Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях

Приветствую, уважаемые друзья! Сегодня у меня для вас аналитическая информация по пожарной безопасности, а именно о правилах противопожарного режима, утверждённых постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390. Но из данных правил рассматривается только один раздел, посвящённый требованиям к инструкции о мерах пожарной безопасности.

Автор материала наш коллега, один из первых читателей Блога Шумик Владимир Яковлевич.

+ 1000 к удачи тому, кто осилит статью 😉

fire

О Правилах противопожарного режима.

Мне, будучи уже более 20 лет специалистом по охране труда, разумеется, приходиться заниматься и вопросами обеспечения пожарной безопасности в организации. С высоты проработавших лет констатирую, что на сегодняшний день нормативно-правовая база по пожарной безопасности в организациях, несовершенна. Давайте вместе проанализируем один из главных документов по пожарной безопасности «Правила противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390) (в редакции Постановления Правительства РФ от 06.03.2015 №201 (далее, Правила) и только два раздела "I. Общие положения» и «XVIII. Требования к инструкции о мерах пожарной безопасности».

Часть 1

Проанализируем раздел I. Общие положения.

1. Рассмотрим «1. Настоящие Правила противопожарного режима содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее — объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности».

— Почему в качестве обобщающего для таких терминов как здания, сооружения, помещения организаций необходимо использовать такой непонятный термин «объект»? Зачем заниматься терминологической чехардой? Тем более, в нижеследующем пункте вводится обобщающий термин «руководитель организации», а не объекта. А в названии следующих разделов вместо термина «объект» входят термины «организация» и « учреждение»: VIII. Медицинские организации; VII. Объекты организаций торговли; VI. Культурно-просветительные и зрелищные учреждения; V. Научные и образовательные организации. Почему в качестве обобщающего для таких терминов как «учреждение», «организация», «предприятие», «общество», «концерн», «холдинг» не использовать такой широкоиспользуемый и понятный термин как «организация». Ведь в понятие организация входят и здания, и сооружения, и помещения, и территория, и технологическое оборудование, и машины, и трудовой коллектив.

— Словосочетание «правила поведения людей» предлагается в данном документе не использовать. В такой сфере деятельности человека как трудовая, используется другой термин «обязанности работника», который подразумевает под собой действия работника и запрет на определенные действия работника и которые сформулированы в инструкциях по пожарной безопасности. А для «неработников», т.е. людей, которые в определенное время своей жизни не связаны трудовыми отношениями с кем-либо, и когда они становятся прохожими, посетителями, клиентами, пациентами, лечащимися, отдыхающимися для них в настоящих Правилах ничего не написано. Предлагается первый пункт сформулировать, следующим образом:
«1. Настоящие Правила противопожарного режима — это нормативный правовой акт по пожарной безопасности, в котором сформулированы общие требования пожарной безопасности, предъявляемые к проведению работ, оказанию услуг, учебному и воспитательному процессам, организации лечения и отдыха. В Правилах противопожарного режима сформулированы требования пожарной безопасности, предъявляемые только к эксплуатации технологического оборудования, инструмента, оснастки, а также к территорий, сооружений, зданий, помещений учреждений, организаций, предприятий, обществ, концернов, холдингов (далее, организаций. В Правилах противопожарного режима не отражаются требования пожарной безопасности, предъявляемые к проектированию, строительству, капитальному ремонту, реконструкции, техническому перевооружению, изменению функционального назначения, техническому обслуживании помещений, зданий, сооружений».

— Почему в разделе «1. Общие положения» не указана информация на кого эти Правила распространяются? Предлагается второй пункт сформулировать, как это было изложено в ППБ 01-03: «2. Правила противопожарного режима обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, предприятиями, обществами, концернами, холдингами (далее, организациями), независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды».

