Нужны ли сегодня «санитарные» паспорта на отходы?

Реклама i
x
АССОЦИАЦИЯ "СИЗ" ИНН: 7719238492, ОГРН: 1037739754139, Ссылка: сайт, Erid: 2VtzqxDyRLa

Наш партнёр, автор сообщества Экологический менеджмент Бирюкова Надежда подготовила заметку про «санитарные» паспорта на отходы.

Нужны ли сегодня «санитарные» паспорта на отходы? До 01.03.2021 года совершенно точно каждый природопользователь, у которого образовались отходы, должен был получить согласованное экспертное заключение по проведению токсиколого-гигиенической оценки и определению классов опасности токсичных отходов для здоровья человека и среды его обитания или, так называемые «санитарные» паспорта на отходы в соответствии с СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления», хотя у Роспотребнадзора даже не было административного регламента по рассмотрению этих заключений, но по желанию при проверках инспектора могли и штрафовали за отсутствие данных паспортов.

Не будем углубляться в историю появления этого требования и попытки изменить ситуацию, потому что даже государство не раз признавало, что данная санитарная паспортизация избыточна, остановимся на фактах.

Согласно п. 4.14 и п. 4.15 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 отменены Изменения № 1 и Изменения № 2 в СП 2.1.7.1386-03. При этом сами СП 2.1.7.1386-03 официально не отменены, не попали они и в так называемый «белый список», утверждённый постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2467), но они почему-то вошли в «Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Роспотребнадзором в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора» (утв. Роспотребнадзором). Согласно этому перечню к лицам, обязанным соблюдать установленные данным нормативным правовым актом обязательные требования относятся юридические лица и индивидуальные предприниматели, занимающиеся обращением с отходами производства и потребления, осуществляющие деятельность по ОКВЭД 38 (Сбор, обработка и утилизация отходов; обработка вторичного сырья) и 86 (Деятельность в области здравоохранения) (см. п. 119). За несоблюдение этого требования предусматривается ответственность, установленная ст. 6.3, ст. 6.35 КоАП РФ.

Однако, формулировка, определяющая правила регуляторной гильотины, применимые к документам, не отменённым и не вошедшим в «белый список», дословно сформулирована таким образом: «не может являться основанием для привлечения к административной ответственности» (п.3 ст. 15 Федерального закона от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»).

Учитывая вышеизложенное, можно утверждать, что в настоящее время хозяйствующие субъекты не могут быть привлечены к ответственности за невыполнение требований СП 2.1.7.1386-03, что также подтверждает письмо Роспотребнадзора от 29 апреля 2021 года № 09−8940−2021−40.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 29 апреля 2021 года № 09-8940-2021-40

О рассмотрении обращения

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека рассмотрела обращение и в рамках компетенции сообщает следующее.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 247-ФЗ) Правительством Российской Федерации до 1 января 2021 года в соответствии с определенным им перечнем видов государственного контроля (надзора) обеспечиваются признание утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации и отмена нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора).

В соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона № 247-ФЗ независимо от того, признаны ли утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации или отменены ли нормативные правовые акты, указанные в части 1 статьи 15, с 1 января 2021 года при осуществлении государственного контроля (надзора) не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в указанных актах, если они вступили в силу до 1 января 2020 года.

При этом в соответствии с положениями части 3 статьи 15 Федерального закона № 247-ФЗ несоблюдение требований, содержащихся в указанных актах, не может являться основанием для привлечения к административной ответственности.

В этой связи требования, содержащиеся в СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.06.2003 № 144, не носят обязательный характер.

Учитывая изложенное, считаем нецелесообразным разработку и принятие в установленном порядке проекта нормативного правового акта о признании утратившим силу указанного выше постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации.

Начальник
Правового управления
Н.В.Андрияшина

На этом всё.

Рейтинговые звёздочки и комментарии как всегда тепло приветствуются 😉

Продолжение следует …

Оцените этот материал
4.55 / 20
Добавить в избранное
Добавить комментарий

Error messages

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю своё согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

  1. Дмитрий

    В рамках переоформления лицензии на обращение с отходами, при прохождении в этих целях санитарно-эпидемиологической экспертизы деятельности с отходами во ФБУЗ Центрах гигиены при Роспортребнадзоре и получении санитарно-эпидемиологического заключения без санитарных паспортов на отходы даже рассматривать документы не будут

  2. Валерия

    Добрый день.
    Увидела данную статью и попыталась разобраться, не нужны ли паспорта на отходы на самом деле на предприятии?
    Нашла следующий документ — приказ от 8 декабря 2020г. № 1026 «Об утверждении порядка паспортизации и типовых форм паспортов отходов I-IV классов опасности»
    Этот документ не отменён, и вступает в силу 1 января 2021г.
    Возвращаемся к №247-ФЗ п.3 ст. 15, указанным в данной статье, цитирую «Независимо от того, признаны ли утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации или отменены ли нормативные правовые акты, указанные в части 1 настоящей статьи, с 1 января 2021 года несоблюдение требований, содержащихся в указанных актах, не может являться основанием для привлечения к административной ответственности, если они вступили в силу до 1 января 2020 года.»
    Сам приказ вступил в силу позже 1 января 2020 г., он не отменён, не признан утратившим силу.
    Исходя из этого можно сделать вывод, что паспорта все таки нужны?..

    • Надежда

      Здравствуйте, рекомендую еще раз внимательно ознакомиться с текстом заметки, в ней речь про санитарные паспорта, которые ранее требовалось разрабатывать по санитарному законодательству в соответствии с СП 2.1.7.1386-03, а Вы говорите про природоохранные паспорта в соответствии с ФЗ № 89, они требуются и по ним заметка будет подготовлена в скором времени.

      Ответить