Новая редакция Трудового Кодекса РФ: обзор изменений

Приветствую друзья! С 1 марта 2022 г. начнёт действовать новая редакция Трудового Кодекса РФ, в т.ч. актуализирован раздел, регламентирующий охрану труда и подзаконные акты к нему. Рассмотрим основные изменения и нововведения и разберёмся, что и как нужно учесть в работе специалисту по охране труда.

2 июля 2021 г. был опубликован, подписанный Президентом, Федеральный закон от 02.07.2021 № 311-ФЗ “О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации”. Документ в формате (Word) доступен для скачивания ниже.

Одновременно Минтруд России разместил для обсуждения тексты 15 законопроектов, детализирующие нововведения. Основная цель изменений — совершенствование механизмов предупреждения производственного травматизма и профзаболеваний.

  1. «Об утверждении типовых форм документов, необходимых для проведения государственной экспертизы условий труда»
  2. «Об утверждении форм (способов) и рекомендаций по размещению работодателем информационных материалов в целях информирования работников об их трудовых правах, включая права на безопасные условия и охрану труда, и примерного перечня таких информационных материалов»
  3. «Об утверждении требований к порядку разработки и содержанию правил (стандартов) и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем»
  4. «Об утверждении общих требований к организации безопасного рабочего места»
  5. «Об утверждении Рекомендаций по структуре службы охраны труда в организации и численности работников службы охраны труда»
  6. «Об утверждении Рекомендаций по выбору метода оценки уровня профессионального риска и по снижению уровня такого риска»
  7. «Об утверждении Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, форм документов и классификаторов, необходимых для расследования несчастных случаев»
  8. «О внесении изменений в Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» в части совершенствования оказания государственных услуг и цифровой трансформации»
  9. «Об утверждении Перечня вредных производственных факторов на рабочих местах, на которых по результатам проведения специальной оценки условий труда установлены вредные условия труда и при наличии которых занятым на таких рабочих местах работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты, норм и условий бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов, порядка осуществления компенсационной выплаты, в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов»
  10. «Об утверждении перечня видов работ, при выполнении которых работникам предоставляется бесплатно по установленным нормам лечебно-профилактическое питание, а также норм и условий бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания»
  11. «Об утверждении предельно допустимых норм нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную»
  12. «Об утверждении примерного положения о комитете (комиссии) по охране труда»
  13. «Об утверждении примерного перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков»
  14. «Об утверждении Порядка разработки, утверждения и изменения государственных нормативных требований охраны труда»
  15. «Об утверждении рекомендаций по учету микроповреждений (микротравм) работников»
Содержание
  1. Основные новшества новой редакции Трудового Кодекса РФ
  2. Самоконтроль — новое право работодателя
  3. За неприменение средств индивидуальной защиты — неоплачиваемый простой
  4. Сохранение рабочего места и среднего заработка на время психиатрического освидетельствования
  5. Запретительные меры в сфере труда женщин изменяются на ограничительные
  6. Вместе с новой редакцией Трудового кодекса РФ с 1 марта 2022 года вступят в силу и его подзаконные акты
  7. Охрана труда: апгрейд раздела X «Охрана труда» ТК РФ
  8. Раздел Х «Охрана труда «Трудового Кодекса РФ: что изменилось
  9. Изменилась структура
  10. Раздел X дополнен и скорректирован, или 12 моментов на которые стоит обратить внимание
  11. Обновлённый Трудовой кодекс РФ в разделе X раскроет понятие «опасность»
  12. Требования к организации рабочих мест установит Минтруд России
  13. Профилактика опасностей и минимизация вреда здоровью — новые принципы безопасности труда
  14. Система управления охраной труда и профессиональные риски
  15. СОУТ: полная диджитализация и учёт профрисков
  16. Работать во вредных условиях будет запрещено
  17. Контроль станет дистанционным, а документы охраны труда — цифровыми
  18. Работники получат исчерпывающую информацию об условиях труда
  19. Нормы выдачи молока и лечебно-профилактического питания обновят
  20. Придётся учитывать микроповреждения (микротравмы) работников
  21. Порядок разработки, утверждения и изменения государственных нормативных требований ОТ
  22.  Сохранится привычная нам иерархия охранно-трудовых норм
  23. Правительство будет устанавливать требования к организациям, оказывающим услуги в области ОТ
  24. Нас ждёт новый Порядок разработки, утверждения и изменения нормативных правовых актов по ОТ
  25. Нормы выдачи СИЗ можно будет применять до конца 2024 года!
  26. Допустимые нормы нагрузок будут определены несколькими документами
  27. СКАЧАТЬ НОВУЮ РЕДАКЦИЮ ТРУДОВОГО КОДЕКСА РФ (Word)

Основные новшества новой редакции Трудового Кодекса РФ

Самоконтроль — новое право работодателя

Новая редакция ст. 22 ТК РФ предоставляет работодателю право «проводить самостоятельно оценку соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (самообследование)».

За неприменение средств индивидуальной защиты — неоплачиваемый простой

В соответствии с новыми требованиями ст. 76 ТК РФ работодатель обязан будет отстранить от работы работника, «не применяющего выданные ему в установленном порядке средства индивидуальной защиты (далее – СИЗ), применение которых является обязательным при выполнении работ с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях».

Сохранение рабочего места и среднего заработка на время психиатрического освидетельствования

В соответствии с новой редакцией ст. 185 ТК РФ место работы (должность) и средний заработок по месту работы сохраняются за работником только на время прохождения обязательных медосмотров, а с 1 марта будущего года норма распространится еще и на время прохождения обязательного психиатрического освидетельствования.

Запретительные меры в сфере труда женщин изменяются на ограничительные

Законодатель следует международному тренду на гендерное равенство. С 1 января 2021 года действует новый Перечень производств, работ и должностей, на которых ограничивается труд женщин[1] (далее — Перечень).

[1] Приказ Минтруда России от 18.07.2019 № 512н «Об утверждении перечня производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин».

В обновлённом Перечне вместо слов о запрете труда женщин на определённых работах предполагается только ограничение на его применение. В документе применяется иная классификация производств и работ[2], где ограничивается женский труд.

[2]  По сравнению с утратившим силу Перечнем тяжёлых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 № 162.

Например, новой редакцией предусмотрено, что применение труда женщин на работах, связанных с подъёмом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы, ограничивается. В действующей редакции применять труд женщин на соответствующих работах запрещено.

Также сняты ограничения по работе женщин на воздушном и водном транспорте и в качестве дальнобойщиков — водителей большегрузных автомобилей. Установлен безусловный запрет только на девять видов работ, которые упомянуты в п. 89–98 Перечня (среди них тушение пожаров, транспортировка, погрузка, разгрузка вручную ядохимикатов и др.). В остальных случаях труд женщин запрещён во вредных и опасных условиях труда, а также когда не проведена специальная оценка условий труда (СОУТ).

Для гармонизации законодательства (Трудового кодекса РФ и его подзаконного акта — Перечня) вносятся изменения в раздел XII, главу 41, ст. 253 ТК РФ.

