Новая редакция Трудового Кодекса РФ: обзор изменений

Приветствую друзья! С 1 марта 2022 г. начнёт действовать новая редакция Трудового Кодекса РФ, в т.ч. актуализирован раздел, регламентирующий охрану труда и подзаконные акты к нему. Рассмотрим основные изменения и нововведения и разберёмся, что и как нужно учесть в работе специалисту по охране труда.

2 июля 2021 г. был опубликован, подписанный Президентом, Федеральный закон от 02.07.2021 № 311-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации». Документ в формате (Word) доступен для скачивания ниже.

Одновременно Минтруд России разместил для обсуждения тексты 15 законопроектов, детализирующие нововведения. Основная цель изменений — совершенствование механизмов предупреждения производственного травматизма и профзаболеваний.

  1. «Об утверждении типовых форм документов, необходимых для проведения государственной экспертизы условий труда»
  2. «Об утверждении форм (способов) и рекомендаций по размещению работодателем информационных материалов в целях информирования работников об их трудовых правах, включая права на безопасные условия и охрану труда, и примерного перечня таких информационных материалов»
  3. «Об утверждении требований к порядку разработки и содержанию правил (стандартов) и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем»
  4. «Об утверждении общих требований к организации безопасного рабочего места»
  5. «Об утверждении Рекомендаций по структуре службы охраны труда в организации и численности работников службы охраны труда»
  6. «Об утверждении Рекомендаций по выбору метода оценки уровня профессионального риска и по снижению уровня такого риска»
  7. «Об утверждении Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, форм документов и классификаторов, необходимых для расследования несчастных случаев»
  8. «О внесении изменений в Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» в части совершенствования оказания государственных услуг и цифровой трансформации»
  9. «Об утверждении Перечня вредных производственных факторов на рабочих местах, на которых по результатам проведения специальной оценки условий труда установлены вредные условия труда и при наличии которых занятым на таких рабочих местах работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты, норм и условий бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов, порядка осуществления компенсационной выплаты, в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов»
  10. «Об утверждении перечня видов работ, при выполнении которых работникам предоставляется бесплатно по установленным нормам лечебно-профилактическое питание, а также норм и условий бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания»
  11. «Об утверждении предельно допустимых норм нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную»
  12. «Об утверждении примерного положения о комитете (комиссии) по охране труда»
  13. «Об утверждении примерного перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков»
  14. «Об утверждении Порядка разработки, утверждения и изменения государственных нормативных требований охраны труда»
  15. «Об утверждении рекомендаций по учету микроповреждений (микротравм) работников»
Содержание
  1. Основные новшества новой редакции Трудового Кодекса РФ
  2. Самоконтроль — новое право работодателя
  3. За неприменение средств индивидуальной защиты — неоплачиваемый простой
  4. Сохранение рабочего места и среднего заработка на время психиатрического освидетельствования
  5. Запретительные меры в сфере труда женщин изменяются на ограничительные
  6. Вместе с новой редакцией Трудового кодекса РФ с 1 марта 2022 года вступят в силу и его подзаконные акты
  7. Охрана труда: апгрейд раздела X «Охрана труда» ТК РФ
  8. Раздел Х «Охрана труда «Трудового Кодекса РФ: что изменилось
  9. Изменилась структура
  10. Раздел X дополнен и скорректирован, или 12 моментов на которые стоит обратить внимание
  11. Обновлённый Трудовой кодекс РФ в разделе X раскроет понятие «опасность»
  12. Требования к организации рабочих мест установит Минтруд России
  13. Профилактика опасностей и минимизация вреда здоровью — новые принципы безопасности труда
  14. Система управления охраной труда и профессиональные риски
  15. СОУТ: полная диджитализация и учёт профрисков
  16. Работать во вредных условиях будет запрещено
  17. Контроль станет дистанционным, а документы охраны труда — цифровыми
  18. Работники получат исчерпывающую информацию об условиях труда
  19. Нормы выдачи молока и лечебно-профилактического питания обновят
  20. Придётся учитывать микроповреждения (микротравмы) работников
  21. Порядок разработки, утверждения и изменения государственных нормативных требований ОТ
  22.  Сохранится привычная нам иерархия охранно-трудовых норм
  23. Правительство будет устанавливать требования к организациям, оказывающим услуги в области ОТ
  24. Нас ждёт новый Порядок разработки, утверждения и изменения нормативных правовых актов по ОТ
  25. Нормы выдачи СИЗ можно будет применять до конца 2024 года!
  26. Допустимые нормы нагрузок будут определены несколькими документами
  27. СКАЧАТЬ НОВУЮ РЕДАКЦИЮ ТРУДОВОГО КОДЕКСА РФ (Word)

Основные новшества новой редакции Трудового Кодекса РФ

Самоконтроль — новое право работодателя

Новая редакция ст. 22 ТК РФ предоставляет работодателю право «проводить самостоятельно оценку соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (самообследование)».

