Приветствуем подписчиков PRO
Это второй из анонсированных нами в апреле 2024 года проектов (первым внесли поправки в действующие Правила), дозревший до нормативного правового акта.
Нормативное регулирование ФОПМ
Новые Правила ФОПМ
Минтруд утвердил новые Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (далее – новые Правила ФОПМ).
20 ноября 2024 года документ был опубликован на портале правовой информации.
1 января 2025 года документ вступит в законную силу и заменит собой старые Правила ФОПМ.

Одновременно со старыми Правилами ФОПМ утратят силу поправки, внесённые в них пятью приказами Минтруда России:
- от 02.03.2022 № 97н;
- от 31.05.2022 № 330н;
- от 15.12.2022 № 782н;
- от 27.02.2023 № 101н;
- от 19.03.2024 № 123н.
Новый регламент предоставления ФОПМ
Административный регламент (далее — АР) предоставления Фондом государственной услуги по принятию решения о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, был утверждён ещё ФСС.
Он подлежит замене по двум причинам:
- это «догильотинный» нормативный акт, а значит он подлежит замене в срок до 1 сентября 2025 года;
- ФСС не существует с 1 января 2023 года.

СФР вот-вот примет новый Административный регламент ФОПМ (далее – АР ФОПМ) взамен старого.

Новый АР ФОПМ разработали с учётом требований новых Правил ФОПМ. В нём будет 12 вариантов оказания услуги и возможность не предоставлять сведения, которые есть в государственных реестрах.
СФР сам запросит их в СМЭВ (СМЭВ – система межведомственного электронного взаимодействия):
1) у Минтруда:
- сведения о результатах проведения СОУТ;
- сведения из реестра организаций, проводящих СОУТ;
- сведения из реестра аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда;
- сведения из реестра индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по обучению своих работников вопросам охраны труда.
2) у Росздравнадзора:
- сведения из единого реестра лицензий, в том числе лицензий, выданных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с переданным полномочием по лицензированию;
- сведения о регистрационных удостоверениях на медицинские изделия» направляется в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения.
3) у Росаккредитации:
- сведения из Реестра деклараций о соответствии;
- сведения из Реестра сертификатов соответствия» направляется в Федеральную службу по аккредитации.
4) у Минпромторга:
- сведения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации.
Таким образом, нам указанные сведения не обязательно предоставлять, а их отсутствие не может быть поводом для отказа в ФОПМ (об отказах чуть позже).
В приложении к нему будут обновленные формы заявлений:
- Заявление о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (к нему нужно будет приложить План ФОПМ и другие документы);
- Заявление о возмещении расходов на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (к нему нужно будет приложить документы, подтверждающие фактические расходы работодателя).
Со вступлением в силу нового АР ФОПМ старые формы заявлений использовать будет нельзя, они утратят силу.
У новых форм заявлений есть несколько отличий от старых.
Мне в вопросах оформления документации повезло — наша специалист буквоед тот ещё, но консультирует четко, после даже никаких вопросов не возникает. Поэтому новые правила ФОМП не читала, просто позвонила, мне просто алгоритм действий дали.
Спасибо за разбор. Не могли бы мне подсказать как рассчитывается 30% от страховых взносов? Если я отправлю на скл только одного предпенсионера, сумма средств все равно будет 30% от взносов? Я что то торможу…
В пределах + 10% на оплату СКЛ вот этого одного.
Светлана хороший обзор вы сделали, большая вам благодарность. Маленькая поправка действующими правилами возможность возврата за риски предусмотрена с июня 2024 (см. послед. изм. в 467н)
О, спасибо. Я просохатила немного. Кусочек из описания проекта остался. Не удалила черновую запись. Исправим.
Светлана, благодарю Вас и желаю здоровья! Берегите себя.
Если в организации трудятся до 100 человек и в предыдущие два года она не получала финансирования предупредительных мер, предельный объём рассчитывается по данным за три предыдущих года. Он не должен превышать сумму взносов на травматизм, начисленных в текущем году, за вычетом расходов на выплату пособий и оплату отпусков на период лечения (сверх ежегодно оплачиваемых) (п. 2 Правил).
А раньше считали по сумме взносов за три года….. Лавочку прикрыли, теперь надо будет подавать на возмещение надо каждый год ? Получается я с двумя годами пролетаю с возмещением…..
Я предполагаю такое сделали, чтобы деньги быстрее в экономике крутились и приносили доход, а не просто лежали в СФР.
Светлана, большое Вам спасибо за материал)
Буквально на прошлой неделе закрыла возмещения и меня предупредили об изменениях. Искала информацию но некоторые моменты были непонятны… а с этой статьей все стало четко)
Еще раз большое спасибо:*
Отличная статья , своевременная. Спасибо.
5+. Умница
Спасибо! Хорошая статья. Только есть путаница в пунктах старых и новых Правил ФОПМ. Перечень предупредительных мер в старых ФОПМ — это пункт 3, в новых — пункт 2