ППР № 390 Сгорает Дотла! Что Делать?

Приветствую, друзья! Тут такие новости, что мама не горюй. Правила противопожарного режима отменяют! Вносили изменения в ППР 390, вносили, а потом, видимо, пошли по пути наименьшего сопротивления, и решили их вовсе «сжечь». Как говорится: «Сгорел сарай, гори и хата». Подробности события и комментарии смотрите ниже.

ппр 390

Итак, постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2020 г. № 1034 отменятся Правила противопожарного режима, утверждённые постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390 «О противопожарном режиме» и ещё «тележка» важных документов, используемых при осуществлении пожарного надзора.

Что делать?

Есть время подумать, потому что ППР 390 перестанет действовать с 1 января 2021 года. Тем временем на официальном сайте для размещения информации о подготовке нормативных правовых актов уже есть проект постановления Правительства Российской Федерации «О противопожарном режиме», получивший положительное заключение по процедуре ОРВ (оценка регулирующего воздействия).

Текст проекта мы ещё не анализировали, но наш коллега в онлайн-чате под ником mdm сообщил (дословно):

Поверхностный анализ некоторых положений проекта новых Правил противопожарного режима в РФ. Что нового:

1. Добавлена необходимость хранения инструкции о мерах пожарной безопасности именно на объекте защиты (п.2).
2. Противопожарный инструктаж работников организаций осуществляется уполномоченным должностным лицом, ответственным за пожарную безопасность (и прошедшим ПТМ). Указанное лицо проходит процедуру независимой оценки квалификации с получением свидетельства о квалификации. Ответственные за ПБ должны уметь пользоваться приемно-контрольными приборами систем противопожарной защиты на объекте (п.3, п.4).
3. Планы эвакуации выполняются в соответствии нормативными документами по пожарной безопасности. На них обозначаются места хранения первичных средств пожаротушения, ручных пожарных извещателей, СИЗОД, эвакуационные выходы и направление эвакуации людей (п.6).
4. Информация о количестве людей в ночное время передаётся в ПЧ с объектов: социального обслуживания населения, здравоохранения, образования, культуры, гостиниц и хостелов (п.9).
5. Удалена необходимость разработки отдельной инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре. Периодичность учебных тренировок по эвакуации сохранена (п.12).
6. Добавлен запрет использования подвальных и цокольных этажей для организации предприятий детского досуга (п.11).
7. Руководитель организации обеспечивает категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности и определение класса зон по ТРоТПБ. Необходимость размещения соответствующих табличек на дверях больше не упоминается (п.20).
8. Не установлено никаких сроков проверки состояния конструкций, подвергнутых огнезащите (только по проекту и ТД производителя огнезащиты). Проверка огнезащитной эффективности подтверждается заключением аккредитованной организации (п.21).
9. Возвращён запрет на установку глухих решёток на окнах и приямках у окон подвалов, являющихся аварийными выходами (п.23 «г»).
10. К пункту о проведении эксплуатационных испытаний наружных пожарных лестниц (1 раз в 5 лет) добавлена необходимость проверки лестниц 3-го типа (п.24).
11. Возвращено требование о необходимости закрытия на замок чердаков, подвалов, техэтажей с вывешиванием таблички о месте хранения ключей (п.25).
12. Уточнено, что мероприятие с массовым пребыванием людей – участие 50 и более человек (п.28).
13. Уточнено, что на объектах с массовым пребыванием людей при отсутствии информации по максимальному допустимому количеству людей в помещении следует принимать их количество по расчетной площади, приходящейся на одного человека — не менее 1 м2 (п.23 «д»).
14. Добавлена прямая отсылка к ч.4 ст.4 ТРоТПБ при эксплуатации эвакуационных путей и выходов (п.30).
15. Все двери эвакуационных выходов оборудуются доводчиками и уплотнениями (кроме дверей, ведущих в квартиры, коридор, вестибюль и непосредственно наружу (п.30).
16. На объекте защиты должна храниться документация, подтверждающая пределы огнестойкости, класс пожарной безопасности и показатели пожарной опасности для отделки фактически примененных строительных конструкций, заполнений проемов в них (п.31).
17. В учреждениях социального обеспечения (в том числе школы-интернаты, дома для престарелых и инвалидов, детские дома) дежурный должен постоянно иметь при себе комплект ключей от всех замков на дверях эвакуационных выходов (п.32).
18. Запрещается прокладывать электрическую проводку по горючему основанию (п.41 «з»).
19. Направление движения к источникам противопожарного водоснабжения должно обозначаться указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными постоянно или в ночное время (последний абзац п.53).
20. В Правила возвращено требование о негорючих пожарных шкафах (п.55);
21. Руководитель организации утверждает график проведения проверок систем противопожарной защиты и (!) регламент проведения ТО данных систем. Проверка АУПС и СОУЭ – 1 раз в квартал; АУПТ, дымоудаление – 1 раз в 6 месяцев (п.59).
22. На объекте должны храниться разделы проекта по смонтированным системам противопожарной защиты и их техдокументация (абзац 3 п.59).
23. Требуемая ширина минерализованной полосы для территорий, прилегающих к лесу, увеличена с 0,5 до 1,4 м. Выполнение таких мероприятий теперь необходимо и для территорий, примыкающих к землям сельскохозяйственного назначения, а также в степной зоне (п.68).
24. Установлены требования к шлагбаумам в местах проездов пожарной техники (абзац 4 п.71).
25. Гражданам запрещается воспрепятствовать работе подразделений пожарной охраны, в том числе в пути следования подразделений пожарной охраны к месту пожара (последний абзац п.71).
26. Установлены минимально допустимые расстояния между кроватями в больничных палатах — не менее 0,8 м, а центральный основной проход – не менее 1,2 м (п.117).
27. Уточнено, что пожарными щитами оборудуются производственные и складские здания, не оборудованные внутренним противопожарным водопроводом ИЛИ автоматическими установками пожаротушения, за искл. зданий, для которых ВПВ или АУПТ не требуется нормами (п.409).
28. Добавлены разделы: — XXII «Детские лагеря палаточного типа»; — XXIII «Применение и реализация пиротехнических изделий»; — XXIV «Применение специальных сценических эффектов, профессиональных пиротехнических изделий и огневых эффектов при проведении концертных и спортивных мероприятий с массовым пребыванием людей»; — приложение 9 «Использования открытого огня и разведения костров на землях сельскохозяйственного назначения, землях запаса и землях населенных пунктов».

