Осень – время не только собирать урожай, но и время планирования бюджета на будущий год и определения договорной политики. Согласуют и внесут в расходную часть бюджета только те затраты, в том числе на обучение работников, которые обоснованы не только с точки зрения нормативных требований, но и с точки зрения финансовых затрат. Об этом очень хорошо знают СОТы бюджетных организаций и организаций-держателей тарифов.
Сколько стоит обучение по ОТ по мнению наших подписчиков?
Мы провели опрос в нашей группе Вконтакте, где поинтересовались, сколько должно стоить нормальное, то есть по всем правилам проведённое, обучение по охране труда в объёме 16 часов? Большинство сочли, что приемлемая цена – 1.000-3.000 рублей.

Если 3.000 рублей разделить на 16 часов, то стоимость часа обучения будет 187,5 рублей.
Минтруд в целях организации федеральными государственными органами обучения федеральных государственных гражданских служащих (далее — гражданские служащие) в рамках государственного заказа на мероприятия по профессиональному развитию гражданских служащих в 2026 году направляет Итоговые значения стоимости одного человеко-часа, применяемые при расчёте стоимости обучения федеральных государственных гражданских служащих на территории Российской Федерации в 2026 году (далее — Итоговые значения).
Сколько стоит обучение по ОТ на госзакупках?
Если обратиться к госзакупкам, картина вырисовывается совсем удручающая.

На одной из котировочных сессий был зафиксирован абсолютный рекорд – выиграла обучающая организация, которая согласилась обучить 1100 человек по 19,5 руб. за 1 чел.
О каком качестве может идти речь при такой цене – вопрос риторический!
К чему приведёт демпинг?
Демпингование (или демпинг) – это практика продажи товаров или услуг по искусственно заниженным ценам, часто ниже себестоимости, с целью получения конкурентного преимущества, вытеснения конкурентов с рынка или захвата большей его доли.
С результатами такого поведения на рынке мы уже сталкивались на примере организаций, проводящих СОУТ. И теперь мы имеем регионы, где нет ни одной экспертной организации. И есть те регионы, где к узурпатору рынка нужно в очереди стоять за исполнением заказа.
В итоге, спецоценка на 10 рабочих местах и на двух стоить может одинаково.
На рынке услуг по обучению требованиям охраны труда идёт точно такой же процесс! Наступит момент, когда на рынке останутся одни «бешенные» принтеры и полигонами «по высоте» в учебных помещениях 2,5 метра высотой. В качестве примера недавнее обсуждение на SPEC.ФОРУМЕ:
Сколько стоит обучение по мнению Минтруда?
А что Минтруд? А Минтруд письмом от 23.07.2025 № 18-6/10/В-12384 «О финансовом обеспечении обучения государственных гражданских служащих в 2026 году» направил в регионы Итоговые значения стоимости одного человеко-часа, применяемые при расчёте стоимости обучения федеральных государственных гражданских служащих на территории Российской Федерации в 2026 году (далее — Итоговые значения).