— Почему в первом разделе не сформулирован пункт, в котором говорится, на кого не распространяются эти Правила. Предлагается третий пункт сформулировать следующим образом: « 3. Настоящие правила не распространяются на нижеследующие организации и объекты, для которых разработаны следующие отдельные Правила пожарной безопасности:
Правила пожарной безопасности для предприятий и организаций газовой промышленности
Правила пожарной безопасности при эксплуатации предприятий химической промышленности
Правила пожарной безопасности для энергетических предприятий
Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте
Правила пожарной безопасности на метрополитенах
Правила пожарной безопасности в лесной промышленности
Правила пожарной безопасности в лесах
Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений (без приложений)
Правила пожарной безопасности для учреждений культуры
Правила пожарной безопасности для спортивных сооружений
Правила пожарной безопасности для предприятий и организаций Роскомпечати
Правила пожарной безопасности для видеокомплексов
Правила пожарной безопасности для предприятий АК “Транснефтепродукт
Правила пожарной безопасности для мест рассредоточения эвакуированного населения.

2. Рассмотрим «2. В отношении каждого объекта (за исключением индивидуальных жилых домов) руководителем (иным уполномоченным должностным лицом) организации (индивидуальным предпринимателем), в пользовании которой на праве собственности или на ином законном основании находятся объекты (далее — руководитель организации), утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил, в том числе отдельно для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения категории В1 производственного и складского назначения».

— Что такое объект? Почему не дано четкое толкование этому термину. Неужели читателям данного документа необходимо самим разбираться, чтобы понять смысл этого термина?

— Что означает «в отношении… объекта… утверждается инструкция…». Хорошо, что разработчики этого документа не догадались написать «при сношении объекта… утверждается инструкция…». Неужели между объектом и инструкцией существуют какие-то отношения. Ведь в ППБ 01-03 было понятно написано: «на каждом объекте должны быть разработаны инструкции о мерах пожарной безопасности…».

— В первой части пункта сказано, что утверждается одна инструкция о мерах пожарной безопасности (непонятно, для чего, для кого и как она полностью называется?), а во второй части говорится, что в числе этой единственной инструкции (!) должны ещё утверждаться и инструкции о мерах пожарной безопасности для каждого отдельно пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения. Одна и в тоже время не одна. Как всё это можно понимать?

А если заглянуть в «Нормы пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работни-ков организаций», утвержденные приказом МЧС РФ от 12 декабря 2007 г. N 645 в приложение 2, п.4 то там говорится уже о каких-то объектовых (причем во множественном числе) и цеховых инструкциях, но уже по пожарной безопасности. Как всё это нужно понимать? Чем инструкции по пожарной безопасности отличаются от инструкций о мерах пожарной безопасности? Если ничем, то разработчикам данного документа не следовало бы заниматься терминологической чехардой, а при разработке нормативных правовых актов лучше придерживались бы единообразия в использовании терминов в нормативных правовых актах по пожарной безопасности и не заводили бы руководителей и специалистов организаций всей России в заблуждение.

— Рассмотрим: «…утверждается инструкция о мерах пожарной…, в том числе отдельно для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения категории В1 производственного и складского назначения».
А для помещений повышенной взрывопожароопасности инструкции о мерах пожарной безопасности не разрабатываются? К тому же, помещений пожаровзрывоопасных не существует.

