Приветствуем, друзья! Практическая заметка для тех, у кого отсутствуют основания для проведения внеплановой специальной оценки условий труда.
Отсутствие оснований проведения СОУТ — как оформить
Согласно части 3 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» в случае изменения имени, фамилии или отчества (при наличии) работодателя — индивидуального предпринимателя, реорганизации работодателя — юридического лица или изменения наименования рабочего места, не повлекших за собой наступления оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, предусмотренных пунктами 3 — 5 и 7 части 1 настоящей статьи, внеплановая специальная оценка условий труда может не проводиться. Решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда должно приниматься комиссией.
К слову о пунктах 3 — 5 и 7 части 1 статьи 17:
3) изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
4) изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
5) изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
…
7) наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.
Для оформления такого решения вам понадобятся два локальных документа.
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТЫ
И на всякий случай Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»
На этом всё.
Ставим звёздочки и оставляем комментарии 😉 СпасибО!
Продолжение следует …
Добрый день, подскажите как быть ? Ситуация такая спецоценка проведена в 2021 году , установлены классы на определенных местах 3,1-3,3 по биологии , но нового руководителя не устаивает, что у людей дополнительные отпуска установлены на основании вредности 70 дней. Он настаивает на проведении внеплановой спецоценки ссылаясь на отсутствие биологического фактора на текущий момент. Как обосновать и оформить внеплановую ?
Здравствуйте, в статье 17 ФЗ 426 . прописаны условия, если работодатель считает, что изменения есть , то применяете причины из п.п. 3 — 5 и 7 части 1 статьи 17. Заключаете договор с экспертной организацией на проведение внеплановой СОУТ.
В приказе указано, что надо утвердить акт об отсутствии оснований для проведения СОУТ… А как быть если Председатель комиссии — директор организации? Может он подписывать этот акт и его же утверждать?
Добрый день, без утверждения, председатель и члены комиссии подписывают и все.
Спасибо. А на что можно сослаться, если директор не примет такой ответ?)
Если не согласен, тогда должен это обосновать и / или предложить свой вариант.
А почему именно кадровая служба просит предоставить основания для проведения внеплановой специальной оценки условий труда? Спецоценку же проводит охрана труда.
Здравствуйте, СОУТ проводится комиссией организации, желательно включать в нее работников кадровой службы. Данные СОУТ им также нужны, для реализации при оформлении договоров и документов в части льгот и компенсаций.
Спасибо за ответ. А если спец по кадрам не включен в данную комиссию, то указываем кого-нибудь из комиссии?
Лучше председателя комиссии
Огромное СПАСИБО
спасибо большое, полезная информация
Спасибо большое, все пригодилось, полезное ИНФО
Приказ- а в законе сказано, что должно быть решение комиссии. Как быть?
Локальный акт составьте , приказом назначьте комиссию по принятию решения.
Добрый день! Помогите начинающему специалисту по ОТ…
Начальник цеха направил служебную записку о проведении внеплановой спец.оценки. СОТ сослался на п.7 статьи 17 ФЗ №426.
Профсоюз направил мотивированное письмо о проведении внеплановой СОУТ на основании коллективного письма работников цеха.
Что в таком случае нужно делать? Проводить внеплановую? И как ответить Профсоюзу?
Да, внеплановую на этих р.м., профсоюз уведомить о заключении договора на проведение внеплановой СОУТ.
Добрый день! У нас поменялась орг. структура, некоторые должности и подразделения были переименованы, рабочие места и функционал прежний, поэтому решили, как и описано в данной статье, оформить все актом и считать карты СОУТ для прежних должностей действительными для новых. У всех класс 2, подавались декларации в ГИТ. Вот и вопрос — что делать с этими декларациями, если поменялись должности? Есть ли необходимость подавать их заново? Особенно если учесть, что для задекларированных рабочих мест плановая СОУТ больше не проводится
Необходимости заново подавать декларацию нет. Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда является бессрочной в случае сохранения условий труда на соответствующем рабочем месте, исключая случаи п.5 ФЗ 426 от 28.12.2013
В организации произошла смна юридического лица,нужно ли проводить внеплановую СОУТ?
В случае реорганизации работодателя — юридического лица, не повлекшей за собой наступления оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, предусмотренных п.п.3-5 и 7 ч.1 ст.17 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», внеплановая специальная оценка условий труда может не проводиться (ч.3 ст.17 Закона N 426-ФЗ).
