Обучение по пожарной безопасности: 37 ответов по новому порядку

МЧС России рассказало о том, как обучать персонал организаций мерам пожарной безопасности с 1 сентября 2025 года.
Реклама i
x
ООО "АДЖАЙЛ СЕРВИС" ИНН: 7811802907, ОГРН: 1247800106432, Ссылка: сайт, Erid: 2VtzqwnvRMA

Департамент надзорной деятельности и профилактической работы МЧС разъяснил отдельные положения приказа МЧС России от 16.12.2024 № 1120 «Об определении порядка, видов, сроков обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность, по программам противопожарного инструктажа, требований к содержанию указанных программ, порядка их утверждения и согласования и категорий лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности».

Материал содержит пояснения по однотипным вопросам, поступающим в ведомство. Ниже мы привели ответы на вопросы с удобной навигацией для быстрого просмотра и перехода к интересующему вас вопросу. А также снабдили их краткими выводами, а в некоторых случаях комментариями.

Содержание
  1. Как обучать ответственных, ранее обученных по ПТМ?
  2. Нужно ли обучать по программам дополнительного профессионального образования руководителей?
  3. Можно ли по программе повышения квалификации обучать лиц, не имеющих профессиональные компетенции в области пожарной безопасности?
  4. Можно ли назначить одного ответственного за обеспечение пожарной безопасности нескольких зданий?
  5. О трудовых функциях ответственного за обеспечение пожарной безопасности.
  6. Имеет ли право ответственный за обеспечение пожарной безопасности проводить противопожарные инструктажи?
  7. Как определить, кто специалист, а кто главный специалист?
  8. Об обязанностях арендаторов помещений в здании.
  9. Нужно обучать ответственных объектов защиты с категориями помещений умеренной пожароопасности «Г» и пониженной пожароопасности «Д»?
  10. Как подтверждается наличие компетенции в области пожарной безопасности?
  11. По какой программе обучать специалиста, если он совмещает функции ответственного и инструктирующего?
  12. Нужно ли обучать по пожарной безопасности тех, кто прошёл обучение по ОБЖ?
  13. Какова периодичность обучения по дополнительным профессиональным программам?
  14. Как разрабатывать программы дополнительного профессионального образования в области пожарной безопасности и каково содержание программ?
  15. Необходимо ли согласовывать программы дополнительного профессионального образования в области пожарной безопасности с МЧС России?
  16. Какое количество часов обучения мерам пожарной безопасности по программам дополнительного профессионального образования?
  17. Допускаются ли к обучению по программам дополнительного профессионального образования лица со средним образованием?
  18. Нужно ли проходить обучение по дополнительным профессиональным программам рабочим, выполняющим сварочные и другие огневые работы?
  19. Обязательно ли проведение очных практических занятий, если программы реализуются в дистанционном формате?
  20. Какие требования предъявляются к преподавателям образовательных организаций, реализующих дополнительное профессиональное образование в области пожарной безопасности?
  21. Какие документы выдаются по окончании обучения по программам дополнительного профессионального образования?
  22. Какой срок действия удостоверения о повышении квалификации (диплома о профессиональной подготовке)?
  23. Можно ли обучать по пожарной безопасности дистанционно?
  24. Нужно ли обучать дистанционных работников мерам пожарной безопасности по программам противопожарного инструктажа?
  25. Возможна ли проверка знаний по ВКС?
  26. Нужно ли переделывать журналы с 1 сентября 2025 года?
  27. Новая форма журнала обязательная или рекомендуемая?
  28. Каков срок отстранения тех, кто не прошёл проверку знаний?
  29. Нужно ли фиксировать в журнале неудовлетворительный результат проверки знаний?
  30. Нужно ли инструктировать подрядчиков?
  31. Кто проводит противопожарный инструктаж с работниками подрядной организации, прибывшими для выполнения различного рода работ на объект?
  32. Возможно ли совмещение проведения вводного и первичного противопожарных инструктажей?
  33. Можно ли регистрировать проведение противопожарного инструктажа в электронном виде и подтверждать это электронной подписью?
  34. Может ли УЦ провести теоретическую часть инструктажа дистанционно?
  35. Обязательно ли проводить практическую часть противопожарных инструктажей?
  36. Зачем в программах обучения мерам пожарной безопасности введён раздел о мерах пожарной безопасности в зданиях для проживания людей?
  37. Планирует ли МЧС уточнить категорию лиц, подлежащих обучению?
  38. Резюме

Как обучать ответственных, ранее обученных по ПТМ?

В связи с утратой силы приказа МЧС России № 806 какое образование должны иметь и какое обучение должны пройти с 01.09.2025 работники, назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности на объектах защиты, в которых могут одновременно находиться 50 и более человек, объектах защиты, отнесённых к категориям повышенной взрывопожароопасности, взрывопожароопасности, пожароопасности, работники, на которых возложена трудовая функция по проведению противопожарного инструктажа?

Разъяснение МЧС

Лица, являющиеся ответственными за обеспечение пожарной безопасности на объектах защиты, в которых могут одновременно находиться 50 и более человек, объектах защиты, отнесённых к категориям повышенной взрывопожароопасности, взрывопожароопасности, пожароопасности, а также лица, на которых возложена трудовая функция по проведению противопожарного инструктажа, должны отвечать одному или совокупности следующих требований:

  • иметь среднее профессиональное и (или) высшее образование по специальности «Пожарная безопасность» или направлению подготовки «Техносферная безопасность» по профилю «Пожарная безопасность»;
  • пройти обучение мерам пожарной безопасности по дополнительной профессиональной программе — программе переподготовки в области пожарной безопасности;
  • пройти обучение мерам пожарной безопасности по одной из дополнительных профессиональных программ — программ повышения квалификации при наличии компетенций в области пожарной безопасности, приобретенных в период получения среднего профессионального образования и (или) высшего образования (имеющие документы, подтверждающие прохождение лицом обучения по учебному предмету (курсу, дисциплине, модулю), связанному с обеспечением пожарной безопасности).

В связи с утратой силы приказа МЧС России № 806 с 01.09.2025, лица, указанные в пункте 1 приложения № 4 к приказу МЧС России № 1120, ранее прошедшие обучение минимуму пожарно-технических знаний (приказ МЧС России от 12.12.2007 № 645), а затем обучение по одной из дополнительных профессиональных программ — программ повышения квалификации, в соответствии с требованиями пункта 2 приложения № 4 к приказу МЧС России № 1120 для исполнения обязанностей, связанных с обеспечением пожарной безопасности, должны пройти обучение мерам пожарной безопасности по дополнительной профессиональной программе — программе переподготовки в области пожарной безопасности.

