Расследование несчастных случаев на производстве с 1 сентября 2022 года (Детальный разбор)

Приветствуем подписчиков PRO. Какое оно, расследование несчастных случаев на производстве с 1 сентября 2022 года? В этой заметке мы дадим сравнительный анализ ст. 227-231 старой и новой редакции ТК РФ, а также старую и новую редакцию Положения о расследовании несчастных случаев на производстве, формы документов и покажем, как пользоваться классификаторами несчастных случаев. Мы не ставили перед собой задачу научить вас по-новому расследовать несчастные случаи на производстве. Наша цель – показать, что именно изменится в расследовании несчастных случаев с 1 сентября, чтобы помочь вам актуализировать уже имеющие знания в этой части профессиональной деятельности.

Несчастные случаи, подлежащие расследованию и учёту

Уточнено, какие НС подлежат расследованию

В новой редакции ст. 227 ТК РФ к числу НС, подлежащих расследованию отнесены случаи:

  • отравления;
  • укусы паукообразными;
  • НС при работе вахтовым методом во время междусменного отдыха, а также при нахождении на рыбопромысловом судне в свободное от вахты и судовых работ время.

Уточнены сроки информирования о НС

В ст. 228 ТК РФ, регламентирующей обязанности работодателя при НС, уточнено, что информировать о нём соответствующие органы нужно не немедленно, как это было указано в прежней редакции, а в установленный срок.

Скорректирован порядок извещения о НС

Внесенные в ст. 228.1 ТК РФ правки по большей части носят редакторский характер и никак не влияют на порядок извещения о НС.

Пример:

Было

Стало

При групповом несчастном случае (два человека и более), тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом работодатель (его представитель) в течение суток обязан направить извещение по установленной форме: При групповом несчастном случае (два человека и более), тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом работодатель (его представитель) в течение суток обязан направить извещение по установленной форме:
– в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; – в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту происшедшего несчастного случая;
– в прокуратуру по месту происшествия несчастного случая; – в прокуратуру по месту происшедшего несчастного случая;
– в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и (или) орган местного самоуправления по месту государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; – в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия по реализации государственной политики в области охраны труда на территории субъекта Российской Федерации, и в орган местного самоуправления по месту происшедшего несчастного случая;
– работодателю, направившему работника, с которым произошел несчастный случай; – работодателю, направившему работника, с которым произошел несчастный случай;
– в территориальный орган соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, если несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных этому органу; – в территориальный орган соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, если несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных этому органу;
– в исполнительный орган страховщика по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя). – в исполнительный орган страховщика по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по месту регистрации работодателя в качестве страхователя (далее – исполнительный орган страховщика по месту регистрации работодателя в качестве страхователя);
Норма отсутствовала. – в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, если несчастный случай произошел в подведомственной ему организации.

Рассмотрим лишь существенные.

В приведенном выше фрагменте их два.

  1. При групповом несчастном случае (два человека и более), тяжёлом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом, произошедших в подведомственных ФОИВ организациях, работодатель (его представитель) в течение суток обязан направить извещение в этот орган.
    То есть, если НС произошёл на объекте Минобороны, то дополнительно нужно известить именно это ведомство. Ранее такого требования не было.
  2. Если раньше о НС нужно было известить исполнительную власть по месту регистрации работодателя, то теперь по месту, где произошёл НС.
    То есть, если работодатель зарегистрирован в Самаре, а НС произошёл на стройке в Орле, то извещение нужно направить в Орёл, а не в Самару. Кроме того, известить нужно не просто орган исполнительной власти города (администрацию), а именно то её структурное подразделение, которое ведает вопросами охраны труда (департамент по труду).

Если НС произошёл на находящемся в плавании судне (независимо от его ведомственной (отраслевой) принадлежности), капитан судна незамедлительно, но не позднее 24 часов (а не суток, как ранее) после происшедшего несчастного случая обязан сообщить работодателю (судовладельцу), а если судно находится в заграничном плавании – также в соответствующее консульство Российской Федерации.