Вместе с новой редакцией Трудового кодекса РФ с 1 марта 2022 года вступят в силу и его подзаконные акты

Требования Трудового кодекса РФ, как и сейчас, будут детализированы в его подзаконных нормативных актах (см. статью про 15 законопроектов).

Охрана труда: апгрейд раздела X «Охрана труда» ТК РФ

Наибольшее количество корректировок внесено в раздел X «Охрана труда» ТК РФ. Далее подробно разберём, что изменилось и на что особенно надо обратить внимание.

Раздел Х «Охрана труда «Трудового Кодекса РФ: что изменилось

Новая редакция раздела содержит большое количество новшеств. Ряд требований был включён впервые, а некоторые скорректированы или вовсе исключены. Одни изменения мелкие, носят технический характер и не повлияют на работу специалиста по охране труда (далее — СОТ, ОТ) и кадровика, а другие потребуют внесения изменений в локальные нормативные акты (ЛНА).

Самые серьёзные изменения ждут нас:

  • после 1 марта 2022 года — когда новая редакция вступит в законную силу, и
  • во второй половине 2024 года — когда нам придется разрабатывать новые нормы выдачи СИЗ.

А сейчас обо всём по порядку.

Изменилась структура

В разделе X ТК РФ стало на 1 главу и 9 статей больше (таблица 1):

Таблица 1

До 1 марта 2022 года
(29 статей)
После 1 марта 2022 года
(38 статей)
Глава 33. Общие положения

• Статья 209. Основные понятия;
• Статья 210. Основные направления государственной политики в области охраны труда

Глава 33. Общие положения

• Статья 209. Основные понятия;
• Статья 2091. Основные принципы обеспечения безопасности труда;
• Статья 210. Основные направления государственной политики в области охраны труда

Глава 34. Требования охраны труда

• Статья 211. Государственные нормативные требования охраны труда;
• Статья 212. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда;
• Статья 213. Медицинские осмотры некоторых категорий работников;
• Статья 214. Обязанности работника в области охраны труда;
• Статья 215. Соответствие производственных объектов и продукции государственным нормативным требованиям охраны труда

Глава 34 Государственное управление охраной труда и требования охраны труда

• Статья 211. Государственное управление охраной труда;
• Статья 2111. Полномочия Правительства Российской Федерации в области охраны труда;
• Статья 2112. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области охраны труда;
• Статья 2113. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда;
• Статья 212. Государственные нормативные требования охраны труда и национальные стандарты безопасности;
• Статья 213. Государственная экспертиза условий труда;
• Статья 2131. Соответствие зданий, сооружений, оборудования, технологических процессов и материалов государственным нормативным требованиям охраны труда

Глава 35 Организация охраны труда

• Статья 216. Государственное управление охраной труда;
• Статья 216.1. Государственная экспертиза условий труда;
• Статья 217. Служба охраны труда в организации;
• Статья 218. Комитеты (комиссии) по охране труда

Глава 35 Права и обязанности работодателя и работника в области охраны труда

• Статья 214. Обязанности работодателя в области охраны труда;
• Статья 2141. Запрет на работу в опасных условиях труда;
• Статья 2142. Права работодателя в области охраны труда;
• Статья 215. Обязанности работника в области охраны труда;
• Статья 216. Права работника в области охраны труда;
• Статья 2161. Гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда;
• Статья 2162. Право работника на получение информации об условиях и охране труда;
• Статья 2163. Обеспечение права работников на санитарно-бытовое обслуживание

Глава 36. Обеспечение прав работников на охрану труда

• Статья 219. Право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда;
• Статья 220. Гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда;
• Статья 221. Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты;
• Статья 222. Выдача молока и лечебно-профилактического питания;
• Статья 223. Санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников;
• Статья 224. Дополнительные гарантии охраны труда отдельным категориям работников;
• Статья 225. Обучение в области охраны труда;
• Статья 226. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
• Статья 227. Несчастные случаи, подлежащие расследованию и учету;
• Статья 228. Обязанности работодателя при несчастном случае;
• Статья 228.1. Порядок извещения о несчастных случаях;
• Статья 229. Порядок формирования комиссий по расследованию несчастных случаев;
• Статья 229.1. Сроки расследования несчастных случаев;
• Статья 229.2. Порядок проведения расследования несчастных случаев;
• Статья 229.3. Проведение расследования несчастных случаев государственными инспекторами труда;
• Статья 230. Порядок оформления материалов расследования несчастных случаев;
• Статья 230.1. Порядок регистрации и учета несчастных случаев на производстве;
• Статья 231. Рассмотрение разногласий по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев

Глава 36. Управление охраной труда

• Статья 217. Система управления охраной труда;
• Статья 218. Профессиональные риски;
• Статья 219. Обучение по охране труда;
• Статья 220. Медицинские осмотры некоторых категорий работников;
• Статья 221. Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты;
• Статья 222. Обеспечение работников молоком или другими равноценными пищевыми продуктами, лечебно-профилактическим питанием;
• Статья 223. Служба охраны труда у работодателя;
• Статья 224. Комитеты (комиссии) по охране труда;
• Статья 225. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда

Глава 361. Расследование, оформление (рассмотрение), учет микроповреждений (микротравм), несчастных случаев

• Статья 226. Микроповреждения (микротравмы);
• Статья 227. Несчастные случаи, подлежащие расследованию и учету;
• Статья 228. Обязанности работодателя при несчастном случае;
• Статья 2281. Порядок извещения о несчастных случаях;
• Статья 229. Порядок формирования комиссий по расследованию несчастных случаев;
• Статья 2291. Сроки расследования несчастных случаев;
• Статья 2292. Порядок проведения расследования несчастных случаев;
• Статья 2293. Проведение расследования несчастных случаев государственными инспекторами труда;
• Статья 230. Порядок оформления материалов расследования несчастных случаев;
• Статья 2301. Порядок регистрации и учета несчастных случаев на производстве;
• Статья 231. Рассмотрение разногласий по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев

Раздел X дополнен и скорректирован, или 12 моментов на которые стоит обратить внимание

 Главы переформатированы, дополнены новыми статьями, а содержание действующих статей частично изменено. В частности:

  1. Разграничены полномочия Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ в области ОТ.
  2. Изложены государственные нормативные требования ОТ и национальные стандарты безопасности труда, а также порядок осуществления государственной экспертизы условий труда.
  3. Установлен порядок соответствия зданий, сооружений, оборудования, технологических процессов и материалов государственным нормативным требованиям ОТ.
  4. Изложены обязанности и права работодателя, а также обязанности и права работника в области ОТ.
  5. Регламентирован порядок введения запрета на работу в опасных условиях труда.
  6. Изложены гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям ОТ.
  7. Закреплены права работников на получение информации об условиях и ОТ, а также права работников на санитарно-бытовое обслуживание.
  8. Установлен порядок управления профессиональными рисками на рабочих местах.
  9. Изложены правила обучения по ОТ, правила проведения медицинских осмотров некоторых категорий работников, правила обеспечения работников СИЗ, порядок обеспечения работников молоком или другими равноценными пищевыми продуктами, лечебно-профилактическим питанием.
  10. Определен порядок создания службы ОТ у работодателя, а также комитетов (комиссий) по ОТ.
  11. Определены порядок и условия финансирования мероприятий по улучшению условий и ОТ за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, внебюджетных источников, добровольных взносов организаций и физических лиц, а также работодателями.
  12. Установлен порядок расследования, оформления (рассмотрения), учёта микроповреждений (микротравм), несчастных случаев на производстве.