Итоговые значение стоимости 1 человеко-часа, рассчитанная на их основе стоимость обучения (повышения квалификации (16 час.) и профпереподготовки (250 час.)) по регионам Российской Федерации на 2026 год
| Наименование субъекта/населенного пункта Российской Федерации | Стоимость 1 человеко-часа (руб.) | Полная стоимость (руб.) | ||
| при повышении квалификации | при профпере-подготовке | при повышении квалификации | при профпере-подготовке | |
| Алтайский край | 182,92 | 157,44 | 2926,72 | 39360 | 
| Амурская область | 289,71 | 265,43 | 4635,36 | 66357,5 | 
| Архангельская область | 284,27 | 259,93 | 4548,32 | 64982,5 | 
| Астраханская область | 202,95 | 177,71 | 3247,2 | 44427,5 | 
| Белгородская область | 217,77 | 192,70 | 3484,32 | 48175 | 
| Брянская область | 188,40 | 162,98 | 3014,4 | 40745 | 
| Владимирская область | 198,04 | 172,73 | 3168,64 | 43182,5 | 
| Волгоградская область | 187,41 | 161,99 | 2998,56 | 40497,5 | 
| Вологодская область | 234,98 | 210,09 | 3759,68 | 52522,5 | 
| Воронежская область | 203,45 | 178,21 | 3255,2 | 44552,5 | 
| г. Москва | 419,78 | 396,99 | 6716,48 | 99247,5 | 
| г. Санкт-Петербург | 342,97 | 319,31 | 5487,52 | 79827,5 | 
| г. Севастополь | 232,65 | 207,75 | 3722,4 | 51937,5 | 
| Донецкая Народная Республика | 198,37 | 173,08 | 3173,92 | 43270 | 
| Еврейская автономная область | 250,26 | 225,53 | 4004,16 | 56382,5 | 
| Забайкальский край | 253,09 | 228,39 | 4049,44 | 57097,5 | 
| Запорожская область | 191,29 | 165,91 | 3060,64 | 41477,5 | 
| Ивановская область | 169,48 | 143,85 | 2711,68 | 35962,5 | 
| Иркутская область, г. Братск | 331,71 | 307,92 | 5307,36 | 76980 | 
| Иркутская область, кроме г. Братска | 258,89 | 234,28 | 4142,24 | 58570 | 
| Кабардино-Балкарская Республика | 169,62 | 144,00 | 2713,92 | 36000 | 
| Калининградская область | 210,89 | 185,72 | 3374,24 | 46430 | 
| Калужская область | 226,97 | 201,98 | 3631,52 | 50495 | 
| Камчатский край | 424,35 | 401,53 | 6789,6 | 100382,5 | 
| Карачаево-Черкесская Республика | 168,23 | 142,58 | 2691,68 | 35645 | 
| Кемеровская область | 238,96 | 214,12 | 3823,36 | 53530 | 
| Кировская область | 191,36 | 165,98 | 3061,76 | 41495 | 
| Костромская область | 190,34 | 164,95 | 3045,44 | 41237,5 | 
| Краснодарский край | 208,00 | 182,80 | 3328 | 45700 | 
| Красноярский край, г.Норильск | 610,70 | 590,02 | 9771,2 | 147505 | 
| Красноярский край, кроме г. Норильска | 290,87 | 266,61 | 4653,92 | 66652,5 | 
| Курганская область | 203,27 | 178,02 | 3252,32 | 44505 | 
| Курская область | 205,94 | 180,72 | 3295,04 | 45180 | 
| Ленинградская область | 255,87 | 231,22 | 4093,92 | 57805 | 
| Липецкая область | 205,98 | 180,76 | 3295,68 | 45190 | 
| Луганская Народная Республика | 198,37 | 173,08 | 3173,92 | 43270 | 
| Магаданская область | 513,37 | 491,56 | 8213,92 | 122890 | 
| Московская область | 288,10 | 263,81 | 4609,6 | 65952,5 | 
| Мурманская область | 357,40 | 333,88 | 5718,4 | 83470 | 
| Ненецкий автономный округ | 494,40 | 472,35 | 7910,4 | 118087,5 | 
| Нижегородская область | 225,28 | 200,28 | 3604,48 | 50070 | 
| Новгородская область | 210,88 | 185,71 | 3374,08 | 46427,5 | 
| Новосибирская область | 246,77 | 222,02 | 3948,32 | 55505 | 
