Надо Ли Проходить Предрейсовый Медицинский Осмотр Водителю Погрузчика!

Приветствую, друзья! Приглашаю к обсуждению актуальной темы про предрейсовый медицинский осмотр водителю погрузчика (электропогрузчика, электроштабелёра и т.п.). В данный момент нет однозначного ответа на вопрос о том, надо ли проводить предрейсовый медицинский осмотр данной категории работников, но исходные данные всё же имеются. Давайте разбираться…
медицинский осмотр водителю погрузчика
Всем интересующимся уже известно, что сложность вопроса заключается в новых Правилах по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта, утверждённых приказом № 553н, а именно из-за отсутствие в них указаний на прохождение водителями автопогрузчиков и электропогрузчиков, автокаров и электрокаров предрейсовых медицинских осмотров.
До вступления новых Правил все руководствовались нормативно-техническим документом ПОТ РМ-008-99, они же Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колёсный транспорт), утверждённые постановлением Минтруда РФ от 07.07.1999 г. № 18, в которых установлен порядок касательно предрейсовых медицинских осмотров.
Несмотря на рекомендательный характер ПОТ РМ-008-99, тем не менее ими руководствовались, в том числе в части организации прохождения предрейсовых медицинских осмотров водителями напольного транспорта. О том, что данный документ всё-таки рекомендательного характера, есть как минимум письмо Минтруда от 8 апреля 2016 года № 15-2/ООГ-1372 «О межотраслевых правилах по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт)», с кратким содержанием:

По вопросу, связанному с Межотраслевыми правилами по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт), утверждёнными постановлением Минтруда России от 7 июля 1999 года № 18, не зарегистрированными Минюстом России, поясняем, что указанные правила были разработаны на основе действовавших на тот период времени в Российской Федерации законодательных и иных нормативных правовых актов. Также необходимо отметить, что на момент издания данные правила по охране труда действовали на всей территории Российской Федерации и распространялись на организации независимо от форм собственности и организационно-правовых форм.
В связи с изменением порядка подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации вышеуказанные правила по охране труда требуют их пересмотра и актуализации, в связи с чем в настоящее время они носят рекомендательный характер.
Одновременно информируем о том, что Минтрудом России проводится работа по разработке и актуализации правил по охране труда, в том числе будут пересмотрены вышеуказанные Межотраслевые правила.

Минтруд сказал, Минтруд сделал — мы получили нормативный правовой акт обязательный к применению — Правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта, утверждённые приказом Минтруда России от 27.08.2018 г. № 553н. Единственное, чего не сделал Минтруд, так это не отменил ПОТ РМ-008-99 и Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (конвейерный, трубопроводный и другие транспортные средства непрерывного действия), утверждённые постановлением Минтруда РФ от 17.06.2003 г. № 36. По причинам известным только Минтруду, оба документа действуют и по ныне, причём последний входит в проверочный лист № 60 (охрана труда при работах по эксплуатации технологического транспорта).
Каких-либо вопросов по предрейсовым осмотрам водителей погрузчиков в проверочных листах нет, даже в проверочном листе № 72 (охрана труда при работах по эксплуатации внутризаводского транспорта), в котором отсылка идёт на недействующие Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте, утверждённые постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 12.05.2003 г. № 28. В новых Правилах по охране труда на автомобильном транспорте, утверждённых приказом Минтруда России от 06.02.2018 г. № 59н, также нет никаких указаний по предрейсовым для водителей напольного колёсного промышленного транспорта.
В сложившейся ситуации ПОТ РМ-008-99 можно применять в части, не противоречащей как минимум требованиям новых Правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта. Учитывая, что в последних нет ничего по предрейсовым медосмотрам, ПОТ РМ-008-99 как бы актуальны в этой части. Ключевые слова «можно» и «как бы актуальны».
В итоге на весах у нас действующий НПА и добровольный НТД — выбор за вами 😉
Нисколько не удивлюсь, если какой-нибудь инспектор ГИТ, например Питерской ГИТ, которая любит нагибать бизнес всеми правдами и неправдами, против всех законов физики выпишет предписание с ссылкой на ПОТ РМ-008-99. В случае чего, суд расставит все точки на «Е». Опять-таки, если суд будет беспристрастен.
Во всей этой истории есть подводный камень под видом законодательства о безопасности дорожного движения, в котором я не мастак. Если в случае с ГИТ карта будет бита, то при проверке соответствующим надзорным органом, возможно будут вопросы. Тут всё крутится вокруг слова «транспорт».
На эту тему моя помощница по развитию официальной группы в ВК Светлана Подберезина подготовила что-то вроде памятки с названием «ПРО ПОГРУЗЧИКИ И ПРОЧУЮ ЛАБУДУ» 🙂