— Просто инструкций о мерах пожарной безопасности не существует. Каждая инструкция должна иметь свое предназначение, свою адресность. А что, нижеследующие инструкции не должны разрабатываться в организациях:
1. Инструкции об общих мерах пожарной безопасности для работников организации;
2. Инструкции о мерах пожарной безопасности для работников в помещении, здании;
3. Инструкции о мерах пожарной безопасности для профессии рабочих, работа которых относится к пожаровзрывоопасным и пожароопасным (водитель бензовоза, автослесарь по ремонту топливной аппаратуры, заправщик автозаправочной станции, оператор котельной, истопник и т.п.);
4. Инструкции о мерах пожарной безопасности при эксплуатации технологического оборудования, используемого горючее сырье или в результате чего образуются горючие полуфабрикаты или горючая готовая продукция (производственная линия для изготовления краски и лаков; технологиче-ская линия по производству тротила и т.п.);
5. Инструкции о мерах пожарной безопасности при эксплуатации газового оборудования, в котором используется горючий газ (легковые и грузовые автомобили, в топливной аппаратуре которых используется газ, газосварка, газовая горелка, газовая плитка, битумоварка и т.п.);
6. Инструкции о мерах пожарной безопасности при эксплуатации транспортных средств, технологического оборудования и инструмента, при работе которых выделяются искры (легковые и грузовые автомобили, электросварка, заточные станки, угловые шлифовальные машинки, отбойный молоток, лом и т.п.);
7. Инструкции о мерах пожарной безопасности при эксплуатации инструмента, в котором используется горючее топливо (паяльная лампа, бензопила, газонокосилка, бензинорезка, керосинорезка, газовая резка на жидком топливе);
8. Инструкции о мерах пожарной безопасности при эксплуатации технологического оборудования, инструмента, приспособления, при работе которого образуется открытое пламя (паяльная лампа, газорезка, газовая горелка, газовая плитка, костер и т.п.);
9. Инструкции о мерах пожарной безопасности при эксплуатации приборов, инструмента, в конструкции которых имеются элементы, которые доступны и для нормальной работы которых они должны нагреваться (электропаяльник, электровыжигатель, электроплитка, утюг и т.п.);
10. Инструкции о мерах пожарной безопасности при использовании пожаро- и взрывоопасных материалов, сырья, веществ (бензин, керосин, дизельное топливо, растворитель, документы, чертежи, литература, журналы и т.п.);
11. Инструкции о мерах пожарной безопасности для работников собственной организации при проведении пожароопасных ремонтных работ (покрасочные работы с использованием горючих красок, лаков; сварочные работы и т.п.);
12. Инструкции о мерах пожарной безопасности для работников подрядной организации при проведении пожароопасных ремонтных работ (покрасочные работы с использованием горючих красок, лаков; сварочные работы и т.п.);
13 Инструкция о мерах пожарной безопасности для членов избирательной комиссии;
14. Инструкции о мерах пожарной безопасности для работников предприятия при проведении общественно-массовых мероприятий на территории предприятия и за его пределами;
15. Инструкции о мерах пожарной безопасности для работников предприятия при проведении культурно-массовых мероприятий на территории предприятия и за его пределами;
16. Инструкции о мерах пожарной безопасности при парковке (стоянке) личного и служебного автотранспорта на автостоянке, принадлежащей организации;
17. Инструкции на случай пожара (в помещении, здании, на автостоянке и т.п.);
18. Инструкция для охранников, сторожей, дежурных контролеров на случай срабатывания пожарной сигнализации.
19. Инструкция о порядке включения насоса-повысителя противопожарного водоснабжения.
20. Инструкции по приведению в действие первичных средств пожаротушения и тактическим приемам тушения с их помощью (огнетушители, пожарный кран, противопожарная ткань, песок, вода);
21. Инструкция по эксплуатации наружной эвакуационной маршевой лестницы;
22. Инструкция по эксплуатации ручного пожарного извещателя;
23. Инструкции по эксплуатации индивидуальных средств защиты (защитный капюшон Феникс и т.п.);
24. Инструкции по эксплуатации коллективных средств спасения (самоспасатель Самоспас, Куб и т.п.).

Если такие инструкции нужны, а многолетняя практика автора данной статьи доказала, что они действи-тельно нужны, то почему специалистам по охране труда (пожарной безопасности) такие инструкции нужны, а разработчики нормативных правовых актов по пожарной безопасности даже не знают о их существовании.

Где, на сайтах нижеуказанных организаций:

Главного управления Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГУГПС МЧС России);

Федерального государственного учреждения «Всероссийский ордена «Знак Почета» научно-исследовательский институт противопожарной обороны Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (ФГУ ВНИИПО МЧС России);

Академии Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

Управления государственного пожарного надзора МЧС России;

Центрального совета Всероссийского добровольного пожарного общества;

найти перечень инструкций о мерах пожарной безопасности и инструкций, регламентирующие действия работников в случае пожара в организациях различных отраслей экономики, их образцы, примерные варианты таких инструкций, Нет, не найти. Как говорят, у семи нянек дитя без глазу. Когда слишком много организаций, занимаются каким-то одним делом, то само дело часто оказывается вне их внимания. Может их необходимо немного посокращать и тогда будет больше толку.