Дальнейшее обучение мерам пожарной безопасности проводится по дополнительным профессиональным программам — программам повышения квалификации в области пожарной безопасности с периодичностью, устанавливаемой работодателем в силу положения статьи 196 Трудового кодекса Российской Федерации для собственных нужд.

Вывод: Тех, кто не имеет профильного образования, и обучен по ПТМ, а затем по программе повышения квалификации, нужно обучить по программе профпереподготовки.

Нужно ли обучать по программам дополнительного профессионального образования руководителей?

Нужно ли обучать по программам дополнительного профессионального образования руководителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических лиц, граждан (физических лиц), в том числе индивидуальных предпринимателей, являющихся собственниками имущества, лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом (далее — руководитель организации)?

Разъяснение МЧС

Приказом МЧС России № 1120 определены категории лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности. К ним относятся лица, являющиеся ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

В соответствии с ч.4 ст.37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее — Федеральный закон № 69-ФЗ) руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Вместе с тем ч.3 ст.37 Федерального закона № 69-ФЗ лицо, ответственное за эксплуатацию здания или сооружения, обязано назначить ответственное за обеспечение пожарной безопасности таких здания или сооружения лицо.

Тем самым, обучение мерам пожарной безопасности по дополнительным профессиональным программам проходит лицо, ответственное за обеспечение пожарной обязанности на объекте защиты, которым может являться непосредственно руководитель организации, либо назначенное им лицо.

В соответствии со ст.38 Федерального закона № 69-ФЗ лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.

Вывод: руководителей организаций обучать по пожарной безопасности не нужно.

Можно ли по программе повышения квалификации обучать лиц, не имеющих профессиональные компетенции в области пожарной безопасности?

Распространяется ли пп.2 п.2 приложения № 4 к приказу МЧС России от 16.12.2024 № 1120 на лиц, прошедших до 01.09.2025 г. обучение только по дополнительным профессиональным программам — программам повышения квалификации?

Разъяснение МЧС

Для обучения по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации в области пожарной безопасности лица, указанные в п.1 приложения № 4 к приказу МЧС России № 1120, должны отвечать одному или сочетанию следующих требований:

  • иметь среднее профессиональное и (или) высшее образование по специальности «Пожарная безопасность» или направлению подготовки «Техносферная безопасность» по профилю «Пожарная безопасность»;
  • пройти обучение по дополнительной профессиональной программе — программе переподготовки в области пожарной безопасности;
  • иметь профессиональные компетенции в области пожарной безопасности, приобретенные в период получения среднего профессионального образования и (или) высшего образования не пожарно-технического профиля.

Что касается обучения мерам пожарной безопасности работника по дополнительным профессиональным программам — программам повышения квалификации в области пожарной безопасности без соблюдения вышеназванных требований, то такое обучение не противоречит законодательству об образовании и способствует повышению уровня знаний такого лица в области пожарной безопасности, но не является основанием для назначения его ответственным за обеспечение пожарной безопасности объектов защиты, возложения трудовой функции по проведению противопожарных инструктажей.

Вывод: лиц, не имеющих профессиональных компетенций в области пожарной безопасности по программе повышения квалификации обучать нельзя, сначала их нужно обучить по программе профпереподготовки.

Можно ли назначить одного ответственного за обеспечение пожарной безопасности нескольких зданий?

Разъяснение МЧС

Ч.4 ст.37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определено, что руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

При наличии в организации нескольких зданий (сооружений) необходимость назначения нескольких ответственных за обеспечение пожарной безопасности каждого здания (сооружения) определяет руководитель организации. Назначение одного ответственного за обеспечение пожарной безопасности нескольких зданий (сооружений) не противоречит законодательству о пожарной безопасности.

Вывод: можно назначить одного ответственного в нескольких зданиях.

О трудовых функциях ответственного за обеспечение пожарной безопасности.

Чем определены трудовые функции работника организации, назначенного ответственным за обеспечение пожарной безопасности?

Разъяснение МЧС

Ст.37 Федерального закона № 69-ФЗ установлено, что лицо, ответственное за эксплуатацию здания или сооружения, обязано назначить ответственное за обеспечение пожарной безопасности таких здания или сооружения лицо, соответствующее квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и (или) профессиональным стандартам (при наличии).

Трудовые функции указанного лица установлены профессиональным стандартом «Специалист по пожарной профилактике», утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11.10.2021 № 696н.

Вывод: трудовые функции ответственного за обеспечение пожарной безопасности установлены профстандартом «Специалист по пожарной профилактике».

Имеет ли право ответственный за обеспечение пожарной безопасности проводить противопожарные инструктажи?

Имеют ли право проводить противопожарные инструктажи лица, назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности на объекте защиты?

Разъяснение МЧС

П.6 приложения № 1 к приказу МЧС России № 1120 установлено, что противопожарные инструктажи проводятся лицами, прошедшими обучение мерам пожарной безопасности по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности, либо имеющими среднее профессиональное и (или) высшее образование по специальности «Пожарная безопасность» или направлению подготовки «Техносферная безопасность» по профилю «Пожарная безопасность».

Такими лицами наряду с выполняющими трудовые функции по проведению противопожарных инструктажей могут быть ответственные за обеспечение пожарной безопасности на объектах защиты, а также лица, не осуществляющие трудовую деятельность в организации, но отвечающие требованиям пункта 6 приложения № 1 к приказу МЧС России № 1120, привлекаемые на основании гражданско-правового договора.

Вывод: проводить инструктажи могут ответственные лица или специалисты по ГПД.

Как определить, кто специалист, а кто главный специалист?

По каким критериям отделить специалистов от главных специалистов, если повсеместно используются различные наименования должностей при выполнении одинаковых трудовых функций, а также специалиста технического профиля, специалиста производственного профиля?

Кого из указанных специалистов должны направить на обучение руководитель органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, юридического лица, граждане (физические лица), в том числе индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом (далее — руководитель организации (гражданин))?

