Приветствую, коллеги! Этой осенью автомобильный транспорт предприятий будет жить по новым Правилам по охране труда (далее — ПОТ). 27 сентября вступает в законную силу, приказ Минтруда России от 06.02.2018 г. № 59н (далее – Правила). Несмотря на почти полугодовой переходный период, вопросы по применению новых Правил не утихают. Кроме того, ввиду повсеместной оптимизации и расширения должностных обязанностей, специалистам по охране труда не всегда находят время на придирчивое изучение нормативных актов. Примером может служить Порядок обучения по охране труда, оно же Постановление 1/29, которое мы читаем более 15 лет и постоянно находим в нём что-то новое. Цель данной заметки — сравнение новых ПОТ с ранее действовавшими и помощь в их введении на предприятии.

охрана труда на автомобильном транспорте

Итак, приступим. Поскольку требования Правил по охране труда на автомобильном транспорте, утверждённых приказом Минтруда России от 06.02.2018 г. № 59н, во многом основаны на положениях Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте (ПОТ Р М-027-2003), утверждённых постановлением Минтруда России от 12.05.2003 г. № 28, то и сравнивать мы будем именно эти два документа.

Первое, что бросается в глаза — структура 59н приказа и ПОТ Р М-027-2003 различна, но положения во многом схожи, поскольку в обоих случаях речь идёт об установлении требований ОТ, касающихся организации и проведения работ, связанных с техобслуживанием, ремонтом и эксплуатацией АТС. При этом в новых Правилах акцент сделан непосредственно на видах работ, характерных для АТС. Таким образом, новые ПОТ являются более универсальными, а формулировки приведены в соответствие с действующими нормами Трудового Кодекса.

Правила, как и ранее, не распространяются на работников, занятых на работах, связанных с техобслуживанием и эксплуатацией напольного безрельсового колёсного транспорта (автопогрузчики и электропогрузчики, автокары и электрокары, грузовые тележки), используемого в технологических транспортных операциях внутри эксплуатируемых территорий. И тут позволю себе сделать некоторое отступление от темы. В настоящее время для указанной категории работников ПОТ РМ-008-99 — Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт) являются действующим нормативно-техническим документом, за исключением приложения 17.

Приложение 17 утратило силу с 01.01.2012 на основании приказа Минздравсоцразвития РФ от 21.04.2011 г. № 335 «О признании утратившими силу отдельных положений некоторых нормативных правовых актов Министерства труда и социального развития Российской Федерации». Приложение 17 устанавливало состав аптечки первой помощи (автомобильной) и правила оказания доврачебной помощи. В настоящее время состав аптечки первой помощи (автомобильной), а также рекомендации по применению аптечки первой помощи (автомобильной) установлены приказом Минздравмедпрома РФ от 20.08.1996 г. № 325. Перечень мероприятий по оказанию первой помощи утверждён на основании приказа Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 г. № 477.

Если ПОТ РМ-008-99 положены в основу локального акта, то данный документ является обязательным к исполнению всеми работниками предприятия, чья деятельность связана с эксплуатацией напольного безрельсового транспорта. Также обращаю внимание, что требования по охране труда при эксплуатации данной категории транспортных средств установлены рядом нормативных правовых актов. К их числу относятся ПОТ при производстве дорожных строительных и ремонтно-строительных работ, ПОТ в сельском хозяйстве, ПОТ при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов и другие (см. проверочные листы, утв. приказом Роструда от 10.11.2017 г. № 655).

Вернемся к 59н приказу и рассмотрим его структуру. Правилами установлены требования охраны труда, предъявляемые:

1) к организации выполнения работ;
2) к производственным территориям и организации рабочих мест;
3) к осуществлению отдельных производственных процессов:
— техобслуживание и ремонт автотранспорта;
— техобслуживание, ремонт и проверка технического состояния транспортных средств, работающих на газовом топливе;
— мойка автотранспорта, агрегатов, узлов и деталей;
— слесарные и смазочные работы;
— проверка технического состояния транспортных средств и их агрегатов;
— работа с аккумуляторными батареями;
— кузнечно-прессовые, медницкие, жестяницкие, кузовные, сварочные, вулканизационные, шиноремонтные, шиномонтажные, окрасочные, противокоррозионные, обойные и плотницкие работы;
4) к эксплуатации транспортных средств;
5) к размещению и хранению материалов, оборудования, комплектующих изделий и отходов производства.

Кроме того, Правилами определён рекомендуемый образец наряда-допуска на производство работ с повышенной опасностью. Поэтому наверняка потребуется актуализировать действующее на предприятии положение о проведении работ повышенной опасности.

Рассмотрим подробнее каждый из разделов Правил. Сразу видно, что содержание новых Правил с точки зрения обязанностей работодателя и общих требований, предъявляемых к организации работ, носит универсальный характер. Перечень основополагающих обязанностей, содержащихся в Правилах, не находится в прямой зависимости от сферы экономической деятельности работодателя, поскольку подобные базовые обязанности должны исполняться на любом предприятии, что зафиксировано в разделе X «Охрана труда» Трудового кодекса. Данная конструкция характерна и для Правил по охране труда иной направленности, актуализируемых Минтрудом России.

Обязанности работодателя, перечисленные в новых Правилах, раскрываются посредством отсылок к нормативным правовым актам, регулирующим определённую сферу деятельности:

обучение по охране труда — через отсылку к Порядку обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации, утверждённому совместным постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 г. № 1/29;
— проведение медосмотров — через приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 г. № 302н;
— обеспечение работников СИЗ — с помощью Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утверждённых приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 г. № 290н, и т.д.

Таким образом, мы можем наблюдать, как Минтруд, следуя дедуктивному принципу, от норм широкого толкования переходит к нормам имеющим более узкую направленность, что позволяет избежать дублирования и разночтения правовых норм в различных нормативных правовых актах.