Таким образом, внеплановая специальная оценка условий труда на рабочих местах может не проводиться, если реорганизация юридического лица не повлекла наступления оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, предусмотренных п.п.3-5 и 7 ч.1 ст.17 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», а именно:
— изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
— изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
— изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
— наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.
Решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда должно приниматься комиссией (ч.3 ст.17 Закона N 426-ФЗ).
Нормативно не установлена форма решения о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда. Указанное решение может быть оформлено, например, протоколом комиссии (письмо Минтруда России N 15-1/ООГ-2852 от 21.05.2015).
В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии). Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя. Число членов комиссии должно быть нечетным (части 1 и 2 ст.9 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).
Реорганизация работодателя, как правило, не является основанием для перевыпуска локальных нормативных актов по охране труда (положений, инструкций).
Здравствуйте. Как я понял при переименовании производственного участка , при условии что абсолютно ни чего не поменялось на рабочих местах, внеплановую СОУТ проводить не нужно. А какие документы нужны для оформления о не проведении внеплановой СОУТ? Акт и приказ? Или достаточно протокола?
Решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда должно приниматься комиссией (ч.3 ст.17 Закона N 426-ФЗ).
Нормативно не установлена форма решения о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда. Указанное решение может быть оформлено, например, протоколом комиссии (письмо Минтруда России N 15-1/ООГ-2852 от 21.05.2015).
Здравствуйте! Изучаю доки на новом месте работы. СОУТ проведена в 2015 г. На рм с классом 2.0 подана декларация. После этого изменения штатного расписания. Имеется протокол комиссии о признании карт действующими на таких-то рм, но получается, что 1 карта признается действующей на 3 рабочих места с разными наименованиями. Например: была карта «менеджер по персоналу», она признается действующей к рм «начальник отдела кадров» и «специалист по кадрам» + остается третье рм «менеджер по персоналу». Что так можно было?)
Это ненадлежащая практика. 2 из 3 РМ должны были попасть под СОУТ.
Здраствуйте!
При проведении СУОТ были не верно поданы данных по хронометражу затрачиваемого времени на работу с инструментом. В связи с чем был присвоен класс УТ 3.2. Ошибка обнаружена уже после подписания отчета. Установлены соответствующие компенсации.
Вопрос: как можно провести внеплановую СОУТ или отозвать эту?
Комиссия вправе принять решение о необходимости проведения внепланово СОУТ при наличии одного из оснований, указанных в ст.17 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О СОУТ».
Здравствуйте. У нас в 2015 году был проведен СОУТ и установлен класс 4 (опасные условия). Результаты нам не были доведенны и некоторые подписи работников подделаны, также нет доп.соглашений к трудовому договору. В 2018 году новый СОУТ и также класс 4 -когда тушим пожар, и 2 класс когда находимся в депо. Правомерно ли ставить два класса оценки, ведь должна быть ЕДИНАЯ оценка? И также нет доп.соглашений и прилагающихся компенсаций, доведение результатов было не корректным! Можно ли нам провести внеплановый СОУТ и как это сделать по закону?
Спецоценка для пожарных и исполнителей аварийно-спасательных работ проводится по общим правилам, определенным ФЗ-426.
Процедура проведения спецоценки для рабочих мест пожарных пожарного отряда осуществляется в соответствии с Методикой проведения специальной оценки условий труда, за исключением п.4 приказа N 33н.
Выполнение замеров степени интенсивности воздействия вредных факторов на работников пожарных очень затруднено.
Порядок СОУТ определен п.7 ст.9 ФЗ-426, которым определено, что когда выполнение замеров представляет собой опасность для здоровья или жизни эксперта, проводящего измерения, то такие измерения не проводятся.
Таким образом, условия труда на соответствующих рабочих местах пожарного отряда относят к классу 4 — опасные, без выполнения замеров.
В соответствии с п.5 ст.14 ФЗ-426 опасными условиями труда 4 класса признаются условиями труда, которые представляют непосредственную угрозу для жизни работника.
Если по результатам СОУТ пожарных на их рабочих местах обнаружены такие условия, работодатель обязан:
— в письменном виде проинформировать работников о классе условий их труда в срок, не превышающий 30 календарных дней с момента утверждения отчета по спецоценке.
