Медосмотры работников до, после и во время работы (новый порядок 266н)

Этой осенью изменится порядок проведения медицинских осмотров работников до, после и во время работы. Разберёмся, что изменится и как к этому подготовиться.

Приветствуем подписчиков PRO.

Из статьи вы узнаете:

  • Какие изменения произошли в нормативном регулировании.
  • Каким категориям работников разрешат (запретят) проводить медицинские осмотры дистанционно.
  • Можно ли будет использовать цифровые автоматические комплексы для медицинских осмотров.
  • Какая установлена периодичность и форма проведения химико-токсикологических исследований.
  • Какие особенности поведения дистанционных медицинских осмотров.

Изменения в нормативном регулировании

С 1 сентября 2023 года вступят в силу три ключевых документа, регламентирующих предсменные, предрейсовые, послесменные и послерейсовые медицинские осмотры, а также медицинские осмотры в течении рабочего дня (смены) (далее — ПМО):

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2022 г. № 629-ФЗ «О внесении изменений в статью 46 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и статью 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» (.pdf)
  2. Постановление Правительства РФ от 30 мая 2023 г. № 866 «Об особенностях проведения медицинских осмотров с использованием медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния их здоровья» (.pdf)
  3. Приказ Минздрава РФ от 30 мая 2023 г. № 266н «Об утверждении порядка и периодичности проведения предсменных, предрейсовых, послесменных послерейсовых медицинских осмотров, медицинских осмотров в течение рабочего дня (смены) и перечня включаемых в них исследований» (.pdf)

Эта триада нормативных актов взаимоувязана друг с другом, поэтому ниже мы разом рассмотрим все изменения.

Продолжить читать статью с PRO+

Данный материал доступен только для владельцев аккаунта Блог—Инженера PRO+

Оцените этот материал
4.81 / 31
Добавить в избранное

Комментарии закрыты.

  1. Ирина PRO+

    Добрый день!
    Спасибо за материал.
    В связи с предстоящими нововведениями вопрос:
    у меня есть небольшой штат (70 чел) водителей самосвалов, машинисты экскаватора, водитель погрузчика, гудронатора, бензовоза, катков…и так как мы работаем в удаленных (порой в глуши вообще) местах, я всегда организовываю медработников для выпуска на линию по договору с мед.учреждением.
    Правильно ли я понимаю, что все эти нововведения в моем случае необязательны и я могу как и ранее пользоваться услугами медработников?
    Нужен ли какой-то ВЛА мне будет?

    • Татьяна Гор. PRO+

      Добрый день Ирина, конечно можете, такого метода никто не отменял. А до этого нововведения у вас был какой-то ЛНА? Не нужно считаю.

    • Ирина PRO+

      Татьяна, добрый день!
      Нет, какого-то специфического не было.
      Спасибо за ответ.

  2. Алим Хасанович PRO+

    Мать его циыровизация, роботизация и удаленная интерпретация работы… Яв каком-то дурном сне я уже это видел… или всё-таки это дежавю?))

  3. vikktot

    То есть сведения об отстранении могут уйти сразу в орган, который может назначить проверку?

    • Светлана Подберезина PRO+

      Да, но Роструду доступа в систему, где аккумулируются результаты проведения медосмотров, нет. Туда есть доступ у полиции, например. Но и он крайне ограничен.

    • Татьяна Гор. PRO+

      Здравствуйте, отстранение от работы оформляет работодатель, а не медработник.

  4. Сергей PRO+

    Теперь согласно п.4.1 части 2 ст.46 ФЗ №323 надо проводить вредникам медицинский осмотр в течение рабочего дня ?

    • Светлана Подберезина PRO+

      Да, так и есть. Ждем минздравовский приказ, уточняющий, кому и по какому поводу его нужно проводить.

  5. OOTIGO PRO+

    «Заключения на водителей направят в уполномоченный Минтрансом орган». А как быть с водителями погрузчика? Минтранс отношения к ним не имеет? Можно ли применять данные НПА для водителей погрузчика, тракториста?

    • Татьяна Гор. PRO+

      Здравствуйте, в статье речь в основном про условия дистанционного медосмотра.

