Гражданская оборона: установлен порядок контроля соблюдения ТР ЕАЭС 050/2021

Внимание! Внесены поправки в Положение о федеральном государственном надзоре в области гражданской обороны.

Постановлением Правительства РФ от 19 августа 2023 г. № 1352 внесены соответствующие изменения в Постановление Правительства РФ от 25.06.2021 № 1007.

Изменения связаны с необходимостью контроля за соблюдением требований технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности продукции, предназначенной для гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (ТР ЕАЭС 050/2021) (далее соответственно — технический регламент, требования технического регламента), вступившего в силу 1 июня 2023 года.

В новой редакции изложены объекты и предмет контроля. Нововведения выделены и «процитированы».

Объектами федерального государственного надзора (далее — объект надзора) являются:

а) деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций, при которых должны соблюдаться обязательные требования в области гражданской обороны, в том числе предъявляемые к гражданам и организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);

б) виды продукции, предназначенной для гражданской обороны, по перечню согласно приложению (далее — продукция).

К контролируемым видам отнесены четыре категории продукции:

1. Защитно-герметические устройства и изделия защитных сооружений гражданской обороны:

а) защитно-герметические и герметические двери, ворота и ставни;

б) противовзрывные защитные секции;

в) расширительные камеры;

г) клапаны герметические;

д) клапаны избыточного давления;

е) регулирующие заглушки.

2. Вентиляционные агрегаты, фильтры и регенеративные установки защитных сооружений гражданской обороны:

а) вентиляторы с электроручным приводом;

б) вентиляторы с электрическим приводом;

в) фильтры ячейковые;

г) предфильтры;

д) регенеративные патроны и установки (различных технологий регенерации).

3. Технические средства управления и связи:

а) автоматизированное рабочее место оперативного дежурного;

б) оконечный абонентский терминал;

в) вспомогательное оборудование.

4. Технические средства оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также о чрезвычайных ситуациях:

а) автоматизированное рабочее место оповещения;

б) аппаратура запуска и мониторинга оконечных средств оповещения;

в) оконечное средство оповещения

Предметом федерального государственного надзора является соблюдение лицами, указанными в пункте 2 статьи 13_1 Федерального закона «О гражданской обороне» (далее — контролируемые лица):

а) обязательных требований в области гражданской обороны, установленных Федеральным законом «О гражданской обороне» и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее — обязательные требования в области гражданской обороны);

б) требований, установленных пунктами 9-24, 26-29, 31-35, 63-65, 74 и 78-81 ТР ЕАЭС 050/2021.

В случае наличия у МЧС сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований в области гражданской обороны, требований технического регламента или признаках нарушений обязательных требований в области гражданской обороны, требований технического регламента и (или) в случае отсутствия подтверждённых данных о том, что нарушение обязательных требований в области гражданской обороны, требований технического регламента причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, орган, осуществляющий федеральный государственный надзор, объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований в области гражданской обороны, требований технического регламента и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований в области гражданской обороны, требований технического регламента.

Учёт предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в области гражданской обороны, требований технического регламента и возражений контролируемых лиц осуществляется путём ведения журнала учёта предостережений.

Установлено, что внеплановые выездные проверки могут проводиться также, когда предметом выборочного контроля является исключительно соблюдение контролируемыми лицами требований технического регламента. О проведении выборочного контроля контролируемые лица не уведомляются.

Положение дополнено пунктами о порядке осуществления выборочного контроля.

106_1. Предметом выборочного контроля является исключительно соблюдение контролируемыми лицами требований технического регламента.

106_2. Выборочный контроль является внеплановым выборочным контролем и осуществляется с учётом положений части 12 статьи 69 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Плановый выборочный контроль не проводится.

106_3. Выборочный контроль может проводиться с участием экспертов, специалистов, привлекаемых к проведению контрольного (надзорного) мероприятия на основании решения органа, осуществляющего федеральный государственный надзор.

106_4. О проведении выборочного контроля контролируемые лица не уведомляются.

106_5. В ходе выборочного контроля могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

а) осмотр;

б) получение письменных объяснений;

в) истребование документов;

г) отбор проб (образцов);

д) инструментальное обследование;

е) испытание;

ж) экспертиза.

106_6. В ходе выборочного контроля при выполнении всех контрольных (надзорных) действий осуществляется идентификация продукции в целях:

а) отнесения продукции к объектам технического регулирования технического регламента;

б) подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента;

в) установления соответствия продукции технической документации, образцу и (или) описанию.