Получение работником соответствующих сведений должно быть подтверждено его личной подписью;
— в срок не более 30 календарных дней опубликовать на своем официальном сайте сведения о результатах СОУТ;
-проконтролировать передачу экспертной организацией сведений об итогах спецоценки в Федеральную государственную информационную систему результатов СОУТ и в Государственную инспекцию труда;
-предоставить работникам льготы и компенсации, предусмотренные актуальным законодательством, и оформить необходимые документы.
Основные льготы и компенсации для работников, которые трудятся в опасных условиях, определены действующим ТК РФ. В соответствии со ст.92 ТК РФ таким сотрудникам должна быть установлена сокращенная продолжительность рабочей недели, которая не превышает 36 часов.
Ст.147 ТК РФ для данной категории сотрудников предусмотрена доплата за опасные условия труда. Повышение ставки должно составлять не менее 4% от установленного тарифа.
Также в целях предоставления им возможности восстановления состояния здоровья после повышенных нагрузок ТК также дает им право на увеличенную продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска. Согласно ст.117 ТК РФ в дополнение к стандартным 28 календарным дням такие сотрудники должны дополнительно отдыхать не менее 7 календарных дней каждый год.
На основании вышеизложенного пожарным, занятым на работах с опасными условиями труда, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС) начисляются не только по общим, но и дополнительным тарифам (ст.428 НК РФ, п.п.18 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Уплата страховых взносов по дополнительным тарифам является необходимым условием включения в специальный стаж периодов работы по профессии в целях назначения досрочной пенсии.
По результатам специальной оценки условий труда на рабочих местах пожарных применяются следующие размеры дополнительных тарифов:
— 8% — класс условий труда «опасный», подкласс — «4».
Здравствуйте, а подскажите пожалуйста если поменялось название должности члена комиссии по проведению СОУТ, кого включать в акт об отсутствии оснований для поведения СОУТ
Внесите изменения в приказ о составе комиссии в части указания наименования должности ее члена и все. Акт подписывается членами комиссии.
У члена комиссии поменялось наименование должности не может же он сам себе подписать акт о том, что ему не требуется проведение соут на его рабочем месте или может?
У члена комиссии поменялось наименование должности не может же он сам себе подписать акт о том, что ему не требуется проведение соут на его рабочем месте или может?
Почему нет? Никаких запретов на это не установлено.
Спасибо большое
Здравствуйте коллеги! Подскажите пожалуйста, нужно ли проводить внеплановую СОУТ, если она была проведена по РМ «юрист», затем, в связи с изменением штатного расписания, приказом утвердили акт на основании решения комиссии об отсутствии оснований проведения внеплановой СОУТ по должности начальник «ОМТС». Затем из штатного расписания вывели должность начальника ОМТС, а ввели заместителя директора по АХЧ. Оборудование на рм не менялось. Единственное изменение, это то, что у зам.директора по АХЧ ненормированный рабочий день и удлинённый отпуск.
Странно, что ваши кадры переименовали юриста в снабженца. Это профессии с абсолютно разными трудовыми функциями. Пусть это останется на совсти кадровиков, но по сути это ликвидация одного рабочего места и создание совершенно другого нового. Нужно было на новом месте провести СОУТ., а не признавать отсутствие оснований для внеплановой СОУТ. Здесь дело не оборудовании, а в трудовых функциях работника. Они изменились. вот во втором случае вполне можно это сделать.
Здравствуйте! Вопрос такой: надо ли проводить внеплановую СОУТ, если рабочее место переместили из одного помещения в другое (наименование должности не изменилось)?
Раньше в картах АРМ были планировки рабочего места, сейчас ничего такого нет, только фактический адрес. Поэтому не вижу оснований.
Раньше в картах АРМ были планировки рабочего места, сейчас ничего такого нет, только фактический адрес. Поэтому не вижу оснований.
В принципе да, ни в каких документах по СОУТ не указано в каком помещении производились замеры. Но вот нашла ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 23 января 2017 года N 15-1/ООГ-169, где написано: «В случае перемещения рабочего места из одного помещения в другое работодатель заново его организует и вводит в эксплуатацию в новом помещении, то есть вводит в эксплуатацию новое рабочее место. Согласно статье 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 136-ФЗ) внеплановая специальная оценка условий труда должна быть проведена в течение двенадцати месяцев со дня ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест.
Вопрос: если один из членов комиссии после проведения СОУТ (уже после утверждения и подписания отчета по СОУТ) уволился или ушел в длительный отпуск, нужно ли менять Приказ о создании комиссии? Если вдруг кадровики решат изменить название пары структурных подразделений, вправе ли комиссия с новыми членами составить акт и приказ об отсутствии основания для проведения внеплановой СОУТ?