Работодателю (судовладельцу) также на извещение даны не сутки, а 24 часа. Причём он должен известить ГИТ по месту регистрации судна (ранее использовалась расплывчатая формулировка “соответствующую”) и при необходимости ведомство по подчиненности. То есть, если НС произошёл на военном судне, то Минобороны.

Если согласно прежней редакции нужно было сообщать в Роспотребнадзор обо всех случаях острого отравления работников, то согласно нынешней только о тех, в отношении которого имеются основания предполагать, что его возникновение обусловлено воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов.

Внесены уточнения в порядок проведения расследования НС

В ст. 229.2 ТК РФ уточнено, что работодатель за собственный счёт по требованию комиссии обязан предоставить:

  • информацию, полученную с видеокамер, видеорегистраторов и других систем наблюдения и контроля, имеющихся на месте происшедшего несчастного случая;
  • СИЗы для непосредственного проведения мероприятий, связанных с расследованием несчастного случая.

А если в состав комиссии по ходу расследования были внесены изменения, то соответствующий приказ (распоряжение) необходимо приобщить к материалам расследования несчастного случая.

Если сроки расследования были продлены, то к материалам расследования прикладывается соответствующее решение.

Именно ст. 229.2 в новой редакции обязывает Минтруд утвердить не только положение о расследовании и формы документов для его проведения, но и классификаторы. Во исполнение этого требования, собственно, и был разработан Минтрудом новый ведомственный приказ, утвердивший указанные документы взамен действовавшего 19 лет Постановления № 73 (постановление Минтруда России от 24 октября 2002 г. № 73 “Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учёта несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях”). В следующем разделе статьи мы сравним эти документы.

Внесены изменения в порядок проведения расследований НС госинспекторами труда

В соответствии с новой редакцией ст. 229.3 ТК РФ госинспектор труда будет проводить дополнительное расследование только в отношении НС, расследованных не ранее, чем за пять лет до дня:

  • поступления жалобы, заявления, иного обращения пострадавшего (его законного представителя или иного доверенного лица), лица, состоявшего на иждивении погибшего в результате несчастного случая, либо лица, состоявшего с ним в близком родстве или свойстве (их законного представителя или иного доверенного лица), о несогласии их с выводами комиссии по расследованию несчастного случая;
  • получения сведений, объективно свидетельствующих о нарушении порядка расследования.

По результатам дополнительного расследования государственный инспектор труда составляет заключение о несчастном случае на производстве и выдаёт предписание, обязательное для выполнения работодателем (его представителем).

В прежней редакции такой нормы не содержалось.

Внесены изменения в порядок оформления материалов расследования НС

В акте о несчастном случае на производстве нужно будет подробно изложить обстоятельства и причины НС, а также указать лиц, допустивших нарушения требований охраны труда и (или) иных федеральных законов и нормативных правовых актов, устанавливающих требования безопасности в соответствующей сфере деятельности.

То есть, если НС произошёл на ОПО несоблюдения требований ФНП ОРПД, то в акте нужно указать, какие именно требования и кто нарушил.

Теперь акт расследования пострадавшей стороне можно направлять по почте заказным письмом с уведомлением о вручении лично адресату и описью вложения по месту регистрации пострадавшего (его законного представителя или иного доверенного лица), если в течение трёх календарных дней не было возможности передать его лично.

Новое положение о расследовании несчастных случаев на производстве

Цели актуализации Постановления № 73:

  • обеспечение единообразного подхода в части расследования, оформления и учёта несчастных случаев на производстве, позволяющего эффективно анализировать несчастные случаи на производстве, в том числе с целью разработки наиболее эффективных мероприятий по предотвращению повторения несчастных случаев и как следствие для снижения производственного травматизма;
  • актуализация Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, форм документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве и разработка соответствующих классификаторов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве;
  • исключение пробелов нормативно-правового регулирования после вступления в силу новой редакции Х раздела ТК РФ.