Остановимся подробнее на отдельных изменениях.

Обновлённый Трудовой кодекс РФ в разделе X раскроет понятие «опасность»

Статья 209 ТК РФ дополнена новым определением:

Статья 209. Основные понятия

Опасность — потенциальный источник нанесения вреда, представляющий угрозу жизни и (или) здоровью работника в процессе трудовой деятельности.

Требования к организации рабочих мест установит Минтруд России

 Рабочее место в новой трактовке ст. 209 ТК РФ — это не просто локация для выполнения трудовых функций, оно должно отвечать установленным государством требованиям (таблица 2):

Таблица 2

До 1 марта 2022 годаРабочее место — место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя
После 1 марта 2022 годаРабочее место — место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Общие требования к организации безопасного рабочего места устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учётом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений

Профилактика опасностей и минимизация вреда здоровью — новые принципы безопасности труда

К числу основных принципов обеспечения безопасности труда планируется отнести:

  • предупреждение и профилактику опасностей;
  • минимизацию повреждения здоровья работников (схема 1).

Схема 1

Принципы обеспечения безопасности труда*

Предупреждение и профилактики опасностейМинимизация повреждения здоровья работников
Работодатель систематически проводит мероприятия по улучшению условий труда, включая ликвидацию или снижение уровней профессиональных рисков или недопущение повышения их уровней, с соблюдением приоритетности реализации таких мероприятийРаботодатель обеспечивает постоянную готовность к локализации (минимизации) и ликвидации последствий реализации профессиональных рисков

* Статья 2091новой редакции раздела X ТК РФ.

Формирование основ для управления профессиональными рисками — одно из основных направлений политики государства в области охраны труда[3].

[3] Статья 210 новой редакции раздела X ТК РФ.

Система управления охраной труда и профессиональные риски

Содержание термина «система управления охраной труда» (СУОТ) в разделе останется прежним. Сохранится и обязанность работодателя обеспечивать создание и функционирование СУОТ. При этом нужно будет систематически оценивать её эффективность.

Нам придётся управлять профессиональными рисками на рабочих местах (схема 2), выявлять опасности, оценивать и снижать уровень профессиональных рисков, поскольку теперь это будет прямо прописано в Трудовом кодексе РФ.

Схема 2

Виды профессиональных рисков
Риски травмирования работникаРиски получения работником профзаболевания

Опасности необходимо будет идентифицировать с помощью следующих мероприятий:

  • СОУТ;
  • производственный контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
  • контроль за состоянием условий и ОТ и соблюдением требований ОТ в структурных подразделениях и на рабочих местах;
  • расследование несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
  • рассмотрение причин и обстоятельств событий, которые привели к возникновению микроповреждений (микротравм).

Рекомендации по выбору метода оценки уровня профессионального риска и его снижению, а также по классификации, нахождению, распознаванию и описанию опасностей подготовит Минтруд России.

СОУТ: полная диджитализация и учёт профрисков

Минтруд планирует изменить Закон о СОУТ[4].

[4] Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Цели две. Первая – автоматизация процесса и перевод в цифровой формат:

  • аттестации экспертов на право  выполнения работ по СОУТ;
  • предоставления экспертными организациями актуальных сведений об экспертном составе, о сокращении области аккредитации испытательной лаборатории (центра), являющейся структурным подразделением такой организации;
  • оформления результатов проведения СОУТ;
  • рассмотрения разногласий по результатам экспертизы качества СОУТ;
  • получения сведений о внесении в соответствующие реестры информации об экспертах и организациях, проводящих СОУТ.

Указанные новшества вступят в силу вместе с обновлённым ТК с 1 марта 2022 года.

Как только Дума примет законопроект во втором чтении у Минтруда будет 5 месяцев, чтобы приять новые документы взамен действующим пока:

  • Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 июня 2014 г. № 599 «О порядке допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда, а также формирования и ведения реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 г. № 614 «О порядке аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдачи сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и его аннулирования» (вместе с «Правилами аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдачи сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и его аннулирования»).

Вторая цель – централизованный сбор и учёт информации о оценке профрисков на федеральном уровне Минтрудом. В настоящее время в ФГИС СОУТ отсутствует возможность учёта сведений о результатах оценки профессиональных рисков, несмотря на норму законодательства о СОУТ, о том, что ее результаты, могут использоваться для оценки уровней профессиональных рисков. Для реализации указанного положения потребуется разработка и утверждение порядка сбора результатов оценки профессиональных рисков, а также доработка функционала ФГИС СОУТ, поэтому законопроектом предусматривается, что эта норма вступит в силу 1 марта 2023 г.

Работать во вредных условиях будет запрещено

Раздел X ТК РФ дополнен ст. 2141. После вступления ее в силу работодатель обязан будет приостанавливать работы на рабочих местах в случаях, если условия труда на рабочих местах по результатам СОУТ будут отнесены к опасному классу условий труда (схема 3).

Схема 3

Запрет на работу в опасных условиях труда не будет распространяться

На работы, связанные с предотвращением или устранением последствий чрезвычайных ситуацийНа отдельные виды работ, перечень которых утвердит Правительство РФ с учётом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений

Кроме того, он будет обязан гарантировать работникам (схема 4):

Схема 4

По общему правилуСохранение места работы (должности) и средней зарплаты
При наличии согласия работникаПеревод на другую работу с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже средней зарплаты по прежней работе

Гарантии соответствуют нормам, установленным действующей ст. 220 ТК РФ.

Чтобы улучшить условия труда и снизить «вредность», работодателю придется разработать план мероприятий и направить его копию в ГИТ.

Возобновить работу он сможет только после того, как:

  • выполнит мероприятия, предусмотренные планом;
  • проведет внеплановую СОУТ;
  • подтвердит отчетом, что условия труда больше не являются опасными.

Контроль станет дистанционным, а документы охраны труда — цифровыми

 Новая ст. 2142 раздела X ТК РФ предоставляет работодателю и новые права (схема 5):

Схема 5

Работодатель сможет

Вести видео-, аудио или иную фиксацию процессов производства работ, а также хранить полученную информацию для контроля за соблюдением ОТ*Вести документооборот в области ОТ в электронном видеДавать ГИТ дистанционный доступ к наблюдению за безопасным производством работ и базам электронных документов работодателя в области ОТ**

* Работники должны быть уведомлены об использовании оборудования, с помощью которого работодатель планирует осуществлять контроль за безопасным выполнением работ.

** Остается только порадоваться, что это право, а не обязанность работодателей.

Работники получат исчерпывающую информацию об условиях труда

Отдельно освещаются вопросы, касающиеся права работника на получение информации об условиях и ОТ (схема 6).