Разъяснение МЧС

В соответствии с пп.2 приложения № 4 к приказу МЧС России № 1120 ответственные должностные лица, занимающие должности главных специалистов технического и производственного профиля, или должностные лица, исполняющие их обязанности, на объектах защиты, в которых могут одновременно находиться 50 и более человек, объектах защиты, отнесённых к категориям повышенной взрывопожароопасности, взрывопожароопасности, пожароопасности, проходят обучение по дополнительным профессиональным программам.

Конкретные должности таких специалистов устанавливаются руководителем организации (гражданином) в определяемом им в соответствии с п.2 приложения № 1 к приказу МЧС России № 1120 порядке обучения мерам пожарной безопасности в зависимости от пожарной и взрывопожарной опасности технологических процессов, производств и оборудования, имеющихся на объекте защиты.

Вывод: как руководитель организации решит, так и будет.

Об обязанностях арендаторов помещений в здании.

Здание разделено собственником перегородками на помещения и сдаётся в аренду. Какие вопросы пожарной безопасности возлагаются на арендатора помещения?

Разъяснение МЧС

Разграничение ответственности за обеспечение пожарной безопасности объекта защиты является предметом условий договора аренды, который закрепляет права и обязанности сторон по вопросам соблюдения требований пожарной безопасности.

В этой связи во избежание возможных двусмысленностей формулировок, касающихся устройства и обслуживания систем противопожарной защиты объектов, при заключении договора целесообразно привлекать специалиста, обладающего знаниями в области пожарной безопасности.

Вывод: обязанности арендатора определяются договором аренды.

Нужно обучать ответственных объектов защиты с категориями помещений умеренной пожароопасности «Г» и пониженной пожароопасности «Д»?

Организация арендует помещение, где одновременно находится не более 50 чел. в большом бизнес-центре (где более 50 чел.). Нужно ли лицу, являющемуся ответственным за обеспечение пожарной безопасности в данной организации, проходить повышение квалификации в области пожарной безопасности?

Нужно ли проходить обучение по дополнительным профессиональным программам лицам, являющимся ответственными за пожарную безопасность объектов защиты с категориями помещений умеренной пожароопасности «Г» и пониженной пожароопасности «Д»?

Разъяснение МЧС

П.1 приложения № 4 к приказу МЧС России № 1120 не предусмотрено обучение лиц, ответственных за обеспечение пожарной безопасности по программам дополнительного профессионального образования, если на объектах защиты одновременно находятся менее 50 человек, а также если объекты защиты не отнесены к категориям повышенной взрывопожароопасности, взрывопожароопасности, пожароопасности (категории «А», «Б» и «В»).

Такие лица проходят обучение мерам пожарной безопасности по программам противопожарного инструктажа.

Одновременно лица, на которых возложена трудовая функция по проведению противопожарных инструктажей, должны соответствовать требованиям, установленным п.6 приложения № 1 к приказу МЧС России № 1120.

Вывод: ответственных объектов защиты с категориями помещений «Г» и «Д» обучаем только в том случае, если он проводит инструктажи.

Как подтверждается наличие компетенции в области пожарной безопасности?

Разъяснение МЧС

Наличие компетенции в области пожарной безопасности подтверждается лицом, претендующим на освобождение от прохождения обучения по дополнительной профессиональной программе — программе профессиональной переподготовки в области пожарной безопасности, (далее — претендент) предоставлением оригинала (заверенной копии) приложения к документу об образовании и (или) о квалификации, в котором имеются сведения о прохождении претендентом обучения по учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю), непосредственно связанных с обеспечением пожарной безопасности объектов защиты.

Наличие таких сведений в приложении к документу об образовании и (или) о квалификации является основанием принятия решения руководителем организации (гражданином) о возможности обучения претендента по дополнительной профессиональной программе — программе повышения квалификации в области пожарной безопасности в соответствии со статьей 196 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК).

Образовательная организация, приняв претендента на обучение по дополнительной профессиональной программе — программе повышения квалификации в области пожарной безопасности, подтверждает этим обоснованность решения руководителя организации (гражданина) о наличии у претендента компетенции в области пожарной безопасности и отсутствие необходимости обучения по дополнительной профессиональной программе — программе профессиональной переподготовки в области пожарной безопасности.

Образовательная организация на основании представленного претендентом приложения к документу об образовании и (или) о квалификации вправе обоснованно отказать претенденту в обучении по дополнительной профессиональной программе — программе повышения квалификации в области пожарной безопасности без прохождения обучения по дополнительной профессиональной программе — программе профессиональной переподготовки в области пожарной безопасности.

Вывод: наличие компетенции подтверждает документами об образовании.

По какой программе обучать специалиста, если он совмещает функции ответственного и инструктирующего?

Если на одно должностное лицо возложена функция по проведению противопожарных инструктажей и одновременно он назначен ответственным за обеспечение пожарной безопасности на объектах защиты, в которых могут одновременно находиться 50 и более человек, объектах защиты, отнесённых к категориям повышенной взрывопожароопасности, взрывопожароопасности, пожароопасности, допускается ли его обучить по одной дополнительной профессиональной программе?

Разъяснение МЧС

В соответствии с положениями ст.76 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ) содержание дополнительного профессионального образования определяется образовательной программой, разработанной и утверждённой образовательной организацией с учётом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.

В соответствии с п.14 ст.12 Федерального закона № 273-ФЗ МЧС России разработаны и утверждены приказом МЧС России от 05.09.2021 № 596 «Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области пожарной безопасности» (далее — приказ МЧС России № 596) типовые дополнительные профессиональные программы в области пожарной безопасности.

Каждая программа, разработанная в соответствии с типовой программой, строится на модульном принципе представления содержаний обучения и построении учебных планов, которые должны позволить обеспечить дифференцированный подход к проведению подготовки обучающихся с учётом их образования, квалификации и опыта.

Программа может быть дополнена модулем обучения другой типовой программы, содержащим требования пожарной безопасности, исходя из специфики деятельности организации, работники которой осваивают дополнительную профессиональную программу.

В этом случае дополнительная профессиональная программа — программа повышения квалификации в области пожарной безопасности готовится на основании типовой программы большего объёма пожарно-технических знаний, дополняемой требуемыми модулями.

Лицо, прошедшее обучение по любой дополнительной профессиональной программе — программе повышения квалификации в области пожарной безопасности, разработанной на основании типовых дополнительных профессиональных программ, приведенных в приложениях № 1, № 2, № 3 и № 4 к приказу МЧС России № 596, может выполнять трудовую функцию по проведению противопожарных инструктажей, а также быть ответственным за обеспечение пожарной безопасности на объектах защиты без дополнительного обучения.