Поскольку Постановление № 73 девятнадцать лет назад (см. схему ниже), то единственный способ скорректировать утверждённые им требования это отменить его и принять новый документ ему взамен, что прямо указано в п. 2 постановления правительства № 2476 (постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2467 “Об утверждении перечня нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов…”):

При необходимости изменения после 1 января 2021 г. включённого в перечень нормативного правового акта Правительства Российской Федерации такой нормативный правовой акт признаётся утратившим силу в установленном Правительством Российской Федерации порядке, а федеральный орган исполнительной власти разрабатывает проект нового нормативного правового акта Правительства Российской Федерации в соответствии с положениями Федерального закона “Об обязательных требованиях в Российской Федерации”.

Что, собственно Минтруд и сделал. 1 июня 2022 г. был официально опубликован приказ Минтруда России от 20 апреля 2022 г. № 223н “Об утверждении Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, форм документов, соответствующих классификаторов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве” (скачать документ в MS WORD)

Приказ 223н будет действовать на протяжении шести лет: с 1 сентября 2022 г. до с 1 сентября 2028 г., а его предшественник утратит силу.

Было

Стало

Постановление Минтруда России
от 24 октября 2002 г. № 73
“Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учёта несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях” [1]

Приказ Минтруда России
от 20 апреля 2022 г. № 223н
“Об утверждении Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, форм документов, соответствующих классификаторов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве” [2]

Документы Формы документов (формы 1-9), необходимых для расследования и учёта несчастных случаев на производстве, согласно приложению № 1;

Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях согласно приложению № 2.

Документы Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях согласно приложению № 1;

Формы документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве, согласно приложению № 2;

Классификаторы, необходимые для расследования несчастных случаев на производстве, согласно приложению № 3.

[1] Далее – Постановление № 73; старое Положение

[2] Далее – Приказ 223н; новое Положение

Из схемы видно, что изменилось не только название документа, но и его структура. Новое Положение в отличие от своего предшественника, содержит не два, а три приложения. И если раньше классификатор утверждался отдельным приказом Минтруда (приказ Роструда от 21 февраля 2005 г. № 21 “О порядке представления оперативных и аналитических сведений о групповых несчастных случаях с тяжёлыми последствиями и иных чрезвычайных происшествиях и о состоянии и причинах производственного травматизма” /утратил силу на основании приказа Роструда от 23 января 2014 г. № 21/) предназначался исключительно для составления внутренней отчётности ГИТ, то теперь всё необходимое для расследования собрано в одном документе.

Классификаторы – основа систематизации несчастных случаев

В приложении №3 содержатся три классификатора:

  1. классификатор видов (типов) несчастных случаев на производстве;
  2. классификатор причин несчастных случаев на производстве;
  3. дополнительные классификаторы – с категориями по тяжести несчастных случаев, времени суток, полом и возрастом пострадавших и т.д.

Они помогут чётко охарактеризовать НС, определить его причины и мероприятия по их предотвращению.

Классификатор видов (типов) несчастных случаев на производстве (извлечение)

Код

Вид (тип) несчастного случая

01 Транспортные происшествия
в том числе:
01.а на железнодорожном транспорте
01.а. 1 включая при наезде подвижного состава
01.6 на водном транспорте
01.в на воздушном транспорте
01.г на наземном транспорте
происшедшие из пункта 01:
01.1 в пути на работу (с работы) на транспортном средстве работодателя (или сторонней организации на основании договора с работодателем)
01.2 во время служебных поездок (включая в пути следования в служебную командировку) на общественном транспорте
01.3 во время служебных поездок на личном транспортном средстве
01.4 при пешеходном передвижении во время работы
01.5 при управлении транспортным средством
Падение на ровной поверхности одного уровня
в том числе:
03.1 падение на скользкой поверхности, в том числе покрытой снегом или льдом
03.2 падение на поверхности одного уровня в результате проскальзывания, ложного шага или спотыкания

Пример:

Почтальон Печкин во время поездки на городском рейсовом автобусе от клиента, которого она обслуживает, до почтового отделения, получил травму руки, поскользнувшись на обледенелом полу.