Почему Министерство труда и социальной защиты разработало «Методические рекомендации по разра-ботке государственных нормативных требований охраны труда», постановление Минтруда РФ от 17.12.02 № 80, в которых указало порядок разработки, утверждения, пересмотра инструкций по охране труда. Мало того, разработало около 500 Межотраслевых типовых инструкции по охране труда для работников различных отраслей экономики, а Министерство по чрезвычайным ситуациям поленилось разработать такие документы по пожарной безопасности. За всё время работы автору данной статьи ни разу не попадались сборники инструкций по пожарной безопасности, выпущенных МЧС РФ. А зачем им всё это. Они и так неплохо «сидят»: в кабинетах НИИ светло и тепло, «мухи не кусают», зарплата стабильная, звёзды на погоны падают по графику, инспекторы госпожнадзора их не беспокоят. Что им ещё нужно. Какие-то инструкции по пожарной безопасности? Они и без них хорошо проживут до выхода на пенсию.

— Почему во 2-ом пункте такого важного документа как эти Правила говорится о какой-то инструкции о мерах пожарной безопасности?. Может всё-таки во 2 пункте такого документа необходимо говорить о кадрах, «которые решают всё», т.е. о работниках организации, которые будут обеспечивать пожарную безопасность в организации.

— Почему в этом пункте и во всем документе говорится только об одном локальном нормативном правовом акте по пожарной безопасности — инструкции о мерах пожарной безопасности? Неужели для обеспечения пожарной безопасности в организации, кроме инструкций о мерах пожарной безопасности другие документы по пожарной безопасности не должны разрабатываться? Предлагается пункт 4 (3 пункт будет посвящен обучению мерам пожарной безопасности) сформулировать следующим образом:
«4. В организации должны быть разработаны следующие локальные нормативные правовые акты по пожарной безопасности:
1.Стандарт организации «СТО. Система управления пожарной безопасности в организации. Общие положения».
2. Стандарт организации «СТО. Система управления пожарной безопасности в организации. Положение о введения в штатное расписание специалистов по пожарной безопасности и распределения между руководителем организации и руководителями структурных подразделений и специалистами организации обязанностей по обеспечению пожарной безопасности в организации».
3. Стандарт организации «СТО. Система управления пожарной безопасности в организации. Порядок подготовки работников по пожарной безопасности в организации (инструктажи по пожарной безопасности, обучение по пожарной безопасности, учебные тренировки на случай пожара в организации)».
4. Стандарт организации «СТО. Система управления пожарной безопасности в организации. Порядок проведения пожароопасных работ в организации».
5. Стандарт организации «СТО. Система управления пожарной безопасности в организации. Порядок разработки локальных нормативных правовых актов по пожарной безопасности в организации»
6. Стандарт организации «СТО. Система управления пожарной безопасности в организации. Положение о пожарно-технической комиссии в организации».
7. Стандарт организации «СТО. Система управления пожарной безопасности в организации. Положение о добровольной пожарной дружине организации».
8. Стандарт организации «СТО. Система управления пожарной безопасности в организации. Положение на случай пожара в организации.
9. Стандарт организации «СТО. Система управления пожарной безопасности в организации. Положение о стимулировании работников организации по соблюдению требований пожарной безопасности в организации»
Примерные варианты вышеуказанных актов по пожарной безопасности приведены в приложении №1»

3. Рассмотрим «3. Лица допускаются к работе на объекте только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности. Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума. Порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума определяются руководителем организации. Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности».

— А что, проведение учебных тренировок на случай пожара не входит в понятие обучение мерам пожарной безопасности?

— Неужели разработчики этого документа не понимают, что третье предложение этого пункта полностью противоречит четвёртому?

— Термин «лица» не совсем удачный для его использования в нормативных правовых актах. Почему бы не использовать такой термин как работники: «Работники организации допускаются к работе после…».

— Почему разработчики этого документа в следующих пунктах настоящих Правил п. 14,16, 20, 33, 72,73 полностью дали ссылки на действующие нормативные правовые акты по пожарной безопасности, а в этом пункте поленились это сделать или засекретили их или просто не знают наименование этих документов.

4. Рассмотрим «4. Руководитель организации назначает лицо, ответственное за пожарную безопасность, которое обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности на объекте».