Схема 6

Работник вправе будет получать актуальную и достоверную информацию

Об условиях и ОТ на рабочем местеО существующих профессиональных рисках и их уровняхО мерах по защите от воздействия ВОПФ*, имеющихся на рабочем месте

* Вредные и (или) опасные производственные факторы.

При этом работодателю вменяется в обязанность незамедлительно и любым доступным способом информировать работника о том, что условия труда на его рабочем месте по результатам СОУТ отнесены к опасному классу.

Перечень ежегодных мероприятий по улучшению условий и ОТ, снижению уровней профессиональных рисков не изменится.

Минтруд России уже разработал проект приказа взамен действующего в настоящее время Приказа Минздравсоцразвития России[5] от 01.03.2012 № 181н «Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков».

[5] Одно время выполнял функции Минтруда России.

Суть изменений: правки носят редакторский характер. Перечень мероприятий не изменился.

Срок действия документа: с 1 марта 2022 года до 1 марта 2028 года.

Нормы выдачи молока и лечебно-профилактического питания обновят

Минтруд разработал проекты новых порядков и норм обеспечения работников ЛПП и молоком взамен:

  • приказа Минздравсоцразвития России от 16 февраля 2009 г. № 46н «Об утверждении Перечня производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, рационов лечебно-профилактического питания, норм бесплатной выдачи витаминных препаратов и Правил бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания»;
  • приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 февраля 2009 г. № 45н «Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, Порядка осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, и Перечня вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов».

Обновлённые документы по сути ничем не отличаются от ранее действовавших. Они вступят в силу вместе в обновлённым ТК и станут подзаконными актами ст. 222.

Придётся учитывать микроповреждения (микротравмы) работников

Новой редакцией ст. 226 ТК РФ вводится учёт и рассмотрение обстоятельств и причин, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм) работников.

СЛОВАРЬ по тексту

Микроповреждения (микротравмы) — ссадины, кровоподтеки, ушибы мягких тканей, поверхностные раны и другие повреждения, полученные работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя (ст. 226 новой редакции раздела X ТК РФ).

К другим лицам, участвующим в производственной деятельности работодателя, помимо работников, исполняющих свои обязанности по трудовому договору, согласно новой редакции ст. 227 ТК РФ относятся:

  • работники и другие лица, получающие образование в соответствии с ученическим договором;
  • обучающиеся, проходящие производственную практику;
  • страдающие психическими расстройствами, участвующие в производительном труде на лечебно-производственных предприятиях в порядке трудовой терапии в соответствии с медицинскими рекомендациями;
  • осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду;
  • привлекаемые в установленном порядке к выполнению общественно полезных работ;
  • члены производственных кооперативов и члены крестьянских (фермерских) хозяйств, принимающие личное трудовое участие в их деятельности,
  • при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.

Минтруд России разработал Рекомендации по учёту микроповреждений (микротравм) работников, чтобы упростить жизнь работодателю:

  • исполнять требования ст. 214, 216, 226 нового раздела X ТК РФ;
  • совершенствовать процессы СУОТ в организации;
  • предупреждать производственный травматизм.

Порядок разработки, утверждения и изменения государственных нормативных требований ОТ

 Сохранится привычная нам иерархия охранно-трудовых норм

Требования Трудового кодекса РФ, как и сейчас, будут детализированы в его подзаконных нормативных актах. Большая их часть принята до начала регуляторной гильотины и в соответствии с требованиями Закона об обязательных требованиях[6]. Изменять их требования можно только путём принятия нового документа.

[6] Федеральный закон от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации».

Сейчас на государственном уровне ОТ управляет Правительство РФ напрямую или путём передачи полномочий Минтруду России и другим Федеральным органам исполнительной власти (ФОИВ). Этот механизм сохранится и в будущем, что прямо указано в ст. 211 новой редакции раздела X ТК РФ.

Именно Правительство РФ будет теперь устанавливать:

  • порядок обучения по ОТ и проверки знания требований ОТ;
  • требования к организациям, оказывающим услуги по проведению обучения по ОТ;
  • порядок расследования и учёта случаев профессиональных заболеваний работников.

Правительство будет устанавливать требования к организациям, оказывающим услуги в области ОТ

 На сегодняшний день требования к организациям, оказывающим услуги в области ОТ, установлены двумя приказами Минздравсоцразвития России:

  1. Приказ от 01.04.2010 № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда» (в ред. от 14.11.2016).
  2. Приказ от 23.04.2015 № 242н «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации государственной услуги по аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда» (в ред. от 18.02.2019).

Скорее всего, в ближайшее время их заменит постановление Правительства РФ.

Нас ждёт новый Порядок разработки, утверждения и изменения нормативных правовых актов по ОТ

Взамен Постановления № 1160[7] Минтруд России уже разработал проект Порядка разработки, утверждения и изменения нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования ОТ. Планируется, что он вступит в силу вместе с новой редакцией раздела 10 ТК РФ, поскольку является подзаконным актом и реализует требования ст. 212 новой редакции раздела 10 ТК РФ. Он заменит собой аналогичный порядок.

[7] Постановление Правительства РФ от 27.12.2010 № 1160 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» (в ред. от 30.07.2014).

Проектируемый перечень нормативных правовых актов (НПА), содержащих государственные нормативные требования ОТ, отличается от действующего (таблица 3):

Таблица 3

До 1 марта 2022 годаПосле 1 марта 2022 года
Правила по ОТ

• стандарты безопасности труда;

• типовые инструкции по ОТ;

• государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам производственной среды и трудового процесса)

Правила по ОТ

• единые типовые нормы бесплатной выдачи работникам СИЗ;

• НПА, содержащие требования ОТ

Суть изменений: типовые инструкции по ОТ, стандарты безопасности труда и санитарные нормы исключены из числа документов, содержащих государственные нормативные требования ОТ. Зато к ним, что совершенно логично отнесены единые типовые нормы СИЗ. Новый перечень, в отличие от предшественника, является открытым.

Срок действия документа: с 1 марта 2022 года до 1 марта 2028 года.

Нормы выдачи СИЗ можно будет применять до конца 2024 года!

В соответствии с п.2 ст.2 Проекта можно использовать типовые нормы обеспечения работников СИЗ и СиОС[7], изданные в установленном порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, но не позднее 31 декабря 2024 года.

[7] Смывающие и (или) обезвреживающие средства — защитные средства, очищающие средства и средства восстанавливающего, регенерирующего действия.

На момент отправки номера в типографию (28.06.2021) на федеральном портале проектов НПА на этапе антикоррупционной экспертизы с марта 2021 ждут своей очереди приказы по обеспечению работников СИЗ и СиОС:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

В сводном отчёте к проекту своего приказа Минтруд России указал, что ЕТН будут действовать с 1 июля 2024 года и до 1 июля 2030 года с переходным периодом 1095 дней, т. е. 3 года. Но проект изменений в Трудовой кодекс ограничивает этот срок и переходный период четырьмя месяцами: с 1 июля по 31 декабря 2024 года!