У меня уволились члены комиссии. Я сделала приказ о создании новой и карты подписывала уже новая комиссия, хотя ФИО осталось прежнее. Компания по СОУТ мне так сделать посоветовала.
Да, вправе, а как иначе?
Добрый день! Скажите, пожалуйста, а в какой срок (нигде не нашла) надо оформить такой акт? У нас обнаружились ошибки в работе бухгалтера, которая не правильно предоставила информацию по названиям должностей при проведении СОУТа в 2016 году. Теперь пришла новая бухгалтер, подняла трудовые книжки и оказалось, что названия должностей несколько другие(((
Они должны соответствовать ОК-016-95 по возможности. Но есть специальности, которых в нем нет. Тогда должно быть взять из штаного расписания или 1С (в ней правильные наименования).
Добрый день уважаемые коллеги!
Помогите разобраться в ситуации по внеплановой СОУТ:
Действующее предприятие, рабочее место аппаратчика сушки (рабочий газоиспользующих установок, работающих на газообразном топливе), по штатному расписанию данное рабочее место находилось в Производственном цехе.
С 1 апреля данные работники переведены в Отдел главного энергетика, условия труда не изменились, наименование рабочей профессии не изменилось. Необходимо ли проводить внеплановую СОУТ? Спасибо
Если рабочее место и функционал не поменялись, то можно сделать приказ, где прописать принадлежность к другому подразделению, но без изменения должностных обязанностей и местоположения рабочего места. Считать это место аттестованным.
Нет.
Подскажите пожалуйста как быть? дело в том, что при проведении спецоценки в 2017г. в наименовании профессии (при полной расшифровке наименование получается длинным) была допущена ошибка сотрудником организации проводящей спецоценку. Обнаружили. мы эту ошибку в конце прошлого года.. Была указана профессия монтажник ….., а надо было монтажник-наладчик…..остальное продолжение правильно. Можно как-то оформить правильное наименование профессии внутренним документом предприятия.
В заметке же представлены локальные документы (Акт + приказ), с помощью которых можно устранить выявленную ошибку. Основания только немного измените (в связи с тем, что была допущена ошибка, карту СОУТ для рабочего места «Должность А» считать действительной для рабочего места «Должность Б» — что-то вроде того).
Доброе утро! Подскажите, а саму аттестационную комиссию мы же тоже создаем приказом руководителя? Т.е. — три документа..
Здравствуйте.Причём здесь аттестационная комиссия?
Извините, не правильно сформулировала: состав комиссии для признания результатов СОУТ утверждается руководителем?
Вы вообще СОУТ проводили? Для этого руководителем организации формируется и утверждается комиссия, утверждается, понятно, приказом. Эта же комиссия в последующем и должна принимать решения, в т.ч. в части внеплановой СОУТ.
Спасибо
Огромное спасибо за помощь!!!!!
Спасибо большое за помощь!
Спасибо! Самый лучший помощник ваш сайт.
Спасибо! И снова Вы экономите нам кучу времени!
Добрый день! Если наименование профессии (должности) работника не изменилось, а изменилось наименование структурного подразделения. Как быть?
Добрый день! Такой же вопрос, должность осталась та же, в предыдущих картах структурное подразделение отсутствует вообще, а сейчас все РС разбиты по подразделениям. Не спрашивайте, как так получилось, сама не в курсе пока. Но вот делать акт или нет — вопрос, тем более, что таких рабочих мест несколько сотен…
А я не согласна. Что значит «изменения наименования рабочего места»? Мы забываем, что в штатное расписание вводится новая должность или профессия. А работник переводится на новую должность или профессию. Именно переводится. Откройте трудовую книжку. А то, что работодатель и кадровик решили «поиграть» в наименования профессий/должностей, то это уже их проблемы. Они должны понимать, что работа — не игра. И это может повлечь расходование средств на обучение, медосмотры, спецоценку. Фактически, переименовав должность/профессию, работодатель создал новое рабочее место. А то, что там условия труда такие же…… ну думать надо, прежде чем делать что-то.
Добрый день. Как провести СОУТ на рабочих местах водителей, если автомобили арендуются, все время разные?