106_7. В ходе выборочного контроля инспектор предъявляет контролируемому лицу требование о представлении информации в части регистрационного номера сертификата соответствия, доказательных материалов, использованных при осуществлении подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента, а также необходимых и (или) имеющих значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом требований технического регламента документов и (или) их копий, в том числе материалов фотосъёмки, аудио- и видеозаписи, информационных баз, банков данных и носителей информации.

106_8. При осуществлении контрольных (надзорных) действий в форме отбора проб (образцов), инструментального обследования, испытания и (или) экспертизы в ходе выборочного контроля используются правила и методы исследований (испытаний) и измерений, установленные для технического регламента в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О техническом регулировании», Договором о Евразийском экономическом союзе и перечнем международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия — национальных (государственных) стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, в результате применения которых обеспечивается исполнение требований технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности продукции, предназначенной для гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (ТР ЕАЭС 050/2021) и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования, утверждённым Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30 мая 2023 г. № 78.

106_9. Результаты выборочного контроля оформляются в срок, не превышающий 15 рабочих дней после получения данных инструментального обследования, испытания или экспертизы, и направляются контролируемому лицу, у которого осуществляется отбор проб (образцов) продукции, с приложением результатов инструментального обследования, испытания или экспертизы продукции.

106_10. После завершения проведения контрольного (надзорного) мероприятия (за исключением случаев утраты приобретённой продукцией потребительских свойств) продукция возвращается контролируемому лицу, у которого она была изъята.

Появились нормы о том, как проводить отбор проб и исследование продукции для оценки её соответствия Техрегламенту:

115_1. Отбор проб (образцов) в рамках выборочного контроля для проведения инструментального обследования, испытания, экспертизы осуществляется инспектором, экспертом или специалистом в присутствии контролируемого лица или его представителя с применением видеозаписи.

115_2. Отбор проб (образцов) в рамках выборочного контроля для проведения инструментального обследования, испытания, экспертизы осуществляется в случае, если отсутствует возможность оценки соблюдения требований технического регламента иными способами, без отбора проб (образцов).

115_3. Отбор проб (образцов) продукции для проведения инструментального обследования, испытания, экспертизы осуществляется в количестве, не превышающем норм, установленных документами по стандартизации, правилами отбора проб (образцов) и методами их исследований (испытаний) и измерений.

115_4. Инструментальное обследование проводится инспектором или специалистом, имеющими допуск к работе на специальном оборудовании, использованию технических приборов, по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо по месту нахождения производственного объекта с использованием специального оборудования и (или) технических приборов для определения фактических значений, показателей и действий (событий), имеющих значение для подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента.

115_5. Экспертиза проводится по поручению органа, осуществляющего федеральный государственный надзор, в следующем порядке:

а) отбор проб (образцов) продукции;

б) проведение исследования (испытаний) и измерений (необходимость их проведения устанавливается экспертом и (или) экспертной организацией);

в) проведение экспертизы отобранной пробы (образца) продукции;

г) оформление результатов проведения экспертизы и подписание экспертного заключения (в 3 экземплярах) экспертом и (или) экспертной организацией.

115_6. Результаты инструментального обследования, испытания или экспертизы предоставляются контролируемому лицу, у которого осуществлялся отбор проб (образцов) продукции, в течение 24 часов после получения данных инструментального обследования, испытания или экспертизы.

115_7. Результаты экспертизы оформляются экспертным заключением.

115_8. Экспертное заключение приобщается к акту контрольного (надзорного) мероприятия.

Положение дополнено описанием случаев обязательного ведения видеофиксации.

26. В обязательном порядке фотосъёмка и (или) видеозапись доказательств нарушений обязательных требований в области гражданской обороны, требований технического регламента осуществляются при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в отношении контролируемого лица, представителями которого создавались (создаются) препятствия в проведении контрольных (надзорных) мероприятий, совершении контрольных (надзорных) действий.

При отборе проб (образцов) в ходе выборочного контроля в обязательном порядке осуществляется видеозапись доказательств нарушений требований технического регламента в случае, если отсутствует возможность оценки соблюдения требований технического регламента иными способами, без отбора проб (образцов).

Новая редакция Положения вступила в силу 19 августа 2023 года.

Скачать в последней редакции Постановление Правительства РФ от 25.06.2021 № 1007 «О федеральном государственном надзоре в области гражданской обороны» (.docx)

На этом всё.

Продолжение следует …

Оцените этот материал
5 / 4
Добавить в избранное
Добавить комментарий

Error messages

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю своё согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

  1. Юрий PRO+

    Как правильно вести Журналы по ГО и ЧС на предприятии.?

    • Татьяна Гор. PRO+

      Здравствуйте, образцы документов по ссылке https://clck.ru/35VWDK

      Ответить