
К средней категории риска относится деятельность лицензиатов по проведению экспертизы в отношении объектов экспертизы опасных производственных объектов II класса опасности (за исключением объектов экспертизы, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 22 настоящего Положения).
К низкой категории риска относится деятельность лицензиатов по проведению экспертизы в отношении объектов экспертизы опасных производственных объектов III или IV классов опасности (за исключением объектов экспертизы, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 22 настоящего Положения).
При осуществлении лицензионного контроля проводятся следующие виды контрольных (надзорных) мероприятий:
- выездная проверка;
- документарная проверка.
Виды плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении лицензиатов в зависимости от присвоенной им категории риска осуществляются со следующей периодичностью:
- для категории высокого риска проводится выездная проверка 1 раз в течение 2 лет;
- для категории среднего риска проводится документарная проверка 1 раз в течение 3 лет.
Для категории низкого риска плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
- осмотр;
- опрос;
- получение письменных объяснений;
- истребование документов.
Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней.
В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
- получение письменных объяснений;
- истребование документов.
При проведении выездных и документарных проверок должностными лицами, уполномоченными на проведение проверки, для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств.
Решение об использовании фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств нарушения обязательных требований принимается должностными лицами, уполномоченными на проведение проверки.
При осуществлении видеозаписи при проведении проверки фиксируются дата, время и место ее проведения, а также характеристика выявленных нарушений.
Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации доказательств, должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований. Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для доказательств нарушений обязательных требований, прикладываются к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
При осуществлении лицензионного контроля могут проводиться следующие виды профилактических мероприятий:
- информирование;
- обобщение правоприменительной практики;
- объявление предостережений;
- консультирование;
- профилактический визит.
Постановление вступает в силу с 1 марта 2022 г.