Приветствую, друзья-экологи! Предлагаю сегодня в этой заметке разобраться, что же такое комплексное экологическое разрешение и как дальше существовать предприятиям с 1 категорией в рамках новых законоположений.

комплексное экологическое разрешение

Принципиально новый для российской экологии документ, который будет содержать природоохранные требования и нормативы, установленные уполномоченным органом для контроля юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — всё это названо красивой фразой — комплексное экологическое разрешение (КЭР).

С 1 января 2019 года вступают в силу положения Федерального закона от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об охране окружающей среды“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 219-ФЗ), касающиеся применения к предприятиям мер государственного регулирования в области охраны окружающей среды в зависимости от категории объекта негативного воздействия на окружающую среду, присвоенной такому объекту при постановке на государственный учёт.

В соответствии с п. 1 ст. 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (вступающей в силу с 1 января 2019 года) (далее — Закон № 7-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение.

Комплексное экологическое разрешение выдаётся на отдельный объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, в том числе линейный объект, на основании заявки, подаваемой в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти (п. 2 ст. 31.1 Закона № 7-ФЗ).

Согласно ч. 6 ст. 11 Закона № 219-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, включённых в утверждённый уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень объектов, обязаны обратиться в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти с заявкой на получение комплексного экологического разрешения в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года включительно.

Указанный перечень объектов I категории утверждён приказом Минприроды России от 18.04.2018 г. № 154 и включает 300 объектов.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, относящихся к области применения наилучших доступных технологий и не включенных в Перечень, обязаны получить комплексное экологическое разрешение до 1 января 2025 года (ч. 7 ст. 11 Закона № 219-ФЗ).

Вместе с тем, ч. 1 ст. 11 Закона № 219-ФЗ предусмотрено, что разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий, до 1 января 2019 года, действуют до дня получения комплексного экологического разрешения.

А теперь к истокам мудрости:

Понятие «комплексное экологическое разрешение» появилось в российском природоохранном законодательстве четыре года назад. В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» в стране начала поэтапно вводиться новая система нормирования воздействия на окружающую среду. Так, с 1 января 2015 г. объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от объёмов такого воздействия стали подразделяться на четыре категории. С 1 января 2019 г. вместо получаемого в настоящее время разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в зависимости от категории объекта необходимо будет получить комплексное экологическое разрешение либо представить декларацию о воздействии на окружающую среду (п. 16 ст. 1 указанного Закона).

КЭР будет выдаваться на основании заявки в Росприроднадзор. Комплект документов нужно составить по крайней мере за 2 месяца до ввода объекта негативного воздействия в эксплуатацию (нового или реконструированного), или за 4 месяца до конца действия предыдущего КЭР. Госпошлина при подаче заявки на КЭР — 6000 рублей.

Пакет документов для согласования комплексного экологического разрешения содержит:

1. Название юридического или физического лица с указанием полного адреса и ФИО директора (или ФИО и прописки ИП).
2. Код объекта негативного воздействия.
3. Виды деятельности организации, объём производства.
4. Объём потребления производственного сырья, водных, электрических ресурсов, теплоэнергии.
5. Описание того, случались ли аварии с негативным следом на окружающую среду за 7 лет операционной деятельности.
6. Если есть: описание программы повышения экологической эффективности.
7. Расчёт технологических нормативов производства.
8. Расчёты нормативов допустимых выбросов (ранее ПДВ) и сбросов (ранее НДС) опасных веществ (1 и 2 класса опасности).
9. Полное обоснование лимитов по отходам.
10. ППЭК — реалистичная и привязанная к практике программа производственного эко-контроля.
11. Результат положительного заключения госэкспертизы, если таковая должна была проводиться по закону.

Если на момент подачи заявки соблюдение максимально допустимого уровня нормативов выбросов и сбросов для объекта технологически невозможно, дополнительно к заявке КЭР прикладываются:

  • проект повышения экологической эффективности — ранее ПМООС (см. ст. 67. 1, ФЗ-219);
  • план по временно разрешённым объёмам сбросов и выбросов ВВ — как на период реализации программы эффективности, так и по её окончании.

Далее в течение 1 месяца ваша заявка рассматриваться в уполномоченном ПРФ федеральном органе (Росприроднадзоре). Решение о присвоении объекту КЭР публикуется на официальном портале по адресу www.rpn.gov.ru

КЭР выдаётся для отдельного объекта на 7 лет. Продление — также на 7 лет. Условием успешного продления будет:

1. Соблюдение установленных в заявке нормативов по выбросам/сбросам ВВ.
2. Внесение платы за негативное воздействие (без задолженностей).
3. Подача отчётности о ходе реализации ППЭК.

Пересмотр комплексного экологического разрешения

Необходимость в пересмотре КЭР возникает при смене техпроцесса на производстве или изменениях юридического лица, к которому относится непосредственный объект.

Если изменения не затрагивают ни пересчёт нормативов, ни смену адреса, ФИО, либо реквизитов, то пересмотр КЭР не требуется.

Государство может отозвать согласованное комплексное эко-разрешение, если за 6 месяцев с начала действия КЭР не будет устранено/появится превышение установленных обязательств по выбросам и сбросам, в том числе по временно разрешенным сбросам и выбросам.

Что по поводу заявки — по традиции формы заявки нет, по последней информации находится на регистрации в Минюсте России (Приказ от 11.10.2018 г. № 510 «Об утверждении формы заявки на получение комплексного экологического разрешения»)

Следите за обновлениями на сайте.

Заметку подготовила моя помощница по развитию рубрики «Экологическая Безопасность» Ксения Ралдугина.

Продолжение следует ...

Ты хочешь получать информацию,
но ты делаешь это без уважения

Будь моим подписчиком!