Приветствуем подписчиков PRO.
Из статьи вы узнаете, какие новшества принёс новый Порядок, и что осталось неизменным.
Что и зачем изменили?
С 1 сентября 2025 года Новый Порядок обучения заменил собой старый Порядок и будет действовать до 1 сентября 2031 года.

Актуализировать Порядок потребовалось из-за того, что это догильотинный документ. То есть, он вступил в силу до 1 января 2021 года. Применение его было ограничено 1 сентября 2025 года.
Кроме того, указанный Порядок привели в соответствие с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в новой редакции.
С 1 сентября 2025 года вступили в силу новшества, внесённые в Федеральный закон № 273-ФЗ Федеральными законами:
- от 21.04.2025 № 85-ФЗ, № 86-ФЗ и №100-ФЗ;
- от 23.05.2025 № 114-ФЗ.
Два ключевых изменения касаются дополнительного профессионального образования:
Для кого обязателен порядок?
Новый Порядок обучения, как и старый, является обязательным:
- для организаций дополнительного профессионального образования;
- образовательных организаций высшего образования;
- профессиональных образовательных организаций;
- организаций, осуществляющих обучение (научные организации или иные юридические лица).
Кого примут на обучение по ДПО?
Новый Порядок установил право образовательных организаций на приём на обучение по дополнительным профессиональным программам на условиях, определяемых локальными нормативными актами такой организаций, который разработан в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч.5 ст.55 Федерального закона № 273-ФЗ).
Но, как и прежде, к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:
- лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
- лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
Тех, кто имеет только школьное образование и не пошёл обучаться дальше, нельзя заявлять и принимать на обучение по программам повышения квалификации или профпереподготовки.
В новом Порядке уточнили, что обучение осуществляется на основании договора, заключаемого в простой письменной форме
Старый Порядок | Новый Порядок |
---|---|
Организация осуществляет обучение по дополнительной профессиональной программе на основе договора об образовании, заключаемого со слушателем и (или) с физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение, либо за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации. | Организация осуществляет образовательную деятельность по дополнительной профессиональной программе на основании договора об образовании, заключаемого в простой письменной форме с лицом, зачисляемым на обучение, и (или) с физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение, либо за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации. |
По сути, этим положением закрепили имеющуюся практику.
Какие требования предъявляются к программам?
Как и ранее, дополнительное профобразование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ:
- программ повышения квалификации;
- программ профессиональной переподготовки.
Программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки отличаются целью, продолжительностью, содержанием, сроками освоения и выдаваемым документом
Критерии сравнения | Дополнительная профессиональная программа | |
Программа повышения квалификации | Программа профессиональной переподготовки | |
Цель программы | Совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации | Получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации |
Минимальный срок реализации | 16 часов | 250 часов |
Документы, выдаваемые при успешном освоении программы | Удостоверение о повышение квалификации | Диплом о профессиональной переподготовке |
Структура программы | Должно быть представлено описание перечня профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения. | Должны быть представлены: – характеристика новой квалификации и связанных с ней видов профессиональной деятельности, трудовых функций и (или) уровней квалификации; – характеристика компетенций, подлежащих совершенствованию, и (или) перечень новых компетенций, формирующихся в результате освоения программы. |
В новом Порядке уточнили требования к содержанию программ обучения. При составлении содержания дополнительной профессиональной программы (и (или) отдельных её компонентов (дисциплин (модулей), практик, стажировок)) нужно учитывать:
1. профессиональные стандарты;
2. квалификационные требования, указанные:
- в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям;
- в федеральных законах и других нормативных правовых актах РФ о государственной службе.
Программы профессиональной переподготовки организации разрабатывают на основании установленных квалификационных требований, профстандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ.
При наличии примерной дополнительной профессиональной программы или типовой дополнительной профессиональной программы, разработанной и утвержденной уполномоченным федеральным госорганом в случаях, установленных Законом № 273-ФЗ, соответствующая программа разрабатывается в соответствии с примерной дополнительной профессиональной программой или типовой дополнительной профессиональной программой.
Порядок разработки и утверждения дополнительных профессиональных программ устанавливается локальными нормативными актами организации.
– программы с гостайной;
– программы в области информационной безопасности.
Примеры существующих типовых программ по пожарной и промышленной безопасности:
🔸 МЧС России утв. приказом от 05.09.2021 № 596.
🔸 Типовые дополнительные профессиональные программы в области пожарной безопасности (с изменениями на 6 июня 2022 года), МЧС России утв. приказом от 15.11.2022 № 1156.
🔸 Типовые дополнительные профессиональные программы, применяемые при обучении работников соискателей лицензии или лицензиатов, осуществляющих лицензируемые виды деятельности в области пожарной безопасности, а также физических лиц, осуществляющих проектирование средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений,
Ростехнадзор утв. приказом от 13.04.2020 № 155 Типовые дополнительные профессиональные программы в области промышленной безопасности по требованиям промышленной безопасности:
- в металлургической промышленности (Б.3);
- в горнорудной промышленности (Б.4);
- в угольной промышленности (Б.5);
- в области маркшейдерского обеспечения горных работ (Б.6);
- на объектах газораспределения и газопотребления (Б.7);
- к оборудованию, работающему под давлением (Б.8);
- к подъемным сооружениям (Б.9);
- при транспортировании опасных веществ (Б.10);
- на объектах хранения и переработки растительного сырья (Б.11);
- относящимся к взрывным работам (Б.12).
🔸 Ростехнадзор утв. приказом от 29.12.2006 № 1155 Типовую программу по курсу «Промышленная, экологическая, энергетическая безопасность, безопасность гидротехнических сооружений» для предаттестационной (предэкзаменационной) подготовки руководителей и специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Это блочно-модульная программа, которая состоит из пяти блоков с несколькими включёнными в них модулями:
Блок 1. Общие вопросы промышленной, экологической, энергетической безопасности и безопасности гидротехнических сооружений.
Блок 2. Промышленная безопасность.
Модуль 2.1. Общие требования промышленной безопасности.
Модуль 2.2. Специальные требования промышленной безопасности.
Блок 3. Экологическая безопасность.
Блок 4. Энергетическая безопасность.
Модуль 4.1. Общие требования энергетической безопасности.
Модуль 4.2. Специальные требования энергетической безопасности.
Блок 5. Безопасность гидротехнических сооружений объектов промышленности и
энергетики.
Модуль 5.1. Общие требования безопасности гидротехнических сооружений объектов промышленности энергетики.
Модуль 5.2. Специальные требования безопасности гидротехнических сооружений
объектов промышленности и энергетики.
Новый порядок обучения установил чёткие требования к структуре программа. Для определения структуры дополнительной профессиональной программы и трудоемкости её освоения может применяться система зачетных единиц. Количество зачетных единиц по дополнительной профессиональной программе устанавливает организация.
Структура дополнительной профессиональной программы включает:
- цель;
- комплекс основных характеристик образования (объём, содержание, планируемые результаты);
- организационно-педагогических условий, представленный в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей);
- иных компонентов, оценочных и методических материалов, форм аттестации.

По решению организации в состав дополнительной профессиональной программы могут быть включены другие материалы.
Обучение в форме стажировки: что нового?
Новый Порядок предусматривает, что дополнительная профессиональная программа полностью или частично может реализовываться в форме стажировки.
Спасибо за материал. Хорошо хоть где-то стабильность имеется)