Допустимые нормы нагрузок будут определены несколькими документами

Проектируемой законопроектом ст. 253 ТК РФ предусмотрено, что ограничивается применение труда женщин на работах, связанных с подъёмом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы.

Перечни производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин, и предельно допустимые нормы нагрузок для женщин при подъёме и перемещении тяжестей вручную должен утвердить Минтруд России с учётом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Проект приказа разработан взамен действующего в настоящее время Постановления Правительства РФ от 06.02.1993 № 105 «О новых нормах предельно допустимых нагрузок для женщин при подъёме и перемещении тяжестей вручную».

Судя по пояснительной записке, при разработке проекта Минтруд России учёл:

  • Закон о безопасности труда на производстве (1970 год), утверждённый федеральным агентством Управления безопасности труда на производстве (США);
  • «Рамочную директиву» по охране труда и здоровья (OSH) Европейского агентства по безопасности и гигиене труда; Директиву Совета ЕЭС 89/655 о минимальных требованиях по обеспечению безопасности и охране здоровья работников на рабочем месте при использования рабочего оборудования и
  • провёл анализ международного опыта в соответствующих сферах деятельности.

И это не помешало слово в слово повторить документ 1993 года (таблица 4). Стабильность — признак мастерства!

Таблица 4

Предельно допустимые нормы нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную

Характер работыПредельно допустимая масса груза
Подъем и перемещение тяжестей при чередовании с другой работой (до 2 раз в час)10 кг
Подъем и перемещение тяжестей постоянно в течение рабочей смены7 кг
Величина динамической работы, совершаемой в течение каждого часа рабочей смены, не должна превышать:

• с рабочей поверхности

• с пола

1750 кг × м

875 кг × м

Примечания:

1. В массу поднимаемого и перемещаемого груза включается масса тары и упаковки.

2. При перемещении грузов на тележках или в контейнерах прилагаемое усилие не должно превышать 10 кг.

Срок действия документа: с 1 марта 2022 года до 1 марта 2028 года.

Новая редакция Трудового Кодекса РФ: обзор измененийСКАЧАТЬ НОВУЮ РЕДАКЦИЮ ТРУДОВОГО КОДЕКСА РФ (Word)

Федеральный закон от 02.07.2021 № 311-ФЗ “О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации”

Материал подготовила наша помощница по развитию официальных групп ВКонтакте и Telegram Светлана Подберезина.

На этом всё. Ждём ваших оценок и комментариев 😉 Спасибо за участие!

Продолжение следует …

Оцените заметку
4.78 / 58
Добавить в избранное
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю своё согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

  1. Вера

    л

  2. Николай Иванович

    Более 30 лет работаю в системе “Охрана труда”. И с каждым годом вал, никому не нужного “бумаготворчества” в области охраны труда растет со страшной силой, напрочь отбивая желание работать. Похоже, что “писари” никогда не стояли за станком и не видели сохи. Если заниматься только удовлетворением хотелок бумагоплетов, то живой работой на местах (цеха, стройки, объекты и т.п.) заниматься времени не будет категорически. Сначала, в нашем государстве надо определиться с соблюдением Законов! Либо Закон для всех, либо живем по понятиям. При ныне существующем бардаке на государственном уровне, ни один закон работать не будет. Пишите хоть сто нормативов и законов. А пока, всем “труженникам” Роструда надо лет 10 поработать на производстве, а потом уже, если появится желание, писать что-то дельное.

    • Олег Портнов

      На лесоповале, им бы поработать больше подошло.
      Я думаю, что на сегодня остается актуальным, подготовленное мной на мероприятие с ГИТ в январе 2019 г.
      Предлагаю ознакомиться с текстом в том виде, какой был на то время:

      О правовом статусе
      специалиста по охране труда в системе государственного управления охраной труда.

      Общее описание проблемы
      В системе государственного управления охраной труда именно специалист по охране труда, является ключевой, и очень значимой фигурой в реализации государственной политики по ОТ, т.к. находится в конечной точке всей цепочки звеньев государственного управления охраной труда. Ценность этой фигуры – бесспорна.
      Однако, за последние годы в ТК РФ и в иные нормативные правовые акты (далее – НПА) в области охраны труда были внесены многочисленные изменения. Многие, ранее действовавшие НПА, прекратили своё действие, либо стали носить рекомендательный характер. Это привело к тому, что к настоящему времени законодателем создана ситуация неопределённости статуса и положения специалистов по охране труда в общей системе управления охраной труда в РФ. С одной стороны, Служба (специалист) по охране труда существует во исполнение законодательства и, как бы, представляет интересы государства, а с другой – находится в подчинении и управлением руководителей предприятий, воспринимается ими как навязанная извне, чужеродная и бесполезная структура, с реакцией отторжения или изоляции.
      В этих условиях, специалисты по охране труда (далее – СОТ) вынуждены как-то приспосабливаться, а только потом уже, по ситуации, заниматься охраной труда и то, только в той степени, на сколько ему будет позволено работодателем. Обращаю особое внимание, что здесь ключевое – не то что должен по своим функциональным обязанностям, а только то, что разрешит работодатель. Наиболее квалифицированные СОТы, обладая достаточными знаниями законодательства, осознают угрозу собственной юридической безопасности и вынуждены искать свои способы и пути её минимизации. Налицо конфликт интересов государства, работодателя и СОТа. При этом, СОТ – это самая «слабая» и бесправная сторона этого конфликта.