Вывод: по любой из приведённых в приложениях №№ 1 – 4.

Нужно ли обучать по пожарной безопасности тех, кто прошёл обучение по ОБЖ?

Необходимо ли обучаться по дополнительным профессиональным программам — программам профессиональной переподготовки в области пожарной безопасности лицам, прошедшим обучение по предмету (курсу, дисциплине, модулю) «Основы безопасности жизнедеятельности», «Безопасность жизнедеятельности»?

Разъяснение МЧС

Приказом МЧС России № 1120 дополнительные преимущества в связи с приобретением компетенций в период получения среднего профессионального и (или) высшего образования по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» не установлены.

Вывод: лица, обученные по ОБЖ, обучаются по пожарной безопасности на общих основаниях.

Какова периодичность обучения по дополнительным профессиональным программам?

Какие сроки и периодичность обучения мерам пожарной безопасности по дополнительным профессиональным программам?

Разъяснение МЧС

В соответствии со ст.25 Федерального закона № 69-ФЗ приказом МЧС России № 1120 определены категории лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности.

В соответствии с ч.5 ст.76 Федерального закона № 273-ФЗ программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретения новой квалификации.

Повторного обучения по указанной программе не требуется.

Одновременно в соответствии со ст.196 ТК РФ необходимость направления работника для получения дополнительного профессионального образования для собственных нужд по программе повышения квалификации определяет руководитель организации (гражданин). Периодичность прохождения такого обучения может содержаться в трудовом договоре, заключаемом с работником.

К освоению дополнительных профессиональных программ в соответствии с ч.3 ст.76 Федерального закона № 273-ФЗ допускаются лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование, а также лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование. Для лиц, не удовлетворяющих указанным требованиям, обучение мерам пожарной безопасности в форме дополнительного профессионального образования не предусмотрено.

Указанные лица проходят обучение по программам противопожарного инструктажа.

Вывод: обучение по пожарной безопасности на является периодическим.

Как разрабатывать программы дополнительного профессионального образования в области пожарной безопасности и каково содержание программ?

Разъяснение МЧС

Разработка программ дополнительного профессионального образования проводится в соответствии с законодательством об образовании.

В соответствии со ст.76 Федерального закона № 273-ФЗ дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ. Приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 утверждён Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам.

Содержание дополнительного профессионального образования определяется образовательной программой, разработанной на основании Типовой программы и утверждённой образовательной организацией с учётом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.

Типовые дополнительные профессиональные программы в области пожарной безопасности утверждены приказом МЧС России № 596.

Содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям.

Реализация программы повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

В структуре программы повышения квалификации должно быть представлено описание перечня профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения.

Реализация программы профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

Вывод: программы обучения разрабатываются на основании типовых программ, профстандартов и потребностей организации.

Необходимо ли согласовывать программы дополнительного профессионального образования в области пожарной безопасности с МЧС России?

Разъяснение МЧС

Содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утверждённой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено Федеральным законом № 273-ФЗ и другими федеральными законами.

В соответствии со ст.28 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация обладает автономией, под которой понимается, в том числе самостоятельность в осуществлении образовательной деятельности.

Образовательная организация несёт ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесённых к её компетенции, за качество образования своих выпускников.

Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования в субъектах Российской Федерации осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные Российской Федерацией полномочия по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере образования.

Тем самым, согласование дополнительных профессиональных образовательных программ по обучению мерам пожарной безопасности с МЧС России не требуется.

Вывод: программы обучения не согласуются с МЧС.

Какое количество часов обучения мерам пожарной безопасности по программам дополнительного профессионального образования?

Разъяснение МЧС

В соответствии с п.12 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утверждённого приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499, минимально допустимый срок освоения дополнительной профессиональной программы — программы повышения квалификации в области пожарной безопасности — не менее 16 часов.

Минимально допустимый срок освоения дополнительной профессиональной программы — программы переподготовки в области пожарной безопасности — не менее 250 часов.

Вывод: минимальная продолжительность:

  • повышения квалификации – 16 часов;
  • профпереподготовки – 250 часов.

Максимальная продолжительность не ограничена.

Допускаются ли к обучению по программам дополнительного профессионального образования лица со средним образованием?

Разъяснение МЧС

В соответствии с ч.3 ст.76 Федерального закона № 273-ФЗ к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование, а также лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Для лиц, не удовлетворяющих указанным требованиям, обучение мерам пожарной безопасности в форме дополнительного профессионального образования не предусмотрено.

Указанные лица проходят обучение по программам противопожарного инструктажа.

Вывод: лица, не имеющие профессионального образования (любого), не допускаются к обучению по дополнительным образовательным программам (любым!).

Обучение по ПТМ не является обучением по дополнительной образовательной программе. В случае, если образовательная организация проводила такое обучение, как повышение квалификации, то на обучение она обязана была принимать только тех, у кого профильное «пожарное» образование. Нарушение этого правила расценивается Рособрнадзором, как нарушение лицензионных требований и может привести к лишению лицензии на образовательную деятельность.

Нужно ли проходить обучение по дополнительным профессиональным программам рабочим, выполняющим сварочные и другие огневые работы?

Разъяснение МЧС

В соответствии с п.362 Правил противопожарного режима при проведении огневых работ запрещается допускать к самостоятельной работе лиц, не имеющих квалификационного удостоверения.

Квалификация сварщиков должна соответствовать требованиям, установленным Минтрудом России. Сварщики должны иметь действующее аттестационное удостоверение по соответствующему способу сварки. Программы профессиональной подготовки сварщиков содержат темы, связанные с изучением норм и правил пожарной безопасности. Сварщики допускаются к сварочным работам, которые указаны в их удостоверениях.

На проведение огневых работ на временных местах руководителем организации (гражданином) или лицом, ответственным за пожарную безопасность, оформляется наряд-допуск на выполнение огневых работ в порядке, установленном п.372 Правил противопожарного режима.

Вывод: если сварщик имеет профессиональное образование, то ему достаточно провести противопожарные инструктажи и при необходимости тренировки.

Обязательно ли проведение очных практических занятий, если программы реализуются в дистанционном формате?

Какие требования предъявляются к проведению практических занятий при реализации дополнительных профессиональных программ? Обязательно ли проведение очных практических занятий, если программы реализуются в дистанционном формате?