За неприменение средств индивидуальной защиты — неоплачиваемый простой

В соответствии с новыми требованиями ст. 76 ТК РФ работодатель обязан будет отстранить от работы работника, «не применяющего выданные ему в установленном порядке средства индивидуальной защиты (далее — СИЗ), применение которых является обязательным при выполнении работ с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях».

Сохранение рабочего места и среднего заработка на время психиатрического освидетельствования

В соответствии с новой редакцией ст. 185 ТК РФ место работы (должность) и средний заработок по месту работы сохраняются за работником только на время прохождения обязательных медосмотров, а с 1 марта будущего года норма распространится еще и на время прохождения обязательного психиатрического освидетельствования.

Запретительные меры в сфере труда женщин изменяются на ограничительные

Законодатель следует международному тренду на гендерное равенство. С 1 января 2021 года действует новый Перечень производств, работ и должностей, на которых ограничивается труд женщин[1] (далее — Перечень).

[1] Приказ Минтруда России от 18.07.2019 № 512н «Об утверждении перечня производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин».

В обновлённом Перечне вместо слов о запрете труда женщин на определённых работах предполагается только ограничение на его применение. В документе применяется иная классификация производств и работ[2], где ограничивается женский труд.

[2]  По сравнению с утратившим силу Перечнем тяжёлых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 № 162.

Например, новой редакцией предусмотрено, что применение труда женщин на работах, связанных с подъёмом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы, ограничивается. В действующей редакции применять труд женщин на соответствующих работах запрещено.

Также сняты ограничения по работе женщин на воздушном и водном транспорте и в качестве дальнобойщиков — водителей большегрузных автомобилей. Установлен безусловный запрет только на девять видов работ, которые упомянуты в п. 89–98 Перечня (среди них тушение пожаров, транспортировка, погрузка, разгрузка вручную ядохимикатов и др.). В остальных случаях труд женщин запрещён во вредных и опасных условиях труда, а также когда не проведена специальная оценка условий труда (СОУТ).

Для гармонизации законодательства (Трудового кодекса РФ и его подзаконного акта — Перечня) вносятся изменения в раздел XII, главу 41, ст. 253 ТК РФ.

Вместе с новой редакцией Трудового кодекса РФ с 1 марта 2022 года вступят в силу и его подзаконные акты

Требования Трудового кодекса РФ, как и сейчас, будут детализированы в его подзаконных нормативных актах (см. статью про 15 законопроектов).

Охрана труда: апгрейд раздела X «Охрана труда» ТК РФ

Наибольшее количество корректировок внесено в раздел X «Охрана труда» ТК РФ. Далее подробно разберём, что изменилось и на что особенно надо обратить внимание.

Раздел Х «Охрана труда «Трудового Кодекса РФ: что изменилось

Новая редакция раздела содержит большое количество новшеств. Ряд требований был включён впервые, а некоторые скорректированы или вовсе исключены. Одни изменения мелкие, носят технический характер и не повлияют на работу специалиста по охране труда (далее — СОТ, ОТ) и кадровика, а другие потребуют внесения изменений в локальные нормативные акты (ЛНА).

Самые серьёзные изменения ждут нас:

  • после 1 марта 2022 года — когда новая редакция вступит в законную силу, и
  • во второй половине 2024 года — когда нам придется разрабатывать новые нормы выдачи СИЗ.

А сейчас обо всём по порядку.

Изменилась структура

В разделе X ТК РФ стало на 1 главу и 9 статей больше (таблица 1):

Таблица 1

До 1 марта 2022 года
(29 статей)
После 1 марта 2022 года
(38 статей)
Глава 33. Общие положения

• Статья 209. Основные понятия;
• Статья 210. Основные направления государственной политики в области охраны труда

Глава 33. Общие положения

• Статья 209. Основные понятия;
• Статья 2091. Основные принципы обеспечения безопасности труда;
• Статья 210. Основные направления государственной политики в области охраны труда

Глава 34. Требования охраны труда

• Статья 211. Государственные нормативные требования охраны труда;
• Статья 212. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда;
• Статья 213. Медицинские осмотры некоторых категорий работников;
• Статья 214. Обязанности работника в области охраны труда;
• Статья 215. Соответствие производственных объектов и продукции государственным нормативным требованиям охраны труда

Глава 34 Государственное управление охраной труда и требования охраны труда

• Статья 211. Государственное управление охраной труда;
• Статья 2111. Полномочия Правительства Российской Федерации в области охраны труда;
• Статья 2112. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области охраны труда;
• Статья 2113. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда;
• Статья 212. Государственные нормативные требования охраны труда и национальные стандарты безопасности;
• Статья 213. Государственная экспертиза условий труда;
• Статья 2131. Соответствие зданий, сооружений, оборудования, технологических процессов и материалов государственным нормативным требованиям охраны труда