Для самостоятельного изучения проекта, который вероятно всё-таки станет нормативным правовым актом взамен Правил противопожарного режима № 390, вот вам соответствующая ссылка (можно скачать проект и следить за его продвижением).

Хотите узнать, какие изменения законодательства в области безопасности произошли в 2021 году? Приходите на нашу онлайн-конференцию! Участие бесплатное.

Внимание! Оперативная информация: Утверждены новые Правила противопожарного режима! Делаем сравнительный анализ вместе!

Выражаем благодарность mdm и Станиславу Гажиу, которые оповестили об очень актуальных изменениях в области пожарной безопасности! Спасибо!

Как только появятся новые Правила противопожарного режима 2021, нам всем предстоит много работы: инструкции о мерах пожарной безопасности актуализировать и всё такое. Мы со своей стороны постараемся опубликовать соответствующие материалы для упрощения работы («рыбы»). Вы также можете поучаствовать в обсуждении и распространении своих вариантов локальных документов по пожарной безопасности.

Скачать документ бесплатноСКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ

Постановление Правительства РФ от 11.07.2020 г. № 1034 «О признании утратившими силу нормативных правовых актов и отдельных положений нормативных правовых актов Российской Федерации, об отмене актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного пожарного надзора и лицензионного контроля в области пожарной безопасности, федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, государственного надзора за пользованием маломерными судами, базами (сооружениями) для их стоянок во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации»

На этом всё. Поставить рейтинговую звёздочку и написать комментарий можно чуть ниже! Спасибо за участие и поддержку!

