Нужны ли сегодня “санитарные” паспорта на отходы?

Наш партнёр, автор сообщества Экологический менеджмент Бирюкова Надежда подготовила заметку про “санитарные” паспорта на отходы.

Нужны ли сегодня “санитарные” паспорта на отходы? До 01.03.2021 года совершенно точно каждый природопользователь, у которого образовались отходы, должен был получить согласованное экспертное заключение по проведению токсиколого-гигиенической оценки и определению классов опасности токсичных отходов для здоровья человека и среды его обитания или, так называемые “санитарные” паспорта на отходы в соответствии с СП 2.1.7.1386-03 “Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления”, хотя у Роспотребнадзора даже не было административного регламента по рассмотрению этих заключений, но по желанию при проверках инспектора могли и штрафовали за отсутствие данных паспортов.

Не будем углубляться в историю появления этого требования и попытки изменить ситуацию, потому что даже государство не раз признавало, что данная санитарная паспортизация избыточна, остановимся на фактах.

Согласно п. 4.14 и п. 4.15 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 отменены Изменения № 1 и Изменения № 2 в СП 2.1.7.1386-03. При этом сами СП 2.1.7.1386-03 официально не отменены, не попали они и в так называемый “белый список”, утверждённый постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2467), но они почему-то вошли в “Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Роспотребнадзором в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора” (утв. Роспотребнадзором). Согласно этому перечню к лицам, обязанным соблюдать установленные данным нормативным правовым актом обязательные требования относятся юридические лица и индивидуальные предприниматели, занимающиеся обращением с отходами производства и потребления, осуществляющие деятельность по ОКВЭД 38 (Сбор, обработка и утилизация отходов; обработка вторичного сырья) и 86 (Деятельность в области здравоохранения) (см. п. 119). За несоблюдение этого требования предусматривается ответственность, установленная ст. 6.3, ст. 6.35 КоАП РФ.

Однако, формулировка, определяющая правила регуляторной гильотины, применимые к документам, не отменённым и не вошедшим в “белый список”, дословно сформулирована таким образом: “не может являться основанием для привлечения к административной ответственности” (п.3 ст. 15 Федерального закона от 31.07.2020 № 247-ФЗ “Об обязательных требованиях в Российской Федерации”).

Учитывая вышеизложенное, можно утверждать, что в настоящее время хозяйствующие субъекты не могут быть привлечены к ответственности за невыполнение требований СП 2.1.7.1386-03, что также подтверждает письмо Роспотребнадзора от 29 апреля 2021 года № 09−8940−2021−40.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 29 апреля 2021 года № 09-8940-2021-40

О рассмотрении обращения

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека рассмотрела обращение и в рамках компетенции сообщает следующее.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 31.07.2020 № 247-ФЗ “Об обязательных требованиях в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон № 247-ФЗ) Правительством Российской Федерации до 1 января 2021 года в соответствии с определенным им перечнем видов государственного контроля (надзора) обеспечиваются признание утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации и отмена нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора).

В соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона № 247-ФЗ независимо от того, признаны ли утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации или отменены ли нормативные правовые акты, указанные в части 1 статьи 15, с 1 января 2021 года при осуществлении государственного контроля (надзора) не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в указанных актах, если они вступили в силу до 1 января 2020 года.

При этом в соответствии с положениями части 3 статьи 15 Федерального закона № 247-ФЗ несоблюдение требований, содержащихся в указанных актах, не может являться основанием для привлечения к административной ответственности.

В этой связи требования, содержащиеся в СП 2.1.7.1386-03 “Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления”, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.06.2003 № 144, не носят обязательный характер.

Учитывая изложенное, считаем нецелесообразным разработку и принятие в установленном порядке проекта нормативного правового акта о признании утратившим силу указанного выше постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации.

Начальник
Правового управления
Н.В.Андрияшина

На этом всё.

Рейтинговые звёздочки и комментарии как всегда тепло приветствуются 😉

Продолжение следует …

Оцените заметку
4.53 / 19
Добавить в избранное
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю своё согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

  1. Дмитрий

    В рамках переоформления лицензии на обращение с отходами, при прохождении в этих целях санитарно-эпидемиологической экспертизы деятельности с отходами во ФБУЗ Центрах гигиены при Роспортребнадзоре и получении санитарно-эпидемиологического заключения без санитарных паспортов на отходы даже рассматривать документы не будут

  2. Валерия

    Добрый день.
    Увидела данную статью и попыталась разобраться, не нужны ли паспорта на отходы на самом деле на предприятии?
    Нашла следующий документ – приказ от 8 декабря 2020г. № 1026 “Об утверждении порядка паспортизации и типовых форм паспортов отходов I-IV классов опасности”
    Этот документ не отменён, и вступает в силу 1 января 2021г.
    Возвращаемся к №247-ФЗ п.3 ст. 15, указанным в данной статье, цитирую “Независимо от того, признаны ли утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации или отменены ли нормативные правовые акты, указанные в части 1 настоящей статьи, с 1 января 2021 года несоблюдение требований, содержащихся в указанных актах, не может являться основанием для привлечения к административной ответственности, если они вступили в силу до 1 января 2020 года.”
    Сам приказ вступил в силу позже 1 января 2020 г., он не отменён, не признан утратившим силу.
    Исходя из этого можно сделать вывод, что паспорта все таки нужны?..

    • Надежда

      Здравствуйте, рекомендую еще раз внимательно ознакомиться с текстом заметки, в ней речь про санитарные паспорта, которые ранее требовалось разрабатывать по санитарному законодательству в соответствии с СП 2.1.7.1386-03, а Вы говорите про природоохранные паспорта в соответствии с ФЗ № 89, они требуются и по ним заметка будет подготовлена в скором времени.

      Ответить