Приветствую, уважаемые друзья! Интересные выводы вас ждут из разъяснений батюшки-Минтруда, которые он дал в связи с утверждением типового положения о системе управления охраной труда (СУОТ).
Напомню, типовое положение о системе управления охраной труда было утверждено приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.08.2016 г. № 438н. В законную силу данное положение вступило 28.10.2016 года.
После того, как новое типовое положение о СУОТ вышло в свет, многие спецы по охране труда задались вопросом, что делать с положениями о системе управления охраной труда (положениями по охране труда), которые они разработали и внедрили у себя в организации до того, как появилось типовое положение.
Вот что по этому поводу разъясняет заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации Лекарев Григорий Григорьевич:
В целях реализации положений статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.08.2016 г. № 438н утверждено Типовое положение о системе управления охраной труда.
Типовое положение о системе управления охраной труда разработано в целях оказания содействия работодателям при создании и обеспечении функционирования системы управления охраной труда, разработки положения о системе управления охраной труда, содержит типовую структуру и основные положения о системе управления охраной труда.
В соответствии с требованиями статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда.
В то же время следует отметить, что работодателям при реализации полномочий, предусмотренных статьёй 212 Трудового кодекса Российской Федерации, необходимо руководствоваться Типовым положением о системе управления охраной труда с учётом специфики своей деятельности.
В связи с чем Типовое положение содержит указание на возможную вариативность отдельных его норм при условии соблюдения государственных нормативных требований охраны труда.
Одновременно Григорий Григорьевич информирует, что утверждение Типового положения не влечёт за собой необходимость переработки ранее разработанных и применяемых работодателями положений о системе управления охраной труда, обеспечивающих соблюдение государственных нормативных требований охраны труда.
Конец разъяснения.
Т.е. вывод такой: если ранее было разработано положение о СУОТ (положение по охране труда), которое обеспечивает по своему содержанию соблюдение действующих требований по охране труда, новое положение о СУОТ можно не разрабатывать.
На этом всё. Если информация оказалась полезной, то ставим звёздочки и делимся ссылкой на эту заметку в своих социальных сетях, форумах и т.д. 😉 Спасибо за поддержку!
Я так и не понял, может ли работодатель включать в свое положение о СУОТ процедуры, которых нет в типовом положении о СУОТ, утвержденном приказом Минтруда от 19.08.2016 № 438н?
Подскажите, пожалуйста. Чем отличается Положение об охране труда от Положения о СУОТ? Это разные документы? В чем их принципиальные отличия?
Добрый день .Подскажите пожалуйста . У нас малое предприятие — 50 человек , нам обязательно создавать комиссию по ОТ , и надо ли разрабатывать СОУТ ?
Добрый день. Подскажите в чем отличие Положение о СУОТ от Положения об охране труда?
«Т.е. вывод такой: если ранее было разработано положение о СУОТ (положение по охране труда), которое обеспечивает по своему содержанию соблюдение действующих требований по охране труда, новое положение о СУОТ можно не разрабатывать».
Немного не так: если ранее было разработано положение о СУОТ (положение по охране труда), которое обеспечивает по своему содержанию соблюдение действующих требований по охране труда, указанных в том числе в Типовом положении о СУОТ, то новое положение о СУОТ можно не разрабатывать». Но доработать действующее придется, приведя его в соответствие с требованиями Типового положения,
А кто должен СУОТ разрабатывать, чья должность должна быть в разработчиках?
СУОТ не разрабатывается, а создается
«Статья 212. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда
Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Работодатель обязан обеспечить:
создание и функционирование системы управления охраной труда;
(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ)
Любое лицо, обладающее достаточными знаниями в данной области. Специалист по ОТ — не в каждой организации. Если какой-либо работник (даже дворник) Вашей организации способен это сделать, пусть сделает, отблагодарите потом премией за помощь, если таковых нет — можете заключить договор на оказание услуг в любой сторонней организации или физическим лицом, главное изначально правильно сформулируйте ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ, а именно что Вы хотите иметь в результате внедрения данной системы.
Специалист по охране труда.
Но тем не менее Работодатель должен демонстрировать её наличие и функционирование!
Можно вообще ни чего не разрабатывать, но Система должна быть даже если Вы используете Международные стандарты менджмента OHSAS 18001:2007 или гормонизированные Российские варианты.
В которых существует определение, что процедура не обязательно может быть документированна. (3.20 OHSAS 18001:2007)
Я пока не встречал на просторах нормативов ОТ требований требований к документарному составу процедур определяющих СУОТ в том числе и самого и обязательность наличия самого Положения СУОТ! Подобная практика пока реализована господами Ростехнадзора!
