Проверки прокуратуры: установлен порядок надзора за соблюдением трудовых прав

Определены приоритетные направления и порядок осуществления прокурорского надзора за соблюдением требований охраны труда и трудового законодательства.

Генеральным Прокурором подписан приказ Генпрокуратуры России от 5 февраля 2024 г. № 98 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением трудовых прав граждан»[1].

Документ вступил в силу 5 февраля 2024 года.

Прокуроров обязали (п. 1.1 Приказа):

  • обеспечить системный и эффективный надзор за соблюдением трудовых прав граждан;
  • на постоянной основе проводить работу по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере оплаты и охраны труда, фактов уклонения от оформления трудовых отношений и выплаты неофициальной заработной платы;
  • добиваться устранения выявленных нарушений, привлечения виновных лиц к ответственности, восстановления прав граждан, в том числе путём уплаты обязательных взносов и платежей.

Приоритетным направлением надзорной деятельности определён надзор за соблюдением трудовых прав:

  • социально незащищённых категорий граждан (пенсионного и предпенсионного возраста, беременных женщин, многодетных, одиноких матерей и отцов, инвалидов, несовершеннолетних, молодёжи и иных лиц),
  • работников:
  • стратегических, система- и градообразующих предприятий,
  • организаций в сфере информационных технологий (электронной промышленности),
  • организаций, производящих и реализующих социально значимые товары (услуги), медицинское оборудование, лекарственные средства.

Особый акцент сделан на неукоснительном соблюдении гарантий трудовых прав работников, призванных на военную службу по мобилизации или поступивших на военную службу по контракту, либо заключивших контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооружённые Силы Российской Федерации (п. 1.2 Приказа).

Прокуратуру обязали на постоянной основе осуществлять сбор, обобщение, анализ и оценку информации, характеризующей состояние законности в сфере трудовых отношений, а также мониторинга наличие сведений о хозяйствующих субъектах, допускающих системные нарушения трудового законодательства:

  • информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
  • судебных решений о взыскании заработной платы;
  • исполнительных производств.

Будут анализировать данные о наличии задолженности по налогам и сборам с целью выявления возможных фактов невыплаты заработной платы. Полученные результаты использовать в качестве оснований для проведения проверок (п. 1.2.2 Приказа).

Не обошли вниманием и охрану труда. Так, поводом для внеплановой проверки в отношении всех работников организации будут выявленные в ходе участия прокурора рассмотрения дел в суде[2] жалобы двух и более лиц (п. 1.9 Приказа):

  • на невыплату заработной платы одной организацией;
  • нарушение   законодательства об охране труда;
  • на отказ в оформлении трудовых отношений;
  • на факты массового несоблюдения трудовых прав.

При несчастном случае на производстве при наличии достаточных оснований прокуратура будет рассматривать вопрос о проведении проверки соблюдения законодательства об охране труда в отношении организации с привлечением контрольно-надзорных органов.

В ходе проверок будут выяснять выполняются ли нормы законодательства (п. 1.8 Приказа):

  • о проведении СОУТ;
  • об обеспечении исправности эксплуатируемого оборудования;
  • обеспечены ли работники СИЗ;
  • об обучение требованиям правил охраны труда;
  • о проведении медицинских осмотров;
  • о порядке расследования НС на производстве;
  • о предоставлении гарантий работникам, осуществляющим трудовые функции во вредных условиях труда;
  • о сохранении среднего заработка и должности на период приостановления работы вследствие нарушения правил охраны труда.

Прокуратура будет вести контроль за устранением нарушений, принимать меры по понуждению работодателей к созданию безопасные условия труда.

Прокуратура будет ставить вопрос о проведении дополнительного расследования несчастного случая, если выявлены несоответствия его квалификации фактическим обстоятельствам дела в целях осуществления надзора за результатами расследования несчастных случаев органами Роструда.

 Напомним, что мораторий, введённой постановлением Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336, на проверки, назначенные по инициативе прокуратуры, не распространяется.

На этом всё.

Продолжение следует …


[1] https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/documents/normative-act?item=93067145

[2] В порядке частей 3, 4 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, части 7 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, части 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

Оцените этот материал
4.67 / 15
Добавить в избранное
Добавить комментарий

Error messages

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю своё согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

  1. Алексей Вертьянов PRO+

    Ну, что?
    Пвтр покажите, результаты соут и планы мероприятий по снижению уровней воздействия вредных и опасных факторов. Положение о суот, если оно реальное и описаные в нем разделы рабочие.
    Покажите сколько денег потратили на ОТ, статистику по травматизму и планы мероприятий по его снижению.
    В выполнении мероприятий по устранению загазованнлсти и тд покажите, что вы сдедали для этого

  2. Алексей PRO+

    Почему нет комментариев? Нам уже пришло письмо с требованиями предоставить сл. информацию. Поднадзорным предприятиям ОПК.
    Некоторые пункты не совсем понятны, например:
    — обеспечение работодателем безоп. усл. труда — что им предоставлять!?
    — выполнение требований по устранению запыленности и загазованности производственных помещений, шума и вибрации — ?