Глава 35 Организация охраны труда

• Статья 216. Государственное управление охраной труда;
• Статья 216.1. Государственная экспертиза условий труда;
• Статья 217. Служба охраны труда в организации;
• Статья 218. Комитеты (комиссии) по охране труда

Глава 35 Права и обязанности работодателя и работника в области охраны труда

• Статья 214. Обязанности работодателя в области охраны труда;
• Статья 2141. Запрет на работу в опасных условиях труда;
• Статья 2142. Права работодателя в области охраны труда;
• Статья 215. Обязанности работника в области охраны труда;
• Статья 216. Права работника в области охраны труда;
• Статья 2161. Гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда;
• Статья 2162. Право работника на получение информации об условиях и охране труда;
• Статья 2163. Обеспечение права работников на санитарно-бытовое обслуживание

Глава 36. Обеспечение прав работников на охрану труда

• Статья 219. Право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда;
• Статья 220. Гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда;
• Статья 221. Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты;
• Статья 222. Выдача молока и лечебно-профилактического питания;
• Статья 223. Санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников;
• Статья 224. Дополнительные гарантии охраны труда отдельным категориям работников;
• Статья 225. Обучение в области охраны труда;
• Статья 226. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
• Статья 227. Несчастные случаи, подлежащие расследованию и учету;
• Статья 228. Обязанности работодателя при несчастном случае;
• Статья 228.1. Порядок извещения о несчастных случаях;
• Статья 229. Порядок формирования комиссий по расследованию несчастных случаев;
• Статья 229.1. Сроки расследования несчастных случаев;
• Статья 229.2. Порядок проведения расследования несчастных случаев;
• Статья 229.3. Проведение расследования несчастных случаев государственными инспекторами труда;
• Статья 230. Порядок оформления материалов расследования несчастных случаев;
• Статья 230.1. Порядок регистрации и учета несчастных случаев на производстве;
• Статья 231. Рассмотрение разногласий по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев

Глава 36. Управление охраной труда

• Статья 217. Система управления охраной труда;
• Статья 218. Профессиональные риски;
• Статья 219. Обучение по охране труда;
• Статья 220. Медицинские осмотры некоторых категорий работников;
• Статья 221. Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты;
• Статья 222. Обеспечение работников молоком или другими равноценными пищевыми продуктами, лечебно-профилактическим питанием;
• Статья 223. Служба охраны труда у работодателя;
• Статья 224. Комитеты (комиссии) по охране труда;
• Статья 225. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда

Глава 361. Расследование, оформление (рассмотрение), учет микроповреждений (микротравм), несчастных случаев

• Статья 226. Микроповреждения (микротравмы);
• Статья 227. Несчастные случаи, подлежащие расследованию и учету;
• Статья 228. Обязанности работодателя при несчастном случае;
• Статья 2281. Порядок извещения о несчастных случаях;
• Статья 229. Порядок формирования комиссий по расследованию несчастных случаев;
• Статья 2291. Сроки расследования несчастных случаев;
• Статья 2292. Порядок проведения расследования несчастных случаев;
• Статья 2293. Проведение расследования несчастных случаев государственными инспекторами труда;
• Статья 230. Порядок оформления материалов расследования несчастных случаев;
• Статья 2301. Порядок регистрации и учета несчастных случаев на производстве;
• Статья 231. Рассмотрение разногласий по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев

Раздел X дополнен и скорректирован, или 12 моментов на которые стоит обратить внимание

 Главы переформатированы, дополнены новыми статьями, а содержание действующих статей частично изменено. В частности:

  1. Разграничены полномочия Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ в области ОТ.
  2. Изложены государственные нормативные требования ОТ и национальные стандарты безопасности труда, а также порядок осуществления государственной экспертизы условий труда.
  3. Установлен порядок соответствия зданий, сооружений, оборудования, технологических процессов и материалов государственным нормативным требованиям ОТ.
  4. Изложены обязанности и права работодателя, а также обязанности и права работника в области ОТ.
  5. Регламентирован порядок введения запрета на работу в опасных условиях труда.
  6. Изложены гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям ОТ.
  7. Закреплены права работников на получение информации об условиях и ОТ, а также права работников на санитарно-бытовое обслуживание.
  8. Установлен порядок управления профессиональными рисками на рабочих местах.
  9. Изложены правила обучения по ОТ, правила проведения медицинских осмотров некоторых категорий работников, правила обеспечения работников СИЗ, порядок обеспечения работников молоком или другими равноценными пищевыми продуктами, лечебно-профилактическим питанием.
  10. Определен порядок создания службы ОТ у работодателя, а также комитетов (комиссий) по ОТ.
  11. Определены порядок и условия финансирования мероприятий по улучшению условий и ОТ за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, внебюджетных источников, добровольных взносов организаций и физических лиц, а также работодателями.
  12. Установлен порядок расследования, оформления (рассмотрения), учёта микроповреждений (микротравм), несчастных случаев на производстве.

Остановимся подробнее на отдельных изменениях.