Продолжение следует …

Оцените заметку
4.84 / 134
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю своё согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

  1. Лариса М

    По ППР 390 нормы оснащения помещений категории В1-В4 класс пожара Е требовали огнетушителей ранга 144 В (это ОП-8). Только начали закупать эти ОП, а новые ППР опять к старым нормам возвращают (ОУ-5, ОП-4). Нормально.
    Везде ссылка на журнал эксплуатации систем противопожарной защиты (туда и тех.обслуживание систем записывать, и учет огнетушителей, СИЗОД, краны, лестницы и т.д.) А никто не отменял РД по автоматике, СП по огнетушителям и т.д. Т.Е. ведите и новый журнал и в старых формах успевайте заполнять?!

  2. Руслан Мазитов

    Возвращаются старые нормы, которые были в предыдущих правилах (ничего принципиально нового нет).

  3. Руслан Мазитов

    На дверях указывать категорию надо, смотри пункт 20 (новых правил). Руководитель организации обеспечивает наличие на дверях помещений производственного и складского назначения (за исключением помещений категории Д по взрывопожарной и пожарной опасности) и наружных установках обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
    (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.09.2019 N 1216)

  4. Олег Шишков

    Я вот пытаюсь осознать пункт 4 последней типа измененной редакции от 30.06.2020
    «4. Руководители организаций вправе назначать лиц, которые по занимаемой должности или по характеру выполняемых работ, являются ответственными за обеспечение пожарной безопасности на объекте защиты.»
    Как можно назначить лиц, которые уже являются?

  5. Олег Шишков

    Я вот пытаюсь осознать пункт 4 последней типа измененной редакции от 30.06.2020
    «4. Руководители организаций вправе назначать лиц, которые по занимаемой должности или по характеру выполняемых работ, являются ответственными за обеспечение пожарной безопасности на объекте защиты.»
    Как можно назначить лиц, которые уже являются?

    • Александр Дерябин

      А тут скорее всего имеется в виду, что ответственность по законодательству возлагается также на должностных лиц. Т.е., к примеру на заводе, за ПБ всего цеха не может быть ответственным токарь, а только начальник цеха или мастер.

      Ответить
    • Александр Дерябин

      А тут скорее всего имеется в виду, что ответственность по законодательству возлагается также на должностных лиц. Т.е., к примеру на заводе, за ПБ всего цеха не может быть ответственным токарь, а только начальник цеха или мастер.

      Ответить
    • Олег Шишков

      Да это понятно, что была попытка обозначить круг ответственных, чтобы не назначали кого попало. Только в данной постановке получается «назначить лиц,…» и все. Что за лиц, каких лиц, чего лиц? Если бы написали «лиц, ответственными за ПБ», тогда понятно, хоть и не совсем корректно. А так получается назначить каких-то лиц, которые уже являются ответственными за обеспечение ПБ! Да и слово «обеспечение ПБ» подразумевает не просто надзор и соблюдение требований ПБ, но и финансовое обеспечение, а это исключительно руководитель организации, либо лицо с соответствующей доверенностью на распоряжение финансами.

      Ответить
    • Олег Шишков

      Да это понятно, что была попытка обозначить круг ответственных, чтобы не назначали кого попало. Только в данной постановке получается «назначить лиц,…» и все. Что за лиц, каких лиц, чего лиц? Если бы написали «лиц, ответственными за ПБ», тогда понятно, хоть и не совсем корректно. А так получается назначить каких-то лиц, которые уже являются ответственными за обеспечение ПБ! Да и слово «обеспечение ПБ» подразумевает не просто надзор и соблюдение требований ПБ, но и финансовое обеспечение, а это исключительно руководитель организации, либо лицо с соответствующей доверенностью на распоряжение финансами.