Новые ПОТ возлагают на работника ряд обязанностей, а именно:

1. проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.

Работники, выполняющие работы, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования охраны труда, должны проходить повторный инструктаж по охране труда — не реже одного раза в 3 месяца и не реже одного раза в 12 месяцев — проверку знаний требований охраны труда. Перечень профессий и должностей работников и видов работ, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования охраны труда, утверждается локальным нормативным актом работодателя;

2. проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медосмотры.

На отдельных работах с вредными или опасными условиями труда ограничивается и запрещается применение труда женщин и несовершеннолетних. Перечни таких работ определены постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 г. № 162 и от 25.02.2000 г. № 163;

3. правильно применять и использовать СИЗ и средства коллективной защиты.

В новых ПОТ уточнён и расширен перечень вредных и опасных производственных факторов (далее — ВОПФ). При эксплуатации АТС на работников возможно воздействие ВОПФ, в том числе:

1) движущихся машин и механизмов, подвижных частей технологического оборудования, инструмента, перемещаемых изделий, заготовок, материалов;
2) падающих предметов (элементов технологического оборудования, инструмента);
3) острых кромок, заусенцев и шероховатостей на поверхности технологического оборудования, инструмента;
4) повышенной запыленности и загазованности воздуха рабочей зоны;
5) повышенной или пониженной температуры поверхностей технологического оборудования, материалов;
6) повышенной или пониженной температуры воздуха рабочей зоны;
7) повышенного уровня шума на рабочем месте;
8) повышенного уровня вибрации;
9) повышенной или пониженной влажности воздуха;
10) повышенной или пониженной подвижности воздуха;
11) отсутствия или недостаточного естественного освещения;
12) недостаточной освещенности рабочей зоны;
13) физических перегрузок;
14) нервно-психических перегрузок.

Таким образом, ВОПФ в новых ПОТ стало 14 вместо 8, указанных в ПОТ Р М-027-2003, что неизбежно приведёт к пересмотру процедуры управления рисками в системе управления охраной труда (далее – СУОТ) и позволит адресно избирать меры, направленные на исключение ВОПФ или снижение до допустимых уровней их воздействия на работников.

В части требований к производственным территориям в новых правилах в основном воспроизведены требования охраны, содержащиеся в ПОТ Р М-027-2003. При этом ряд положений ПОТ Р М-027-2003 изменён и актуализирован. Так, содержится дополнительная отсылка к положениям Технического регламента о безопасности зданий и сооружений. Правилами предусмотрены функциональные требования к оборудованию и приспособлениям, используемым для хранения деталей и агрегатов. Работодателю придётся позаботиться не только о наличии специальных мест на стеллажах и безопасной эксплуатации этих самых стеллажей, но и о подставках и приспособлениях, обеспечивающих устойчивость агрегатов и деталей с возможностью удобного и безопасного захвата или строповки при подъёме и перемещении. Отмечу, что ряд положений ПОТ Р М-027-2003 в Правилах не отражён — например, пункты 4.1.3 (места для курения), 4.1.6 (ограничения и запреты), 4.2.1 (уборка мусора и производственных отходов), 4.2.3 (озеленение территории) и др.

В части требований охраны труда, предъявляемых к площадкам для хранения АТС требования аналогичны, но установлен ряд запретов:

— на производство на площадках кузнечных, термических, сварочных, малярных и деревообрабатывающих работ, а также промывку деталей с использованием легковоспламеняющихся и горючих жидкостей;
— на подзарядку аккумуляторов АТС;
— совместное хранение АТС, предназначенных для перевозки легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а также горючих газов, с другими транспортными средствами.

Обратите внимание, что в ПОТ Р М-027-2003 были предусмотрены отдельные требования для открытых площадок для хранения АТС; временных стоянок АТС; пунктов заправки топливом, выпуска и слива газа. В новых Правилах такое деление не предусмотрено.

В части требований охраны труда, предъявляемых к помещениям для технического обслуживания, проверки технического состояния и ремонта транспортных средств, требования новых 59н приказа в основном аналогичны требованиям прежних норм. В Правилах отсутствует ряд требований, содержащихся в ПОТ Р М-027-2003:

— необходимость оборудования наружных ворот помещений воздушно-тепловыми завесами, — хранение в помещении 50 и более легковых АТС, принадлежащих гражданам;
— требование в отношении полов помещений, в которых используются кислоты, щелочи и нефтепродукты;
— требования, предъявляемые к помещению для аккумуляторных работ;
— положения, с учётом которых должны определяться размеры осмотровых канав и эстакад;
— требования к уклону полов в канавах, траншеях и тоннелях;
— к высоте рассекателей и реборд;
— к организации безопасности (запрет нахождения посторонних лиц в рабочей зоне).

При этом в Правилах содержатся дополнительное требования:

— о необходимости перекрывать переходными мостиками или прочными щитами неэксплуатируемые осмотровые канавы или траншеи;
— допускается освещение осмотровой канавы светильниками напряжением 220 В при соблюдении ряда условий;
— предусмотрена возможность покрытия стен осмотровых каналов влагостойкими и масло-бензостойкими материалами;
— скобы для запасного выхода осмотровой канавы должны быть вмонтированы в стене, противоположной выходу.

В новых ПОТ введён ряд новых норм:

— использование напольных механизированных устройств (гидравлические и электрические подъёмники, передвижные стойки, опрокидыватели) либо устройство осмотровых канав и эстакад для обеспечения безопасного доступа к агрегатам, узлам и деталям, расположенным в нижней части АТС;
— осмотровые канавы должны иметь ниши для размещения электрических светильников напряжением не выше 50 В и розетки с влагозащищенными разъёмами для подключения ручных переносных электрических светильников с напряжением не выше 12 В.