Обновлённый Трудовой кодекс РФ в разделе X раскроет понятие «опасность»

Статья 209 ТК РФ дополнена новым определением:

Статья 209. Основные понятия

Опасность — потенциальный источник нанесения вреда, представляющий угрозу жизни и (или) здоровью работника в процессе трудовой деятельности.

Требования к организации рабочих мест установит Минтруд России

 Рабочее место в новой трактовке ст. 209 ТК РФ — это не просто локация для выполнения трудовых функций, оно должно отвечать установленным государством требованиям (таблица 2):

Таблица 2

До 1 марта 2022 годаРабочее место — место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя
После 1 марта 2022 годаРабочее место — место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Общие требования к организации безопасного рабочего места устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учётом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений

Профилактика опасностей и минимизация вреда здоровью — новые принципы безопасности труда

К числу основных принципов обеспечения безопасности труда планируется отнести:

  • предупреждение и профилактику опасностей;
  • минимизацию повреждения здоровья работников (схема 1).

Схема 1

Принципы обеспечения безопасности труда*

Предупреждение и профилактики опасностейМинимизация повреждения здоровья работников
Работодатель систематически проводит мероприятия по улучшению условий труда, включая ликвидацию или снижение уровней профессиональных рисков или недопущение повышения их уровней, с соблюдением приоритетности реализации таких мероприятийРаботодатель обеспечивает постоянную готовность к локализации (минимизации) и ликвидации последствий реализации профессиональных рисков

* Статья 2091новой редакции раздела X ТК РФ.

Формирование основ для управления профессиональными рисками — одно из основных направлений политики государства в области охраны труда[3].

[3] Статья 210 новой редакции раздела X ТК РФ.

Система управления охраной труда и профессиональные риски

Содержание термина «система управления охраной труда» (СУОТ) в разделе останется прежним. Сохранится и обязанность работодателя обеспечивать создание и функционирование СУОТ. При этом нужно будет систематически оценивать её эффективность.

Нам придётся управлять профессиональными рисками на рабочих местах (схема 2), выявлять опасности, оценивать и снижать уровень профессиональных рисков, поскольку теперь это будет прямо прописано в Трудовом кодексе РФ.

Схема 2

Виды профессиональных рисков
Риски травмирования работникаРиски получения работником профзаболевания

Опасности необходимо будет идентифицировать с помощью следующих мероприятий:

  • СОУТ;
  • производственный контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
  • контроль за состоянием условий и ОТ и соблюдением требований ОТ в структурных подразделениях и на рабочих местах;
  • расследование несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
  • рассмотрение причин и обстоятельств событий, которые привели к возникновению микроповреждений (микротравм).

Рекомендации по выбору метода оценки уровня профессионального риска и его снижению, а также по классификации, нахождению, распознаванию и описанию опасностей подготовит Минтруд России.

СОУТ: полная диджитализация и учёт профрисков

Минтруд планирует изменить Закон о СОУТ[4].

[4] Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Цели две. Первая — автоматизация процесса и перевод в цифровой формат:

  • аттестации экспертов на право  выполнения работ по СОУТ;
  • предоставления экспертными организациями актуальных сведений об экспертном составе, о сокращении области аккредитации испытательной лаборатории (центра), являющейся структурным подразделением такой организации;
  • оформления результатов проведения СОУТ;
  • рассмотрения разногласий по результатам экспертизы качества СОУТ;
  • получения сведений о внесении в соответствующие реестры информации об экспертах и организациях, проводящих СОУТ.

Указанные новшества вступят в силу вместе с обновлённым ТК с 1 марта 2022 года.

Как только Дума примет законопроект во втором чтении у Минтруда будет 5 месяцев, чтобы приять новые документы взамен действующим пока:

  • Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 июня 2014 г. № 599 «О порядке допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда, а также формирования и ведения реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 г. № 614 «О порядке аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдачи сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и его аннулирования» (вместе с «Правилами аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдачи сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и его аннулирования»).

Вторая цель – централизованный сбор и учёт информации о оценке профрисков на федеральном уровне Минтрудом. В настоящее время в ФГИС СОУТ отсутствует возможность учёта сведений о результатах оценки профессиональных рисков, несмотря на норму законодательства о СОУТ, о том, что ее результаты, могут использоваться для оценки уровней профессиональных рисков. Для реализации указанного положения потребуется разработка и утверждение порядка сбора результатов оценки профессиональных рисков, а также доработка функционала ФГИС СОУТ, поэтому законопроектом предусматривается, что эта норма вступит в силу 1 марта 2023 г.

Работать во вредных условиях будет запрещено

Раздел X ТК РФ дополнен ст. 2141. После вступления ее в силу работодатель обязан будет приостанавливать работы на рабочих местах в случаях, если условия труда на рабочих местах по результатам СОУТ будут отнесены к опасному классу условий труда (схема 3).