      Ответить
    • Александр Дерябин

      Очередная лазейка для штрафа со стороны инспекции? Возможно. Если так, то и назначать то некого будет. Если большое производство то вообще засада.

      Ответить
    • Александр Дерябин

      Очередная лазейка для штрафа со стороны инспекции? Возможно. Если так, то и назначать то некого будет. Если большое производство то вообще засада.

      Ответить
    • шура М

      Пробежался бегло по последней редакции, действительно, для увеличения штрафов все сделали. Пункты по наличию проектов, изменению функционала, АПС., решетки на окнах…каких подвала или все окна?? и ряд других. (Опять все читать надо с лингвистом) всех коснутся. Написано так, что в рядах самих сотрудников территориальных подразделений возникнут противоречия к пониманию большинства пунктов Правил. Хорошо если вас курирует один инспектор, а если разные?? В ДНД МЧС вообще не проверяют, что предлагают к исполнению их сотрудники(((( Единообразия нет!!! Делаешь-делаешь, а результата нет! Только выполнил предписание, рождается новое , из предложенных пунктов 90% капитального характера(у нас новая фишка- пп двери, люки, фотолюм планы эвак… Спрашивается — А где вы раньше были??? Каждый год новая «заготовочка» для штрафа. В общем «сказка-неотвязка»!! С каждым годом все усложняют… До сих пор не понимаю(за исключением финансовой составляющей, коснулось всю РФ), для чего ввели эти ранги на огнетушители, было же все просто ОП ,ОУ, а теперь(((((.

      Ответить
    • шура М

      Пробежался бегло по последней редакции, действительно, для увеличения штрафов все сделали. Пункты по наличию проектов, изменению функционала, АПС., решетки на окнах…каких подвала или все окна?? и ряд других. (Опять все читать надо с лингвистом) всех коснутся. Написано так, что в рядах самих сотрудников территориальных подразделений возникнут противоречия к пониманию большинства пунктов Правил. Хорошо если вас курирует один инспектор, а если разные?? В ДНД МЧС вообще не проверяют, что предлагают к исполнению их сотрудники(((( Единообразия нет!!! Делаешь-делаешь, а результата нет! Только выполнил предписание, рождается новое , из предложенных пунктов 90% капитального характера(у нас новая фишка- пп двери, люки, фотолюм планы эвак… Спрашивается — А где вы раньше были??? Каждый год новая «заготовочка» для штрафа. В общем «сказка-неотвязка»!! С каждым годом все усложняют… До сих пор не понимаю(за исключением финансовой составляющей, коснулось всю РФ), для чего ввели эти ранги на огнетушители, было же все просто ОП ,ОУ, а теперь(((((.

      Ответить
    • шура М

      Пробежался бегло по последней редакции, действительно, для увеличения штрафов все сделали. Пункты по наличию проектов, изменению функционала, АПС., решетки на окнах…каких подвала или все окна?? и ряд других. (Опять все читать надо с лингвистом) всех коснутся. Написано так, что в рядах самих сотрудников территориальных подразделений возникнут противоречия к пониманию большинства пунктов Правил. Хорошо если вас курирует один инспектор, а если разные?? В ДНД МЧС вообще не проверяют, что предлагают к исполнению их сотрудники(((( Единообразия нет!!! Делаешь-делаешь, а результата нет! Только выполнил предписание, рождается новое , из предложенных пунктов 90% капитального характера(у нас новая фишка- пп двери, люки, фотолюм планы эвак… Спрашивается — А где вы раньше были??? Каждый год новая «заготовочка» для штрафа. В общем «сказка-неотвязка»!! С каждым годом все усложняют… До сих пор не понимаю(за исключением финансовой составляющей, коснулось всю РФ), для чего ввели эти ранги на огнетушители, было же все просто ОП ,ОУ, а теперь(((((.