В данном разделе также, как и в предыдущих, содержится отсылочная норма, обязывающая при выполнении сварочных работ соблюдать требования Правил по охране труда при выполнении электросварочных и газосварочных работ, утверждённых приказом Минтруда России от 23.12.2014 г. № 1101н.

Таким образом, в Правилах воспроизведены требования охраны труда, содержащиеся в ПОТ Р М-027-2003. При этом ряд положений ПОТ Р М-027-2003 изменён и актуализирован. Необходимо отметить, что Правилами установлен ряд дополнительных требований охраны труда. Также следует указать, что в ПОТ Р М-027-2003 указанным вопросам посвящено несколько разделов — 3.1 «Общие положения», 3.2 «Помещения для технического обслуживания, ремонта и проверки технического состояния автотранспортных средств и их агрегатов» и 3.3 «Выезды и въезды». Естественным образом часть положений ПОТ Р М-027-2003 не нашла своего отражения в Правилах.

В Правилах не отражены положения ПОТ Р М-027-2003, касающиеся складов (раздел 3.5), санитарно-бытовых помещений (раздел 3.6), освещения (раздел 3.7), отопления и вентиляции (раздел 3.8), а также водоснабжения и канализации (раздел 3.9). Данные вопросы урегулированы в рамках иных НПА, положения которых Правилами не дублируются.

В части требований охраны труда, предъявляемых к помещениям для хранения транспортных средств в Правилах воспроизведены требования, содержащиеся в ПОТ Р М-027-2003. При этом ряд положений изменён. Актуализированы требования:

— к высоте проходов на путях эвакуации работников;
— к полам и обслуживанию помещений для хранения;
— установлены требования к температурному режиму помещений.

В Правилах не воспроизведены некоторые положения ПОТ Р М-027-2003 из раздела 3.4 «Помещения для хранения автотранспортных средств» — например, пункт 3.4.6 (хранение электропогрузчиков).

Требования, предъявляемые к размещению технологического оборудования и организации рабочих мест в новых Правилах содержат только две отсылочные нормы к:

— ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования»;
— Правилам по охране труда при размещении, монтаже, техническом обслуживании и ремонте технологического оборудования, утверждённых приказом Минтруда России от 23.06.2016 г. № 310н.

В ПОТ Р М-027-2003 указанным вопросам посвящены разделы:

— 7.1 «Общие положения»;
— 7.2 «Требования к металлообрабатывающим станкам»;
— 7.3 «Требования к деревообрабатывающим станкам»;
— 7.4 «Требования к сосудам, работающим под давлением, к компрессорам, воздухопроводам и газопроводам»;
— 7.5 «Требования к грузоподъемным механизмам»;
— 7.6 «Требования к инструментам и приспособлениям».

Требования охраны труда при техобслуживании и ремонте транспортных средств частично воспроизведены из ПОТ Р М-027-2003. Ряд положений ПОТ Р М-027-2003 изменён и актуализирован.

К примеру:

— убирать рабочее место от пыли, опилок, стружки, мелких металлических обрезков разрешается не только с помощью щётки-сметки, но и с помощью пылесоса или специальных магнитных стружкоудаляющих устройств;
— для снятия, установки и перемещения на рабочем месте тяжёлых (массой более 15 кг) деталей, узлов и агрегатов должны быть предусмотрены грузоподъёмные устройства и механизмы;
— предусмотрена возможность удаления разлитого масла или топлива с помощью органических сорбентов;
— в зоне технического обслуживания АТС установлен запрет на выполнение работ с применением открытого огня.

Правила дополнены рядом новых требований охраны труда как предписывающих, так и запрещающих выполнение определённых действий и мероприятий — например:

— выполнение работ с повышенной опасностью предписано проводить с оформлением нарядов-допусков;
— предоставлена возможность самостоятельного устранения неисправностей АТС водителями;
— установлена обязанность работодателя обеспечивать работников, выполняющих работы с упором на колени, наколенниками (в результате придётся корректировать нормы выдачи СИЗ).

В данном разделе Правил также содержится ряд отсылочных норм, предусматривающих необходимость соблюдения:

— Правил по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями (приказ Минтруда России от 17.08.2015 г. № 552н),
— Правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов (приказ Минтруда России от 17.09.2014 г. № 642н),
постановления Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 6 февраля 1993 г. № 105 «О новых нормах предельно допустимых нагрузок для женщин при подъёме и перемещении тяжестей вручную»;
постановление Минтруда России от 7 апреля 1999 г. № 7 «Об утверждении Норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъёме и перемещении тяжестей вручную».

Кроме того, из новых Правил исключено требование об обязанности контролеров технического состояния АТС осуществлять постановку на посты ТО автомобилей, въезжающих в СГТО и ПГТО и не указаны профессии (должности) работников, которые могут назначаться ответственными за проведение техобслуживания АТС, а также отсутствует указание на профессию (должность) работника, который должен подавать световой или звуковой сигнал о начале передвижения АТС с поста на пост и не содержится конкретный перечень работников, которые могут осуществлять пуск двигателя АТС на постах ТО или ремонта.

Остановимся на работах техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, на производство которых выдаётся наряд-допуск. Правилами установлено 9 видов таких работ:

— ремонт и обслуживание верхней части транспортных средств (автобусов и грузовых автомобилей);
— работы, выполняемые внутри цистерн и резервуаров, в которых хранятся взрывоопасные, легковоспламеняющиеся и токсичные вещества;
— электросварочные и газосварочные работы, выполняемые внутри баков, в колодцах, коллекторах, тоннелях, каналах и ямах;
— ремонт грузоподъёмных машин (кроме колесных и гусеничных самоходных), крановых тележек, подкрановых путей;
— ремонт вращающихся механизмов;
— теплоизоляционные работы на действующих трубопроводах;
— нанесение антикоррозионных покрытий;
— ремонтные работы в мазутном хозяйстве;
— работы в местах, опасных в отношении загазованности, взрывоопасности, поражения электрическим током и с ограниченным доступом посещения.