Схема 3

Запрет на работу в опасных условиях труда не будет распространяться

На работы, связанные с предотвращением или устранением последствий чрезвычайных ситуацийНа отдельные виды работ, перечень которых утвердит Правительство РФ с учётом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений

Кроме того, он будет обязан гарантировать работникам (схема 4):

Схема 4

По общему правилуСохранение места работы (должности) и средней зарплаты
При наличии согласия работникаПеревод на другую работу с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже средней зарплаты по прежней работе

Гарантии соответствуют нормам, установленным действующей ст. 220 ТК РФ.

Чтобы улучшить условия труда и снизить «вредность», работодателю придется разработать план мероприятий и направить его копию в ГИТ.

Возобновить работу он сможет только после того, как:

Обучение по охране труда и смежным направлениям в Виртуальной производственной среде с использованием Электронных тренажёров + выдача удостоверений. Как это?
  • выполнит мероприятия, предусмотренные планом;
  • проведет внеплановую СОУТ;
  • подтвердит отчетом, что условия труда больше не являются опасными.

Контроль станет дистанционным, а документы охраны труда — цифровыми

 Новая ст. 2142 раздела X ТК РФ предоставляет работодателю и новые права (схема 5):

Схема 5

Работодатель сможет

Вести видео-, аудио или иную фиксацию процессов производства работ, а также хранить полученную информацию для контроля за соблюдением ОТ*Вести документооборот в области ОТ в электронном видеДавать ГИТ дистанционный доступ к наблюдению за безопасным производством работ и базам электронных документов работодателя в области ОТ**

* Работники должны быть уведомлены об использовании оборудования, с помощью которого работодатель планирует осуществлять контроль за безопасным выполнением работ.

** Остается только порадоваться, что это право, а не обязанность работодателей.

Работники получат исчерпывающую информацию об условиях труда

Отдельно освещаются вопросы, касающиеся права работника на получение информации об условиях и ОТ (схема 6).

Схема 6

Работник вправе будет получать актуальную и достоверную информацию

Об условиях и ОТ на рабочем местеО существующих профессиональных рисках и их уровняхО мерах по защите от воздействия ВОПФ*, имеющихся на рабочем месте

* Вредные и (или) опасные производственные факторы.

При этом работодателю вменяется в обязанность незамедлительно и любым доступным способом информировать работника о том, что условия труда на его рабочем месте по результатам СОУТ отнесены к опасному классу.

Перечень ежегодных мероприятий по улучшению условий и ОТ, снижению уровней профессиональных рисков не изменится.

Минтруд России уже разработал проект приказа взамен действующего в настоящее время Приказа Минздравсоцразвития России[5] от 01.03.2012 № 181н «Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков».

[5] Одно время выполнял функции Минтруда России.

Суть изменений: правки носят редакторский характер. Перечень мероприятий не изменился.

Срок действия документа: с 1 марта 2022 года до 1 марта 2028 года.

Нормы выдачи молока и лечебно-профилактического питания обновят

Минтруд разработал проекты новых порядков и норм обеспечения работников ЛПП и молоком взамен:

  • приказа Минздравсоцразвития России от 16 февраля 2009 г. № 46н «Об утверждении Перечня производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, рационов лечебно-профилактического питания, норм бесплатной выдачи витаминных препаратов и Правил бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания»;
  • приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 февраля 2009 г. № 45н «Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, Порядка осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, и Перечня вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов».

Обновлённые документы по сути ничем не отличаются от ранее действовавших. Они вступят в силу вместе в обновлённым ТК и станут подзаконными актами ст. 222.

Придётся учитывать микроповреждения (микротравмы) работников

Новой редакцией ст. 226 ТК РФ вводится учёт и рассмотрение обстоятельств и причин, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм) работников.

СЛОВАРЬ по тексту

Микроповреждения (микротравмы) — ссадины, кровоподтеки, ушибы мягких тканей, поверхностные раны и другие повреждения, полученные работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя (ст. 226 новой редакции раздела X ТК РФ).

К другим лицам, участвующим в производственной деятельности работодателя, помимо работников, исполняющих свои обязанности по трудовому договору, согласно новой редакции ст. 227 ТК РФ относятся:

  • работники и другие лица, получающие образование в соответствии с ученическим договором;
  • обучающиеся, проходящие производственную практику;
  • страдающие психическими расстройствами, участвующие в производительном труде на лечебно-производственных предприятиях в порядке трудовой терапии в соответствии с медицинскими рекомендациями;
  • осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду;
  • привлекаемые в установленном порядке к выполнению общественно полезных работ;
  • члены производственных кооперативов и члены крестьянских (фермерских) хозяйств, принимающие личное трудовое участие в их деятельности,
  • при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.

Минтруд России разработал Рекомендации по учёту микроповреждений (микротравм) работников, чтобы упростить жизнь работодателю:

  • исполнять требования ст. 214, 216, 226 нового раздела X ТК РФ;
  • совершенствовать процессы СУОТ в организации;
  • предупреждать производственный травматизм.