НС с почтальоном классифицируется, как:

Онлайн-сервис №1 для оценки профессиональных рисков и управления охраной труда

Деловые игры по охране труда, пожарной безопасности и электробезопасности

Обучение по охране труда и смежным направлениям

  • транспортное происшествие (код 01)
  • на наземном транспорте (код 01.г)
  • во время служебной поездки на общественном транспорте (код 01. 2)
  • падение на скользкой поверхности, в том числе покрытой снегом или льдом (код 03.2).

В дальнейшем сведения о травматизме на производстве и профессиональных заболеваниях, также о распределении числа пострадавших при несчастных случаях на производстве по основным видам происшествий и причинам несчастных случаев отражаются в отчётности, периодически предоставляемой организацией в территориальный орган Росстата (см. табл.).

Формы предоставления сведений о травматизме и профессиональных заболеваниях в органы государственной статистики

Вид отчётности

Срок предоставления

Примечание

Сведения о травматизме на производстве и профессиональных заболеваниях

(7-травматизм) *

С 1-го рабочего дня, следующего за отчётным годом по 25 января

(годовая).

Предоставляется юридическими лицами (кроме микропредприятий), осуществляющими все виды экономической деятельности, кроме: финансовой и страховой деятельности, деятельности по операциям с недвижимым имуществом, государственного управления и обеспечения военной безопасности, социального обеспечения, образования, деятельности домашних хозяйств как работодателей, недифференцированной деятельности частных домашних хозяйств по производству товаров и оказанию услуг для собственного потребления, деятельности экстерриториальных организаций и органов.

Сведения о распределении числа пострадавших при несчастных случаях на производстве по основным видам происшествий и причинам несчастных случаев

(Приложение к ф. 7-травматизм) **

С 1-го рабочего дня, следующего за отчётным годом по 25 января

(1 раз в 3 года).

Предоставляется юридическими лицами, кроме микропредприятий, осуществляющими все виды экономической деятельности, кроме: финансовой и страховой деятельности, государственного управления и обеспечения военной безопасности, социального обеспечения, образования, деятельности домашних хозяйств как работодателей, недифференцированной деятельности частных домашних хозяйств по производству товаров; деятельности экстерриториальных организаций.

* Приказ Росстата от 22 июня 2020 г. № 326 “Об утверждении формы федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за травматизмом на производстве и профессиональными заболеваниями”

** Приложение 6 к  Приказу Росстата от 10 августа 2018 г. № 493 “Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения в сфере здравоохранения, за травматизмом на производстве и миграцией населения”

Данные отчётов аккумулируются Росстатом, обрабатываются, анализируются и предоставляются широкому кругу публики на сайте службы.

Производственный травматизм с 2000 по 2021

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021

Численность пострадавших при несчастных случаях на производстве, тыс. человек

всего 151,8 144,7 127,7 106,7 87,8 77,7 70,7 66,1 58,3 46,1 47,7 43,6 40,4 35,6 31,3 28,2 26,7 25,4 23,6 23,3 20,5 21,6
мужчины 116,7 110,5 96,0 79,3 64,9 57,3 51,7 47,8 41,6 32,2 33,4 30,7 28,6 24,9 21,9 19,7 18,6 17,6 16,6 16,3 14,4 15,1
женщины 35,1 34,2 31,7 27,4 22,9 20,4 19,0 18,3 16,7 13,9 14,3 12,9 11,8 10,7 9,4 8,5 8,1 7,8 7,0 7,0 6,1 6,5

из них со смертельным исходом

всего 4,40 4,37 3,92 3,54 3,29 3,09 2,90 2,99 2,55 1,97 2,00 1,82 1,82 1,70 1,46 1,29 1,29 1,14 1,07 1,06 0,91 1,21
мужчины 4,15 4,09 3,66 3,33 3,06 2,88 2,68 2,82 2,36 1,81 1,90 1,70 1,67 1,57 1,35 1,20 1,21 1,07 1,00 0,99 0,85 1,12
женщины 0,25 0,28 0,26 0,21 0,23 0,21 0,22 0,17 0,19 0,16 0,10 0,13 0,15 0,13 0,11 0,09 0,08 0,07 0,07 0,06 0,07 0,09