— А что, в структурных подразделениях организации лица, ответственные за пожарную безопасность не назначаются? А что, таких должностей как специалист по противопожарной профилактике, специалист по пожарной безопасности, инженер по пожарной безопасности, инструктор по пожарной безопасности, служб по пожарной безопасности в Российской Федерации нет и их не нужно назначать и создавать?

— А в разделе «XVIII. Требования к инструкции о мерах пожарной безопасности» п. 462. говорится уже о 13 лицах, ответственных за обеспечение пожарной безопасности. Как это всё понимать?

— Предлагается этот пункт поставить вторым по очередности в этом разделе Правил и сформулировать его следующим образом:
«2. Руководитель учреждения, организации, предприятия, общества, концерна, холдинга (далее, руководитель организации) обязан до начала трудового процесса ввести в штатное расписание своей организации необходимое количество специалистов, на которых будет возложены определённые обязанности по обеспечению пожарной безопасности в организации (специалист по противопожарной профилактике, специалист по пожарной безопасности, инженер по пожарной безопасности, инструктор по пожарной безопасности, создать службу по пожарной безопасности) и (или) назначить лиц, ответственных за пожарную безопасность в организации и в структурных подразделениях организации или вменить в свои должностные обязанности и в должностные обязанности руководителей структурных подразделений и специалистов организации обязанности по обеспечению пожарной безопасности в организации и в структурных подразделениях организации на основании «Порядка введения в штатное расписание организаций специалистов по пожарной безопасности и распределение обязанностей по обеспечению пожарной безопасности между руководителями и специалистами в организации», утверждённого постановлением МЧС РФ № _ от « _» _______ 2015 г.» (и разработать такое постановление).

— Предлагается также вообще уйти от терминов «лицо, ответственное за пожарную безопасность в организации» и «лицо, ответственное за пожарную безопасность в структурном подразделении организации». В организации обязанности по обеспечению пожарной безопасности должны быть чётко распределены между руководителем организации и его заместителем при его наличии, а также специалистами по пожарной безопасности (при их наличии) и руководителями структурных подразделений и специалистами организации с отражением этих обязанностей в их должностных инструкциях. Первая, святая и личная обязанность любого руководителя структурного подразделения обеспечить пожарную безопасность в своем структурном подразделении и не допустить, чтобы его подчиненные пострадали бы в огне и был причинен материальный ущерб организации.

5. Рассмотрим «5. В целях организации и осуществления работ по предупреждению пожаров на производственных и складских объектах, а также на объектах, кроме жилых домов, на которых может одновременно находиться 50 и более человек, то есть с массовым пребыванием людей, руководитель организации может создавать пожарно-техническую комиссию».

— Каков состав и порядок работы этих комиссий. Почему не разработано Типовое положение о пожарно-технической комиссии в организации и дана ссылка на этот документ? Неужели руководители и специалисты организаций все России должны заниматься сочинительством на заданную тему и выполнять работу, за которую разработчики этого документа получают ежемесячно заработную плату, премии и повышение по службе.

6. Рассмотрим «6. В складских, производственных, административных и общественных помещениях, местах открытого хранения веществ и материалов, а также размещения технологических установок руководитель организации обеспечивает наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны».

— В развитием мобильной связи в настоящее время существует возможность вызова пожарной команды не только со стационарной телефонной связи, но и с мобильной. Кокой номер необходимо указывать в табличках в этой ситуации? А если номера вызова пожарной охраны у разных операторов связи разные? А если наряду с городской (районной) пожарной охраной существует ведомственная пожарная охрана? Какие номера тогда необходимо указывать на табличке?

7. Рассмотрим «7. На объекте с массовым пребыванием людей (кроме жилых домов), а также на объекте с рабочими местами на этаже для 10 и более человек руководитель организации обеспечивает наличие планов эвакуации людей при пожаре. На плане эвакуации людей при пожаре обозначаются места хранения первичных средств пожаротушения».

