Обучение по оказанию первой помощи: как это происходит на практике

Рассказ о том, как специалист по охране труда проходил очное обучение по оказанию первой помощи.

За два года я несколько раз прошла такое обучение. Сначала было нужно, потом просто интересно, а на днях пригласили поприсутствовать ещё в одной группе. Я была в разных учебных центрах: от маленьких до корпоративных, в группах руководителей и в группах рабочих. Вот такое развлечение вышло. Расскажу, как это было и на что я обратила внимание. Возможно, это поможет самим учебным центрам.

Радует, что по первой помощи (далее — ПП) чаще всего обучение проходит очно, с отработкой практических навыков. Правда обстоятельства вносят свои коррективы и, как правило, фактическое обучение сокращается ровно в половину установленного времени (4 часа вместо 8, 8 часов вместо 16).

О чём говорят

Вопросы, которые обычно разбирают полноценно:

  • принципы оказания ПП;
  • действия на месте происшествия;
  • виды состояния пострадавшего и оценка состояния пострадавшего
  • ушибы и переломы;
  • кровотечения;
  • ранения разных частей тела;
  • ожоги (химические, термические, электротравмы);
  • переохлаждение, отморожение, солнечный и тепловой удар;
  • инородное тело верхних дыхательных путей (но тренажёров почти ни у кого нет);
  • укусы (змеи, насекомые, животные);
  • защита от инфекций, передаваемых через кровь;
  • оказание ПП при падении с высоты;
  • судорожный приступ;
  • перемещение пострадавшего;
  • комплектация аптечки;
  • помощь в принятии лекарств;
  • острые психологические реакции на стресс.

Что упускают

Ситуации, которые реальны для производства, но о них говорят не многие:

  • ПП при травмах глаз;
  • синдром длительного сдавливания;

Единственное обучение, на котором я слышала об этом – 14 лет назад перед спуском в шахту. Больше ни на одном очном обучении эту тему не затрагивали.

  • отравления (ядами, газами, пищевое);
  • оказание ПП при ДТП;
  • оказание ПП при утоплении;
  • ПП при воздействии ионизирующего излучения.

Возможно, что данные упущения связаны с рисками в конкретном регионе (на конкретном предприятии). Однако важным фактором является сокращение времени обучения.

Прекардиальный удар

Наконец-то о нём больше не говорят. Ни хорошо и ни плохо — никак не говорят. Этот вариант просто не рассматривается.

Неоднозначное мнение

Встречаются вопросы, в которых преподаватели озвучивают неоднозначное мнение или противоположное установленному нормативно.

Укусы (змеи, насекомые, животные)

Извечный вопрос: отсасывать яд, разрезать место укуса и выпускать кровь или нет. Одни говорят, что это категорически недопустимо, другие – нужно, главное быстро и при отсутствии травм во рту.

Старый порядок оказания первой помощи

В 2025 году всё ещё преподают старый порядок, но это скорее исключение.

Время наложения жгута

В учебном пособии для лиц, оказывающих первую помощь в соответствии с Порядком оказания первой помощи сказано:

Относительно безопасный срок наложения жгута на конечность составляет 2 часа, независимо от температуры окружающей среды.

На практике почти всегда по-старому: летом – 60 минут, зимой – 30 минут.

Ситуационные задачи

Их недостаточно. Основное, что отрабатывают:

  1. сердечно-лёгочная реанимация, в том числе с применением дефибриллятора;
  2. остановка кровотечений;
  3. фиксация конечностей.

В общей массе на этом всё.

Многие преподаватели не готовы быстро ответить на ситуацию: пострадавший далеко от медицинской организации, связи по каким-то причинам нет, что делать? Встречались ответы из разряда: «нечего ходить где попало». Но у нас много вахтовиков и ситуация не выдуманная и должна рассматриваться.

Так же на практике не встречала ситуационных задач с эффектом неожиданности и в реальных условиях. Например, когда преподаватель моделирует приступ по пути из одного подразделения в другое. В интернете есть такие преподаватели из других городов, но на практике не удалось испытать на себе.

Хозяйственное мыло

По мнению многих преподавателей – это универсальное средство в самых разных ситуациях от ожога до укуса. Как мы уже обсудили на SPEC.ФОРУМЕ – да, в некоторых случаях это работает.

Но официально в качестве первой помощи такой способ применять нельзя. Это бытовой метод и если о нём говорить обучающимся, то в той же степени, как и с таблетками: не официально, в аптечке нет, сами себе можете делать что считаете нужным.

Комментарии подписчиков по данному вопросу:

Хозяйственное мыло содержит довольно большое количество щёлочи. Оно оказывает бактерицидный и противовоспалительный эффект

Раньше были рекомендации, что можно использовать хозяйственное мыло для обработки ран, точнее 20%-ный раствор мыла (размешать треть хозяйственного куска либо целиком туалетное мыло в 2-х стаканах воды), но не для всех ран. Например, химическую кислоту нейтрализуют щёлочью, так что, если вы дома, поможет обычное хозяйственное мыло. Но всё надо делать с умом и не сделать ещё хуже. А лучше — сразу обратиться к врачу

Ну когда меня укусила собака, в мед. пункте в мою рану заталкивали куски хозяйственного мыла, потом промывали и заливали всё йодом. Потом привезли в больницу, всё расчехлили и делали опять тоже самое

В утверждённом Порядке оказания первой помощи (Приказ Минздрава от 03.05.2024 №220н) и рекомендованном пособии для лиц, оказывающих первую помощь, непосредственно в оказании первой помощи слово «мыло» не встречается.

Результат очного обучения

Лучше всего мне запомнилось обучение, которое проводил врач скорой помощи. Оно было 2 года назад, но в голове осталась большая часть информации и навыков. Я буквально помню её ответы на вопросы, как отрабатывали навыки и даже визуально помню слайды презентации. Это было обучение в небольшом провинциальном УЦ.

Когда на очередном занятии в крупном корпоративном УЦ буквально на прошлой неделе я на манекене делала СЛР – у меня получилось сходу без проблем. Преподаватель отметил этот факт, потому что из 30 человек в группе многие не могли сделать правильно. Вот так один грамотный специалист научил и теперь это работает по принципу «научился ездить на велосипеде – руки, ноги вспомнят».

Важно помнить, что манекен и живой человек – разные ситуации.

Физиологические особенности, стрессовая ситуация и другие факторы могут сработать против «спасателя».

Геймификация

Я не сторонник обучения по первой помощи, как и по пожарной безопасности, с помощью игр – такой вывод произошёл именно на практике.

Игры были настольные и одна компьютерная. Помню процесс игры, помню представители каких компаний сидели рядом, помню интерфейс игры, но абсолютно не помню, о чём они были, какие задачи стояли и условно «спасли» ли мы пострадавшего.

Считаю, что геймификация в этих вопросах допустима только в случае полноценно выделенного времени в качестве отвлечения внимания и эмоциональной разгрузки от «скучной теории».

В моём понимании реальные ситуационные задачи на местности – тоже геймификация, этот вариант самый эффективный.

Знаю, что у специалистов есть противоположный опыт – поделитесь им в комментариях, это будет полезно как специалистам организаций, так и учебным центрам.

На этом всё.

Продолжение следует…

Автор материала
Юлия Реутова

«Путешественница» из команды Блог—Инженера; Ведущий администратор проекта для специалистов по охране труда и смежным направлениям SpecHelp™; Эксперт

Оцените этот материал
5 / 6
Добавить в избранное
Оставить комментарий

Error messages

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю своё согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

документы СУОТ скачать