Работник, которого просили уволиться по собственному желанию, покинул рабочее место для соблюдения режима самоизоляции на дому по причине невыполнения работодателем профилактических мероприятий, установленных в связи с распространением новой коронавирусной инфекции органом исполнительной власти субъекта РФ. В тот же день руководитель предложил явиться работнику на очное собрание, где ему было вручено уведомление об отсутствии на рабочем месте, вновь предложено уволиться по собственному желанию. Работник отказался, в результате был уволен за прогул после чего обратился в суд с иском о признании приказа об увольнении утратившим силу, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка, компенсации морального вреда в 120 000 рублей.
Местные власти действительно обязали работодателя обеспечить возможность обработки рук кожными антисептиками, контролировать температуры тела работников при входе в организацию (предприятие), организовать качественную уборку, обеспечить наличие в организации не менее чем пятидневного запаса дезинфицирующих средств для уборки помещений и обработки рук сотрудников, средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски) и пр.
Работодатель предоставил ведомости выдачи в отношении многоразовых масок защитных для лица, антисептика кожного, очков защитных, графики обработки арендуемых помещений и др. Из них следовало, что количество приобретенного антисептика 1 литр, а выданного сотрудникам — 6,4 литра.
В итоге суды, руководствуясь, в частности, ст. 220, ст. 379 Трудового кодекса, признали приказ об увольнении незаконным, возложили на работодателя обязанность восстановить работника на работе, выплатить среднюю заработную плату за незаконное отстранение от работы, за время вынужденного прогула в общей сумме 36 515,40 руб., и компенсировать причинённый моральный вред выплатой в размере 10 000 руб. (Определение Седьмого КСОЮ от 11 мая 2021 г. по делу № 8Г-4926/2021[88-6140/2021]).
Согласно ч. 1 ст. 379 ТК РФ в целях самозащиты трудовых прав работник, известив работодателя или своего непосредственного руководителя либо иного представителя работодателя в письменной форме, может отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, а также отказаться от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью. На время отказа от указанной работы за работником сохраняются все права, предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.
В силу ч. 7 ст. 220 ТК РФ отказ работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо от выполнения работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, не влечет за собой привлечения его к дисциплинарной ответственности.