      Ответить
  6. Алексей Кириллов

    Здравствуйте! Это разбор предыдущей неактуальной версии проекта ППР, который получил отрицательное заключение Минэкономразвития России (были избыточные требования пожарной безопасности). Проект ППР был в срочном порядке переработан МЧС (под европейские стандарты) и получил положительное заключение (не то что разобрано выше). Автор проделал большую работу, но… она уже не актуальна.
    Проект ППР с множеством ляпов и это бросается в глаза.
    В п.2 где расписываются обязанности граждан и в конце впихнули: «В отношении каждого здания, сооружения (за исключением: жилых домов, садовых домов, хозяйственных построек, а также гаражей на садовых земельных участках, а также земельных участках для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства) организациями, их руководителями (иными уполномоченными должностными лицами) (индивидуальными предпринимателями, гражданами), в пользовании которой на праве собственности или на ином законном основании находятся объекты защиты (далее – руководитель организации), утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил, с учетом специфики взрывопожароопасных и пожароопасных помещений.» По сути надо разрабатывать инструкцию на любой «курятник» на объекте.
    В крайней версии проекта ППР появилась обязанность вести Журнал эксплуатации систем противопожарной защиты, куда вносятся все действия с огнетушителями, лестницами, ограждениями, вентиляцией, противопожарным водопроводом, средствами индивидуальной защиты и т. д. Но ни где нет в природе этого журнала.
    Пропал образец (Приложение) Наряд-допуска на огневые работы, но расписано что в нем должно быть.
    Короче много ляпов с подачи Минэкономразвития России которые одобрили «ЭТО» от МЧС.

  7. Алексей Кириллов

    Здравствуйте! Это разбор предыдущей неактуальной версии проекта ППР, который получил отрицательное заключение Минэкономразвития России (были избыточные требования пожарной безопасности). Проект ППР был в срочном порядке переработан МЧС (под европейские стандарты) и получил положительное заключение (не то что разобрано выше). Автор проделал большую работу, но… она уже не актуальна.
    Проект ППР с множеством ляпов и это бросается в глаза.
    В п.2 где расписываются обязанности граждан и в конце впихнули: «В отношении каждого здания, сооружения (за исключением: жилых домов, садовых домов, хозяйственных построек, а также гаражей на садовых земельных участках, а также земельных участках для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства) организациями, их руководителями (иными уполномоченными должностными лицами) (индивидуальными предпринимателями, гражданами), в пользовании которой на праве собственности или на ином законном основании находятся объекты защиты (далее – руководитель организации), утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил, с учетом специфики взрывопожароопасных и пожароопасных помещений.» По сути надо разрабатывать инструкцию на любой «курятник» на объекте.
    В крайней версии проекта ППР появилась обязанность вести Журнал эксплуатации систем противопожарной защиты, куда вносятся все действия с огнетушителями, лестницами, ограждениями, вентиляцией, противопожарным водопроводом, средствами индивидуальной защиты и т. д. Но ни где нет в природе этого журнала.
    Пропал образец (Приложение) Наряд-допуска на огневые работы, но расписано что в нем должно быть.
    Короче много ляпов с подачи Минэкономразвития России которые одобрили «ЭТО» от МЧС.

    • Светлана

      Спасибо за замечания. Но и положительное заключение ОРВ не гарантирует успешное прохождение Минюста крайним вариантом проекта. Такое уже неоднократно было.В любом случае мы будем делать обзор того варианта ППР, который будет оубликован на ГСПИ. Будем рады, если включитесь в это дело. Наши контакты указаны в группе https://vk.com/ohrana_truda_vk

      Ответить
    • Светлана

      Спасибо за замечания. Но и положительное заключение ОРВ не гарантирует успешное прохождение Минюста крайним вариантом проекта. Такое уже неоднократно было.В любом случае мы будем делать обзор того варианта ППР, который будет оубликован на ГСПИ. Будем рады, если включитесь в это дело. Наши контакты указаны в группе https://vk.com/ohrana_truda_vk

      Ответить
  8. валентина

    Ждем утверждения и комментариев. Грустно, очень грустно. Регуляторная гильотина оборачивается пополнением бюджета приобщенных к процессу изменений

  9. валентина

    Ждем утверждения и комментариев. Грустно, очень грустно. Регуляторная гильотина оборачивается пополнением бюджета приобщенных к процессу изменений

  10. Alexandr Krylov

    Ничего личного, только чей-то личный бизнес….