Правила обязывают работодателя:

— назначить уполномоченное должностное лицо, которое будет иметь право оформлять наряд-допуск на перечисленные виды работ, на бланке, установленной Правилами формы;
— разработать и утвердить локальным нормативным (положение, приказ) порядок производства работ с повышенной опасностью, оформления наряда-допуска и обязанности должностных лиц, ответственных за организацию и безопасное производство работ, устанавливаются локальным нормативным актом работодателя.

Оформленные и выданные наряды-допуски регистрируются уполномоченным лицом в журнале рекомендуемой формы.

Одноимённые работы с повышенной опасностью, проводящиеся на постоянной основе и постоянным составом работников, допускается производить без оформления наряда-допуска. До начала таких работ ответственное лицо проводит целевой инструктаж по утверждённым для каждого вида работ с повышенной опасностью инструкциям по охране труда и фиксирует его в журнале.

Переходим к требованиям охраны труда при техобслуживании, ремонте и проверке технического состояния транспортных средств, работающих на газовом топливе. В Правилах воспроизведены требования охраны труда, содержащиеся в ПОТ Р М-027-2003. При этом ряд положений ПОТ Р М-027-2003 изменён и актуализирован.

Так, Правилами не ставится в зависимость от дополнительных условий возможность одновременного проведения техобслуживания, ремонта и проверки технического состояния транспортных средств, работающих на газовом и нефтяном топливе, не установлен порядок перевода работы двигателя АТС на нефтяное топливо, отсутствуют дополнительные требования к помещениям, в которых должна проводиться регулировка приборов газовой системы питания.

Отмечу, что в Правилах не нашли отражения пункты 2.1.2.4 (алгоритм выполнения работ по техобслуживанию, ремонту и проверке технического состояния АТС) и 2.1.2.8 ПОТ Р М-027-2003 (требования к газопроводам).

Из требований охраны труда, предъявляемых к мойке транспортных средств, агрегатов, узлов и деталей исключено:

— требование, касающееся особого порядка мойки деталей двигателей, работающих на этилированном бензине;
— указание на предельно допустимые нагрузки для работников при подъёме и перемещении агрегатов и деталей.

Данные требования регламентированы в 59н приказе за счёт отсылки к Правилам по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов (пункты 32 и 33), утверждённым приказом Минтруда России от 17.09.2014 г. № 642н. А также в Правилах не нашёл отражения пункт 2.1.3.9 ПОТ Р М-027-2003, определяющий действия мойщика АТС по окончании работы.

В Правилах требования, содержащиеся в ПОТ Р М-027-2003 в части требований охраны труда при выполнении слесарных и смазочных работ закреплены посредством отсылки к Правилам по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями (пункты 37-42), утверждённым приказом Минтруда России от 17.08.2015 г. № 552н. В Правилах не нашли отражения пункты 2.1.4.6-2.1.4.11, 2.1.4.14, 2.1.4.17 и 2.1.4.18 ПОТ Р М-027-2003, касающиеся работы с инструментом и приспособлениями.

При проверке технического состояния транспортных средств и их агрегатов новые Правила воспроизводят требования, содержащиеся в ПОТ Р М-027-2003 в несколько изменённой и актуализированной форме. Правилами уточнено, что проверять техническое состояние АТС следует с использованием стояночного тормоза и при выключенном двигателе. При этом в качестве исключения рассматривается только случай опробования тормозов АТС и особо отмечено, что пускать двигатель и трогать АТС с места разрешено только после регулировки тормозов.

Отметим также, что в Правилах не нашли отражения следующие пункты ПОТ Р М-027-2003:

— 2.1.5.3 (необходимость проверять номенклатуру и исправность инструмента и приспособлений, выдаваемых водителю);
— 2.1.5.10 (оборудование рабочего места оператора);
— 2.1.5.11 (освещение контрольных приборов);
— 2.1.5.12 (необходимость использования местной вытяжной вентиляции при работе на диагностических и других постах).

Правилами внесены существенные изменения в раздел, регламентирующий требования охраны труда при работе с аккумуляторными батареями. В данном разделе Правил также содержится бланкетная норма и отсутствует отдельный раздел, посвящённый вопросам электробезопасности. Требования, связанные с эксплуатацией электроустановок, определены приказом Минтруда России от 24.07.2013 г. № 328н (далее -ПОТЭЭ). Требования к группам по электробезопасности определены в приложении № 1 (пункты 2.1-2.8 ПОТЭЭ). Обращаю внимание, что группу III по электробезопасности разрешается присваивать работникам только после достижения 18-летнего возраста.

Правилами установлен ряд новых требований, касающихся:

— использования знаков безопасности и приточно-вытяжной вентиляции в аккумуляторных помещениях (п.п.135 и 136 Правил);
— оборудования, которое должно находиться в аккумуляторном помещении (п.137 Правил);
— выполнения работ по пайке пластин в аккумуляторном помещении (п.149 Правил).

В Правилах воспроизведены требования охраны труда при выполнении медницких работ, содержащиеся в ПОТ Р М-027-2003, а ряд положений изменён и актуализирован:

— не содержится запрет на опускание цинка в соляную кислоту при травлении;
— уточнено, что металлические ёмкости, в которых хранится расходуемый припой, должны быть оснащены крышками;
— не предусмотрена необходимость ведения специального журнала, в котором должны отражаться сведения о проверке на прочность и герметичность паяльных ламп (необходимость ведения журнала, куда заносятся результаты осмотров, ремонта, проверок, испытаний и технических освидетельствований инструмента, предусмотрена п.35 Правил по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями);
— уточнены требования к предохранительным клапанам, которыми должны снабжаться паяльные лампы;
— не содержится запрет на использование для заправки паяльной лампы этилированного бензина (при этом отмечено, что работать можно только с той паяльной лампой, которая прошла и периодическую проверку, и контрольные испытания).

