Соответствующий приказ Ростехнадзора от 11.12.2023 № 447 опубликован на портале правовой информации.
В НП-043-18 внесли пять ключевых поправок, которые касаются:
- сферы регулирования Правил;
- габаритов кабин;
- тормозов;
- расчётов сейсмостойкости;
- ТО полярных кранов.
Разберём их подробнее.
Сузили сферу регулирования Правил
Из-под действия НП-043-18 выводятся краны:
1) установленные на любых плавучих средствах, а не только на те, что установлены на плавсредствах с ядерными реакторами и судах атомно-технологического обслуживания;
2) общепромышленного назначения (включая автомобильные), в отношении которых действуют ФНП ПС[1]:
- применяемые на ОИАЭ[2] вне помещений, в которых располагаются системы и элементы, важные для безопасности ОИАЭ;
- расположенные на причалах и территориях портов и организаций, осуществляющих в соответствии с требованиями НП-053-16[3] перемещение ядерных материалов, радиационных источников, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов между судами и объектами портов (организаций), железнодорожным и автомобильным транспортом, а также между объектами портов (организаций) и железнодорожным, автомобильным транспортом;
- осуществляющие в соответствии с требованиями НП-053-16 перемещение ядерных материалов, радиационных источников, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов на маршруте следования.
Разрешили уменьшать кабины стреловых самоходных кранов
Для стреловых самоходных кранов, применяются для перемещения грузов в помещениях[4], где расположены системы и элементы, важные для безопасности ОИАЭ разрешили[5] уменьшать габариты кабины:
- высоту до 1 500 мм;
- ширину — до 800 мм[6].
Для других кранов группы В внутренние размеры кабины должны быть не менее:
- высота — 2000 мм,
- ширина — 900 мм,
- длина — 1300 мм;
- объём должен быть не менее 3 м.
В кабине должен быть обеспечен свободный доступ к расположенному в ней оборудованию.
Изменили требования к тормозам кранов
Исключили требование о том, что обкладки тормозов всех типов кранов не должны содержать асбест[7].
Требование о том, что приводы всех механизмов кранов должны иметь автоматически действующие тормоза, не будет распространяться на механизмы с гидравлическим приводом, в которых в качестве исполнительного устройства используется гидроцилиндр[8].
Изменили требования к расчётам сейсмостойкости
Исключили норму, согласно которой расчёт на сейсмостойкость кранов группы Б и группы В разрешается проводить статическим методом с учётом расчётного уровня сейсмического воздействия на высотной отметке установки рельсового пути (для надземного рельсового пути)[9].
Изменили требования к техническому освидетельствованию кранов
Полярные краны нужно будет подвергать частичному техническому освидетельствованию в соответствии с утверждённой в эксплуатирующей организации программой проверки работоспособности механизмов, электрооборудования, приборов безопасности, тормозов и ходовых колёс, а также аппаратуры управления, освещения и сигнализации перед очередным планово-предупредительным ремонтом не реже одного раза в топливную кампанию, а полному техническому освидетельствованию — не реже одного раза в 5 лет.
На этом всё.
Продолжение следует…
[1] Требования приказа Ростехнадзора от 26.11.2020 № 461 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъёмные сооружения»»
[2] объекты использования атомной энергии
[3] ФНП Правила безопасности при транспортировании радиоактивных материалов (НП-053-16), утв. приказом Ростехнадзора от 15.09.2016 № 388
[4] Краны группы В
[5] пункт 173 НП-043-18
[6] подпункт 5.3 пункта 5 ГОСТ 33173.2-2023 «Межгосударственный стандарт. Краны грузоподъёмные. Кабины. Часть 2. Краны стреловые самоходные»
[7] пункт 46 НП-043-18
[8] пункт 253 НП-043-18
[9] пункт 304 НП-043-18