Разъяснение МЧС

Ст.25 Федерального закона № 69-ФЗ установлено, что дополнительное профессиональное образование в области пожарной безопасности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании.

Содержание дополнительной профессиональной программы (далее — программа) определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом потребностей лица, организации (гражданина), по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.

Программы разрабатываются на основании типовых дополнительных профессиональных программ в области пожарной безопасности, утвержденных приказом МЧС России № 596.

Практические занятия являются неотъемлемой частью дополнительного профессионального образования в области пожарной безопасности и являются составной частью всех типовых программ.

Структура программы должна соответствовать типовой программе, при этом минимально допустимый срок освоения практической части дополнительной профессиональной программы — программы повышения квалификации в области пожарной безопасности не может быть менее 4 часов, дополнительной профессиональной программы — программы переподготовки в области пожарной безопасности — менее 16 часов.

Формы обучения слушателей (очная, очно-заочная, заочная) определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.

В соответствии со ст.28 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация обладает автономией, под которой понимается, в том числе самостоятельность в осуществлении образовательной деятельности.

Образовательная организация несёт ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесённых к её компетенции, за качество образования своих выпускников.

Вывод: практическая часть обучения должна быть проведена в объёме не менее 4 часов и не может быть реализована в дистанционном формате.

Какие требования предъявляются к преподавателям образовательных организаций, реализующих дополнительное профессиональное образование в области пожарной безопасности?

Разъяснение МЧС

Вопрос обучения преподавателей регламентируется законодательством Российской Федерации об образовании.

В соответствии с п.1 ст.48 Федерального закона № 273-ФЗ педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утверждённой рабочей программой.

Квалификационные характеристики педагогических работников установлены приказом Минздравсоцразвития России от 11.01.2011 № 1н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» (далее — ЕКС).

Аттестация педагогических работников проводится в порядке, установленном приказом Минобрнауки России от 30.03.2015 № 293 «Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу».

В соответствии с ч.5 ст.47 Федерального закона № 273-ФЗ педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем 1 раз в три года. Полагается целесообразным получать такое образование в образовательных организациях пожарно-технического профиля.

Вместе с тем, в соответствии с ч.7 ст.28 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация несёт ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесённых к её компетенции, в том числе за качество образования своих выпускников.

Вывод: МЧС считает, что преподавателей «курсов» повышения квалификации и профпереподготовки нужно обучать по программе повышения квалификации или профпереподготовки в образовательных организациях пожарно-технического профиля.

Разъяснения от Светланы Подберезиной:

В указанном МЧС ЕКС приводится вот такая формулировка требований к квалификации педагога дополнительного образования (это касается всех направлений обучения!):

Итак, у преподавателя должно быть высшее профессиональное образование, но не уточняется, что оно должно соответствовать преподаваемому «предмету».

Кроме того, в соответствии с п. 11 ЕКС лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объёме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии (создаётся самой образовательной организацией) назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утв. приказом Минтруда России от 22.09.2021 № 652н требует наличия у преподавателя дополнительного образования:

Высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупнённых групп специальностей и направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки»

или

Высшее образование либо среднее профессиональное образование в рамках иных укрупнённых групп специальностей и направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования при условии его соответствия дополнительным общеразвивающим программам, дополнительным предпрофессиональным программам, реализуемым организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и получение при необходимости после трудоустройства дополнительного профессионального образования педагогической направленности

или

Успешное прохождение обучающимися промежуточной аттестации не менее чем за два года обучения по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ.

Переведу с канцелярского на русский: у педагога должно быть либо педагогическое образование (ВУЗ или СПО), либо по профилю преподаваемого предмета (также ВУЗ или СПО), либо хотя бы два (можно и больше) успешно завершённых года обучения в ВУЗе по профилю преподаваемого предмета.

Мой совет методистам, подбирающим преподов по «пожарке» в учебных центрах:

  1. Вы вправе привлечь в качестве преподавателя студента или студентку 3 курса, которые обучается по «пожарной» техносферке. Форма его обучения в ВУЗе не имеет значения, главное, чтобы 4 сессии были успешно закрыты.
  2. Отличный вариант – дипломированный специалист с профильным образованием «по пожарке» или специалист, имеющий педагогическое образование с профпереподготовкой или хотя бы повышением квалификации «по пожарке», пройденной в образовательной организации пожарно-технического профиля, читай учебном центре МЧС.
  3. Рискованный, но приемлемый вариант — это специалист с педагогическим образованием, но без обучения «по пожарке». Если он обучает так, что нет нареканий с вашей стороны и стороны заказчика и он обладает достаточными знаниями, в добрый путь!  

Какие документы выдаются по окончании обучения по программам дополнительного профессионального образования?

Разъяснение МЧС

В соответствии со ст.60 Федерального закона № 273-ФЗ лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о квалификации: удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке.

Документ о квалификации выдаётся на бланке, образец которого самостоятельно устанавливается организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Для обеспечения учёта сведений о документах об образовании и (или) квалификации, документах об обучении, выданных организациями, осуществляющими образовательную деятельность, сведения о таких документах вносятся в федеральную информационную систему «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении» (ФИС ФРДО). Формирование и ведение реестра организует федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования.

Вывод: по окончании обучения выдают:

  • удостоверение о повышении квалификации или
  • диплом о профпереподготовке.

Какой срок действия удостоверения о повышении квалификации (диплома о профессиональной подготовке)?

Разъяснение МЧС

В соответствии с ч.15 ст.76 Федерального закона № 273-ФЗ лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу в области пожарной безопасности и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке.

Срок действия указанных документов Федеральным законом № 273-ФЗ и законодательством о пожарной безопасности не предусмотрен.

Вывод:  диплом о профпереподготовке и удостоверение о повышении квалификации действуют бессрочно.

Можно ли обучать по пожарной безопасности дистанционно?

Допускается ли применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации теоретической части обучения в отношении работников (в том числе дистанционных), если в трудовых договорах или дополнительных соглашениях к ним не предусмотрены уточнения о порядке обучения мерам пожарной безопасности?

Разъяснение МЧС

В соответствии со ст.16 Федерального закона № 273-ФЗ под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Приказ МЧС России № 1120 не ставит целью регулирование труда дистанционных работников, особенности которого определены главой 49.1 ТК.