Отмечу ещё несколько моментов:

— в Правилах не нашли отражения пункты 2.1.7.7, 2.1.7.11 и 2.1.7.12 ПОТ Р М-027-2003, касающиеся работы на молоте и уборки рабочего места от горячих поковок и обрубков металла;
— в ПОТ Р М-027-2003 в одном подразделе содержатся требования охраны труда при медницко-жестяницких и при кузовных работах; в свою очередь, в Правилах медницким работам посвящён отдельный раздел;
— в Правилах не отражён пункт 2.1.8.24 ПОТ Р М-027-2003, посвящённый правилам работы с паяльными лампами.

В Правилах закреплены новые требования:

— об испытаниях отремонтированных радиаторов (п.171 Правил);
— об условиях хранения на рабочих местах кислоты и каустической соды (п.173 Правил);
— о плавке свинца и цветных металлов (п.176 Правил).

В разделе, посвящённом правилам выполнения жестяницких и кузовных работ, также есть новые требования:

— о безопасности при прокатывании металла через станки и ручной резке (рубке) металла (п.п.190 и 191 Правил);
— о необходимости соблюдения требований охраны труда, содержащихся в Правилах по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями и Правилах по охране труда при работе на высоте (п.п.193 и 194 Правил);
— в Правилах не нашли отражения пункты 2.1.8.8 и 2.1.8.12 ПОТ Р М-027-2003, посвящённые запретам при выполнении жестяницких и кузовных работ, а также использованию абразивного инструмента в зачистной машинке.

Содержатся бланкетные нормы:

— при работе с электрифицированным и абразивным инструментом должны соблюдаться требования Правил по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями (приказ Минтруда России от 17.08.2015 г. № 552н);
— работы, выполняемые с применением средств подмащивания и лестниц-стремянок, должны производиться в соответствии с требованиями Правил по охране труда при работе на высоте (приказ Минтруда России от 28.03.2014 г. № 155н).

Правилами предусмотрено использование:

— СИЗ глаз, лица и рук при очистке деталей ручными или механизированными металлическими щётками;
— СИЗ рук при при вырезке повреждённых мест следует опиливать острые углы, края и заусенцы деталей и при работе с листовым металлом.

Непосредственно в Правилах требования охраны труда при выполнении сварочных работ не содержатся, поскольку во избежание дублирования правовых норм используется бланкетная норма, предусматривающая необходимость соблюдения Правил по охране труда при выполнении электросварочных и газосварочных работ (приказ Минтруда России от 23.12.2014 г. № 1101н). В ПОТ Р М-027-2003 требования ОТ при проведении сварочных работ содержатся в п.п.2.1.9.1-2.1.9.53.

Изменён и актуализирован раздел правил в части выполнения требования охраны труда при выполнении вулканизационных и шиноремонтных работ. В Правилах не содержится:

— требование о необходимости заземления станков для шероховки (очистки) повреждённых мест;
— запрет на использование этилированного бензина для приготовления резинового клея.

В Правилах содержатся новые требования, касающиеся:

— установки и снятия шин грузового транспортного средства (автобуса) (п.200 Правил);
— работы с варочными мешками (п.п.205 и 206 Правил).

В требованиях охраны труда при выполнении шиномонтажных работ в Правилах не нашли отражения пункты ПОТ Р М-027-2003:

— 2.1.11.3 (правила отворачивания гаек крепления спаренных бездисковых колес для их снятия);
— 2.1.11.9 (подкачка шин без демонтажа);
— 2.1.11.11 (необходимость наличия на участке накачивания шин манометра или дозатора давления воздуха);
— 2.1.11.15 ПОТ Р М-027-2003 (работа с пневматическим стационарным подъемником).

В Правилах в отличие от ПОТ Р М-027-2003 отсутствуют:

— требования, определяющие порядок накачки шин;
— не содержится указания на профессию работника, выполняющего накачивание и подкачивание шин.

Кроме того, Правилами уточнён перечень запретов, которые необходимо соблюдать при выполнении шиномонтажных работ, — например:

— установлен запрет на использование отвёрток, шила или ножа для изъятия из шины посторонних предметов;
— исключён запрет на перекатывание вручную колес, дисков и шин.

Требования охраны труда при выполнении окрасочных и противокоррозионных работ в Правилах содержатся также в актуализированном виде. В Правилах в отличие от ПОТ Р М-027-2003:

— не содержится указаний, определяющих место расположения аварийной кнопки «СТОП»;
— не содержится отдельных указаний по вопросам работы с нитрокрасками;
— исключён запрет, касающийся хранения пищевых продуктов и приёма пищи на рабочих местах, что не означает предоставления работнику права принимать пищу на рабочем месте;
— исключено требование, касающееся необходимости оборудования данных помещений средствами пожарной защиты;
— допускается использование органических сорбентов для удаления пролитых на пол красок и растворителей.

В Правилах воспроизведены требования охраны труда при выполнении обойных работ ПОТ Р М-027-2003.

Необходимо отметить, что в разделе IV «Требования охраны труда, предъявляемые к осуществлению производственных процессов» Правил отсутствуют содержащиеся в ПОТ Р М-027-2003 требования охраны труда по вопросам:

— освидетельствования газовых баллонов и испытания топливных систем автомобилей, работающих на газовом топливе (раздел 2.1.14);
— выполнения работ по обслуживанию котлов (раздел 2.1.15);
— выполнения работ на станках (раздел 2.2).