    • Татьяна Гор. PRO+

      Здравствуйте, в статье речь в основном про условия дистанционного медосмотра, приказ 266н Минздрава, следовательно применять могут любые организации.

  6. Марина PRO+

    День добрый, подскажите, пожалуйста, стоит ли проводить предрейсовый медосмотр работников, которые управляют автотранспортом организации в своих целях, перевозят документы или руководителей. А также работники, которые охраняют перевозимый груз?

    • Татьяна Гор. PRO+

      Добрый день, пройдите по ссылке в обсуждения по теме https://clck.ru/34cJjE

  7. Юрий PRO+

    Никакой робот не заменит живого медработника. Много лет работающий медик на выпуске парка за три метра видит в каком состоянии водитель пришел на работу. Помочь может, сэкономит время, да. Необходимо, чтобы формирование электронного путевого листа было привязано к программе 1С. И вообще это же не обязательное мероприятие? Да, затраты увеличатся. Для предприятий, где водителей меньше 100 человек выходит на линию это очень затратно!!!!

    • Светлана Подберезина PRO+

      Никто не обязывает проводить ПМО с применением компьютерных технологий. Проводите в традиционной форме.

  8. Анна PRO+

    Здравствуйте!
    В нашем учреждении есть и Специалист по охране труда и Специалист назначенный ответственным за БДД. Как законодательно разделяются их обязанности и ответственность относительно проведения медосмотров водителей ? Так как по многим вопросам обязанности пересекаются (например, проведение предрейсовых мед.осмотров и периодических, проведение инструктажей на рабочем месте, предрейсовых, сезонных, обучение ОПП и охране труда для водителей, СИЗ для водителей и тд) кто за что отвечает и как это оформить?

    • Татьяна Гор. PRO+

      Здравствуйте, специалист по БДД руководствуется НПА Минтранса (пр. 282 от 31.07.20 г. и другие). Для специалиста по ОТ есть стандарт приказ 274н от 22.04.21.

    • Ольга PRO+

      Инструктаж: из всех инструктажей СОТ может провести только вводный инструктаж по ОТ. Целевой(исходя из причины проведения), инструктажи на рабочем месте – непосредственный руководитель, инструктажи по БДД – специалист ответственный за БДД. Медосмотры периодические проводит ЛПУ, курирует СОТ. Предрейсовые м.осмотры, тот кто выпускает на линию. Сезонные обучения(инструктажи в межсезонье?) тоже ответственный за БДД. Обучение по ОТ (А,Б,В,ПП,СИЗ) организовывает СОТ. СИЗ может и непосредственный руководитель и СОТ,и кладовщик – как вам угодно. Оформить можно приказом о разграничении ответственности, можно в должностных прописать. Это моё виденье, на единственно верный вариант не претендую.

    • Sergey PRO+

      Согласно п. 103 Правил обучения, утв.пост. ПРФ от 24.12.2021 г. № 2464:
      «Все виды инструктажа по охране труда, за исключением целевого инструктажа по охране труда, проводимого по наряду-допуску, могут проводить специалисты служб охраны труда и иные уполномоченные работники, на которых приказом работодателя возложены обязанности по проведению инструктажа по охране труда. При отсутствии у работодателя службы охраны труда или специалиста по охране труда проводить указанные виды инструктажа по охране труда может работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.»

    • Татьяна Гор. PRO+

      Здравствуйте, этот пункт касается м/предприятий. п.103 раздел X. Особенности организации обучения по охране труда на микропредприятиях.

  9. Лена PRO+

    Мне одной кажется, что такая система медосмотров не оправдает себя. Цена за оборудование + программное обеспечение приведет к значительному удорожанию процедуры

    • Олег PRO+

      Плюс для работы на этом оборудования, как я понял, все также требуется медработник.

    • BogoDen PRO+

      Все зависит от пакета услуг, приобретенного с оборудованием.
      Очень многие компании, предлагающие услуги по проведению дистанционных осмотров, предлагают как аренду/выкуп оборудования, так и сопровождение медицинским работником.
      На мой взгляд данная мера будет оправдана только с персональными водителями, которые отправляются в путь сразу из дома, но это опять же сугубо мое видение