Реклама i
x
ООО «СМАРТА» ИНН: 7734409985, ОГРН: 1187746012068, Ссылка: сайт, Erid: 2VtzqwJYZa1

Промышленная безопасность: внесли поправки в пять Федеральных законов

Поправки касаются экспертизы промбезопасности, лицензирования, обоснования безопасности и декларирования, сроков эксплуатации технических устройств, зданий и сооружений, расследований аварий, аудита системы управлению промышленной безопасностью.

Федеральным законом от 25 декабря 2023 г. № 637-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и некоторые иные федеральные законы.

Документ опубликован на портале правовой информации.

Поправками:

Про экспертов

Уточнили определение «Эксперт в области промышленной безопасности».

Эксперт в области промышленной безопасности — физическое лицо, которое соответствует квалификационным требованиям профессионального стандарта либо аттестовано в установленном Правительством Российской Федерации порядке, обладает специальными знаниями в области промышленной безопасности и соответствует требованиям, установленным федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.

Про отступление от правил в обосновании безопасности ОПО

В случае, если при проектировании, строительстве, эксплуатации, реконструкции, капитальном ремонте, техническом перевооружении, консервации или ликвидации опасного производственного объекта требуется отступление от требований ФНП, таких требований недостаточно и (или) они не установлены, лицами, осуществляющими подготовку проектной документации на строительство, реконструкцию ОПО, документации на техперевооружение ОПО, проектной документации на капремонт линейного объекта, могут быть установлены требования промышленной безопасности к эксплуатации, капитальному ремонту, техническому перевооружению, консервации и ликвидации этого объекта в обосновании безопасности ОПО.

Обоснование безопасности ОПО, а также изменения, вносимые в него, подлежат ЭПБ, утверждаются застройщиком или техническим заказчиком (при проектировании опасного производственного объекта) либо руководителем организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, при наличии её положительного заключения.

Обоснование безопасности опасного производственного объекта и внесённые в него изменения (при их наличии) направляются эксплуатирующей организацией в Ростехнадзор при регистрации ОПО в госреестре, а в случае проведения капремонта линейного объекта или техперевооружения ОПО с применением обоснования безопасности – в течение десяти рабочих дней со дня их завершения.

Изменения, внесённые в обоснование безопасности зарегистрированного в государственном реестре ОПО, направляются эксплуатирующей организацией в Ростехнадзор в течение десяти рабочих дней со дня их утверждения.

Про положительное заключение ЭПБ

Уточнили, что положительным заключением ЭПБ технического устройства, применяемого на ОПО, а также здания и сооружения на ОПО следует считать заключение, содержащее вывод о полном соответствии рассматриваемых объектов ЭПБ требованиям промышленной безопасности, установленным по отношению к ним.

Про сокращение сроков службы ТУ

Если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на ОПО, обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит ЭПБ при отсутствии в технической документации данных о сроке службы, если фактический срок службы технического устройства превышает 10 лет, а не 20 лет, как сейчас.

Про согласование документации на техперевооружение

Исключена норма о том, что изменения, вносимые в документацию на техническое перевооружение ОПО, подлежат согласованию с Ростехнадзором или его территориальным органом.

Про аудит СУПБ

Предусмотрено, что организации, эксплуатирующие ОПО, обязаны:

  • принимать меры по устранению выявленных по результатам аудита системы управления промышленной безопасностью (СУПБ) нарушений требований промышленной безопасности;
  • осуществлять корректировку мер по снижению риска аварий на ОПО с учётом рекомендаций, полученных по результатам аудита.

Одновременно закреплено, что организации, эксплуатирующие ОПО I класса опасности, обязаны обеспечивать проведение аудита СУПБ. При этом сведения о результатах аудита ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года необходимо представлять коллегиальным органам управления данных организаций и их учредителям.

О продлении сроков эксплуатации ЗиС

Решение о возможности эксплуатации зданий и сооружений на ОПО, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, после истечения срока их эксплуатации, установленного проектной или технической документацией, либо по истечении сроков, установленных ранее принятыми решениями о возможности эксплуатации данных зданий и сооружений, может приниматься руководителем эксплуатирующей организации или её обособленного структурного подразделения на основании положительного заключения ЭПБ.

Указанное решение может быть оформлено как в бумажном виде, так и в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. При этом решение должно содержать срок дальнейшей безопасной эксплуатации зданий и сооружений.

О составе комиссии по расследованию аварии

В состав комиссии, которая проводит техническое расследование причин аварии на ОПО, необходимо дополнительно включать представителей:

  • профессиональных аварийно-спасательных служб (ПАСС) или профессиональных аварийно-спасательных формирований (ПАСФ), обслуживающих ОПО;
  • профессионального объединения страховщиков (при отсутствии договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца ОПО).

Про декларации промышленной безопасности

Уточнён перечень случаев, при которых декларация промышленной безопасности ОПО, находящегося в эксплуатации, должна разрабатываться вновь.

Про надзор на военных ядерных объектах

Подразделения Минобороны будут осуществлять федеральный госнадзор в области промышленной безопасности на объектах, используемых при разработке, изготовлении, испытании, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения.

Про лицензирование

Решено отменить лицензирование деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности на объектах (в организациях) федеральных органов исполнительной власти в области обороны, обеспечения безопасности, госохраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, исполнения наказаний.

Необходимые изменения также внесены в:

  • Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
  • Федеральный закон от 20.06.1996 № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности»;
  • Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»;
  • Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»: так, предусмотрено, что деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, осуществляемая на объектах и в организациях федеральных органов исполнительной власти в области обороны, обеспечения безопасности, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, а также исполнения наказаний, не подлежит лицензированию;
  • Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Поправки вступят в силу с 1 сентября 2024 года и с 1 сентября 2025 года.

На этом всё.

Продолжение следует …

Оцените этот материал
5 / 8
Добавить в избранное
Добавить комментарий

Error messages

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю своё согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.