Правилами определено, что при работе с топором (тесание, отеска пиломатериала) ступни ног работника должны быть поставлены на расстоянии не менее 30 см друг от друга.

В Правилах содержится бланкетная норма, обязывающая при механической обработке древесины соблюдать требования Правил по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при проведении лесохозяйственных работ (приказ Минтруда России от 02.11.2015 г. № 835н).

Двигаемся далее. Один из самых объёмных разделов Правил посвящён требованиям по охране труда при эксплуатации транспортных средств. Сразу же бросается в глаза пункт 251, которым на работодателя возлагается обязанность обеспечения оптимального режима труда и отдыха водителей (статья 329 Трудового кодекса РФ) в части продолжительности их работы и отдыха, в том числе на основе использования в установленном порядке тахографов (постановление Правительства РФ от 23.11.2012 г. № 1213 «О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правил их использования, обслуживания и контроля их работы»).

Правилами определены случаи, допускающие пуск двигателя АТС, с помощью пусковой рукоятки, — неисправность стартера и пуск «холодного двигателя». Кроме того, уточнено, что именно следует понимать под обхватом пусковой рукоятки. Специалисты по охране труда, являющиеся автомобилистами уже шутят на эту тему, но мы будем реалистами. Основу автопарков многих предприятий составляют раритеты времён брежневского «застоя».

Пункт 256 Правил устанавливает обязанность работодателя:

— обеспечить выпуск на линию технически исправных транспортных средств, укомплектованных огнетушителями и аптечками для оказания первой помощи в соответствии с установленными нормами (постановление Совета Министров — Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090 «О Правилах дорожного движения»);
— провести инструктаж по охране труда водителю перед выездом об условиях работы на линии и особенностях перевозимого груза, а при направлении водителя в длительный (продолжительностью более одних суток) рейс укомплектовать транспортное средство исправными металлическими козелками (подставками), лопатой, буксирным приспособлением, предохранительной вилкой для замочного кольца колеса, цепями противоскольжения (в зимнее время).

Отмечу, что обеспечение режима труда и отдыха является обязанностью работодателя, вследствие чего направление водителя в рейс без отдыха не отражено в Правилах в качестве отдельного запрета для работодателя, но подразумевается таковым. В пункте 257 лишь установлен запрет направлять водителя в рейс, если техническое состояние транспортного средства и дополнительное оборудование не соответствуют требованиям Правил дорожного движения.

Правилами уточнён статус работника, ответственного за обеспечение соблюдения требований охраны труда при совместной работе водителей. При направлении в рейс водителей двух и более АТС для совместной работы на срок более двух суток работодатель должен назначить работника — старшего группы, ответственного за обеспечение соблюдения требований охраны труда. Выполнение требований этого работника обязательно для всех водителей группы транспортных средств.

Правилами установлен безусловный запрет на проезд лиц, сопровождающих грузы, вне кабины грузового АТС.

Правила не требуют ставить под колёса АТС, стоящего на уклоне, специальные упоры (башмаки). При остановке транспортного средства должна быть исключена возможность его самопроизвольного движения следующим образом:

— выключено зажигание или прекращена подача топлива;
— рычаг переключения передач (контроллера) установлен в нейтральное положение;
— транспортное средство заторможено стояночным тормозом.

В Правилах уточнены действия водителя при проведении сцепки автомобиля и прицепа, но не описаны действия водителя при сцепке автопоезда.

Правилами определены требования к установке домкрата. Под домкрат необходимо подкладывать деревянную выкладку (шпалу, брусок, доску толщиной 40-50 мм) площадью больше площади основания корпуса домкрата. Имеет смысл, позаботится о наличии выкладок заранее и периодически проверять их состояние.

В Правилах не нашли отражения следующие пункты ПОТ Р М-027-2003:

— 2.3.1.5 (право на управление АТС на территории организации);
— 2.3.1.9 (составление графика движения по времени на движение и стоянку АТС);
— 2.3.1.12 (организация дежурства при остановке на отдых вне населённых пунктов);
— 2.3.1.15 и 2.3.1.16 (перевозка людей в кабине и кузове АТС, поскольку она запрещена);
— 2.3.1.17 (выявление грубых нарушений при погрузке или разгрузке грузов);
— 2.3.1.25 (соединительные штанги и электропровода АТС и прицепов), 2.3.1.29 (аварийная остановка);
— 2.3.1.34 (постановка АТС на стоянку);
— 2.3.1.35 (подача АТС назад);
— 2.3.1.36 (работа на строительных площадках);
— 2.3.1.37 (движение на поворотах автомобиля-цистерны);
— 2.3.1.39 (буксировка неисправных АТС);
— 2.3.1.40 (предотвращение возникновения пожара на АТС);
— 2.3.1.42 (работа автокрана);
— 2.3.1.43 и 2.3.1.44 (требования безопасности при заправке и на заправочных пунктах).

В требованиях охраны труда при эксплуатации транспортных средств, работающих на газовом топливе, отсутствуют следующие запреты:

— оставлять в промежуточном положении расходные вентили;
— применять дополнительные рычаги для закрытия или открытия расходных, магистрального и наполнительного вентилей.

В Правилах не содержатся требования следующих пунктов ПОТ Р М-027-2003:

— 2.3.4.4 (действия после ночной или длительной стоянки);
— 2.3.4.7 (запрет на работу двигателя АТС, работающего на смеси бензина и газа);
— 2.3.4.8 (постановка АТС на длительную или ночную стоянку);
— 2.3.4.13 (действия водителя при работе двигателя с хлопками).