Смотрим ст. 213 ТК:
Работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года — ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.
Настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для отдельных категорий работников могут устанавливаться обязательные медицинские осмотры в начале рабочего дня (смены), а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены). Время прохождения указанных медицинских осмотров включается в рабочее время.
Предусмотренные настоящей статьей медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счёт средств работодателя.
В п.1 ПОТ при эксплуатации промышленного транспорта, утв. приказом Минтруда России от 27.08.2018 г. № 553н указано, что автопогрузчики и электропогрузчики, автокары и электрокары, грузовые тележки, вагонетки являются напольным колёсным промышленным транспортом.
Разберёмся с понятиями. Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в ст. 2 устанавливает следующие понятия:
транспортное средство — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нём;
водитель транспортного средства — лицо, управляющее транспортным средством (в том числе обучающее управлению транспортным средством). Водитель может управлять транспортным средством в личных целях либо в качестве работника или индивидуального предпринимателя.
Ст. 23 в этом же документе устанавливается, что медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя в числе прочего обязательные предварительные, периодические (не реже одного раза в два года), предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры.
Смотрим Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утв. приказом Минздрава России от 15.12.2014 г. № 835н.
В соответствии с п.4 предсменные, предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения. В соответствии с п.6 Порядка, обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб. Таким образом, законодательством РФ каких-либо исключений не предусмотрено.

В контексте данной памятки можно посмотреть на вопрос и с такой стороны. Согласно правилам государственной регистрации, постановке на учёт подлежит транспорт с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) ёмкостью более 50 куб. см. или с электродвигателем мощностью более 4 кВт. Соответственно если на балансе организации напольный колёсный промышленный транспорт по своим характеристикам не подлежит регистрации в Государственной инспекции безопасности дорожного движения, то какого лешего представителям этого ведомства идти в организацию с проверкой? В таком положении, наш «подводный камень» смывает.
А как обстоят дела с предрейсовыми осмотрами водителей напольного колёсного транспорта у вас в организации? Поделитесь, если не жалко, в комментариях! За рейтинговые звёздочки тоже спасибо 😉
Продолжение следует …

Оцените этот материал
4.94 / 67
Добавить в избранное
Добавить комментарий

Error messages

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю своё согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

  1. Оксана PRO+

    Вот, что есть:
    Письмо Роструда от 10.08.2023 № ПГ/16443-6-1.

  2. Наталья

    Доброго времени суток! Подскажите, пожалуйста, можно ли проводить предрейсовые медицинские осмотры методом телемедицины. Есть ли на данный момент правовая база? Если да, то какая? И не будет ли проблем с ГИБДД при проверке путевых листов с электронной подписью врача?

  3. Алена

    Здравствуйте. Зашли в тупик по вопросам предрейсовых осмотров для сотрудников, которые не являются водителями, но используют ТС организации с целью передвижения по объектам. Опасные грузы не перевозят. Разъезжает группа диагностов. В федеральных законах все написано расплывчато. Нужны ли предрейсовые осмотры для работников, основные должности которых совмещены с должностью водителя или просто за ними закреплен автомобиль (без указания в штатной расстановке)? И если не нужны, то на такие нормативные документы ссылаться?

    • Сергей

      С точки зрения правил дорожного движения «»Водитель» — лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.» Не зависимо от его должности (профессии). Путевой лист обязательно должен выписываться для бухучета, а в нем обязателные ревизиты, в том числе отметка о предрейсовом медосмотре.

      Ответить
  4. Дмитрий Стогниенко

    Водитель погрузчика допускается к управлению самоходной машиной с отметкой «автопогрузчик» (не предназначенной для движения по дорогам общего пользования) органами Ростехнадзора, а не к управлению транспортным средством органами ГИБДД.

    • Игорь

      Только не Ростехнадзора, а Государственной технической инспекции. Это другой орган.

      Ответить
  5. Алексей

    Господа, а если бульдозерная техника эксплуатируется в закрытом песчаном карьере. Без выезда на какие либо дороги и без доступа другой техники. Обустройство отвалов.

    • Светлана Борисевич

      Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.

      Ответить
  6. Хромов Василий

    У нас проходит предсменный медосмотр, тут без вариантов. И не надо ничего выдумывать: если придавит кого-нибудь, у прокурора будет много вопросов.

    • Антон Хабиров PRO+

      Прокурор, как и судья, в априори должны руководствоваться минюстовскими документами, а именно нормативными правовыми актами. Всё остальное на языке закона словоблудие.

      Ответить
    • Хромов Василий

      Словоблудием Вы занимаетесь. Я же сказал, что «без вариантов».

      Ответить
    • Антон Хабиров PRO+

      Да, Вы же сказали…) Аргумент, однако. Теперь в суде будут ссылаться на эксперта Василия Хромова, потому что он же сказал, что «без вариантов».

      Ответить
  7. Андрей

    При изучении новых правил возникли вопросы об оформлении путевых листов, прохождении предрейсового медицинского осмотра и необходимости ответственных за безопасную организацию работы промышленного транспорта. Сам ничего не понял обратился в Минтруд РФ за разъяснениями. После разъяснения легче не стало. Если кто-то поймет этот ответ, пожалуйста, разъясните мне.

    • Виталий

      Пришлите ответ Минтруда и мне. Спасибо!
      shapowalov.v@yandex.ru

      Ответить
    • Ярославна

      Отправьте, пожалуйста, данное письмо мне электронную почту Lada190@ngs.ru
      Спасибо.

