В письме от 01.02.2024 № 30-4/3008732-1194 «О необходимости оформления личных медицинских книжек медицинским работникам и прохождения ими профессиональной гигиенической подготовки и аттестации» Департамент организации экстренной медицинской помощи и управления рисками здоровью Минздрава России указал следующее.
1. Медицинский работник – это физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность (ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
2. Порядок проведения медосмотров, ведения отчётности, учёта и выдачи работникам личных медкнижек, в том числе в форме электронного документа, установлен приказом Минздрава России от 18.02.2022 № 90н (далее – Порядок).
Медицинские работники и административный персонал медицинских организаций подлежат прохождению предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров в соответствии (ч. 4 ст. 213 ТК РФ, приказ Минздрава России от 28.01.2021 № 29н).
3. Профессиональная гигиеническая подготовка и аттестация должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения является одним из направлений гигиенического воспитания и обучения в целях повышения санитарной культуры и профилактики заболеваний (ст. 36 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Инструкция о Порядок проведения профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения определяется инструкцией, утв. приказом Минздрава РФ от 29.06.2000 № 229 «О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций».
4. ЛМК, оформленная на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа – документ, подтверждающий прохождение медосмотров (п. 8 и 9 статьи 34 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
ЛМК формируется работникам отдельных профессий, производств и организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения, выполняющим следующие виды работ:
- работы, при выполнении которых осуществляется контакт с пищевыми продуктами в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации (в организациях пищевых и перерабатывающих отраслей промышленности, сельского хозяйства, пунктах, базах, складах хранения и реализации, в транспортных организациях, организациях торговли, общественного питания, на пищеблоках всех учреждений и организаций);
- работы на водопроводных сооружениях, имеющие непосредственное отношение к подготовке воды, а также обслуживанию водопроводных сетей;
- работы в организациях, деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей;
- работы в организациях, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым обслуживанием населения (п. 2 Порядка).
Указанный перечень является исчерпывающим.
Вывод:
- Медицинские работники не подлежат прохождению профессиональной гигиенической подготовке и аттестации.
- Оформление ЛМК по результатам прохождения медицинскими работниками предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено.
На этом всё.
Продолжение следует …
А что если у продавца стоит класс вредности 2 по СОУТ и в графе 040 карты СОУТ написано что потребности в медосмотрах у него нету ? Личную медицинскую книжку по 52 ФЗ получается ему надо, а паспорт здоровья и заключительный акт по 29 приказу Минздрава не надо ???
Добрый день, если работники не подлежат прохождению МО по 29н, п. 23, то и заключения и акта не будет.
Спасибо. А если медработник работает в образовательной организации как представитель подрядной организации по договору (мед обслуживание детей), он должен иметь медкнижку или нет (это является одним из условий договора)
тут надо внимательно прочитать понятие Профессиональная гигиеническая подготовка и аттестация должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана …… является одним из направлений гигиенического воспитания и обучения в целях повышения санитарной культуры и профилактики заболеваний (ст. 36 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»)., и предназначено для работников не имеющих специальных знаний по «профилактике неинфекционных и инфекционных заболеваний, формированию здорового образа жизни»
а медицинский работник, как бы, имеет специальное образование , включающее указанные разделы — это можно увидеть в профстандарте, например, медицинской сестры (брата) — Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 31 июля 2020 г. N 475н «Об утверждении профессионального стандарта «Медицинская сестра / медицинский брат»
Все, кто работает в в организациях, деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей, должны иметь ЛМК.
Светлана, они ведь трудоустроены в ЛПУ, т.е. работники медицинской организации, на каком основании с них требовать ЛМК? И как быть с медработниками, которые в силу специфики своей деятельности проходят МО два раза в год, где им фиксировать результат, как раньше в пол-тетрадки?
Результаты медосмотров фиксируются в амбулаторной карте, заключении/заключительном акте и передаются в ЕГИСЗ. Полтетрадки — в топку)
На том основании, что работают в школе.