      Не маловажные детали.
      Неопределённость прав специалиста по охране труда на нормальные условия труда, как правило, проявляется сразу же при трудоустройстве. Практически нигде численность служб охраны труда не соответствует «Межотраслевым нормативам численности работников службы охраны труда в организациях», утверждённым постановлением Минтруда России от 22 января 2001 г. № 10. Названные «нормативы» не прошли регистрацию в Минюсте и не являются НПА, следовательно, не обязательны для исполнения. В итоге, практически повсеместно, СОТы получают от работодателя такой объём обязанностей, который заведомо невозможно качественно выполнить.
      В последнее время эта тенденция на рынке труда получила дальнейшее развитие, а именно – на СОТа дополнительно возлагаются обязанности по осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах, по осуществлению обязанностей специалиста по противопожарной профилактике, специалиста по экологической безопасности, обязанности по ГОиЧС. Кроме того, практически по каждому из этих направлений работодатели стремятся ещё, и совместить контрольные функции этих специалистов с исполнительскими функциями и возложить их, всё на тех же СОТов. В отличии от России, в некоторых странах СНГ установлен категорический запрет на совмещение и совместительство в деятельности по охране труда на законодательном уровне. В качестве примера, согласно статьи 20 Закона Республики Беларусь № 356-З от 23.06.2008 «Об охране труда» законодателем установлено следующее ограничение для работодателей: «Инженеры по охране труда кроме выполнения своих трудовых функций могут привлекаться только для ликвидации чрезвычайных ситуаций».
      В настоящее время, работодателю, в первую очередь, требуется «универсальный солдат», закрывающий «грудь» работодателя от всех проблем с контрольными, надзорными и, желательно, следственными и судебными органами, а не квалифицированный специалист для контроля соблюдения государственных требований по охране труда на предприятии. Давно сложилась и благополучно существует ситуация, когда руководители предприятий под предлогом своей занятости сознательно самоустранились от руководства деятельностью по охране труда. Государство же, в лице Минтруда, Государственной инспекции труда, позволяет всему выше перечисленному комплексу проблем не только существовать, но и более того, усугубляться.
      Почему-то, нынешние работодатели, не обременённые знаниями законодательства об охране труда, искренне считают, что только СОТ, лично отвечает за всю охрану труда на предприятии и «транслируют» такое понимание его функций руководителям структурных подразделений, чем усложняют и без того сложную в этих условиях его работу. К сожалению, это понимание простого обывателя, далёкого от понимания действительных функций СОТа, формируется и всеми СМИ. Поправлять их некому. К большому сожалению, судя по последним событиям, такая же точка зрения преобладает и среди представителей следственных и судебных органов.
      Так, 2018 год, как никогда, оказался самым «урожайным» – в этом году, такого ещё не было в судебной практике России, сразу пять СОТов были привлечены к уголовной ответственности за несчастный случай на производстве. Это:
      – Май. – ЗАО «Касторное-АГРО-Инвест», Горшечный, Курской области;
      – Июль – ООО «Тепло-энергетическое предприятие Архангельских котельных»;
      – Август – одно из предприятий гор. Касимов Рязанской области;
      – Сентябрь – гор. Самара (дедушка 72 года);
      – Ноябрь 2018 г. – СОТ из гор. Кинешма, за погибшего в г. Шуя, Ивановской области.
      При ознакомлении с любым из этих дел, сразу обращаешь внимание на абсурдные выводы и обвинения, дающие повод для множества вопросов.
      Инстанциями разных уровней не принимается во внимание, что по роду своей деятельности, СОТ:
      – не обладает управленческими функциями в сфере организационно-распорядительной и административно-хозяйственной деятельности, лично не руководит выполнением работ и не осуществляет функции по организации труда;
      – не имеет полномочий по управлению и распоряжению имуществом;
      – лично, не может обеспечивать соблюдение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в ФЗ и иных НПА РФ, законах и иных НПА субъектов РФ, т.к. не имеет в непосредственном подчинении производственный персонал;
      – не является должностным лицом по закону (определение чему дано в КоАП РФ), лично не нарушает правил охраны труда, т.к. не осуществляет производственную деятельность и, физически не может нарушить каких-либо государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в ФЗ и иных НПА РФ, законах и иных НПА субъектов РФ.
      Однако же, не смотря на всё указанное выше, как мы видим, СОТов всё равно привлекают к уголовной ответственности, а в последнее время, всё чаще! Причём, многие признаки указывают на то, что делается это с целью увода от уголовной ответственности истинных виновных, а это, прежде всего лиц, непосредственно осуществляющих функции по организации труда – непосредственных руководителей пострадавших, технических руководителей, руководителей производств и руководителя организации.
      Такая судебная практика, к сожалению, становится, правилом, о чем свидетельствует Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2018 года № 41. Это «жирная точка» и последний удар по уничтожению уникальной профессии специалиста по охране труда. Этим Постановлением, по факту, Верховный Суд поставил в один ряд с работодателями и другими должностными лицами организаций, обладающими административно-управленческими функциями, специалистов по охране труда, по факту, таких функций не имеющих.
      К сожалению, в России не находит своего применения статья 299 УК РФ: «Привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности или незаконное возбуждение уголовного дела». По крайней мере, данных о судебной практике по этой статье нет. Из комментария к ст. 299 УК РФ: “Основным объектом преступного посягательства, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественные отношения, обеспечивающие защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения её прав и свобод, как одну из важнейших задач, определяющих назначение уголовного судопроизводства (п. 2 ч. 1 ст. 6 УПК РФ). Вместе с тем в качестве объектов этого преступления могут выступать отношения, обеспечивающие защиту прав и законных интересов лиц … (в случаях, когда привлечение к уголовной ответственности заведомо невиновного сопровождается уводом от уголовной ответственности действительного преступника), …”. Лично для меня очевидно, что во всех случаях, привлечения СОТа к уголовной ответственности – это именно и есть, тот самый «случай», указанный в примечании к ст. 299 УК РФ. И, что бы кто ни говорил, я глубоко убеждён, что СОТ к уголовной ответственности привлекается, как заведомо невиновный, в целях минимизации ответственности действительных виновников!

      Следующий, и не маловажный аспект деятельности СОТов в современных условиях – это его место в структуре управления предприятием.
      Если коротко, то специфика деятельности СОТа в основном предполагает осуществление контрольных функций соблюдения на предприятии государственных требований охраны труда. При этом, в подавляющем большинстве случаев, он так или иначе находится в подчинении у должностных лиц – технических руководителей, в отношении деятельности которых обязан осуществлять контроль. Подчинение должностным лицам предприятия, работу которых обязан контролировать СОТ – факт, противоречащий логике. Не может «контролёр» находиться в подчинении у «контролируемого». Однако описанная структура управления – типична для абсолютно подавляющего большинства предприятий. О какой объективности и независимости оценок СОТа может идти речь, если оплата труда этого специалиста напрямую зависит от решения контролируемого им руководителя!?
      Кроме того, согласно действующему профессиональному стандарту специалисты по охране труда относятся к специалистам 6-го, 7-го уровня квалификации.
      Примечание: Для справки: 7-й уровень квалификации – это руководители организации, топ менеджеры, а 6-й уровень квалификации – это главные специалисты, руководители крупных структурных подразделений.
      Однако, уровень зарплат специалистов по охране труда, если не на порядок, то далеко несопоставим с существующим уровнем зарплат указанных в примечании руководителей и главных специалистов и, традиционно, предлагается на уровне чуть выше «специалиста по поддержанию чистоты».

      Совокупность всех вышеперечисленных факторов, создают условия не только не способствующие, а скорее, даже препятствующие нормальному функционированию Служб (специалистов) по охране труда. Создаются предпосылки для профессиональной переориентации наиболее квалифицированных представителей этой профессии на приложение своих сил в другой профессиональной области. Снижение качества профессиональных кадров в области охраны труда, в ближайшем будущем может привести к существенному увеличению потерь трудоспособного населения в результате несчастных случаев на производстве и, как следствие, к снижению экономической эффективности предприятий.
      Очевидно, что уже давно назрела необходимость в более чётком определении правого статуса специалистов, занятых в реализации государственной политики в области охраны труда в конечной точке цепочки всех звеньев государственного управления охраной труда, а именно, непосредственно на предприятиях!!!
      Нужны конкретные механизмы защиты прав и профессиональных интересов специалистов по охране труда, защищающих право работников на безопасный труд.
      Понимая, что проекты законов разрабатываются разными НИИ и экспертами, которые готовят экономические и социальные выкладки, расчеты – чего я, естественно предложить не могу. Поэтому, могу пока только выразить свою мысль, только в качестве предложения.

