Мораторий на проверки в 2022 году: Антиковидные меры дополнены антисанкционными

В целях поддержки бизнеса в условиях санкционного давления президентом и правительством установлен особый режим организации и проведения мероприятий по контролю и надзору.

Два закона о проверках

Напомним, что, порядок проведения проверок регламентирую сразу два федеральных закона:

  • старый: от 26.12.2008 № 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”;
  • новый: от 31.07.2020 № 248-ФЗ “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации”.

Новый закон регламентирует все проверки (более 70), кроме 12 видов надзора, контролирующих:

  • мероприятия по проверке заявлений и сообщений о преступлениях и происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции органов внутренних дел и иных органов дознания;
  • оперативно-разыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
  • производство и исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях;
  • рассмотрение дел о нарушении законодательства о рекламе;
  • проверки устранения обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности;
  • деятельность судов, деятельность по обеспечению установленного порядка деятельности судов и деятельность по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц;
  • деятельность органов прокуратуры по осуществлению прокурорского надзора;
  • расследование причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда (ущерба) окружающей среде, имуществу граждан и организаций, государственному и муниципальному имуществу;
  • деятельность органов внешней разведки Российской Федерации;
  • деятельность органов государственной охраны;
  • деятельность органов федеральной службы безопасности;
  • деятельность федерального органа исполнительной власти в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации.

Антиковидный мораторий

В 2022 году уже действует мягкий антиковидный мораторий на проведение плановых визитов контролёров (Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2021 г. № 1520 “Об особенностях проведения в 2022 году плановых контрольных (надзорных) мероприятий, плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации”). Об этом мы подробно писали здесь – Мораторий на проверки 2022 года: тонкости применения

Антисанкционный мораторий

Мораторий президента

На сегодняшний день уже действует Федеральный закон от 8 марта 2022 № 46-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, которым освобождены от плановых визитов проверяющих (рейдовых осмотров и выездных проверок) некоторые предприятия малого бизнеса и ИТ-компании. Кроме того, он расширяет полномочия Правительства в части установления режима проведения проверок и разрешительной деятельности.

Мораторий, установленный Президентом, касается:

  • тех, кто одновременно ведет деятельность из “списка 12” и относится к малому бизнесу (см. доп. информацию);
  • аккредитованные ИТ-компании (Информация о наличии компании в Реестре предоставляется Минцифры России посредством запроса на получение выписки на сайте Госуслуг (Начать > Цель обращения: Выписка из реестра аккредитованных ИТ-компаний)).

В первом случае мораторий будет действовать только в 2022 году, во втором – до конца 2024 года. Этот мораторий не коснётся среднего бизнеса.

Вступил в силу: 8 марта 2022 г.

Мораторий Правительства

Постановление Правительства РФ от 10 марта 2022 № 336 “Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля” опубликовано на портале ГСПИ (скачать в WORD).

В 2022 году Правительство установило запрет на проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий, плановых проверок при осуществлении видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется и старым, и новым законами, но есть исключения.

Допускается проведение запланированных на 2022 год плановых контрольных (надзорных) мероприятий:

а) в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) в отношении следующих объектов контроля, отнесенных к категории чрезвычайно высокого риска:

  • дошкольное и начальное общее образование;
  • основное общее и среднее (полное) общее образование;
  • деятельность по организации отдыха детей и их оздоровления;
  • деятельность детских лагерей на время каникул;
  • деятельность по организации общественного питания детей;
  • родильные дома, перинатальные центры;
  • социальные услуги с обеспечением проживания;
  • деятельность по водоподготовке и водоснабжению;

б) в рамках федерального государственного пожарного надзора в отношении следующих объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого риска, высокого риска:

  • дошкольное и начальное общее образование;
  • основное общее и среднее (полное) общее образование;
  • деятельность по организации отдыха детей и их оздоровления;
  • деятельность детских лагерей на время каникул;
  • родильные дома, перинатальные центры;
  • социальные услуги с обеспечением проживания;
  • в рамках федерального государственного надзора в области промышленной безопасности в отношении опасных производственных объектов, отнесенных ко II классу опасности;

г) в рамках федерального государственного ветеринарного контроля (надзора) в отношении деятельности по содержанию, разведению и убою свиней.

Контролёрам разрешено заменять плановые проверки профилактическими визитами. Если в нормальных условиях за 5 дней до даты визита вы можете от него отказаться, то после 11 марта 2022 г. такого права у вас не будет до конца года.

