Соответствующий проект изменений в Положение (Далее — Положение о проверках ГИТ) о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утверждённое постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2021 г. № 1230 размещён на портале проектов НПА.
Разберёмся, чем нам это грозит.
Изменение № 1. Определят целевые показатели госконтроля на 2024 и 2025 год
Положение о проверках ГИТ 1 марта 2022 года было дополнено Ключевыми показатели государственного контроля (надзора) и их целевыми значениями (раздел разделом VII) (см. Постановление Правительства России от 27 января 2022 г. № 53).
VII. Минтруд планирует изменить их с 1 марта 2024 года (было, стало).
Количество человек, погибших при несчастных случаях на производстве, на 100 тыс. занятых за отчётный период
| Год | Количество человек, погибших при несчастных случаях на производстве, на 100 тыс. занятых за отчётный период, не более: |
| 2022 | 1,46 |
| 2023 | 1,45 |
| 2024 | 1,45 |
| 2025 | 1,45 |
Таким образом, Минтруд не рассчитывает на снижение количества смертельных НС. Точно такие же ожидания по тяжёлым НС.
Количество человек, пострадавших на производстве с тяжёлыми последствиями, на 100 тыс. занятых за отчётный период
| Год | Количество человек, пострадавших на производстве с тяжёлыми последствиями, на 100 тыс. занятых за отчётный период, не более: |
| 2022 | 5,7 |
| 2023 | 5,6 |
| 2024 | 5,6 |
| 2025 | 5,6 |
И по материальному ущербу от долгов по зарплате.
Материальный ущерб в виде просроченной задолженности по заработной плате к суммарной номинальной заработной плате в Российской Федерации за отчётный период
| Год | Ущерб в виде просроченной задолженности по заработной плате к суммарной номинальной заработной плате в Российской Федерации за отчётный период, тыс. рублей: |
| 2022 | 0,048 |
| 2023 | 0,047 |
| 2024 | 0,047 |
| 2025 | 0,047 |
Вывод:
Минтруд не ставит перед собой цель снижения травматизма и ущерба от невыплаты зарплаты в ближайшие 3 года.
Вспомните об этом, когда будете определять цели собственной деятельности в охране труда. Вы видите стремление к нулевому травматизму? Мы – нет.
Изменение № 2. Изменят показатели потенциального вреда
Минтруд изменит значение показателя потенциального вреда (Далее — ПВ) для расчёта категорий риска для всех видов экономической деятельности, а по некоторым — детализирует его.
В таблице мы отметили те виды экономической деятельности, для которых ПВ повышен (*) и понижен (**) в проекте по сравнению с действующими значениями.
Значения показателя потенциального вреда (ПВ) охраняемым законом ценностям в сфере труда из-за возможного несоблюдения обязательных требований при осуществлении определенного вида деятельности
| № п/п | Наименование основного вида деятельности в соответствии с Общим классификатором видов экономической деятельности | Показатель потенциального вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда из-за возможного несоблюдения обязательных требований (ПВ) | |
| Как будет | Как сейчас | ||
| 1. | Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство (А), в том числе: | 1,27 | 0,49 |
| растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях (А01)* | 1,10 | 0,49 | |
| лесоводство и лесозаготовки (А02)* | 2,09 | 0,49 | |
| рыболовство и рыбоводство (А03)* | 2,84 | 0,49 | |
| 2. | Добыча полезных ископаемых (В)* | 1,65 | 1,49 |
| в том числе: |
| ||
| добыча угля (В05)* | 3,03 | 1,49 | |
| добыча нефти и природного газа (В06)** | 1,05 | 1,49 | |
| добыча металлических руд (В07)* | 2,48 | 1,49 | |
| 3. | Обрабатывающие производства (С)* | 0,87 | 0,96 |
| в том числе: |
| ||
| производство пищевых продуктов (С10) и производство напитков (11)** | 0,90 | 0,96 | |
| обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производства изделий из соломки и материалов для плетения (С16)* | 1,95 | 0,96 | |
| производство химических веществ и химических продуктов (С20)** | 0,78 | 0,96 | |
| производство прочей неметаллической минеральной продукции (С23)* | 1,55 | 0,96 | |
| производство металлургическое (С24)* | 1,10 | 0,96 | |
| производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования (25)** | 0,87 | 0,96 | |
| производство машин и оборудования, не включённых в другие группировки (С28)** | 0,89 | 0,96 | |
| 4. | Обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха (Д)** | 0,62 | 0,99 |
| 5. | Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений (E)* | 1,12 | 0,97 |
| 6. | Строительство (F)* | 1,25 | 0,87 |
| 7. | Торговля оптовая и розничная, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов (G)* | 0,24 | 0,20 |
| 8. | Транспортировка и хранение (Н)* | 0,92 | 0,85 |
| 9. | Деятельность в области информации и связи (J)** | 0,11 | 0,58 |
| 10. | Образование (Р)** | 0,16 | 0,44 |
| 11. | Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг (Q)** | 0,51 | 0,57 |
| 12. | Прочие виды экономической деятельности** | 0,11 | 0,20 |
Вывод:
Повышение ПВ может привести к тому, что категория риска повысится и ГИТ будет чаще подавать вашу компанию в план проверок в прокуратуру. Снижение ПВ может привести к тому, что компания попадёт под мораторий и плановые проверки в отношении вас вообще не будут проводиться.
Если хотите узнать о периодичности проверок по категориям риска, изучайте Положение о проверках ГИТ, утверждённое постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2021 г. № 1230.
Изменения значений ПВ вступят в силу с 1 июля 2024 г. и будут применяться в отношении проверок только 2025 года.
На этом всё.
Продолжение следует …





П12 .Прочие-немного непонятноКакие отрасли войдут в прочие, т.к. на самом деле существует еще масса видов экономической деятельности, где ПВ на самом деле также достаточно высок.И почему добыча нефти и газа -идет снижение ПВ? Строительство -повышение почти на 50%.Это среднее ПВ по всем видам строительства? Как вообще это определили.Снова усредненные цифры?
Добрый день, для представления , можно ознакомиться с ПОСТАНОВЛЕНИЕМ от 21 июля 2021 года N 1230 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
А какие прочие виды?(п.11) Их еще очень много, также с высоким ПВ, а показано снижние.
Дошкольные учреждения? Медицинские?
Здравствуйте, строки 10,11