Численность пострадавших при несчастных случаях на производстве на 1000 работающих соответствующего пола

всего 5,1 5,0 4,5 3,9 3,4 3,1 2,9 2,7 2,5 2,1 2,2 2,1 1,9 1,7 1,4 1,3 1,3 1,3 1,2 1,2 1,0 1,1
мужчины 7,0 6,8 6,1 5,3 4,6 4,2 3,9 3,6 3,2 2,7 2,9 2,6 2,3 2,1 1,8 1,7 1,6 1,6 1,5 1,4 1,2 1,3
женщины 2,7 2,7 2,5 2,3 2,0 1,8 1,7 1,7 1,6 1,4 1,5 1,4 1,2 1,1 1,0 0,9 0,9 0,9 0,8 0,8 0,7 0,8

из них со смертельным исходом

всего 0,149 0,150 0,138 0,131 0,129 0,124 0,119 0,124 0,109 0,090 0,094 0,086 0,084 0,080 0,067 0,062 0,062 0,056 0,054 0,053 0,045 0,060
мужчины 0,250 0,250 0,232 0,223 0,217 0,211 0,201 0,212 0,184 0,152 0,163 0,145 0,137 0,132 0,110 0,103 0,103 0,094 0,089 0,087 0,072 0,096
женщины 0,020 0,022 0,020 0,017 0,020 0,019 0,019 0,016 0,018 0,016 0,012 0,014 0,016 0,013 0,011 0,010 0,009 0,008 0,008 0,007 0,008 0,010

Число человеко-дней нетрудоспособности у пострадавших на производстве

всего, млн. 4,3 4,1 3,7 3,3 2,8 2,5 2,3 2,7 2,7 2,2 2,2 2,1 1,8 1,7 1,5 1,4 1,3 1,2 1,2 1,2 1,0 1,0
на одного пострадавшего 28,3 28,4 28,8 30,5 31,4 32,2 32,9 41,2 46,7 47,3 45,9 48,4 45,6 47,4 48,7 48,6 49,0 48,7 49,3 50,6 49,9 46,3
Израсходовано средств на мероприятия по охране труда в расчёте на 1 работающего, рублей 995,0 1419,9 1683,4 1994,5 2505,0 3197,0 3751,7 4725,5 5505,9 6493,1 6724,2 7966,2 8758,1 8881,3 9615,5 10930,4 11479,8 12964,7 14246,4 14862,4 18825,3 20476,0

Формы документов для расследования несчастных случаев

Обновлены формы документов, необходимых для проведения расследования НС, оформления и фиксации его результатов. Приложение № 2 к Приказу 223н содержит формы 11 документов, тогда, как в постановлении № 73 их было 9 (см. таблицу).

Разработчики добавили две новых формы:

  • Форма Н-1ЧС Акт о несчастном случае на производстве (форма № 4);
  • Акт о расследовании обстоятельств происшествия, предполагающего гибель работника в результате несчастного случая (форма № 6).

Форма, №

Наименование

Чем отличаются новая и старая формы?

Форма № 1 Извещение о несчастном случае на производстве (групповом, тяжёлом несчастном случае, несчастном случае со смертельным исходом) В новую форму добавлена кодировка по классификатору
Форма № 2 Форма Н-1 Акт о несчастном случае на производстве В новую форму добавлены:

– кодировка по классификатору;

– сведения о проведении медицинских осмотров и освидетельствований (указываются, если по профессии или виду работы, при выполнении которой произошёл несчастный случай, требуется проведение соответствующих медицинских осмотров и освидетельствований в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права);

– сведения о проведенной оценке профессиональных рисков на рабочем месте;

– сведения об обеспечении пострадавшего СИЗ;

– сведения о вручении (направлении) данного Акта о несчастном случае на производстве пострадавшему, законному представителю или иному доверенному лицу.