— Каков порядок разработки планов эвакуации на случай пожара? Почему не дана ссылка на нормативные правовые акты, согласно которым необходимо разрабатывать планы эвакуации (ГОСТ Р 12.4.026-2001 Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная, ГОСТ Р 12.2.143-2009 Системы фотолюминисцентные эвакуационные). Неужели на плане эвакуации людей при пожаре обозначаются только места хранения первичных средств пожаротушения? А эвакуационные пути и выходы; лестницы, лестничные клетки и аварийные выходы, места размещения самого плана эвакуации; спасательное оборудование; медицинские аптечки, средства связи на планах эвакуации обозначать уже не нужно?

— На планах эвакуации указывают не места хранения первичных средств пожаротушения, а места установки первичных средств пожаротушения. Хранятся первичные средства пожаротушения на(в) складах.

8. Рассмотрим «8. На объекте с ночным пребыванием людей (в том числе в школах-интернатах, организациях социального обслуживания, детских домах, дошкольных образовательных организациях, больницах и объектах для летнего детского отдыха) руководитель организации организует круглосуточное дежурство обслуживающего персонала».

— Но к объектам с ночным пребыванием людей относятся и рестораны, и вокзалы, и метро. Возможно, разработчики этих Правил хотели оговорить в этом пункте только требования пожарной безопасности, предъявляемые к организациям, организующим сон воспитанников, учащихся, студентов, больных, оздоравливающихся, пациентов, то в таком случае так и нужно писать.

— С какой целью организуется круглосуточное дежурство обслуживающего персонала? В каком документе сформулированы эта цель, их обязанности, права, ответственность. Почему не приведен Типовой такой документ?

— В понятие «обслуживающего персонала» входят и уборщица, и вахтер, и дворник, и кладовщик, и гардеробщик. Неужели эти работники обязаны обеспечивать безопасность детей, учащихся, воспитанников, студентов, больных в ночное время? Может быть «дежурные из состава должностных лиц организации»?

9. Рассмотрим «9. На объекте с ночным пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие инструкции о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время, телефонной связи, электрических фонарей (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения».

— Что представляет собой эта инструкция? Из каких разделов она состоит? Каково содержание каждого раздела этой инструкции? Кем разрабатывается? Кем утверждается? Какова периодичность пересмотра этой инструкции? Почему не приведена Типовая инструкция о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время?

— Почему эта инструкция касается только обслуживающего персонала? Ведь к обслуживающему персоналу относятся: дворник, уборщица, кладовщик, гардеробщик, нянечка и т.п. Воспитатель, вожатый, учитель, медицинская сестра не являются обслуживающим персоналом. Они являются специалистами и поэтому, согласно этого пункта, они не обязаны знать такую инструкцию и, следовательно, и выполнять её?. Но неужели, в случае пожара в организации, за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников, студентов, курсантов, отдыхающих, оздоравливающих, лечащихся должны отвечать дворники, уборщицы, кладовщики, гардеробщики, нянечки?

— По мнению авторов данной статьи, в любой организации, независимо от того с ночным или дневным пребыванием там людей, должна разрабатываться для всех работников организации Инструкция на случай пожара в организации с указанием в ней порядка: сообщения о пожаре; эвакуации работников, посетителей, обучающихся, воспитанников, студентов, курсантов, отдыхающих, оздоравливающих, лечащихся (при их наличии) в дневное и ночное время, в рабочие и выходные (праздничные) дни; отключения электроэнергии, вентиляции; встречи пожарно-спасательных подразделений; применения первичных средств пожаротушения; эвакуации имущества организации и обеспечения его сохранности.

— Почему не указан норматив содержания средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения или это не так важно?

10. Рассмотрим «10. Руководитель организации обеспечивает (ежедневно) передачу в подразделение пожарной охраны, в районе выезда которого находится объект с ночным пребыванием людей, информации о количестве людей (больных), находящихся на объекте (в том числе в ночное время)».

— К объектам с ночным пребыванием людей относятся рестораны, вокзалы, метро, общежития, гостиницы, больницы, санатории, пионерские лагеря, но почему после слова «людей» указано единственное уточнение — больных? Как это понимать?

— Передавать эту информации необходимо единожды в сутки или с какой-то периодичностью в течение суток? И по состоянию на который час?