Порядок разработки, утверждения и изменения государственных нормативных требований ОТ

 Сохранится привычная нам иерархия охранно-трудовых норм

Требования Трудового кодекса РФ, как и сейчас, будут детализированы в его подзаконных нормативных актах. Большая их часть принята до начала регуляторной гильотины и в соответствии с требованиями Закона об обязательных требованиях[6]. Изменять их требования можно только путём принятия нового документа.

[6] Федеральный закон от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации».

Сейчас на государственном уровне ОТ управляет Правительство РФ напрямую или путём передачи полномочий Минтруду России и другим Федеральным органам исполнительной власти (ФОИВ). Этот механизм сохранится и в будущем, что прямо указано в ст. 211 новой редакции раздела X ТК РФ.

Именно Правительство РФ будет теперь устанавливать:

  • порядок обучения по ОТ и проверки знания требований ОТ;
  • требования к организациям, оказывающим услуги по проведению обучения по ОТ;
  • порядок расследования и учёта случаев профессиональных заболеваний работников.

Правительство будет устанавливать требования к организациям, оказывающим услуги в области ОТ

 На сегодняшний день требования к организациям, оказывающим услуги в области ОТ, установлены двумя приказами Минздравсоцразвития России:

  1. Приказ от 01.04.2010 № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда» (в ред. от 14.11.2016).
  2. Приказ от 23.04.2015 № 242н «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации государственной услуги по аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда» (в ред. от 18.02.2019).

Скорее всего, в ближайшее время их заменит постановление Правительства РФ.

Нас ждёт новый Порядок разработки, утверждения и изменения нормативных правовых актов по ОТ

Взамен Постановления № 1160[7] Минтруд России уже разработал проект Порядка разработки, утверждения и изменения нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования ОТ. Планируется, что он вступит в силу вместе с новой редакцией раздела 10 ТК РФ, поскольку является подзаконным актом и реализует требования ст. 212 новой редакции раздела 10 ТК РФ. Он заменит собой аналогичный порядок.

[7] Постановление Правительства РФ от 27.12.2010 № 1160 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» (в ред. от 30.07.2014).

Проектируемый перечень нормативных правовых актов (НПА), содержащих государственные нормативные требования ОТ, отличается от действующего (таблица 3):

Таблица 3

До 1 марта 2022 годаПосле 1 марта 2022 года
Правила по ОТ

• стандарты безопасности труда;

• типовые инструкции по ОТ;

• государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам производственной среды и трудового процесса)

Правила по ОТ

• единые типовые нормы бесплатной выдачи работникам СИЗ;

• НПА, содержащие требования ОТ

Суть изменений: типовые инструкции по ОТ, стандарты безопасности труда и санитарные нормы исключены из числа документов, содержащих государственные нормативные требования ОТ. Зато к ним, что совершенно логично отнесены единые типовые нормы СИЗ. Новый перечень, в отличие от предшественника, является открытым.

Срок действия документа: с 1 марта 2022 года до 1 марта 2028 года.

Нормы выдачи СИЗ можно будет применять до конца 2024 года!

В соответствии с п.2 ст.2 Проекта можно использовать типовые нормы обеспечения работников СИЗ и СиОС[7], изданные в установленном порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, но не позднее 31 декабря 2024 года.

[7] Смывающие и (или) обезвреживающие средства — защитные средства, очищающие средства и средства восстанавливающего, регенерирующего действия.

На момент отправки номера в типографию (28.06.2021) на федеральном портале проектов НПА на этапе антикоррупционной экспертизы с марта 2021 ждут своей очереди приказы по обеспечению работников СИЗ и СиОС:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

В сводном отчёте к проекту своего приказа Минтруд России указал, что ЕТН будут действовать с 1 июля 2024 года и до 1 июля 2030 года с переходным периодом 1095 дней, т. е. 3 года. Но проект изменений в Трудовой кодекс ограничивает этот срок и переходный период четырьмя месяцами: с 1 июля по 31 декабря 2024 года!

Допустимые нормы нагрузок будут определены несколькими документами

Проектируемой законопроектом ст. 253 ТК РФ предусмотрено, что ограничивается применение труда женщин на работах, связанных с подъёмом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы.

Перечни производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин, и предельно допустимые нормы нагрузок для женщин при подъёме и перемещении тяжестей вручную должен утвердить Минтруд России с учётом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Проект приказа разработан взамен действующего в настоящее время Постановления Правительства РФ от 06.02.1993 № 105 «О новых нормах предельно допустимых нагрузок для женщин при подъёме и перемещении тяжестей вручную».

Судя по пояснительной записке, при разработке проекта Минтруд России учёл:

  • Закон о безопасности труда на производстве (1970 год), утверждённый федеральным агентством Управления безопасности труда на производстве (США);
  • «Рамочную директиву» по охране труда и здоровья (OSH) Европейского агентства по безопасности и гигиене труда; Директиву Совета ЕЭС 89/655 о минимальных требованиях по обеспечению безопасности и охране здоровья работников на рабочем месте при использования рабочего оборудования и
  • провёл анализ международного опыта в соответствующих сферах деятельности.

