Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях

Вопрос от посетителя

Здравствуйте, Антон! Расскажите пожалуйста о специальной оценке условий труда. Мы провели АРМ, и теперь должны проводить СОУТ? Это коснется всех работодателей или только работодателей со вредными условиями труда?

Мы Провели АРМ, и Теперь Должны Проводить СОУТ?

Ответ для посетителя

Приветствую!

Публикую ответ опубликованный в Консультанте Плюс:

См. подробнее...
Минтруд России разработал проект Федерального закона «О специальной оценке условий труда» (далее — Проект), которым предлагается установить единую и обязательную для всех работодателей процедуру специальной оценки условий труда (далее — спецоценка).

Предполагается, что спецоценка заменит аттестацию рабочих мест по условиям труда, производственный контроль и госэкспертизу условий труда. Кроме того, на общественное обсуждение вынесен проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» (далее — Проект о внесении изменений). Данным Проектом, кроме прочего, предложено установить размеры дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, которые будут обусловлены результатами спецоценки.

Условия труда предлагается классифицировать в зависимости от результатов спецоценки.
Напомним, что сейчас работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда (ст. 212 ТК РФ). Аттестация проводится в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н. В соответствии с п. 4 этого Порядка не подлежат аттестации, в частности, рабочие места, на которых работники заняты исключительно на персональных компьютерах и (или) эксплуатируют офисную оргтехнику (подробнее об аттестации рабочих мест см. Путеводитель по кадровым вопросам. Охрана труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда >>>). В случае принятия Проекта такие рабочие места наравне с остальными будут подлежать спецоценке.

Предлагаемый в Проекте порядок проведения спецоценки во многом схож с порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Однако есть и некоторые отличия. В частности, добавлен новый этап оценки — идентификация вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Отметим, что в соответствии с Проектом результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной до его вступления в силу, будут действовать до окончания указанного в них срока, но не позднее чем до 31 декабря 2015 г.

Предполагается, что в рамках подготовки к проведению спецоценки работодатель будет обязан утвердить график проведения работ по спецоценке и создать комиссию, в которую должны входить представители работодателя, представительного органа работников (при его наличии), эксперты и сотрудники аккредитованной организации. Комиссия, в свою очередь, должна будет утвердить перечень рабочих мест, подлежащих спецоценке, в котором должны быть выделены аналогичные рабочие места.

Отметим, что в Проекте предлагается закрепить требования к аккредитованным организациям, эксперты и сотрудники которых могут входить в комиссию. В частности, уставные документы такой организации должны содержать указание на то, что она осуществляет спецоценку в качестве основного вида деятельности, а в штате организации должно быть не менее пяти экспертов, занятых на постоянной основе. Кроме того, аккредитованная организация должна будет страховать свою ответственность за причинение убытков. Предполагается, что до получения аккредитации на проведение спецоценки ее смогут проводить компании, которые ранее были аккредитованы в качестве организации, оказывающей услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда. Данное правило перестанет действовать с 1 января 2019 г.

Комиссия, по общему правилу, будет обязана провести идентификацию вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса на рабочих местах. Для идентифицированных факторов определяется необходимость и объем проведения инструментальных и лабораторных измерений и оценок их соответствия гигиеническим нормативам труда. Если же такие факторы не идентифицированы, то условия труда будут признаваться допустимыми. В этом случае работодатель должен будет подать в государственную инспекцию труда декларацию соответствия условий труда. Данная декларация будет действовать в течение пяти лет и может автоматически продлеваться на тот же срок, если за период ее действия на рабочих местах, в отношении которых была принята такая декларация, не было несчастных случаев и профзаболеваний.

На рабочих местах, на которых заняты работники, чьи профессии (должности) отнесены к профессиям (должностям) с вредными и опасными условиями труда, инструментальные и лабораторные измерения и оценки будут проводиться в отношении вредных и опасных факторов, идентифицированных для данной профессии (должности). При этом идентификация в отношении каждого рабочего места проводиться не будет.

По итогам измерений и оценок условия труда будут классифицированы. В Проекте предусмотрено четыре возможных класса условий труда: оптимальные, допустимые, вредные и опасные. При этом вредные условия труда предлагается разделить на четыре подкласса. Следует отметить, что сейчас в Руководстве Р 2.2.2006-05, утвержденном Роспотребнадзором 29 июля 2005 г., предусмотрена аналогичная классификация условий труда, которая осуществляется, в частности, при аттестации рабочих мест. В случае принятия Проекта классы условий труда, равно как и порядок их установления, будут закреплены на законодательном уровне.

С результатами спецоценки работодатель будет обязан ознакомить работников.
Размер дополнительных страховых взносов предлагают обусловить результатами спецоценки
Напомним, что Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» с 1 января 2013 г. установлены дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд РФ для некоторых категорий плательщиков. Данные законы связывают возможность освобождения от уплаты взносов по дополнительным тарифам с результатами спецоценки. Однако до принятия закона, устанавливающего порядок проведения последней, данные положения применяться не могут. Если Проект будет принят, данную норму можно будет реализовать на практике.

Кроме того, Проектом о внесении изменений предлагается установить новые дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, размер которых будет зависеть от класса условий труда, определенного по результатам спецоценки. Предполагается, что в 2014 г. размер таких тарифов для вредных условий труда может составить от двух до семи процентов в зависимости от подкласса. Для оптимальных и допустимых условий труда данные тарифы будут равны нулю.

С текстом Проекта можно ознакомиться на сайте www.consultant.ru в рубрике "Горячие документы". С текстом Проекта о внесении изменений можно ознакомиться на Едином портале раскрытия информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения.

Получайте анонсы новых заметок сразу на свой E-MAIL