| Омская область | 202,05 | 176,79 | 3232,8 | 44197,5 | 
| Оренбургская область | 206,59 | 181,38 | 3305,44 | 45345 | 
| Орловская область | 197,70 | 172,39 | 3163,2 | 43097,5 | 
| Пензенская область | 186,91 | 161,49 | 2990,56 | 40372,5 | 
| Пермский край | 228,98 | 204,03 | 3663,68 | 51007,5 | 
| Приморский край | 264,76 | 240,19 | 4236,16 | 60047,5 | 
| Псковская область | 191,50 | 166,11 | 3064 | 41527,5 | 
| Республика Адыгея (Адыгея) | 190,73 | 165,34 | 3051,68 | 41335 | 
| Республика Алтай | 214,39 | 189,24 | 3430,24 | 47310 | 
| Республика Башкортостан | 218,33 | 193,26 | 3493,28 | 48315 | 
| Республика Бурятия | 222,58 | 197,53 | 3561,28 | 49382,5 | 
| Республика Дагестан | 176,38 | 150,84 | 2822,08 | 37710 | 
| Республика Ингушетия | 159,24 | 133,51 | 2547,84 | 33377,5 | 
| Республика Калмыкия | 179,89 | 154,38 | 2878,24 | 38595 | 
| Республика Карелия | 252,19 | 227,49 | 4035,04 | 56872,5 | 
| Республика Коми | 295,20 | 270,98 | 4723,2 | 67745 | 
| Республика Крым | 191,29 | 165,91 | 3060,64 | 41477,5 | 
| Республика Марий Эл | 186,12 | 160,67 | 2977,92 | 40167,5 | 
| Республика Мордовия | 185,95 | 160,50 | 2975,2 | 40125 | 
| Республика Саха (Якутия) | 383,35 | 360,06 | 6133,6 | 90015 | 
| Республика Северная Осетия — Алания | 167,79 | 142,14 | 2684,64 | 35535 | 
| Республика Татарстан (Татарстан) | 226,00 | 201,01 | 3616 | 50252,5 | 
| Республика Тыва | 233,24 | 208,32 | 3731,84 | 52080 | 
| Республика Хакасия | 237,90 | 213,04 | 3806,4 | 53260 | 
| Ростовская область | 198,37 | 173,08 | 3173,92 | 43270 | 
| Рязанская область | 211,14 | 185,98 | 3378,24 | 46495 | 
| Самарская область | 218,86 | 193,80 | 3501,76 | 48450 | 
| Саратовская область | 196,81 | 171,49 | 3148,96 | 42872,5 | 
| Сахалинская область | 424,08 | 401,32 | 6785,28 | 100330 | 
| Свердловская область | 249,44 | 224,72 | 3991,04 | 56180 | 
| Смоленская область | 191,23 | 165,85 | 3059,68 | 41462,5 | 
| Ставропольский край | 176,33 | 150,77 | 2821,28 | 37692,5 | 
| Тамбовская область | 192,36 | 166,99 | 3077,76 | 41747,5 | 
| Тверская область | 205,37 | 180,15 | 3285,92 | 45037,5 | 
| Томская область | 237,09 | 212,22 | 3793,44 | 53055 | 
| Тульская область | 218,53 | 193,46 | 3496,48 | 48365 | 
| Тюменская область | 248,09 | 223,34 | 3969,44 | 55835 | 
| Удмуртская Республика | 207,96 | 182,76 | 3327,36 | 45690 | 
| Ульяновская область | 187,96 | 162,54 | 3007,36 | 40635 | 
| Хабаровский край | 274,47 | 250,03 | 4391,52 | 62507,5 | 
| Ханты-Мансийский автономный округ — Югра | 378,82 | 355,55 | 6061,12 | 88887,5 | 
| Херсонская область | 191,29 | 165,91 | 3060,64 | 41477,5 | 
| Челябинская область | 219,56 | 194,50 | 3512,96 | 48625 | 
| Чеченская Республика | 177,62 | 152,09 | 2841,92 | 38022,5 | 
| Чувашская Республика — Чувашия | 195,61 | 170,27 | 3129,76 | 42567,5 | 
| Чукотский автономный округ | 608,17 | 587,38 | 9730,72 | 146845 | 
| Ямало-Ненецкий автономный округ | 527,21 | 505,60 | 8435,36 | 126400 | 
| Ярославская область | 218,70 | 193,62 | 3499,2 | 48405 | 
Итак, по расчётам Минтруда:
- профпереподготовка должна стоить 33 – 140 тыс. руб. за курс 250 часов.
 - повышение квалификации должно стоить 2,5 – 9,7 тыс. руб. за курс 16 часов.
 
Как вам такое?!
Откуда Минтруд взял такие цены?