В соответствии со ст.312.1 ТК РФ трудовым договором или дополнительным соглашением к трудовому договору может предусматриваться выполнение работником трудовой функции дистанционно на постоянной основе (в течение срока действия трудового договора) либо временно (непрерывно в течение определенного трудовым договором или дополнительным соглашением к трудовому договору срока, не превышающего шести месяцев, либо периодически).

В соответствии со ст.312.9 ТК в случае катастрофы природного или техногенного характера, производственной аварии, несчастного случая на производстве, пожара, наводнения, землетрясения, эпидемии или эпизоотии и в любых исключительных случаях, работник может быть временно переведён по инициативе работодателя на дистанционную работу на период наличия указанных обстоятельств (случаев). При временном переводе на дистанционную работу по инициативе работодателя по указанным основаниям внесение изменений в трудовой договор с работником не требуется.

Вывод:  теоретическую часть обучения можно преподавать в дистанционно хоть кому, если такая форма предусмотрена программой обучения, реализуемой образовательной организацией.

Нужно ли обучать дистанционных работников мерам пожарной безопасности по программам противопожарного инструктажа?

Разъяснение МЧС

П.3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 (далее — Правила противопожарного режима) установлено, что лица допускаются к работе на объекте защиты только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности. Аналогичные требования установлены п.1 приложения № 1 к приказу МЧС России № 1120.

При этом в соответствии со ст.312.1 Трудового кодекса Российской Федерации под дистанционной (удалённой) работой понимается выполнение определённой трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенные в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», и сетей связи общего пользования.

Трудовым договором или дополнительным соглашением к трудовому договору может предусматриваться выполнение работником трудовой функции дистанционно на постоянной основе (в течение срока действия трудового договора) либо временно (непрерывно в течение определенного трудовым договором или дополнительным соглашением к трудовому договору срока, не превышающего шести месяцев, либо периодически при условии чередования периодов выполнения работником трудовой функции дистанционно и периодов выполнения им трудовой функции на стационарном рабочем месте).

При этом в соответствии с п.2 приложения № 1 к приказу МЧС России № 1120 руководитель организаций и граждане определяют в зависимости от структуры объекта защиты и численности работников или служащих порядок и сроки обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность, по программам противопожарного инструктажа, с учетом требований нормативных правовых актов Российской Федерации, предусматривающие, в том числе: виды противопожарных инструктажей для обучения надомников, дистанционных работников (при наличии таких работников), а также иные вопросы обучения, не урегулированные приказом МЧС России № 1120.

Разъяснение Светланы Подберезиной: если «дистанционка» — временное явление и работник появляется на объекте защиты, проведите ему обучение, противопожарные инструктажи и тренировки в полном обёеме. Если работник полностью работает дистанционно и никогда не появляется ни на одном объекте защиты работодателя, противопожарные инструктажи ему можно не проводить.

Возможна ли проверка знаний по ВКС?

Допускается ли проведение проверки знаний и умений лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность на объектах защиты в дистанционном формате без применения дистанционных образовательных технологий, например, посредством видео-конференц-связи и иных технологий передачи информации?

Разъяснение МЧС

П.18 приложения № 1 к приказу МЧС России № 1120 установлено, что проверка знаний и умений лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность на объектах защиты, требованиям, предусмотренным теоретической частью программ противопожарного инструктажа, осуществляется, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Пп.5 п.2 приложения № 1 к приказу МЧС России № 1120 установлено, что руководитель организации (гражданин) в зависимости от структуры объекта защиты и численности работников или служащих определяет форму реализации и процедуру проведения проверки соответствия знаний и умений лиц, осуществляющих трудовую и служебную деятельность на объектах защиты, требованиям, предусмотренным программами противопожарного инструктажа.

Совет от Светланы Подберезиной: если программой обучения предусмотрена возможность проведения проверки знаний по ВКС — проводите. Но я советую это делать только в том случае, если со 100% гарантией можете идентифицировать личность человека.

Нужно ли переделывать журналы с 1 сентября 2025 года?

Необходимо ли перерабатывать действующие журналы учёта противопожарных инструктажей в связи с вступлением с 01.09.2025 приказа МЧС России № 1120?

Разъяснение МЧС

Вступление в силу с 01.09.2025 приказа МЧС России № 1120, отменяющего действие приказа МЧС России № 806, не устанавливает требований к переработке имеющихся журналов противопожарных инструктажей.

Новая форма журнала обязательная или рекомендуемая?

По какой причине разработчик сделал отметку «Рекомендуемый образец» в приложении к приложению № 1 приказа МЧС России № 1120, где приведена форма журнала учёта противопожарных инструктажей? Действующий приказ МЧС России № 806 также имеет такое приложение, но при этом включён в реестр обязательных требований. Почему в нормативном документе, содержащем обязательные требования, имеются рекомендованные положения?

Разъяснение МЧС

В связи с тем, что приказ МЧС России № 1120 является нормативным правовым актом, его положения после внесения в реестр обязательных требований в силу статьи 10 Федерального закона от 31.08.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» также будут предметом оценки органов государственного пожарного надзора.

Одновременно ст.25 Федерального закона № 69-ФЗ МЧС России не уполномочено на утверждение формы журнала учёта противопожарных инструктажей. В связи с этим приказом МЧС России № 1120 установлен рекомендуемый образец такого журнала. Ограничения на указание дополнительных сведений в журнале учёта противопожарных инструктажей законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности не установлены.

Записи в журнале учёта противопожарных инструктажей ведутся таким образом, чтобы заинтересованные лица, в том числе должностное лицо органа государственного пожарного надзора могли оценить соответствие объёма противопожарных инструктажей по видам и срокам их проведения требованиям, установленным приказом МЧС России № 1120.

Вывод: форма журнала учёта противопожарных инструктажей рекомендуемая.

Каков срок отстранения тех, кто не прошёл проверку знаний?

В п.20 приказа МЧС России № 1120 указано, что лица показавшие неудовлетворительные результаты проверки знаний к трудовой деятельности не допускаются. Также не указано на какой срок и кем оформляется отстранение от выполнения трудовой деятельности.

Разъяснение МЧС

В соответствии с пп.5 п.2 приказа МЧС России № 1120 форму реализации и процедуру проведения проверки соответствия знаний и умений лиц, осуществляющих трудовую деятельность на объектах защиты, требованиям, предусмотренным программами противопожарного инструктажа, определяет руководитель организации (гражданин).

Вывод: срок отстранения и срок назначения повторной проверки знаний нормативно не установлены.