Внеплановые поверки в 2022 в году внеплановые проверки проводятся исключительно по следующим основаниям:

Основные требования к разработке инструкций по охране труда отменены. Чем теперь руководствоваться? Читайте детальный разбор в PRO+

а) при условии согласования с органами прокуратуры:

  • при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан;
  • при непосредственной угрозе обороне страны и безопасности государства, по фактам причинения вреда обороне страны и безопасности государства;
  • при непосредственной угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, по фактам возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера;
  • при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований в отношении объектов чрезвычайно высокого и высокого рисков, на опасных производственных объектах I и II класса опасности, на гидротехнических сооружениях I и II класса, или индикаторов риска, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, или индикаторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера;
  • в случае необходимости проведения внеплановой выездной проверки в связи с истечением срока исполнения предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера. Внеплановая выездная проверка проводится исключительно в случаях невозможности оценки исполнения предписания на основании документов, иной имеющейся в распоряжении контрольного (надзорного) органа информации;
  • в рамках регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и регионального государственного жилищного надзора в случае поступления жалобы (жалоб) граждан за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав;
  • по решению руководителя, заместителя руководителя Федеральной налоговой службы в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей (за исключением случаев, установленных частью 7 статьи 75 Федерального закона “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации”).

б) без согласования с органами прокуратуры:

  • по поручению Президента Российской Федерации;
  • по поручению Председателя Правительства Российской Федерации, принятому после вступления в силу настоящего постановления;
  • по поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, принятому после вступления в силу настоящего постановления и согласованному с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации – Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации;
  • по требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
  • при наступлении события, указанного в программе проверок (при осуществлении государственного строительного надзора, федерального государственного экологического контроля (надзора), федерального государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия);
  • при представлении контролируемым лицом документов и (или) сведений об исполнении предписания в целях возобновления ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер;

в) с извещением органов прокуратуры в отношении некоммерческих организаций по основаниям, установленным подпунктами 2, 3, 5 и 6 пункта 42 статьи 32 Федерального закона “О некоммерческих организациях”, а также религиозных организаций по основанию, установленному абзацем третьим пункта 5 статьи 25 Федерального закона “О свободе совести и о религиозных объединениях”.

Проверки в случае аварий и НС. Если основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, проверок на объектах чрезвычайно высокого и высокого риска, на опасных производственных объектах I и II класса опасности, на гидротехнических сооружениях I и II класса являются факты причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, вреда обороне страны и безопасности государства, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, контрольный орган вправе приступить к проведению внепланового контрольного (надзорного) мероприятия, проверки незамедлительно с извещением в установленном порядке органов прокуратуры о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, проверки.

Все попавшие под мораторий проверки должны быть отменены разом в срок до 14 марта 2022 г. Сведения о завершении проверок по причине их отмены должны быть внесены в Единый реестр в срок до 20 марта 2022 г.

Издание дополнительных приказов, решений контрольным (надзорным) органом, органом контроля не требуется.

Не завершенные на 10 марта проверки, попавшие под мораторий, должны быть завершены до 18 марта путем составления акта с внесением информации в реестр проверок.

Исключительно в случае, если в ходе контрольного (надзорного) мероприятия, проверки были выявлены факты нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ущерба обороне страны и безопасности государства, контролируемому лицу выдается предписание об устранении выявленных нарушений.

Выдача предписаний по итогам проведения контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом не допускается.

Срок исполнения уже выданных предписаний продлевается автоматически на 90 календарных дней со дня истечения срока его исполнения без ходатайства (заявления) контролируемого лица.

Контролируемое лицо вправе направить ходатайство (заявление) о дополнительном продлении срока исполнения предписания в контрольный (надзорный) орган, орган контроля не позднее предпоследнего дня срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта, которое рассматривается в течение 5 рабочих дней со дня его регистрации.

В пределах срока действия моратории я допускается проведение профилактических мероприятий.

Ограничения, установленные мораторием не распространяются в отношении тех, для кого установлен специальный или постоянный режим госконтроля.

Вступил в силу: 10 марта 2022 г.

Проанализировала новые документы по проверкам Светлана Подберезина

Продолжение следует …

Оцените заметку
5 / 8
Добавить в избранное
Добавить комментарий

Error messages

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю своё согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

  1. Ирина

    Коллеги, подскажите пожалуйста могу ли я в рамках указанных актов Правительства попробовать прекратить проверку природоохранной прокуратуры (внеплановую, по какому-то непонятному мне основанию (…на основании поступившей информации……)

    • Татьяна Гор. PRO+

      Нет, внеплановые поверки в 2022 в году проводятся по основаниям а) и б) приведенными выше в заметке.

      Ответить
  2. Денис PRO+

    Здравствуйте. Коллега, СОТ муниципальной организации, сказал, что принят мораторий, в котором регламентирована аккредитация по промышленной безопасности, ТЭУ, электробезопасности в Ростехнадзоре. Имеется ввиду ЧАК.
    Будь то бы, действие протоколов продлевается до конца года.
    Известно ли кому то о подобном документе? А то время то сейчас интересное, всякие повороты возможны…

    • Денис PRO+

      Да, нашел что искал. Благодарен Вам.

      Ответить
    • Татьяна Гор. PRO+

      Здравствуйте. Постановление Правительства РФ от 12.03.2022 N 353 “Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году”

      Ответить
  3. Виктория

    Добрый вечер! Подскажите пожалуйста, после благополучной сдачи отчета и получения выписки СРО, пришло уведомление о проведении плановой проверки ООО, попадает ли данная плановая проверка СРО под мораторий 2020-2022? Заранее признательна!

