Приветствуем подписчиков PRO
Казалось бы, есть заключение из медицинской организации, должно быть всё логично. Но есть нюанс:
Расследуются в установленном порядке и по решению комиссии (в предусмотренных настоящим Кодексом случаях государственного инспектора труда, самостоятельно проводившего расследование несчастного случая) в зависимости от конкретных обстоятельств могут квалифицироваться как несчастные случаи, не связанные с производством:
— смерть вследствие общего заболевания или самоубийства, подтверждённая в установленном порядке соответственно медицинской организацией, органами следствия или судом.
(ст. 229.2 ТК РФ)
Ниже рассмотрим несколько таких случаев.
Смерть водителя от пневмонии
Водитель автомобиля, пройдя предрейсовый медосмотр и получив допуск к работе, потерял сознание и упал. Прибывшая бригада скорой медицинской помощи констатировала его смерть. Смерть наступила в связи с заболеванием — двусторонней пневмонией).
При проведении расследования данного несчастного случая комиссия установила, что основной причиной несчастного случая явилась неудовлетворительная организация работ, что привело к выполнению работником — водителем автомобиля непрерывной работы в течение 35 дней (5 недель) без предоставления еженедельного непрерывного отдыха (от 42 часов и более), нарушению конституционного права работника на отдых и явилось следствием неудовлетворительного функционирования системы управления охраной труда.
Также комиссия установила, что пострадавший водитель был допущен к исполнению своих трудовых обязанностей без прохождения обязательного периодического медосмотра.
В результате был сделан вывод о квалификации несчастного случая как несчастного случая на производстве, подлежащего оформлению актом по форме Н-1.
Одним из членов комиссии на имя председателя комиссии было направлено особое мнение, согласно которому:
- смерть наступила от общего заболевания, что является несчастным случаем, не связанным с производством;
- комиссия не пришла к выводу о наличии причинно-следственной связи между имеющимися у работника переработками и возникшей пневмонией.
На основании жалобы представителя работодателя о несогласии с актом по форме Н-1 государственной инспекцией труда было проведено дополнительное расследование. В результате допрасследования ГИТ признала акт по форме Н-1 действительным и не подлежащим отмене или пересмотру.
В организации действовал коллективный договор, в соответствии с его условиями семье работника, пострадавшего в результате несчастного случая на производстве со смертельным исходом, при отсутствии вины пострадавшего выплачивается матпомощь в размере не более 500 тыс. руб., в том числе компенсация морального вреда до 90 тыс. руб.
Супруга умершего работника обратилась к организации с заявлением о выплате ей матпомощи и компенсации морального вреда, однако ответ на заявление не получила.
Тогда супруга и дочь работника обратились в суд с иском о признании смерти работника несчастным случаем на производстве, компенсации морального вреда, взыскании единовременной материальной помощи в соответствии с условиями коллективного договора. Три инстанции отказали.
Суд первой инстанции указал, что смерть работника наступила в результате общего заболевания, доказательств наступления смерти вследствие исполнения работником профессиональных обязанностей либо неисполнения работодателем обязанности по обеспечению безопасных условий труда в ходе рассмотрения дела не представлено. По мнению суда, то обстоятельство, что работодатель допустил работника к работе без обязательного периодического медосмотра, а также непредоставление в течение длительного времени еженедельного отдыха, не является безусловным основанием считать, что несчастный случай связан с производством.
Апелляция также отметила, что работодателем выполнена обязанность по проведению предрейсового медосмотра, противопоказаний для допуска к работе не выявлено, оснований для отстранения работника от работы у работодателя не имелось.
Верховный Суд отправил дело на пересмотр. Суды не учли, что комиссией по расследованию несчастного случая и ГИТ было принято решение о квалификации несчастного случая, как связанного с производством. Решение ГИТ обязательно для работодателя (Определение Верховного Суда РФ от 22 июля 2024 г. № 88-КГ24-6-К8).
Коллеги! Тяжелый НС 12.10.2023, от полученных травм работник 30.10.23 в больнице умер. Комиссию в составе 11 чел. с председателем ГИТ утв. ГД завода. Обратите внимание-кто руков. комиссией, акт Н-1 утв. 27.8.2024.
Забота о постр. работнике-заводу не жалко было более 100 т.р. на дополн. незав. мед. экспертизу, которая подт. ранее выдан. медзакл. Минтруд вместо акта Н-1С лучше установил бы состав ком. — 7 чел, на ОПО — 9 чел.
Парадоксы сейчас в ГИТ и судах. И практика распространения принятия решения ГИТ и судами очевидна. У нас тоже случай естественной смерти на предприятии (кровоизлияние в мозг, т.е инсульт) признали связанным с производством, т.к. утром работник вместе с напарником перенесли компрессор весом 98 кг на расстояние 2м и экспертиза установила, что причиной инсульта могла быть работа, связанная с переносом тяжести выше допустимых норм. и, что предприятие не приняло мер к выполнению рекомендаций по результатам периодического медосмотра. Но требований к переносу тяжестей мужчинами в Правилах по ОТ при проведении погрузочно-разгрузочных работ нет (ограничение только по поднятию тяжестей до 50 кг) При этом при каждом периодическом медосмотре (в течение 4-х лет каждые 2 года) ему устанавливался диагноз, связанный с гипертонией и сердцем. Мы подали жалобу, но уже два суда оставили решение суда первой инстанции без изменений. Так естественная смерть на предприятии по решению ГИТ и суда стала связанной с производством с перспективой огромной суммы выплаты морального вреда на 4-х человек членов семьи.
Спасибо, очень полезная информация
Ну давайте будем объективными: первая и корневая причина — переработки, остальные причины — следствие.
То, что суд встал в конечном итоге на сторону работника еще далеко не показатель, что данная практика будет распространяться повсеместно. Да, суды должны учитывать решения подобного рода, но, как правило, ввиду низкой квалификации самих судей, а также в угоду государству, решения принимаются не в пользу потерпевшей стороны. Экономим бюджет в том числе.
А вывод какой — да, пострадавшая сторона может добиться своего, но при этом экономический эффект от этих судебных тяжб ничтожен, относительно потраченного времени, денег на юристов, экспертизы и прочее.
Вообще ничего не понял … 29 августа 2024 — было три дня назад, а за это время водитель автомобиля, пройдя предрейсовый медосмотр и получив допуск к работе, потерял сознание упал… комиссия провела раследование, сделали выводы, родственники не согласны, суд… Уточните дату в тексте пожалуйста
это дата публикации решения, случай свежий
Здравствуйте Евгений, спасибо! Проверим, поправим.
спасибо за оперативное реагирование и за предоставленную информацию к размышлению !!