Совет от Светланы Подберезиной: длительное остранение работника невыгодно ни ему самому, ни работодателю. Если будете их устанавливать, делайте равными сроку обучения с возможностью досрочной явки в дату по согласованию с проверяюшим.

Нужно ли фиксировать в журнале неудовлетворительный результат проверки знаний?

Каким образом фиксировать в журнале противопожарных инструктажей неудовлетворительные результаты проверки знаний и ознакомление с результатом инструктируемого? В приложенной форме журнала не предусмотрен столбец для такой записи.

Разъяснение МЧС

В п.20 приказа МЧС России № 1120 указано, что в журнал противопожарных инструктажей вносится запись о неудовлетворительных знаниях.

Приложением к порядку, видам, срокам обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность, по программам противопожарного инструктажа (приложение № 1 к приказу МЧС России № 1120) установлен рекомендуемый образец журнала учёта противопожарных инструктажей, который может быть доработан исходя из потребностей.

Ограничения на введение дополнительных граф в рекомендуемый образец журнала учёта противопожарных инструктажей законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности не установлены.

Вывод: «двоечников» вписывать в журнал обязательно. Специально для них можно «доработать» форму журнала.

Совет от Светланы Подберезиной: 

  1. Не позорьтесь! Сами же обучили человека как попало. Его «неуд.» – это ваш «неуд.»!
  2. Если сделаете, как советует МЧС, то однажды, как неугодного «закошмарить» могут вас! Нельзя исключать такой вариант развития событий.

Нужно ли инструктировать подрядчиков?

Является ли обязанностью проведение вводного противопожарного инструктажа для работников подрядных организаций?

Разъяснение МЧС

П.3 Правил противопожарного режима (ППР № 1479) установлено, что лица допускаются к работе на объекте защиты только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности. Аналогичные требования установлены п.1 приложения № 1 к приказу МЧС России № 1120.

П.5 приложения № 1 к приказу МЧС России № 1120 установлено, что противопожарный инструктаж проводится в целях доведения до лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность, обязательных требований пожарной безопасности, ознакомления с пожарной и взрывопожарной опасностью технологических процессов, производств и оборудования, имеющимися на объекте защиты системами предотвращения пожаров и противопожарной защиты, а также отработки действий в случае возникновения пожара.

При этом, п.2 приложения № 1 к приказу МЧС России № 1120 установлено, что руководитель организации (гражданин) определяет в зависимости от структуры объекта защиты и численности работников или служащих порядок и сроки обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность, по программам противопожарного инструктажа, с учётом требований нормативных правовых актов Российской Федерации.

Вывод: лучше провести, чем не провести.

Кто проводит противопожарный инструктаж с работниками подрядной организации, прибывшими для выполнения различного рода работ на объект?

Разъяснение МЧС

В соответствии с пп.2 п.2 приложения № 1 к приказу МЧС России № 1120 руководитель организации (гражданин) определяет порядок и сроки обучения лиц мерам пожарной безопасности, в котором устанавливает в том числе кто проводит противопожарные инструктажи работников подрядной организации: руководитель организации (гражданин) (назначенное ответственное лицо для осуществления данной функции) или руководитель подрядной организации (назначенное ответственное лицо для осуществления данной функции в подрядной организации), а также возможность совмещения вводного и первичного инструктажей.

Вывод: совмещение инструктажей возможно и должно быть предусмотрено порядком обучения мерам пожарной безопасности в организации. Инструктаж проводит лицо, назначенное руководителем. 

Возможно ли совмещение проведения вводного и первичного противопожарных инструктажей?

Возможно ли совмещение проведения вводного и первичного противопожарных инструктажей? Какой противопожарный инструктаж (вводный и первичный или достаточно только первичного) проводится с работниками подрядной организации, прибывшими для выполнения различного рода работ на объектах организации?

Разъяснение МЧС

Возможность совмещения проведения вводного и первичного противопожарных инструктажей определяется руководителем организации (гражданином) на основании пп.2 п.2 приложения № 1 к приказу МЧС России № 1120 в определяемом им порядке обучения лиц мерам пожарной безопасности.

Вывод: совмещение инструктажей возможно и должно быть предусмотрено порядком обучения мерам пожарной безопасности в организации.

Можно ли регистрировать проведение противопожарного инструктажа в электронном виде и подтверждать это электронной подписью?

Разъяснение МЧС

В соответствии с п.4 приложения № 1 к приказу МЧС России № 1120 теоретическую часть обучения по программам противопожарного инструктажа допускается реализовывать с применением дистанционных образовательных технологий.

Пунктами 22, 23 приложения № 1 к приказу МЧС России № 1120 закреплено право оформления журнала противопожарных инструктажей в электронном виде.

При этом допускается возможность фиксации результатов обучения и проверки соответствия знаний и умений лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организации, требованиям, предусмотренным программами противопожарного инструктажа, путем подписания работником (служащим) и лицом, проводившим противопожарный инструктаж, документов, определяемых порядком обучения лиц мерам пожарной безопасности в организации, определяемом руководителем организации (гражданином) в соответствии с п.2 приложения № 1 к приказу МЧС России № 806, электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона № 63-ФЗ.

Вывод: противопожарный инструктажи можно фиксировать в электронном журнале с применением электронных подписей инструктирующего и инструктируемого. Установите такую возможность в порядке обучения мерам пожарной безопасности в организации.

Может ли УЦ провести теоретическую часть инструктажа дистанционно?

Может ли противопожарный инструктаж (теоретическая часть) быть проведён организацией, осуществляющей образовательную деятельность, на объекте защиты организации-заказчика на основании разработанной программы с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения?

Разъяснение МЧС

В соответствии с п.2 приложения № 1 к приказу МЧС России № 1120 руководитель организации (гражданин) определяет порядок и сроки обучения лиц мерам пожарной безопасности.

В соответствии с п.6 приложения № 1 к приказу МЧС России № 806 к проведению противопожарных инструктажей на основании гражданско-правового договора могут привлекаться лица, прошедшие обучение мерам пожарной безопасности по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности, либо имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование по специальности «Пожарная безопасность» или направлению подготовки «Техносферная безопасность» по профилю «Пожарная безопасность».

Таким образом, организация, осуществляющая образовательную деятельность, имеющая в своем составе указанных специалистов, может проводить противопожарные инструктажи на объектах защиты организации-заказчика.