При движении транспортных средств по ледовым дорогам и переправам через водоёмы в Правилах сделан акцент на недопустимости движения по ледовым переправам как рейсовых автобусов с пассажирами, так и АТС, перевозящих работников. Правилами не установлены требования к тросу, который должен использоваться для отбуксировки к берегу неисправных АТС, хотя ПОТ Р М-027-2003 такие требования устанавливали и трос должен был быть длиной не менее 50 м. В Правилах также отсутствуют требования пунктов ПОТ Р М-027-2003:

— 2.3.3.5 (действия водителя при обнаружении трещин на ледовой переправе);
— 2.3.3.10 (провоз взрывоопасных, горючих, ядовитых веществ и других опасных грузов);
— 2.3.3.11 (обеспечение безопасности во время движения по ледовым переправам, автозимникам и переправам);
— 2.3.3.13-2.3.3.16 (требования к бродам и переправе через броды).

В Правилах содержится бланкетная норма, предусматривающая обязательность соблюдения требований Правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов (приказ Минтруда России от 17.09.2014 № 642н) и Правил перевозки грузов автомобильным транспортом (постановление Правительства РФ от 15.04.2011 № 272). В ПОТ Р М-027-2003 требования охраны труда при проведении погрузочно-разгрузочных работ содержатся в разделе 2.4 «Погрузка, разгрузка и перевозка грузов».

В Правилах воспроизведены требования ПОТ Р М-027-2003, предъявляемые к контейнерным перевозкам за исключением пунктов:

— 2.4.4.2 (обязанность водителя осматривать погруженные контейнеры);
— 2.4.4.3 (требование к очистке крыш контейнеров);
— 2.4.4.4 (требования к ручной строповке (расстроповке) контейнеров);
— 2.4.4.6 (требования к габаритам перевозимых контейнеров).

В части хранения транспортных средств в соответствии с Правилами необходимо будет разработать и утвердить работодателем схему расстановки АТС. В Правилах в качестве запрета не рассматривается установка в помещениях для стоянки АТС предметов и оборудования, которые могут препятствовать быстрой эвакуации АТС в случае пожара или других стихийных бедствий. Впрочем, данный запрет вытекает из общих требований охраны труда. Не нашли отражения в Правилах следующие пункты ПОТ Р М-027-2003:

— 2.5.7 (действия перед пуском двигателя АТС, работающего на КПГ);
— 2.5.14 (особенности подогрева газовых коммуникаций при безгаражном хранении автомобилей, работающих на КПГ или ГСН);
— 2.5.15 (требования к оснащению мест хранения АТС).

В раздел V «Требования охраны труда при эксплуатации транспортных средств» Правил не вошли требования ОТ при эксплуатации АТС в отрыве от основной базы (раздел 2.3.5 ПОТ Р М-027-2003), а в Правила в целом — положения раздела 6 «Требования к техническому состоянию и оборудованию АТС» ПОТ Р М-027-2003.

Общие требования охраны труда, предъявляемые к размещению и хранению материалов, оборудования, комплектующих изделий и отходов производства содержат сразу несколько бланкетных норм:

— при размещении и хранении материалов, оборудования, комплектующих изделий и отходов производства необходимо соблюдать требования Правил и других нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе Правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов (приказ Минтруда России от 17.09.2014 № 642н);
— при хранении баллонов с газами должны соблюдаться требования, содержащиеся в Правилах по охране труда при выполнении электросварочных и газосварочных работ (приказ Минтруда России от 23.12.2014 г. № 1101н).

В Правилах не отражены пункты Р М-027-2003:

— 5.1.1-5.1.6 (общие требования к материалам и правилам работы с ними);
— 5.1.9 (наличие отдельного помещения для хранения и приготовления моющих и дезинфицирующих растворов, используемых для санитарной обработки АТС);
— 5.1.17 (запрет на совместное хранение отдельного оборудования и материалов).

Правилах воспроизведены требования, содержащиеся в ПОТ Р М-027-2003 в части хранения и использования антифриза кроме пунктов:

— 5.3.6 (хранение тары с отработанным антифризом);
— 5.3.10 (правила заливки антифриза);
— 5.3.11 (правила гигиены при работе с антифризом).

В заключительных положениях определено, что Федеральный государственный надзор за соблюдением требований Правил осуществляют должностные лица Роструда (государственных инспекций труда (далее — ГИТ) в субъектах РФ).

Таким образом, можно сделать вывод, что содержание Правил по охране труда на автомобильном транспорте, утверждённых приказом Минтруда России от 06.02.2018 г. № 59н, во многом аналогично Межотраслевым правилам по охране труда на автомобильном транспорте, утверждённым постановлением Минтруда России от 12.05.2003 г. № 28, но есть ряд особенностей:

— требования, содержащиеся в ПОТ Р М-027-2003, изменены и актуализированы с учётом требований действующего законодательства РФ;
— в Правилах по охране труда на автомобильном транспорте содержатся бланкетные (отсылочные) нормы;
— Правила дополнены рядом новых требований, обусловленных совершенствованием правового регулирования и направленных на обеспечение безопасности работников (например, требования, касающиеся необходимости оформления наряда-допуска на выполнение работ с повышенной опасностью).

Спасибо всем, кто смог осилить написанное выше. Вы упорны, терпеливы и любопытны, а это залог успеха в достижении высокого уровня профессиональной компетентности!

Далее я отвечу на несколько самых типичных вопросов, возникающих при введении любых новых правил:

1. Что делать с работниками?
2. Что делать с документами?

До 27 сентября нужно спланировать и провести следующие мероприятия:

— разработать и утвердить инструкции по охране труда;
— разработать и утвердить программы инструктажа на рабочем месте и обучения по охране труда;
— внеплановый инструктаж по охране труда для работников;
— внеочередную проверку знаний по охране труда для руководителей, ответственных лиц и специалистов.