Добрый день. Интересная ситуация. Согласно статьи 17 ФЗ-426:
2. Внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение двенадцати месяцев со дня наступления случаев, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 настоящей статьи, и в течение шести месяцев со дня наступления случаев, указанных в пунктах 2, 4 — 7 части 1 настоящей статьи.
В вашем случае это 12 месяцев.
Если в течении этого периода ваши водители меняют рабочее место (автомобили), то непроводить СОУТ вполне реально.
Возможно я не прав и по этому поводу было какое-то официальное разъяснение.
Рекомендую вам отправить ваш вопрос на онлайнинспекция.рф, а также написать официальное письмо в вашу местную ГИТ.
Хотя данная норма ФЗ-426 читается однозначно.
Большое спасибо!
Добрый день. Вам надо срочно провести СОУТ, иначе см. ч.2 статьи 5.27.1. КоАП РФ
СПАСИБО!!!!
Возможно кому-то будет полезен вот этот комментарий к статье 17. Проведение внеплановой специальной оценки условий труда:
1. Нормы ст.17 Закона регламентируют в общей структуре проведения спецоценки условий труда организационно-правовой механизм проведения внеплановой спецоценки условий труда, который состоит из двух основных элементов:
— перечня семи оснований проведения внеплановой спецоценки условий труда;
— обязательного условия проведения внеплановой спецоценки в течение шести месяцев со дня наступления указанных семи оснований для ее проведения.
Правила ч.1 ст.17 Закона определяют основаниями проведения внеплановой спецоценки условий труда: ввод в эксплуатацию новых рабочих мест; получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой спецоценки условий труда в связи с выявленными нарушениями требований Закона; изменение технологического процесса и т.д.
То есть, основные условия проведения внеплановой спецоценки условий труда связаны с изменением трех факторов:
— состояния объекта спецоценки условий труда (перечня рабочих мест, потенциального уровня воздействия вредных (опасных) производственных факторов на работников, наступлением несчастного случая и пр.);
— отношения работодателя к соблюдению норм Закона;
— отношения выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников к условиям труда.
По данному поводу в ст.2 ФЗ от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» обозначено, что государственным контролем (надзором) обозначена деятельность уполномоченных органов государственной власти (федерального и регионального уровня), которая направлена на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, которые установлены в нормативных правовых актах России, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законами мер по пресечению (устранению) последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных органов по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
2. Содержание ч.2 ст.17 Закона устанавливает обязательное условие проведения внеплановой спецоценки в течение шести месяцев со дня наступления указанных семи оснований для ее проведения.
То есть, законодателем установлен срок устранения работодателем оснований внеплановой проверки и подготовки для проведения соответствующей спецоценки условий труда.
Следует добавить, что в соответствии с правилами ст.11 и 12 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» внеплановые проверки могут быть документарными (при изучении материалов проверки по месту нахождения органа контроля) либо выездными (по месту нахождения субъекта контроля), когда при документарной проверке не представляется возможным подтвердить имеющуюся в документах информацию либо оценить соответствие проверяемой деятельности обязательным требованиям.
Спасибо! Буду убеждать директора!
Добрый день, если ни СОУТ , ни аттестация рабочих мест ни разу проводилась на вновь открытом предприятии , есть время проведения СОУТ до 2018 года ? Или нужно было провести в течение 6 месяцев со дня регистрации предприятия ? Предприятие открыто в 2015 году.
Согласно подпункт 1 части 2 статьи 212 ТК РФ (197-ФЗ) и части 1 статьи 4 426-ФЗ — в обязанность Работодателя входит проведение спецоценки условий труда!
При этом согласно статье 27 Федерального закона N 426-ФЗ предусмотрены переходные периоды, но к Вашей организации отнести данное положение не имеется возможным так как организация вновь созданная и предыдущих аттестаций либо оценки на рабочих местах не проводилось
В вашем случае действует пункт 1 части 1 статьи 17 N 426-ФЗ, которая определяет необходимость в проведении внеплановой специальной оценки условий труда. Сроки её проведения определены частью 3 статьи 17 N 426-ФЗ.
Ответственность Работодателя в части проведения спецоценки предусмотрена частью 1 статьи 5.27. и частью 2 статьи 5.27.1. N 426-ФЗ.
Спасибо большое за подробный ответ!
В заключительном абзаце не верно указана ссылка на Федеральный закон N 426-ФЗ, прошу извинить за неточность. Ответственность административная предусмотрена КоАП!
Я поняла!