Форма № 3 Форма Н-1ПС Акт о несчастном случае на производстве В новую форму добавлены:

– кодировка по классификатору;

– сведения о проведенной оценке профессиональных рисков на рабочем месте;

– сведения о вручении (направлении) данного Акта о несчастном случае на производстве пострадавшему, законному представителю или иному доверенному лицу.

Форма № 4 Форма Н-1ЧС Акт о несчастном случае на производстве Полностью новая форма.

 

Форма № 5 Акт о расследовании группового несчастного случая (лёгкого несчастного случая, тяжёлого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом) См. отличия в форме №2
Форма № 6 Акт о расследовании обстоятельств происшествия, предполагающего гибель работника в результате несчастного случая Полностью новая форма.

 

Форма № 7 Заключение государственного инспектора труда См. отличия в форме №2
Форма № 8 Протокол опроса пострадавшего при несчастном случае (очевидца несчастного случая, должностного лица) В новую форму добавлена кодировка по классификатору.

 

Форма № 9 Протокол осмотра места несчастного случая, В новую форму добавлена кодировка по классификатору.

 

Форма № 10 Сообщение о последствиях несчастного случая на производстве и принятых мерах происшедшего. В новую форму добавлена кодировка по классификатору.
Форма № 11 Журнал регистрации несчастных случаев на производстве Идентичные формы

 

Отличия нового Положения о расследовании НС от старого Положения

В Новом положении указан перечень категорий работников, выполняющих работу, имеющую специфический характер труда, в отношении которых проводится расследование несчастного случая:

  • несчастные случаи с работниками, происшедшие на находящихся в плавании рыбопромысловых и иных морских, речных и других судах, независимо от их отраслевой принадлежности;
  • на объектах электроэнергетики и теплоснабжения; вследствие нарушений в работе, влияющих на обеспечение ядерной, радиационной и технической безопасности на объектах использования атомной энергии;
  • на объектах железнодорожного транспорта; в организациях с особым режимом охраны, обусловленным обеспечением государственной безопасности охраняемых объектов; в дипломатических представительствах и консульских учреждениях РФ и, представительствах РФ при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях;
  • на находящихся в полёте воздушных судах, а также происшедших со спортсменами;
  • гражданами, привлекаемыми к мероприятиям по ликвидации последствий катастроф и других чрезвычайных ситуаций природного характера;
  • дистанционными работниками.

Из нового Положения исключён общий перечень лиц, несчастные случаи с которыми подлежат расследованию и учёту. Для исключения дублирования правовых норм общий перечень лиц, несчастные случаи с которыми подлежат расследованию и учёту, указаны только в ст. 227 ТК РФ.

Несчастные случаи в образовательной организации, как и прежде, надо расследовать по правилам статей 227-231 ТК РФ.

Добавили обязанность расследовать несчастные случаи с дистанционным работником, если они произошли в том же регионе, где зарегистрирован работодатель.

В Новом порядке введены требования по процедуре образования комиссии для расследования лёгкого несчастного случая, группового тяжёлого несчастного случая.

Установили особенности работы комиссии по расследованию несчастного случая. Теперь заменить члена комиссии можно, если:

  • он уклоняется от участия в работе комиссии без уважительных причин;
  • не может исполнять свои обязанности по причине болезни либо смерти;
  • его уволили или освободили от занимаемой должности.

Закрепили применение дистанционных технологий при опросе пострадавших и очевидцев, осмотра места происшествия, проведения заседаний комиссии.

Перечислили случаи, когда ГИТ может признать, что расследование провели с нарушением порядка. Например, если сформировали комиссию не по правилам или член комиссии отказался подписывать акт, неправомерно квалифицировали несчастный случай как не связанный с производством и др.

На этом пока всё. По ходу изменений будем обновлять данную заметку.

Детальный разбор провела моя помощница Светлана Подберезина.