И это не помешало слово в слово повторить документ 1993 года (таблица 4). Стабильность — признак мастерства!

Таблица 4

Предельно допустимые нормы нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную

Характер работыПредельно допустимая масса груза
Подъем и перемещение тяжестей при чередовании с другой работой (до 2 раз в час)10 кг
Подъем и перемещение тяжестей постоянно в течение рабочей смены7 кг
Величина динамической работы, совершаемой в течение каждого часа рабочей смены, не должна превышать:

• с рабочей поверхности

• с пола

1750 кг × м

875 кг × м

Примечания:

1. В массу поднимаемого и перемещаемого груза включается масса тары и упаковки.

2. При перемещении грузов на тележках или в контейнерах прилагаемое усилие не должно превышать 10 кг.

Срок действия документа: с 1 марта 2022 года до 1 марта 2028 года.

Новая редакция Трудового Кодекса РФ: обзор измененийСКАЧАТЬ НОВУЮ РЕДАКЦИЮ ТРУДОВОГО КОДЕКСА РФ (Word)

Федеральный закон от 02.07.2021 № 311-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»

Материал подготовила наша помощница по развитию официальных групп ВКонтакте и Telegram Светлана Подберезина.

На этом всё. Ждём ваших оценок и комментариев 😉 Спасибо за участие!

Продолжение следует …

Оцените заметку
4.71 / 42
Добавить в избранное
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю своё согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

  1. ssss

    кто то получил денюшку за эти «разработанные документы»

  2. Николай РнД

    Благодарю за столь подробную статью!

  3. Кеша

    Прочитал весь текст, и забыл. Я в танке.

  4. Александр

    одна поправочка. Запрет работ устанавливается не во вредных, а в опасных условиях труда, т.е. КУТ 4.

  5. Екатерина

    Честно говоря, уже полная каша в голове… Какие первые действия? Приказ по предприятию о внеплановом инструктаже с графиком разработки новых документов: положения по СУОТ, рискам, вводного инструктажа, микротравм, СИЗ и тд… Или ждать когда сопутствующие документы выйдут…

    • Сергей

      Тут можно подождать, т.к. дадут время на переходный период, чего не было у нас в начале года

      Ответить
  6. Олег Портнов

    Мммм дааа! Я хоть уже и пенсионер, не хочу больше заниматься этой деятельностью, но мне жалко работающих сейчас специалистов по охране труда. Честно.
    Поведение власти, законодательной, сильно напоминает поведение женщин с низкой социальной ответственностью.
    Что это значит и как вообще это можно понимать? Вот например: «Статья 223 ТК по новому Служба охраны труда у работодателя»? (название статьи уже коробит) Как это звучит в свете требований закона? Согласитесь — не очень корректно. А как понимать это? — «Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом РЕКОМЕНДАЦИЙ федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.»?
    Ну, Структура службы ОТ, допустим, определяется численностью, и это уже вне зависимости от законодательных требований и это может определить работодатель сам по предложению руководителя службы. Служба ж может состоять и из одного специалиста — какая структура? Зачем глупости писать в закон?
    Но этого мало, всё паскудство этого требования (простите за эмоции) заключается в том, что это «РЕКОМЕНДАЦИИ»!!! То есть, не обязательные к исполнению, а это, уже нарушение конституционных прав конкретных работников — специалистов по охране труда (СОТ). Управление охраной труда государственное, работодатели вынуждены соблюдать требования, а СОТы для содействия федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по …. реализации государственной политики, между ними, по сути, ни кому не нужные, и никаких гарантий.
    Читая Рекомендации — просто становится стыдно и мерзко. Чего стоит фраза в пункте 1 проекта Рекомендаций: «…в целях обеспечения оказания помощи в реализации государственной политики в области охраны труда работодателями,,,» Причём тут работодатели!!! Алёооо — написавший это, явно не читал Трудовой Кодекс. Работодателю , по боку государственная политика. Функции по её реализации осуществляют федеральные органы исполнительной власти (ст.211 тк рф с изменениями).
    Но что особо вызывает неприязнь, так это неадекватные (с извращённым пониманием), изложенные взаимоисключающие требования:
    «п.21 …Численность работников по штатному
    расписанию НЕ ДОЛЖНА ПРЕВЫШАТЬ МИНИМАЛЬНУЮ нормативную численность, определенную по настоящим Рекомендациям.», и,
    » п.25 …Методика расчета МИНИМАЛЬНОЙ нормативной численности работников службы охраны труда предназначена для самостоятельного расчета работодателем НЕОБХОДИМОЙ МИНИМАЛЬНОЙ численности работников службы охраны труда.»
    Человек, написавший это хоть понимает, что написал?!
    Общепринято, если МИНИМАЛЬНАЯ, то меньше нельзя, но почему больше не должна?!
    Я в этом скотстве понимаю одно:
    » НЕ ДОЛЖНА ПРЕВЫШАТЬ МИНИМАЛЬНУЮ численность… — эта фраза, видимо, для бюджетных организаций, а «…для самостоятельного расчета работодателем НЕОБХОДИМОЙ МИНИМАЛЬНОЙ численности работников службы охраны труда.», которая не должна превышать, в коммерческих организациях — просто для смеха. Рекомендации ими НИ КОГДА не применялись и применяться НЕ БУДУТ!!! У них, МИНИМАЛЬНАЯ и так в два раза минимизирована, с кучей иных дополнительно возложенных на СОТа обязанностей, например, по пром.пож.безопасности , экологии, ГОи ЧС.
    Это положение ст.223 противоречит конституционным принципам равноправия в трудовых отношениях именно СОТа. Дискриминация и издевательства над СОТом по воле федерального органа исполнительной власти, осуществляющей функции по …. реализации государственной политики в области охраны труда, представляет собой скрытый саботаж, создание видимости деятельности и, препятствование создания сил и возможностей, в лице СОТов, непосредственно участвующих в реализации государственной политики по охране труда вместе, по сути, их уничтожением. В настоящее время СОТ — ЧУЖОЙ и среди своих, ЧУЖОЙ и среди чужих. Грустно.
    Хотелось бы задать вопрос «марсианам» — нормотворцам: «С кем государственную политику реализовывать собираетесь? С униженным, бесправным и морально убитым СОТом?»
    Ну ну — успеха….