      Ответить
    • Лариса Вострикова (Токарева)

      Пришлите, пожалуйста это письмо мне на электронную почту vostrikova0377@mail.ru. Спасибо.

      Ответить
  8. Виктор Ш

    На нашем предприятие все кто получает путевой лист проходят предрейсовый медосмотр. В обязательном порядке.

  9. Роман

    К слову о новых ПОТ, в них также отсутствует информация о необходимости водителю электропогрузчика иметь квалификационную группу по электробезопасности не ниже второй.

    • Светлана Борисевич

      Так а зачем оно там? Развели же электробезопасность и ОТ. Необходимость присвоения группы или отсутствие таковой определяет отвтетственное за ЭХ лицо. Раскидывает по спискам и утверждает у руководителя. Ну можете еще профстандарт глянуть и ЕТКС.

      Ответить
    • Роман

      Просто в старых правилах это требование четко прописано, как и предрейсовые медосмотры. А по новым правилам получается, что необходимости в присвоении группы II по ЭБ уже нет!?

      Ответить
  10. А.Г. PRO+

    Добрый день. Еще прохождение ПМО установлено Пр. 302н: 27.14. Минитрактора, мотоблоки, автопогрузчики, электрокары и т.п. Т.е., если внутризаводской транспорт подходит под эти определения, то уйти от ПМО не получится, даже в суде.

    • Светлана Борисевич

      302н приказ регламентирует предрейсовые медосмотры?

      Ответить
    • А.Г. PRO+

      Да, верно, не регламентирует. Что-то я увлекся, просто у меня сейчас решается быть или не быть погрузчику, вот на этой волне и черканул (не в тему).

      Ответить
    • Светлана Борисевич

      На генеральном директоре будете грузы перемещать?)

      Ответить
    • Антон Хабиров PRO+

      Добрый день. А речь и не идёт о медицинских осмотрах по приказу 302н. Понятно, что по 302н данной категории работников необходимо проходить медицинский осмотр.

      Ответить
  11. Ираида Анальевна Шишина

    В тексте заметки ошибка — по предсменным медосмотрам Приказа Минздрава России 835н, а не 85

    • Антон Хабиров PRO+

      Спасибо, поправил.

      Ответить
  12. Марина

    «транспортное средство — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нём;»
    Ключевое слово — «дорога».
    Дорога — это путь сообщения, предназначенный для перемещения технических средств и людей. Дорога, исходя из вида транспорта, по ней движущегося, может быть автомобильной или железнодорожной. Автомобильная дорога — это часть транспортной инфраструктуры, которая предназначена для движения механических транспортных средств и включает в себя связанные конструктивные элементы (дорожные покрытия и полотно) и искусственные инженерные сооружения, а также участки земли, на которых они расположены.
    Т.е. водители погрузчиков мощностью более 4кВт и, тем более, менее мощной техники, использующихся, например, в гипермаркетах, складах (без выезда на внутренние дороги) не подпадают под Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

    • Андрей

      Представьте: Вы работаете в Гипермаркете, Ваша машина на служебной стоянке никого не трогает, а водитель погрузчика царапает крыло Вашей машины, потому, что «электропогрузчик может ездить ВЕЗДЕ» — Ваша фраза.
      Вы приходите в страховую компанию, говорите, что это не ДТП, так как там дороги нет, но Вам по страховке нужно крыло отремонтировать. По Вашей логике страховая компания скажет, что это же не ДТП и предложит Вам судиться с водителем не технического средства (погрузчика) который повредил Вашу машину не на дороге.

      Ответить
    • Игорь

      Страховая именно так и скажет, если стоянка на закрытой территории, а не парковка у дороги общего пользования. Вы в курсе, что ГИБДД не оформляет ,как ДТП, столкновения или наезды на препятствие на закрытых территориях предприятий? И что для перемещения только по территории организации не требуется регистрация ТС в органах ГИБДД, если это ТС никогда не выезжает на дороги и территории общего пользования. Марина пишет правильно все.

      Ответить
    • Андрей

      В Вашем определении «Дорога — это путь сообщения, предназначенный для перемещения технических средств и людей» ключевыми словами являются технических средств (погрузчик) и людей. Если произойдет наезд погрузчиком на человека, при квалификации несчастного случая Вы будете квалифицировать как «Контактные удары при столкновении с движущимися предметами и машинами (п. 4.1)» или все-таки «Транспортные происшествия на наземном транспорте (п. 1.4)» ?

      Ответить
    • Светлана Борисевич

      А на складе погрузчики ездят хаотично или по специально выделенным путям?

      Ответить
    • Марина

      На складе не работала, но полагаю, что выделенные пути в помещении, в любом случае не подпадают под определение дороги. В гипермаркете, в котором, конечно, также есть складские помещения, электропогрузчик может ездить ВЕЗДЕ. Это не проезды, не дороги — это аллеи магазина.

      Ответить
    • Андрей

      Зачем Вы комментируете вопросы которых не знаете? А Вы вообще инженер по охране труда? Что такое аллеи магазина — это сленг или термин?

      Ответить