Минтруд указал в письме, что итоговые значения стоимости рассчитаны на основании базовых нормативов затрат по государственным услугам по реализации дополнительных профессиональных программ – программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки, а также корректирующих коэффициентов (отраслевых и территориальных) к составляющим базовых нормативов затрат, утвержденных заместителем Министра науки и высшего образования Российской Федерации А.В. Омельчуком 15 июля 2025 года.
Итоговые значения применяются при осуществлении закупок образовательных услуг в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ для государственных и муниципальных нужд и определении начальной (максимальной) цены контракта на оказание услуг по профессиональной переподготовке или повышению квалификации гражданских служащих в 2026 году с учётом субъекта Российской Федерации, на территории которого планируется оказание соответствующей образовательной услуги для гражданских служащих.
При реализации дополнительных профессиональных программ с применением дистанционных образовательных технологий, местом оказания услуг по профессиональной переподготовке или повышению квалификации гражданских служащих будет являться место нахождения организации, осуществляющей образовательную деятельность, или её филиала, независимо от места нахождения обучающегося.
Продолжение следует…
 
 
 



Отдельного обучения по ОТ вообще не должно быть.
Всё это обучение искусственно выдумано и притянуто за уши.
Обучение ОТ возможно только как часть какого-то профессионального обучения, но никак не отдельно. Первая помощь — это не охрана труда, это первая помощь!
Для понимания основ ОТ для 99% людей достаточно инструктажа.
1% это те, кто проводит инструктаж.
А потом вы прибегаете: «спасите, помогите, что делать…..»
Пройденный этап с «не нужно».
Я больше скажу, по мне так, обучать по ПП за деньги — это кощунство!
Попробуйте сделать это бесплатно. Обучив инструктора, купив манекен эдак тысяч за 320. Да, инструктору тоже з/п платить нужно.
Успехов!
Кстати, мы учим за 500 руб. очно. Некоторые детям на мороженое больше тратят ежедневно.
О, фанат неведомой охраны труда нарисовался.
А вы в курсе, что Россия со всеми обучениями и никому не нужными госконтролями, занимает 2 место в мире по количеству смертельных НС после Индии !!!!!!
Но в Индии населения в 10 раз больше и часть населения пребывают в почти первобытном состоянии.
Но в развитых странах , где нет никакого тупого Минтруда , обучений и госконтроля почему-то нет такого количества НС.
Не надо преувеличивать. В подавляющем большинстве случаев пострадавшим при НС уже ничем не помочь либо помощь ограничивается бинтом и лейкопластырем. За мои 55 лет СЛР не потребовалась никому и нигде, в том числе на работе.
А почему у Минтруда нет расчета стоимости именно обучения по ОТ, а не ДПО ПК и ПП?…
Обучение по ОТ осуществляется образовательными организациями в рамках повышения квалификации или профпереподготовки.
Светлана, почему в рамках повышения квалификации или профпереподготовки? Это на усмотрение УЦ, можно просто как обучение, не по 273-ФЗ
Я выше написала, почему.
Владимир, вы правы. Это на усмотрение УЦ. Обучение по ОТ не подпадает под 273-ФЗ, а обучение может проводиться по программам обучающих мероприятий, а не повышения квалификации
Ольга, может обменяемся опытом проведения обучения по ОТ? ot999@mail.ru
Спасибо, коллега, за поддержку
Что такое программа обучающих мероприятий?
3. Обучение по охране труда и проверка знания требований охраны труда относятся к профилактическим мероприятиям по охране труда
Потому, что у УЦ есть лицензия на дополнительное профессиональное образование образование. Оно реализуется либо в рамках повышения квалификации, либо в рамках профпереподготовки. Другого не дано.
Светлана, не совсем так. Как представитель УЦ могу утверждать, что другое как раз дано. Обучение по ОТ не подпадает под действие закона об образовании. Это не повышение квалификации с выдачей удостоверения о повышении квалификации и внесением сведений в ФИС ФРДО, и уж тем более не переподготовка. Обучение по ОТ может проводиться по программам обучающих мероприятий, а не по программам ПК. Для проведения обучения по ОТ учебному центру (да и всем) не требуется лицензия, но требуется аккредитация.