      Для реальных результатов, в качестве мер, обеспечивающих правовую защищенность специалистов, работающих в сфере реализации государственной политики в области охраны труда непосредственно на предприятиях, предлагаю:
      Вывести из подчинения руководителям и/или собственникам организаций Службы (специалиста) охраны труда. Придать Службам охраны труда, статус независимой консультационно-контролирующей службы в области охраны труда, хотя и функционирующей повседневно как структурное подразделение организации.
      Финансирование работы Служб (специалистов) охраны труда на предприятии обеспечивать за счет средств Фонда социального страхования (далее – ФСС) по расчетной численности в соответствии с Методическими рекомендациями Минтруда, как на финансирование мероприятий по снижению травматизма «прямыми выплатами». При этом, всего лишь как за ОДНО ключевое мероприятие, взамен целого Перечня финансируемых ныне, да ещё с проблемами для всех в вопросах учёта, отчётности, контроля и ни кому не нужных, и не эффективных затрат трудовых ресурсов.
      Учитывая установленные профстандартом «Специалист в области охраны труда» уровни квалификации, уровень зарплат руководителя и специалистов Служб определять по уровню зарплат заместителей директора и технических руководителей, главных специалистов, руководителей ключевых производственных СП, индивидуально по каждому предприятию и видам экономической деятельности.
      Помещения и оборудование для повседневной работы Службы (специалиста) по охране труда обязан обеспечить руководитель и/или собственник организации в соответствии с потребностями и нормативной численностью персонала с учётом Рекомендаций Минтруда.

      Реализация этих мер позволит обеспечить:
      – независимость специалистов по охране труда от существующего ныне произвола;
      – непрерывный и неформальный контроль соблюдения в организациях государственных нормативных требований по охране труда;
      – повышение ответственности работодателя и руководителей структурных подразделений, а так же мотивация их к знаниям для обеспечения соблюдения государственных нормативных требований по охране труда при организации работ;
      – снижение количества излишних и дублирующих административных процедур органами ФСС по учету, отчетности и контролю выполнения условий для финансирования за счет отчислений многочисленных мероприятий по снижению травматизма, которые и так по ТК РФ, работодатель обязан осуществлять за свой счет;
      – существенный рост рынка услуг по охране труда – у микро, а так же предприятий малого и среднего предпринимательства, возникнет необходимость в профессиональных услугах по охране труда, им станет выгоднее передавать охрану труда на аутсорсинг;
      – получение реальных результатов в реализации государственной политики и повышение эффективности государственного управления охраной труда.

      Олег Портнов
      25.01.2019 г.

      Ответить
  3. Александр

    Коллеги, добрый день.
    Ошибка в тексте. С 01.07 по 31.12 будет 6 месяцев, а не четыре!
    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ:

    В сводном отчёте к проекту своего приказа Минтруд России указал, что ЕТН будут действовать с 1 июля 2024 года и до 1 июля 2030 года с переходным периодом 1095 дней, т. е. 3 года. Но проект изменений в Трудовой кодекс ограничивает этот срок и переходный период четырьмя месяцами: с 1 июля по 31 декабря 2024 года!
    Источник: https://блог-инженера.рф

  4. марина

    Здравствуйте
    ссылка кривая Минтруд России разработал Рекомендации по учёту микроповреждений (микротравм) работников, чтобы упростить жизнь работодателю.
    Переходит на молоко…

  5. Александра

    было бы справедливо и логично, если бы в этой версии ТК были прописаны так же обязанности и ПРАВА СОТа…мы во всем этом самые незащищенные.. и не надо говорить, что мы “работники” и наши права и обязанности так же прописаны… ничего подобного…

    • Олег Портнов

      Права, задачи и обязанности СОТ прописаны в проекте Рекомендаций по структуре службы охраны труда в организации и численности работников службы охраны труда. Понятно, что это извращение, но, нашему федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по поручению Правительства РФ, осуществляющему государственное управление охраной труда, просто, деваться некуда – так записано в ст.223 принятых изменений в ТК РФ.
      При этом, следует понимать, что Рекомендации не являются НПА и регистрации в юстиции не подлежат, однако, по содержанию этот документ обладает нормативными свойствами. При формулировании ст.223 ТК РФ в части того, что ” Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций….”, явно не учли Правила подготовки НПА. Отсюда и возникает проблема правового статуса этого документа – по содержанию НПА, а по названию – нет. Конечно, разработчик пытается массово, где только можно втюхивать фразу “рекомендуется”, но, как могут быть рекомендованы права, обязанности, устанавливаться задачи и нормативы на определённый объём работ для обеспечения исполнения установленных функций(!?) – я не понимаю. Ну давайте представим, что полицейским (их деятельность тоже где-то связана с защитой жизни и здоровья) тоже права и задачи будут установлены РЕКОМЕНДАЦИЯМИ – может задерживать, а может не задерживать, может применять силу, а может не применять, или, если есть угроза жизни, может стрелять, а может не стрелять – смешно, не правда ли?
      Поэтому, данным документом, наш уважаемый федеральный орган заканчивает управление охраной труда и сдаёт СОТа на растерзание и издевательства работодателю, под управлением которого они находятся для использования в виде бесправной прокладки между государством и работодателем в системе управления охраной труда . Можно было бы сказать, что поведение по отношению к СОТу со стороны законодателя и уполномоченного федерального органа похоже на поведение женщины с низкой социальной защитой, но это мягко сказано! Я считаю, что это грубое и беспардонное нарушение конституционных прав и законных интересов СОТов, это преступление и предательство ключевой фигуры в реализации на практике государственной политики в сфере труда. Примечательно то, что в обсуждении изменений на регулирейшен и на различных форумах участвуют в основном специалисты околонадзорного бизнеса – осуществляющие услуги. Ни формулировка ст. 223, ни содержание Рекомендаций, к сожалению, ни кого не интересует.
      Считаю, что это показатель результата ранее действовавших и ни чего не регулирующих Рекомендаций и свидетельствует о том, что квалифицированных СОТов почти нет, а кто ещё и остался – им просто некогда вникать и отстаивать свои права и законные интересы из-за массы дополнительных обязанностей по смежным направлениям госнадзора.

      Ответить
  6. ssss

    кто то получил денюшку за эти “разработанные документы”

  7. Николай РнД

    Благодарю за столь подробную статью!

  8. Кеша

    Прочитал весь текст, и забыл. Я в танке.

  9. Александр

    одна поправочка. Запрет работ устанавливается не во вредных, а в опасных условиях труда, т.е. КУТ 4.

