НОК по пожарной безопасности – 2025: обязательна или нет?

Подписчиков SPEC.ФОРУМа, а также админов Блог—Инженера завалили письмами на электронную почту о необходимости прохождения независимой оценки квалификации по пожарной безопасности до 1 марта 2025 года.

Письма приходят их разных источников: учебные центры, центры оценки квалификации и даже СРО.

Примеры:

К этим рассылкам прилагается письмо Совета по профессиональным квалификациям в области обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях (далее — СПК ЧС), которое звучит как «Комментарий к ст. 1 Федерального закона от 24.09.2022г. № 370-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

«Исходя из всего вышеизложенного, сообщаем, что свидетельство о квалификации — единственный документ, который подтверждает соответствие квалификации работника положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям. Наличие свидетельства о квалификации, полученного в результате успешного прохождения независимой оценки квалификации, является обязательным документом для работников и лиц, привлекаемые к осуществлению видов деятельности в области пожарной безопасности по гражданско-правовым договорам, а также для лиц назначенных ответственными за пожарную безопасность зданий или сооружений»

Что это за Совет?

Положение о совете

1. Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (далее – Совет) является консультативным органом при Президенте Российской Федерации, образованным в целях рассмотрения вопросов, касающихся создания и развития системы профессиональных квалификаций в Российской Федерации.

2. Совет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.

Источник: официальный сайт Кремля
Руководствуется Федеральными законами, а не разъясняет их!

Кто имеет право разъяснять Федеральные законы?

В соответствии с теорией права разъяснение (толкование) нормативных правовых актов осуществляется государственным органом, которым принят (издан) соответствующий акт, или в рамках судебного производства при рассмотрении конкретных обстоятельств дела.

Кроме того, официальные разъяснения законодательства Российской Федерации, а также особенности его применения могут содержаться в постановлениях, определениях Конституционного Суда Российской Федерации, постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

Так, в постановлении от 17 ноября 1997 г. № 17-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что разъяснения соответствующих норм федеральных законов являются официальными государственными предписаниями, обязательными для исполнения, адресованными персонально не определённому кругу лиц и рассчитанные на многократное применение. Кроме того, разъяснения содержат конкретизирующие нормативные предписания, общие правила, имеющие нормативный правовой характер и притом наделённые той же юридической силой, что и разъясняемые ими акты – федеральные законы.

Следовательно, разъяснение должно приниматься, подписываться и обнародоваться в том же порядке, что и разъясняемый им законодательный акт.

Если же разъяснение принято без соблюдения требований статей 105, 106, 107 Конституции Российской Федерации, предъявляемых к принятию федеральных законов, то оно не может рассматриваться аутентичным официальным разъяснением закона.

Источник: Минюст России

«Квалификационные требования» и «Оценка квалификации»

Например, в Постановлении Правительства РФ от 20.10. 2023 года № 1744 Об организации безопасного использования и содержания лифтов… конкретно указано:
И далее в п. 4 Правил по лифтам указано:

Организация безопасного использования и содержания объекта обеспечивается владельцем объекта и включает в зависимости от вида объекта реализацию следующих мер:
…..
р) соответствие квалификации работников владельца объекта требованиям профессиональных стандартов в зависимости от выполняемых ими трудовых функций;
….

В 370-ФЗ отсутствует норма об обязательности независимой оценке квалификации. Кадровику требуется только сравнить квалификацию работника с квалификацией, указанной в справочнике и/или профстандарте и этого достаточно для определения соответствия/несоответствия:

Разъяснения МЧС России

МЧС также трактует это требование. В письме от 09.08.2024 г. № ИГ-19-16-998 «О рассмотрении обращения» говорится:

«Кроме того, Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» в редакции Федерального закона № 370-ФЗ не установлена обязательность проведения независимой оценки квалификации квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах (при наличии), а также не предусмотрен порядок выявления и пресечения нарушений таких требований и не определён орган власти, уполномоченный на издание нормативных правовых актов в развитие норм, установленных Федеральным законом № 370-ФЗ».

Кроме того, подписчик SPEC.ФОРУМа поделился ещё одним свежим письмом МЧС России от 20.12.2024г. № ИГ-19-16-1546 «О рассмотрении обращения»:

«По вопросу вступления в силу положений Федерального закона № 370-ФЗ сообщается, что лица, прошедшие обучение по дополнительным профессиональным программам – программам переподготовки в области пожарной безопасности, дополнительным профессиональным программам – программам повышения квалификации в области пожарной безопасности на основании положений приложения №3 к приказу МЧС России от 18.11.2021 №806 «Об определении Порядка, видов, сроков обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, по программам противопожарного инструктажа, требований к содержанию указанных программ и категорий лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности», могут осуществлять трудовую деятельность в качестве ответственных за обеспечение пожарной безопасности.

Вопрос соответствия работников квалификационным требованиям, установленных квалификационными справочниками и (или) профессиональными стандартами, относится к компетенции работодателей и контролируется трудовой инспекцией».

На этом всё.

Читайте Блог—Инженера и не верьте всему, что пишут в интернете.

Продолжение следует…

Оцените этот материал
4.47 / 15
Добавить в избранное
Оставить комментарий

Error messages

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю своё согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

  1. Сергей PRO+

    Отличная информация к размышлению. Я не передовик, но и далеко не раздолбай в этом направлении. Просмотрел где могу пройти эту независимую оценку в своем регионе, у нас может провести только ВДПО. Стоимость оценки 14 000,0 рублей (как сказали единая цена по всей сети ВДПО), без подготовки, и без материалов! Стоимость профпереподготовки можно найти в 3 раза дешевле, что однако далеко не гарантирует результат!

  2. Сергей PRO+

    Но как показывает практика, если СРО требует чаще всего РБТД, все предоставляют, на примере у нас СРО требует УПК по ОТ, на определенные виды программ по «В»
    тут боюсь тоже так может быть,
    и что бы не потерять членство СРО, будет делать НОК по Пож.без.

  3. Олег PRO+

    Отличная подборка! Спасибо!

документы СУОТ скачать