    • Владимир

      Доброго времени суток! Не берите близко к сердцу! Те кто причастен к данному законопроекту, как впрочем, и в других остальных случаях, это обычные жертвы ЕГЭ! Да, да они уже подросли!

      Ответить
    • Светлана Подберезина PRO

      Здравствуйте, Олег. Все это нужно обстоятельно изложить на регулейшн (ссылки есть в статье) в обсуждениях, тогда с этого можно ожидать толк.

      Ответить
    • Олег

      Здравствуйте! Да, я знаю. готовлю.
      Документ сильно засорен не нужным, например, требованиями о структуре Службы — это дело внутреннее и как распределить обязанности, руководителю службы виднее. Лезть в это с нормированием — глупо. Излишнее требование. Отсюда и название документа должно быть несколько другое — без каких-то указаний «по структуре службы…». Однако, плохо, что от слова «Рекомендации» уйти нельзя — так указано в ст.233 ТК, а это уже называется — сами себе наступили на я….а, т.к. этот документ имеет все признаки НПА и без Юстиции здесь не обойтись.. Так, п. 1 теперь сформулирован как преамбула и уже более корректно — у них: «…в целях оказания помощи в реализации государственной политики в области охраны труда работодателями …». Тогда как, согласно ст. 211 ТК «Государственное управление охраной труда осуществляется … федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной…» — явное несоответствие законодательству и при чем здесь работодатели!?
      В принципе, я подредактировал его, подчистил и более конкретизировал. Называется у меня документ теперь так «Об утверждении Методических рекомендаций по организации работы, и методике расчета штатной численности службы охраны труда». Сейчас готовлю пояснительную по обоснованию своих замечаний. Могу предварительно готовый документ скинуть (куда?) — может будут еще какие замечания

      Ответить
  7. Юрий

    Спасибо за подробное комментирование данного документа!
    Есть ли в новом ТК РФ понятие стажировка и испытательный срок? Это актуально особенно для водителей на пассажирских перевозках.

    • Светлана Подберезина PRO

      Для того чтобы ответить на ваш вопрос, его необходимо разделить на две части. Одна часть — это испытание при приме на работу, вторая часть — это стажировка на рабочем месте.

      В пункте 7 приказа Минтранса России от 29.07.2020 N 264 «Об утверждении Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта говорится об испытании в соответствии со статьей 70 Трудового кодекса Российской Федерации.

      В соответствии со статьей 70 ТК РФ при заключении трудового договора в нем по соглашению сторон может быть предусмотрено условие об испытании работника в целях проверки его соответствия поручаемой работе. Отсутствие в трудовом договоре условия об испытании означает, что работник принят на работу без испытания.

      Срок испытания не может превышать трех месяцев. При заключении трудового договора на срок от двух до шести месяцев испытание не может превышать двух недель.

      Поэтому испытание проводится при приеме на работу и фиксируется в трудовом договоре.

      Стажировка фигурирует в обновленной редакции Х раздела ТК в ст. 219.

      Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденный постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 13.01.2003 N 1/29 и постановление Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29 в пункте 2.2.2 устанавливает порядок обучения: работодатель (или уполномоченное им лицо) обеспечивает обучение лиц, принимаемых на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов. И этот документ пока еще никто не отменял!

      Ответить