— Поскольку в предложении имеется уточнение «в том числе в ночное время», то исходя из этого, необходимо понимать, что нужно передавать информацию о количестве людей при их нахождении на объекте не только в ночное время, но в утреннее, дневное и вечернее время. Тогда так и нужно писать. Или как? Интересно, что делают сотрудники пожарной охраны, получив такую информацию?

— Если предположить (так как истинная цель требования этого пункта засекречена разработчиками этого документа), что данная информация каким-то боком касается эвакуации этих людей на случай пожара, то почему необходимо передавать в подразделение пожарной охраны только информацию о количестве больных, находящихся в лечебном учреждении, а информацию о количестве сотрудников этого лечебного учреждения передавать не нужно? Они эвакуации не подлежат? Пусть горят синим пламенем?

— Почему не указана цель передачи этой информации в подразделение пожарной охраны. Руководители организаций, узнав важность передачи такой информации, возможно и организовали бы передачу такой информации, а так, автор данной статьи, не встречал ни одного руководителя организации с ночным пребыванием людей, которые выполняли бы это требование.

11. Рассмотрим «12. На объекте с массовым пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре, а также проведение не реже 1 раза в полугодие практических тренировок лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте».

— Что представляет собой эта инструкция? Из каких разделов она состоит? Каково содержание каждого раздела этой инструкции? Кем разрабатывается? Кем утверждается? Какова периодичность пересмотра этой инструкции? Почему не приведена Типовая инструкция о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре?

— А какой инструкцией необходимо пользоваться в организациях с массовым пребыванием людей в период времени, когда этой массовости не будет (в выходной день, в санитарный день, в день ревизии, по окончании работы, в период охраны организации)? А в какой инструкции должен быть отражен порядок сообщения о пожаре; отключения электроэнергии, вентиляции; встречи пожарно-спасательных подразделений; применения первичных средств пожаротушения; эвакуации имущества организации и обеспечения его сохранности. По мнению авторов данной статьи, в любой организации, независимо от массовости пребывания в ней людей, должна разрабатываться Инструкция на случай пожара в организации, с указанием в ней порядка: сообщения о пожаре; эвакуации работников, посетителей, обучающихся, воспитанников, студентов, курсантов, отдыхающих, оздоравливающих, лечащихся (при их наличии) в дневное и ночное время, в рабочие и выходные (праздничные) дни; отключения электроэнергии, вентиляции; встречи пожарно-спасательных подразделений; применения первичных средств пожаротушения; эвакуации имущества организации и обеспечения его сохранности.

— «…практических тренировок (чему?) лиц,…». Термина «практическая тренировка» нет, так как нет термина «теоретическая тренировка». В данном случае предлагается: тренировка работников организации на случай пожара.

— Почему не дана ссылка на нормативный документ регламентирующий проведение этих практических тренировок? Или его нет? Или разработчики не знают о существовании этого документа.

12. Рассмотрим «30. Руководитель организации при проведении мероприятий с массовым пребыванием людей (дискотеки, торжества, представления и др.) обеспечивает:
а) осмотр помещений перед началом мероприятий в целях определения их готовности в части соблюдения мер пожарной безопасности;
б) дежурство ответственных лиц на сцене и в зальных помещениях».

— Вместо термина «меры пожарной безопасности» необходимо писать «требования пожарной безопасности», так как во всех правилах по пожарной безопасности сформулированы требования пожарной безопасности, а если быть точнее, то необходимо писать «…требования (и указать наименование каких нормативных правовых актов по пожарной безопасности необходимо соблюдать».

— Вместо термина «ответственное лицо» в данном случае необходимо писать «лицо, ответственное за обеспечение пожарной безопасности при проведении мероприятия с массовым пребыванием людей. В нормативных правовых актах нет термина «ответственное лицо», так как нет термина «безответственное лицо».

13. Рассмотрим «32. При проведении мероприятий с массовым пребыванием людей в помещениях запрещается: е) допускать нарушения установленных норм заполнения помещений людьми».

— Почему не указаны нормативные правовые акты, в которых указаны эти нормативы?

14. Рассмотрим «56. Запрещается стоянка автотранспорта на крышках колодцев пожарных гидрантов».