    • Татьяна Гор. PRO+

      Плановые проверки будут сохранены в отношении объектов контроля в рамках санитарно-эпидемиологического, ветеринарного и пожарного контроля чрезвычайно высокого риска и высокого риска; надзора в области промышленной безопасности.

      Ответить
  4. Елена PRO+

    Добрый день! Извините, что не по теме вопрос, но все же. Подскажите пожалуйста, где и в каком документе можно найти категории тяжести? У нас сотрудник принес программу реабилитации после н/с и в ней прописано, что может выполнять неквалифицированный физический труд со снижением разряда работ на одну категорию тяжести. Что это такое и как правильно провести процедуру снижения, в каких локальных документах это прописать? Заранее благодарю!

    • Ольга PRO+

      Категории тяжести указаны в Приказе №33н Минтруд РФ от 24 января 2014
      “Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению” (с изменениями на 27 апреля 2020 года).
      Но у Вас тогда должна быть ранее проведена оценка рабочего места этого специалиста, и должен быть протокол оценки тяжести труда. Если такого нет, то тогда придется делать внеплановое исследование, и уже на основании этого протокола проводить дальше всю работу. А так, Вы не сможете, не основываясь ни на чём, по сути на пустом месте, взять с потолка какие то свои цифры, и попытаться работнику снизить его тяжесть труда. Вас сразу ГИТ за это “спросит”. плюс сам работник имеет право на работодателя пожаловаться в ГИТ. Можно проще поступить, перевести его на лёгкий труд, по приказу, по образу и подобию беременных женщин. Но тут нужно согласие работника.

      Ответить
    • Татьяна Гор. PRO+

      Вам помогут карты условий труда по проведенной спецоценке и ст.73 ТК РФ

      Ответить
  5. Ирина PRO+

    Вот интересно, в мае должна быть проверка пожарного надзора, мы малое предприятие, но относимся к значительному риску, где именно прописано, что исключение составляют предприятия чрезвычайно высокого и высокого риска? А значительный риск исключается из плановых проверок?

    • Светлана Подберезина PRO+

      См. Постановление Правительства РФ от 10 марта 2022 № 336 “Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля”

      Ответить
  6. Гоша

    Пришли с внеплановой, на следующий день после объявления моратория. Не смешите “заботой!

    • Татьяна Гор. PRO+

      Мораторий установлен на плановые проверки.

      Ответить
  7. Ирина

    Так и не понял. Мораторий наложили на проверки всех предприятий (постановление Правительства) или только на малый бизнес (закон 46-фз)?

    • Светлана Подберезина PRO+

      Именно так и даже на часть внеплановых!

      Ответить
    • Татьяна Гор. PRO+

      В настоящий момент действует два моратория 1. Антиковидный ( Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2021 г. № 1520) В соответствии со статьей 4 Федерального закона “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства: плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки при осуществлении видов государственного контроля (надзора) в 2022 году не проводятся. 2. Антисанкционный ( ФЗ 46 от 08.03.2022)Мораторий, установленный Президентом, касается: тех, кто одновременно ведет деятельность из “списка 12” и относится к малому бизнесу (см. доп. информацию);аккредитованные ИТ-компании. В первом случае мораторий будет действовать только в 2022 году, во втором – до конца 2024 года. Этот мораторий не коснётся среднего бизнеса.

      Ответить
    • Fede4ka PRO+

      3. А также на все остальные до конца 2022 года (кроме указанных в соответствующих пунктах) согласно Постановлению Правительства РФ от 10 марта 2022 № 336 “Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля”.

      Ответить
  8. Ирина

    Не поняла. Малый бизнес и так был на моратории на 2022г. Ещё в конце 2021г Пост Прав было.
    Зачем надо было ещё городить одно и тоже?
    Мишустин на совещании говорил, что средний бизнес тоже попадёт под мораторий. Есть стенограмма заседания на сайте правит РФ.
    В итоге нихрена средний не попал ни в ФЗ 46, ни в ПП.
    По сути ничего не изменилось. Только для IT отрасли.

    • Ирина

      А тут есть упоминание о категории бизнеса? )))

      Ответить
  9. Fede4ka PRO+

    Спасибо за разъяснения!
    Давайте так, плановой проверки ГИТ запланированной на апрель у меня не будет?))
    Я не отношусь к среднему и малому бизнесу.

    • Светлана Подберезина PRO+

      Все попавшие под мораторий проверки должны быть отменены разом в срок до 14 марта 2022 г. Сведения о завершении проверок по причине их отмены должны быть внесены в Единый реестр в срок до 20 марта 2022 г.

      Ответить
    • Наталия PRO+

      У нас плановая проверка Роспотребнадзора с 14.03, отменили устно по телефону, сказали что в течение 5 дней опубликуют информацию на сайте

      Ответить
    • Светлана Подберезина PRO+

      Давайте так. Дождемся, когда проверку уберут из реестра и уже тогда можно будет расслабиться)

      Ответить
    • Fede4ka PRO+

      Идёт! На том и договорились.
      Спасибо Светлана за Ваш труд!

      Ответить