Профпереподготовка к обучению по ОТ вообще отношения не имеет. Профпереподготовка — получение новой квалификации на основе имеющегося образования с выдачей диплома.
Ольга, посмотрите, пожалуйста, ниже мой ответ Владимиру.
Обучение по охране труда сегодня — это не повышение квалификации. Это вообще не образовательная деятельность, о чем нам прямо говорится в Постановлении 2464. Обучение по охране труда относится к профилактическим мерам по охране труда. Оно не подпадает под образовательную деятельность.
А что такое образовательная деятельность? С этого начнем. Образовательная деятельность — деятельность по реализации образовательных программ (п. 17 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ). В Правилах обучения по ОТ (п. 3 Правил) указано, что «обучение по охране труда и проверка знания требований охраны труда относятся к профилактическим мероприятиям по охране труда, направлены на предотвращение случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний, снижение их последствий и являются специализированным процессом получения знаний, умений и навыков». Далее, там же (п. 45) указано, что «обучение требованиям охраны труда проводится в соответствии с программами обучения, содержащими информацию о темах обучения, практических занятиях, формах обучения, формах проведения проверки знания требований охраны труда, а также о количестве часов, отведенных на изучение каждой темы, выполнение практических занятий и на проверку знания требований охраны труда». Таким образом, обучение по охране труда относится к образовательной деятельности.
Давайте рассуждать.
Образовательная деятельность – деятельность по реализации образовательных программ (п. 17 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ).
ДА! НО!!!
Это не означает, что другая деятельность по обучению (в т. ч., по охране труда) по программам обучения относится к образовательной деятельности и должна проходить только в рамках повышения квалификации.
В № 273-ФЗ не упоминается обучение по охране труда. В № 2464 не упоминается ДПО (ПП и ПК).
3. Обучение по охране труда и проверка знания требований охраны труда относятся к профилактическим мероприятиям по охране труда, направлены на предотвращение случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний, снижение их последствий и являются специализированным процессом получения знаний, умений и навыков. И где здесь даже НАМЕК НА ДПО???
Далее, там же (п. 45) указано, что “обучение требованиям охраны труда проводится в соответствии с программами обучения, содержащими информацию о темах обучения, практических занятиях, формах обучения, формах проведения проверки знания требований охраны труда, а также о количестве часов, отведенных на изучение каждой темы, выполнение практических занятий и на проверку знания требований охраны труда”. Таким образом, обучение по охране труда относится к образовательной деятельности.
Вывод странный, не вижу логики
Коротко: образовательная деятельность — это обучение по программе. Обучение по ОТ (46 А-В, СИЗ и ПП) это обучение по программе, а значит относится к образовательной деятельности.
Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 27 декабря 2022 г. N 15-2/ООГ-3348 Об обучении требованиям охраны труда.
«При этом пунктом 3 Правил по обучению установлено, что обучение по охране труда и проверка знания требований охраны труда относятся к профилактическим мероприятиям по охране труда, направлены на предотвращение случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний, снижение их последствий и являются специализированным процессом получения знаний, умений и навыков.
Таким образом, обучение по охране труда в соответствии с законодательством Российской Федерации не отнесено к образовательной деятельности.»
Письма в топку.
Ну это бандитизьм! Не надо А.А. Воротилкина в топку как С. Лазо. Заместитель директора Департамента условий и охраны труда, наверное, не глупее нас с Вами
Наш УМЦ обучает работников организаций, в т.ч. по высоте и ОПП, не имеющих образование выше среднего. Как с ними быть?
У меня встречный вопрос: а кем работают люди, которые к вам по высоте обучаться приходят после школы?
а до того, как ОТ была выведена из ОБ, она не была ДПО, а была ДО
18-летние, подсобные рабочие
Их не обучат надо, а исключить для них работу на высоте любыми доступными способами.
12. К работе на высоте допускаются лица, достигшие возраста 18 лет.
Мне нравится что статьи на Б-И становятся более неформальные, видно личное отношение к проблеме, к теме. А материал — конечно за больное, но, если у УЦ есть еще что предложить, кроме цены, то и с демпингом становится возможным работать.