В соответствии с п.1 приложения № 3 к приказу МЧС России № 1120 программы противопожарного инструктажа утверждаются руководителем организации-заказчика или лицами, назначенными руководителем организации-заказчика ответственными за обеспечение пожарной безопасности на объектах защиты.

В соответствии с п.4 приложения № 1 к приказу МЧС России № 1120 в рамках теоретической части обучения программы противопожарного инструктажа могут реализовываться дистанционно.

Вывод: для проведения противопожарных инструктажей можно привлечь образовательную организацию. Она может провести теоретическую часть инструктажа дистанционно, в том числе в электронно.

Обязательно ли проводить практическую часть противопожарных инструктажей?

Обязательно ли проводить практическую часть противопожарных инструктажей? Какие требования предъявляются к проведению практических занятий при реализации программ противопожарных инструктажей?

Разъяснение МЧС

В соответствии с п.3 приложения № 1 к приказу МЧС России № 1120 обучение мерам пожарной безопасности по программам противопожарного инструктажа должно содержать теоретическую и практическую части.

Практическая часть первичного и повторного противопожарных инструктажей в соответствии с пп.9 п.2 и п.3 приложения № 2 к приказу МЧС России № 1120 включают в себя практическую тренировку по отработке действий при возникновении пожара, по отработке умений пользоваться первичными средствами пожаротушения, в том числе пожарными кранами и средствами обеспечения их использования (при наличии), средствами индивидуальной защиты, средствами спасения и самоспасания (при их наличии). Объём и содержание практической части определяются руководителями организаций (гражданами).

На основании пунктов 4 и 5 приложения № 2 приказу МЧС России № 1120 руководителями организаций (гражданами) в каждом конкретном случае в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость их проведения, определяются объём и содержание практической части (необходимость практической части) программ внепланового противопожарного инструктажа, целевого противопожарного инструктажа, объем и содержание практической части (необходимость практической части) программ противопожарных инструктажей надомников, дистанционных работников.

Вывод: практическая часть инструктажа обязательна и должна включать в себя практическую тренировку по отработке действий при возникновении пожара, по отработке умений пользоваться первичными средствами пожаротушения.

Зачем в программах обучения мерам пожарной безопасности введён раздел о мерах пожарной безопасности в зданиях для проживания людей?

Разъяснение МЧС

Гибель людей в жилом секторе составляет 90% от общего числа погибших на пожарах в Российской Федерации.

В рамках реализации ст.37 Федерального закона № 69-ФЗ руководитель организации обязан проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности.

В этих целях приложением № 2 к приказу МЧС России № 1120 в программы противопожарных инструктажей и приложения № 1, № 2, № 3, № 4, № 5 к приказу МЧС России № 596 в типовые дополнительные профессиональные программы введены обязательные разделы о мерах пожарной безопасности в зданиях для проживания людей.

Вывод: надо, значит надо!

Планирует ли МЧС уточнить категорию лиц, подлежащих обучению?

Возможно ли включение в новую редакцию приказа следующих предложений:

2. Категории лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам — программам профессиональной переподготовки в области пожарной безопасности:

2) лица, указанные в пункте 1 настоящего приложения, не имеющие профессиональных компетенций в области пожарной безопасности, приобретенных в период получения среднего профессионального образования и (или) высшего образования (не имеющие документов, подтверждающих прохождение лицом обучения по учебному предмету (курсу, дисциплине, модулю), связанному с обеспечением пожарной безопасности), а также лица, ранее не прошедшие обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности — программам профессиональной переподготовки, программам повышения квалификации;

Разъяснение МЧС

Предложение не может быть принято по следующим причинам:

Во-первых, лицо, прошедшее обучение по дополнительной профессиональной программе в области пожарной безопасности — программе профессиональной переподготовки, получает квалификацию «Специалист по противопожарной профилактике», так как такое обучение может осуществляться только по программе, разработанной на основании типовой дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки для получения квалификации «Специалист по пожарной профилактике», утвержденной приказом МЧС России № 596. Повторное обучение по программе профессиональной переподготовки для подтверждения квалификации законодательством об образовании не предусмотрено.

Во-вторых, предлагаемая редакция содержит положение о том, что лицо, прошедшее обучение по дополнительной профессиональной программе в области пожарной безопасности — программе повышения квалификации, может не проходить обучение по дополнительной профессиональной программе в области пожарной безопасности — программе профессиональной переподготовки, что противоречит положениям приказа МЧС России № 1120.

Для обучения по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации в области пожарной безопасности лица, указанные в п.1 приложения № 4 к приказу МЧС России № 1120, должны отвечать одному или сочетанию следующих требований:

  • иметь среднее профессиональное и (или) высшее образование по специальности «Пожарная безопасность» или направлению подготовки «Техносферная безопасность» по профилю «Пожарная безопасность»;
  • пройти обучение по дополнительной профессиональной программе — программе переподготовки в области пожарной безопасности;
  • иметь профессиональные компетенции в области пожарной безопасности, приобретенные в период получения среднего профессионального образования и (или) высшего образования не пожарно-технического профиля.

В-третьих, что касается обучения мерам пожарной безопасности работника по дополнительным профессиональным программам — программам повышения квалификации в области пожарной безопасности без соблюдения вышеназванных требований, то такое обучение не противоречит законодательству об образовании и способствует повышению уровня знаний такого лица в области пожарной безопасности, но не является основанием для назначения его ответственным за обеспечение пожарной безопасности на объектах защиты, возложения трудовой функции по проведению противопожарных инструктажей.

Вывод: 6 лет (очень на это надеемся!) будем работать с теми категориями, которые есть.

Резюме

С 1 сентября 2025 года ранее данные разъяснения, направленные информационными письмами МЧС России от 22.12.2021 № ИВ-19-1999 и от 04.05.2022 № ИВ-19-751 считаются недействительными.

По традиции, МЧС отметило, что информационное письмо со свежими разъяснениями (от 17.04.2025 № ИВ-19-4-710) не содержит правовых норм, носит информативный характер, а содержащиеся в нём разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний временного или постоянного характера.

Информационное письмо от 17.04.2025 № ИВ-19-4-710

Продолжение следует…

Реклама i
x
ИП Хабиров Антон Рифович ИНН: 143405971558, ОГРН: , Ссылка: сайт, Erid: 2VtzqvHCDZ1
Оцените этот материал
4.9 / 10
Добавить в избранное
Оставить комментарий

Error messages

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю своё согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

документы СУОТ скачать