Присоединяйтесь к нам в VK.com и Telegram

PROдолжение следует …

Подписка PRO+

Данный материал доступен только для владельцев аккаунта Блог—Инженера PRO+

Оцените заметку
4.89 / 27
Добавить в избранное
Добавить комментарий

Error messages

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю своё согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

  1. Алсу PRO+

    добрый день, не совсем поняла извещение в территориальный орган соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, если несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных этому органу и в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, если несчастный случай произошел в подведомственной ему организации чем отличается?

    Ответить
    • Татьяна Гор. PRO+

      Добрый день, простыми словами 1. В орган, контролирующий вашу организацию. 2. В орган, которому подчиняется ваша организация.

      Ответить
    • Алсу PRO+

      спасибо

      Ответить
  2. Алексей PRO+

    спасибо!!!!!!

    Ответить
  3. Наталья Кирдяпкина PRO+

    Благодарю Вас за бесценный труд!

    Ответить
  4. Екатерина Сунгурова PRO+

    Не совсем поняла, если случай легкий, то заполняются и форма 2 и форма 5?

    Ответить
    • майя PRO+

      Форма 5 – групповой нс

      Ответить
  5. Лариса PRO+

    Огромное спасибо за Ваш труд. Он просто бесценен. Считаю, что вы исполняете работу ГИТ, которые обязаны не только штрафовать, но и проводить просветительскую работу специалистов по охране труда.

    Ответить
  6. Екатерина Сунгурова PRO+

    Подскажите как переводятся н1-пс и н-1чс?)).
    Будут ли образцы заполнения форм?
    Заранее спасибо

    Ответить
    • Светлана Подберезина PRO+

      В соответствии с п. 14 нового Положения о расследовании НС несчастные случаи, происшедшие со спортсменами во время подготовки к спортивным соревнованиям или участия в спортивных соревнованиях (абзац первый пункта 13 Положения), квалифицированные по результатам расследования как несчастные случаи на производстве, оформляются актом о несчастном случае на производстве по форме N 3, предусмотренной приложением N 2 к настоящему приказу – актом формы Н-1ПС.

      В соответствии с пп. 21.1 нового Положения о расследовании несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами при исполнении ими трудовых обязанностей или работ по заданию работодателя (его представителя), а также осуществлении иных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах в результате чрезвычайных ситуаций, в том числе повлекших гибель пяти человек и более (аварии, катастрофы, крушения, противоправные действия третьих лиц и другие чрезвычайные ситуации, установленные с учетом критериев информации о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 5 июля 2021 г. N 429 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 сентября 2021 г., регистрационный N 65025), когда необходимо длительное проведение соответствующих экспертиз, расследование данных чрезвычайных ситуаций соответствующими комиссиями (в установленных Кодексом и Положением случаях государственным инспектором труда), квалифицированные по результатам расследования как несчастные случаи на производстве, оформляются актами о несчастном случае на производстве формы Н-1ЧС по форме N 4, предусмотренной приложением N 2 к настоящему приказу (далее – акты формы Н-1ЧС) при наличии условий, определенных абзацем первым пп. 21.2 Положения.

      Ответить
    • Екатерина Сунгурова PRO+

      Спасибо, будут ли образцы заполнения с учетом классификаторов ?
      По легкому нс
      Заранее спасибо

      Ответить
    • Светлана Подберезина PRO+

      На все случаи образцов не напишешь. Будут конкретные вопросы по применению классификатора к конкретному НС, будем искать думать над ответами и искать их.

      Вы вон даже недоформулировали мысль в вопросе. Заполнения чего именно? Акта? Их несколько. Какого именно? В чем сложность возникла?

      Конкретизируйте проблему.

      Ответить
  7. Денис PRO+

    в чем отличие понятий “сутки” и “24 часа”?

    Ответить
    • Светлана Подберезина PRO+

      Отсчет суток начинается с нуля часов и заканчивается в двадцать четыре часа. Применять к расследованию НС понятие сутки не правильно. Если НС произошел в 22 часа 14 июня, то сутки истекут в 24 часа 14 июня, а не в 22 часа 15 июня. Чтобы исключить подобные траблы с подсчетами отсчет ввели почасовой.

      Ответить