— А если две автомашины будут стоять на расстоянии 2 см от крышки колодца пожарного гидранта, то сможет ли пожарный, не причинив ущерба этим автомобилям, открыть колодец и установить в нем пожарную колонку, размотать пожарные рука? Может этот пункт необходимо сформулировать следующим образом: «Стоянка автотранспорта разрешается не ближе 3 м от крышек колодцев пожарных гидрантов, при условии обеспечения свободного подъезда пожарных машин к колодцам пожарных гидрантов».

14. Рассмотрим «65. Диспетчерский пункт (пожарный пост) обеспечивается телефонной связью и ручными электрическими фонарями».

— Из какого расчета?

15. Рассмотрим «71. При обнаружении пожара или признаков горения в здании, помещении (задымление, запах гари, повышение температуры воздуха и др.) необходимо:
а) немедленно сообщить об этом по телефону в пожарную охрану (при этом необходимо назвать адрес объекта, место возникновения пожара, а также сообщить свою фамилию);
б) принять посильные меры по эвакуации людей и тушению пожара».

— А что, оповещать людей о пожаре в случае, когда в организации не предусмотрена автоматическая система оповещения о пожара или она имеется, но по каким-то причинам не сработала, включать ручной пожарный извещатель, сообщать по внутренней громкоговорящей связи, с помощью ручного громкоговорителя, включать ревун, ударять куском металлической трубы об рельс, стучать в колокол и т.п. уже не нужно? Сообщать руководству организации о пожаре, в дежурные службы организации; отключать технологическое оборудование, систему вентиляции и электроэнергию; встречать пожарные машины и указывать подъездные пути к месту пожара, пожарным гидрантам и водоемам; эвакуировать материальные ценности и обеспечивать их целостность и сохранность уже не нужно?

— А что, такого термина как «возгорание» уже не существует?

— А что, указывать наименование должности (профессии), позвонившего в пожарную службу не нужно? Ведь во многих организациях могут быть Ивановы, Петровы и Сидоровы не в единственном лице.

— Раздел «1. Общие положения» составлен безграмотно и представляет собой «смесь бульдога с носорогом», одним словом «сплошной винегрет» из 73 пунктов. Предлагается из раздела «1. Общие положения» сформировать следующие разделы:
I. Общие положения.
II. Требования, предъявляемые к укомплектованию штатных расписаний организаций специалистами по пожарной безопасности.
III. Требования, предъявляемые к подготовке работников по вопросам пожарной безопасности (проведение инструктажей по пожарной безопасности, обучения по пожарной безопасности, проведения учебных тренировок на случай пожара в организации, повышения квалификации по пожарной безопасности).
IV. Требования, предъявляемые к ведению делопроизводства (документоведения) по пожарной безопасности (приказы, удостоверения, должностные инструкции, инструкции по пожарной безопасности, программы обучения, экзаменационные билеты, списки, перечни, стандарты организации по пожарной безопасности, положения, планы эвакуации и т.п.).
V. Требования, предъявляемые к порядку действий работников на случай пожара в организации.
VI. Требования пожарной безопасности, предъявляемые к помещениям различного назначения.

— Почему не указаны авторский коллектив, разработавший этот документ, наименование организации, отдела, сектора. Или им самим стыдно за своё полуграмотное детище.

— Почему в разделе «1. Общие положения» не приведены определения терминам, используемым в Правилах и в первую очередь терминам «Правила пожарной безопасности» и «Правила противопожарного режима», чтобы разобраться, чем всё-таки они отличаются между собой. Или разработчики этих Правил сами не знают?

— Почему нет оглавления этого документа? Ведь он большой по объему и приходиться потратить значительное время, чтобы найти необходимый раздел этих Правил. Предлагается в конце первого раздела разместить оглавление, с указанием номеров пунктов входящих в соответствующий раздел, например:
«13. Оглавление Правил:
I. Общие положения (п.п.1-73)
II. Требования пожарной безопасности, предъявляемые к эксплуатации территорий организаций и поселений (п.п.74-80)
III. Требования пожарной безопасности, предъявляемые к эксплуатации систем теплоснабжения и отопления (п.п. 81-88)…».

участвуйте в новогоднем розыгрыше ценных призов

Получайте анонсы новых заметок сразу на свой E-MAIL