Приветствуем подписчиков PRO
Обновление от 30.07.2025: добавлено Отраслевое Соглашение на 2025-2028 годы.
Внутренний водный транспорт Российской Федерации — один из видов транспорта, представляющего собой производственно-технологический комплекс с входящими в него организациями, осуществляющими судоходство и иную связанную с судоходством деятельность на внутренних водных путях Российской Федерации.
Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств
Морской и речной транспорт
Работы
Работы, выполняемые по профессиям и должностям, указанным в настоящем разделе
Профессии
Матрос
Машинист помповый (донкерман)
Моторист (машинист)
Машинист котельной установки (кочегар) судна
Лебёдчик-моторист
Электрик (судовой)
Радиооператор
Рулевой
Шкипер
Электрик
Боцман
…Должности
Багермейстер-капитан
Полный перечень должностей указан в Постановлении Правительства от 29.12.2020 № 2349 «Об утверждении перечня работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств»
Диспетчер
Капитан морского порта
Капитан
Старшина
Шкипер
Лоцман
Механик (судовой)
Начальник радиостанции
…
Трудовые отношения членов экипажа судна регулируются Трудовым кодексом РФ, уставом службы на судах внутреннего водного транспорта, локальными нормативными актами, а также соглашениями, коллективными договорами и трудовыми договорами.
Ниже приведена схема, которая наглядно показывает принципы организации труда работников водного транспорта.

Отраслевое Соглашение
Профсоюзом работников водного транспорта РФ, Росморречфлотом 04.07.2025 года утверждено «Отраслевое соглашение по финансируемым из федерального бюджета подведомственным Росморречфлоту учреждениям в сферах внутреннего водного транспорта Российской Федерации и образования Российской Федерации на 2025 — 2028 годы».
К отраслевому Соглашению утверждены приложения:
- Перечень подведомственных Росморречфлоту учреждений в сферах внутреннего водного транспорта Российской Федерации и образования Российской Федерации;
- Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 16.05.2003 № 133 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта»;
- Примерное Положение об оплате труда работников федеральных государственных учреждений транспорта, подведомственных Росморречфлоту;
- Примерное Положение об оплате труда работников федеральных государственных учреждений образования, подведомственных Росморречфлоту;
- Рацион питания экипажей морских и речных судов (Постановление Правительства Российской Федерации от 07.12.2001 № 861 «О рационах питания экипажей морских, речных судов, за исключением судов рыбопромыслового флота и воздушных судов»);
- Примерный перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда, ликвидации или снижению уровней профессиональных рисков либо недопущению повышения их уровней (утверждён приказом Минздравсоцразвития России от 29.10.2021 № 771н);
- Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 30.04.2025 № 144 «Об установлении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта»;
- Примерное Положение об организации наставничества в федеральных бюджетных учреждениях, подведомственных Росморречфлоту, осуществляющих деятельность в сферах внутреннего водного транспорта Российской Федерации и образования Российской Федерации.
Отраслевым Соглашением установлен порядок организации наставничества.
Так, для практикантов наставничество устанавливается продолжительностью один навигационный период.
Для работников сроки наставничества:
- над техником — 1 месяц;
- над специалистом — до 2 месяцев;
- над ведущим и главным специалистом — до 3 месяцев;
- над заместителем отдела (службы) — до 6 месяцев.
Режим труда и отдыха
Работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, не разрешается работа по совместительству, непосредственно связанная с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств.
Здравствуйте! Почему по приказу № 714н надо проходить медицинский осмотр 1 раз в три года? Где это прописано ? (Например, по Приказу № 29н работник проходит медосмотр 1 раз в год, а по Приказу № 714н – 1 раз в 3 года. Каждые три года вы будете выдавать ему направления по двум приказам одновременно)
Сергей Владимирович, Вы правы. Этот медосмотр тоже ежегодный, только рамках его проведения некоторые исследования (например, УЗИ) проводятся 1 раз в 3 года.