Не забудьте про средства индивидуальной и коллективной защиты. Нужно будет актуализировать нормы выдачи защитных средств, отразив изменения в локальных нормативных актах (инструкциях, приказах, положениях, стандартах организации). В программу инструктажа и инструкции по охране труда нужно будет включить сведения о коллективных средствах защиты согласно Правилам по охране труда при размещении, монтаже, техническом обслуживании и ремонте технологического оборудования (утв. приказом Минтруда от 23.06.2016 г. № 310н).

В Правилах установили требование — знакомить работника с положенными средствами индивидуальной защиты при заключении трудового договора. Поэтому на вводном инструктаже расскажите, какие именно СИЗ положены.

В программу не нужно включать перечень СИЗ, укажите отраслевые нормы выдачи. Пропишите в ней отдельный пункт «Ознакомление работника с нормами бесплатной выдачи СИЗ». Если такая информация есть, не переделывайте программу. На инструктаже покажите новому работнику пункт в нормах выдачи и перечислите указанные СИЗ со сроками носки. По просьбе работника предоставьте выписку из норм выдачи или разместите информацию в доступном месте — например, на стенде по охране труда.

На вводном инструктаже расскажите работнику о том, что в организации оборудовали санитарно-бытовые помещения, помещения для приёма пищи, помещения для предрейсового медосмотра, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки. Расскажите, где размещены посты с аптечками первой помощи, огнетушители и пожарные щиты. Разъясните запрет на курение на территории организации и в автомобиле.

Продолжая тему обучения работников, обращаю внимание, что водитель относится к категории рабочих, к которым предъявляют повышенные требования к профессиональному отбору (приказ Минтранса от 15.01.2014 г. № 7). Его специфические знания и навыки подтверждают водительским удостоверением на право управления транспортным средством с соответствующей категорией (ст. 65 ТК).

Работодатель организует повышение квалификации водителей (ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Ежегодно повышение водительского мастерства проводят только для сотрудников автотранспортных организаций, поднадзорных Минтрансу. Например, водители общественного транспорта. До того момента, как примут профессиональный стандарт, остальные организации сами определяют периодичность повышения квалификации для водителей. Держите руку на пульсе и будьте готовы!

С 1 сентября 2018 года действует приказ Минобрнауки от 01.03.2018 г. № 161, который утвердил новые программы повышения квалификации для водителей (далее — Программы повышения квалификации). Повышение квалификации водители могут проходить только в обучающих организациях дополнительного профессионального образования (ч. 2 и 6 ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Обучение могут проводить только те организации, у которых имеется действующая лицензии на образовательную деятельность в области дополнительного профессионального образования.

Во время первичного инструктажа работнику рассказывают, какие мероприятия предпринимают для снижения уровня вредных и опасных воздействий производственных факторов. Разработчику нужно добавить в программу инструктажа мероприятия по снижению влияния физических и нервно-психических перегрузок.

По новым правилам к организации труда водителей предъявляют дополнительные требования. Разработчик должен включить в программы инструктажа и обучения специальные требования охраны труда, предъявляемые:

— к производственным территориям и организации рабочих мест;
— площадкам для хранения транспортных средств;
— размещению технологического оборудования;
— технологии производственных процессов;
— эксплуатации транспортных средств;
— размещению и хранению материалов, оборудования, комплектующих изделий и отходов производства.

В Программах повышения квалификации опубликовали подробный материал по оказанию первой помощи пострадавшим. Руководствуйтесь им при обучении и разработке инструкций по охране труда.

В программу инструктажа и обучения нужно включить информацию о средствах коллективной защиты. Если этого не сделать, организацию могут оштрафовать по части 1 статьи 5.27.1 КоАП на сумму до 80 000 рублей... Поэтому служба охраны труда проверяет, чтобы разработчик программ инструктажа и обучения включил в них сведения из пунктов 84–89 Правил № 310н.

Проведите с водителями внеплановый инструктаж по охране труда, затем внеочередную проверку знаний не позднее 27.09.2018 г. (пп. 2.1.6 и 3.3 Порядка обучения по охране труда № 1/29).

Если работодатель допустит необученных водителей к работе, ему грозит штраф до 130 000 рублей по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП. При этом суд может посчитать, что штраф нужно заплатить за каждого необученного работника (решение Московского городского суда от 06.06.2016 по делу № 7–5928/16).

Когда будете готовить приказ о проведении внепланового инструктажа и проверки знаний требований охраны труда по новым Правилам, обязательно предоставьте работникам время на подготовку.

Внеплановый инструктаж проводится руководителем структурного подразделения по вновь разработанной программе первичного инструктажа в объеме внесённых в локальные нормативные акты изменений. В журнал регистрации нужно внести основания — укажите номер и дату приказа.

Внеочередную проверку знаний по охране труда проводят в комиссии организации. Чтобы её провести, после изменения законодательства члены комиссии должны пройти внеочередную проверку знаний в учебном центре (п. 3.3 Порядка обучения по охране труда № 1/29). Только после этого комиссия может провести проверку знаний новых правил у сотрудников организации. В протоколе, в удостоверении по охране труда, в поле «Причина проверки» укажите «внеочередная».

Ну вот и всё, коллеги! В качестве вишенки на торте предлагаем...

Скачать документ бесплатноСКАЧАТЬ ДОКУМЕНТЫ

Инструкция по охране труда для водителя автотранспортного средства

Инструкция по охране труда при техническом обслуживании и ремонте транспортных средств

Форма журнала учёта выдачи нарядов-допусков

Заметку подготовила моя помощница по развитию официальной группы в ВКонтакте Светлана Подберезина.

Если информация была полезна и востребована, чуть ниже ставим рейтинговые звёздочки и отписываемся в комментариях 😉 Спасибо за участие и поддержку!

Продолжение следует ...

Ты хочешь получать информацию,
но ты делаешь это без уважения

Будь моим подписчиком!