  11. Alexandr Krylov

    Ничего личного, только чей-то личный бизнес….

  12. Alexandr Krylov

    Ничего личного, только чей-то личный бизнес….

  13. шура М

    Декларировал ФГПН о снятии нагрузки на бизнес, но передумал((( . Кому-то надо заработать!: Из представленного поверхностного анализа Правил : с новыми силами будем переделывать планы эвакуации (п.6); Пункт 20 вообще «ПЕСНЯ»( понятен смысл кому это выгодно), непонятно, каким образом руководитель обеспечивает?? ; П.31 видимо в Кремле тоже храниться документация, подтверждающая пределы огнестойкости, класс пожарной безопасности и показатели пожарной опасности для отделки фактически примененных строительных конструкций, заполнений проемов в них(лень ФГПН отбор образцов и экспертизу проводить); В Правила возвращено требование о негорючих пожарных шкафах (п.55) ПЕРЕДУМАЛИ «КРАСАВЦЫ»((((ранее с официального сайта МЧС России … «Исключение требования по исполнению пожарных шкафов из негорючих материалов не повлияет на пожарную опасность объектов защиты и направлено на исключение избыточной финансовой нагрузки на муниципальные и государственные учреждения. Также допускалось СНиП 2.01.02-85 «Противопожарные нормы»: п. 1.8 Дверцы встроенных шкафов для размещения пожарных кранов допускается выполнять из горючих материалов; На объекте должны храниться разделы проекта по смонтированным системам противопожарной защиты и их техдокументация (абзац 3 п.59)… Как отсутствие документации может повлиять на возникновении пожара? (проверяли бы почаще монтажные организации которым выдавали лицензии, и все станет понятно.). … А далее придется и Декларацию ПБ, инструкции, приказы переделывать(наверное и производители бумаги в доле))), не все еще леса сгорели(().

  14. шура М

    Декларировал ФГПН о снятии нагрузки на бизнес, но передумал((( . Кому-то надо заработать!: Из представленного поверхностного анализа Правил : с новыми силами будем переделывать планы эвакуации (п.6); Пункт 20 вообще «ПЕСНЯ»( понятен смысл кому это выгодно), непонятно, каким образом руководитель обеспечивает?? ; П.31 видимо в Кремле тоже храниться документация, подтверждающая пределы огнестойкости, класс пожарной безопасности и показатели пожарной опасности для отделки фактически примененных строительных конструкций, заполнений проемов в них(лень ФГПН отбор образцов и экспертизу проводить); В Правила возвращено требование о негорючих пожарных шкафах (п.55) ПЕРЕДУМАЛИ «КРАСАВЦЫ»((((ранее с официального сайта МЧС России … «Исключение требования по исполнению пожарных шкафов из негорючих материалов не повлияет на пожарную опасность объектов защиты и направлено на исключение избыточной финансовой нагрузки на муниципальные и государственные учреждения. Также допускалось СНиП 2.01.02-85 «Противопожарные нормы»: п. 1.8 Дверцы встроенных шкафов для размещения пожарных кранов допускается выполнять из горючих материалов; На объекте должны храниться разделы проекта по смонтированным системам противопожарной защиты и их техдокументация (абзац 3 п.59)… Как отсутствие документации может повлиять на возникновении пожара? (проверяли бы почаще монтажные организации которым выдавали лицензии, и все станет понятно.). … А далее придется и Декларацию ПБ, инструкции, приказы переделывать(наверное и производители бумаги в доле))), не все еще леса сгорели(().