  10. Екатерина

    Честно говоря, уже полная каша в голове… Какие первые действия? Приказ по предприятию о внеплановом инструктаже с графиком разработки новых документов: положения по СУОТ, рискам, вводного инструктажа, микротравм, СИЗ и тд… Или ждать когда сопутствующие документы выйдут…

    • Сергей

      Тут можно подождать, т.к. дадут время на переходный период, чего не было у нас в начале года

      Ответить
  11. Олег Портнов

    Мммм дааа! Я хоть уже и пенсионер, не хочу больше заниматься этой деятельностью, но мне жалко работающих сейчас специалистов по охране труда. Честно.
    Поведение власти, законодательной, сильно напоминает поведение женщин с низкой социальной ответственностью.
    Что это значит и как вообще это можно понимать? Вот например: “Статья 223 ТК по новому Служба охраны труда у работодателя”? (название статьи уже коробит) Как это звучит в свете требований закона? Согласитесь – не очень корректно. А как понимать это? – “Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом РЕКОМЕНДАЦИЙ федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.”?
    Ну, Структура службы ОТ, допустим, определяется численностью, и это уже вне зависимости от законодательных требований и это может определить работодатель сам по предложению руководителя службы. Служба ж может состоять и из одного специалиста – какая структура? Зачем глупости писать в закон?
    Но этого мало, всё паскудство этого требования (простите за эмоции) заключается в том, что это “РЕКОМЕНДАЦИИ”!!! То есть, не обязательные к исполнению, а это, уже нарушение конституционных прав конкретных работников – специалистов по охране труда (СОТ). Управление охраной труда государственное, работодатели вынуждены соблюдать требования, а СОТы для содействия федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по …. реализации государственной политики, между ними, по сути, ни кому не нужные, и никаких гарантий.
    Читая Рекомендации – просто становится стыдно и мерзко. Чего стоит фраза в пункте 1 проекта Рекомендаций: “…в целях обеспечения оказания помощи в реализации государственной политики в области охраны труда работодателями,,,” Причём тут работодатели!!! Алёооо – написавший это, явно не читал Трудовой Кодекс. Работодателю , по боку государственная политика. Функции по её реализации осуществляют федеральные органы исполнительной власти (ст.211 тк рф с изменениями).
    Но что особо вызывает неприязнь, так это неадекватные (с извращённым пониманием), изложенные взаимоисключающие требования:
    “п.21 …Численность работников по штатному
    расписанию НЕ ДОЛЖНА ПРЕВЫШАТЬ МИНИМАЛЬНУЮ нормативную численность, определенную по настоящим Рекомендациям.”, и,
    ” п.25 …Методика расчета МИНИМАЛЬНОЙ нормативной численности работников службы охраны труда предназначена для самостоятельного расчета работодателем НЕОБХОДИМОЙ МИНИМАЛЬНОЙ численности работников службы охраны труда.”
    Человек, написавший это хоть понимает, что написал?!
    Общепринято, если МИНИМАЛЬНАЯ, то меньше нельзя, но почему больше не должна?!
    Я в этом скотстве понимаю одно:
    ” НЕ ДОЛЖНА ПРЕВЫШАТЬ МИНИМАЛЬНУЮ численность… – эта фраза, видимо, для бюджетных организаций, а “…для самостоятельного расчета работодателем НЕОБХОДИМОЙ МИНИМАЛЬНОЙ численности работников службы охраны труда.”, которая не должна превышать, в коммерческих организациях – просто для смеха. Рекомендации ими НИ КОГДА не применялись и применяться НЕ БУДУТ!!! У них, МИНИМАЛЬНАЯ и так в два раза минимизирована, с кучей иных дополнительно возложенных на СОТа обязанностей, например, по пром.пож.безопасности , экологии, ГОи ЧС.
    Это положение ст.223 противоречит конституционным принципам равноправия в трудовых отношениях именно СОТа. Дискриминация и издевательства над СОТом по воле федерального органа исполнительной власти, осуществляющей функции по …. реализации государственной политики в области охраны труда, представляет собой скрытый саботаж, создание видимости деятельности и, препятствование создания сил и возможностей, в лице СОТов, непосредственно участвующих в реализации государственной политики по охране труда вместе, по сути, их уничтожением. В настоящее время СОТ – ЧУЖОЙ и среди своих, ЧУЖОЙ и среди чужих. Грустно.
    Хотелось бы задать вопрос “марсианам” – нормотворцам: “С кем государственную политику реализовывать собираетесь? С униженным, бесправным и морально убитым СОТом?”
    Ну ну – успеха….

    • Владимир

      Доброго времени суток! Не берите близко к сердцу! Те кто причастен к данному законопроекту, как впрочем, и в других остальных случаях, это обычные жертвы ЕГЭ! Да, да они уже подросли!

      Ответить
    • Светлана Подберезина PRO

      Здравствуйте, Олег. Все это нужно обстоятельно изложить на регулейшн (ссылки есть в статье) в обсуждениях, тогда с этого можно ожидать толк.

      Ответить
    • Олег

      Здравствуйте! Да, я знаю. готовлю.
      Документ сильно засорен не нужным, например, требованиями о структуре Службы – это дело внутреннее и как распределить обязанности, руководителю службы виднее. Лезть в это с нормированием – глупо. Излишнее требование. Отсюда и название документа должно быть несколько другое – без каких-то указаний “по структуре службы…”. Однако, плохо, что от слова “Рекомендации” уйти нельзя – так указано в ст.233 ТК, а это уже называется – сами себе наступили на я….а, т.к. этот документ имеет все признаки НПА и без Юстиции здесь не обойтись.. Так, п. 1 теперь сформулирован как преамбула и уже более корректно – у них: “…в целях оказания помощи в реализации государственной политики в области охраны труда работодателями …”. Тогда как, согласно ст. 211 ТК “Государственное управление охраной труда осуществляется … федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной…” – явное несоответствие законодательству и при чем здесь работодатели!?
      В принципе, я подредактировал его, подчистил и более конкретизировал. Называется у меня документ теперь так “Об утверждении Методических рекомендаций по организации работы, и методике расчета штатной численности службы охраны труда”. Сейчас готовлю пояснительную по обоснованию своих замечаний. Могу предварительно готовый документ скинуть (куда?) – может будут еще какие замечания

      Ответить
  12. Юрий

    Спасибо за подробное комментирование данного документа!
    Есть ли в новом ТК РФ понятие стажировка и испытательный срок? Это актуально особенно для водителей на пассажирских перевозках.

    • Светлана Подберезина PRO

      Для того чтобы ответить на ваш вопрос, его необходимо разделить на две части. Одна часть – это испытание при приме на работу, вторая часть – это стажировка на рабочем месте.

      В пункте 7 приказа Минтранса России от 29.07.2020 N 264 “Об утверждении Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта говорится об испытании в соответствии со статьей 70 Трудового кодекса Российской Федерации.

      В соответствии со статьей 70 ТК РФ при заключении трудового договора в нем по соглашению сторон может быть предусмотрено условие об испытании работника в целях проверки его соответствия поручаемой работе. Отсутствие в трудовом договоре условия об испытании означает, что работник принят на работу без испытания.

      Срок испытания не может превышать трех месяцев. При заключении трудового договора на срок от двух до шести месяцев испытание не может превышать двух недель.

      Поэтому испытание проводится при приеме на работу и фиксируется в трудовом договоре.

      Стажировка фигурирует в обновленной редакции Х раздела ТК в ст. 219.

      Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденный постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 13.01.2003 N 1/29 и постановление Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29 в пункте 2.2.2 устанавливает порядок обучения: работодатель (или уполномоченное им лицо) обеспечивает обучение лиц, принимаемых на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов. И этот документ пока еще никто не отменял!

      Ответить