Документарно — только составные части. В виде отдельных стандартов, регламентов и т.п. Само Положение о СУОТ не обязательно
У меня вопрос: Можно ли брать типовое положение и убрав некоторые пункты утверждать его как положения предприятия о СУОТ? либо все же надо его доработать под свою организацию? Спрашиваю т.к. возник спор с ответственным по О.Т. Он доказывает что ничего менять не стоит т.к. типовое положение и так прописано для всех,… а я ему пытаюсь доказать что некоторые пункты из типового положения надо все же расписать конкретно…ну к примеру уровни управления СОУТ…. вот кто прав?
Заранее спасибо!
Типовое положение — нормативный акт, предлагаемый (Правительством, Министерством и т.п.) его автором, для основы распорядительного акта Вашей организации. Разрешить Ваш спор может Руководитель, так как он за всё это отвечает (обязан, вправе, имеет право …) в соответствии с действующими НПА. Принимая во внимание, что Вы или Ваш ответственный по ОТ можете не знать стратегических планов развития организации, то лучше будет уточнить: Следует ли сегодня отображать в Приказах (расспоряжениях) по организации требования, которые возможно лет через 15-20, могут иметь место? (Например планируется построить многоэтажное здание с лифтом, а требования весь работающий персонал — должен знать уже сегодня). Если Ваш руководитель примет решение нужно (лить воду), то значит нужно. Если примет решение, не нужно тратить лишнюю бумагу и заниматься нормотворчеством, значит будет не нужно. Прав тот,у кого больше прав (в Вашем случае у Руководителя), но никто Вам не может запретить права на обращение в Суд (у него больше прав).
ваш специалист дундук я тоже из крыма советую взять ВРД 2001 года от Газпрома России за основу и переделать под себя в соответствии с новой типовой формой
Да как угодно!….Всё уже написано в письме Минтруда! Система это общий порядок….так, что Положение по СУ определяет основную концепцию и дает шанс облегчить многим учесть соблюдать требования 212 статьи. Если Ваша СУОТ будет функционировать и в области ОТ Вы будете добиваться необходимых улучшений и динамика этих улучшений будет расти…то Вы молодцы…в правильном направлении идёте Товарищи!
Григорий, Вы простите, достали уже со своим тупым вопросом. Размещение его здесь на блоге, в чате, обращение кнопку сервиса «задать вопрос» это для Вас лично способ показать свою компетентность, как специалиста в области охраны труда или способ пофлудить?
я не специалист в области охраны труда…! поэтому и спрашиваю….это первое, а второе то что я из Крыма…и мы только все переходим под Российское законодательство, Вы сами понимаете что всего очень много…хочется ничего не упустить!
Очень полезная информация.Спасибо.
Приветствую! Кто-нибудь слышал о введении с марта 2017 г. обязательной системы оценки рисков ???
Слышали и видели, законопроект предусматривающий комплексное изменение в 10 главу ТК РФ, наши гениальные законотворцы все пытаются систему охраны труда в РФ подогнать под ГОСТ Р 54934-2012 «Национальный стандарт Российской Федерации Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования». Но только делают это кусками в бессистемном порядке, не представляя даже как это должно работать на уровне государства и уровне любой организации.
Глава 10 ТК РФ это статьи 56-62 раздела III и относится она к вопросам Трудового договора. Любая СИСТЕМА состоит из частей, элементов, блоков и т.п.. Если сомневаетесь в компетенции профильного комитета Госдумы РФ — боритесь за роспуск, предложите свою кандидатуру, тем более если Вы готовы предложить свой вариант. Системность подхода Вы вправе отследить через официальные сайты Госдумы, Министерств, ведомств и т.д. Вы имеете полное право на обращение к разработчикам любого НПА, а они ОБЯЗАНЫ Вам ответить в сроки, определенные Федеральным законом «Об обращении граждан». Рад, что проявляете свою гражданскую позицию в нужном направлении.
Антон, приветствую Вас!!! Подскажите пожалуйста, в положении (старого образца) о СУОТ в нашей организации Общие положения содержат данный текст:» Настоящее положение разработано в соответствии с требованиями Трудового кодекса Российской Федерации и Положения о системе управления охраной труда в Оренбургской области от 14.04.2000г №457Р.» А что на новом нужно написать в связи с изменениями от 19.08.2016г №438н????? Спасибо заранее!!
Здравствуйте, Олег.
1.1. Настоящее Положение о системе управления охраной труда (далее – положение о СУОТ) разработано в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Типовым положением о системе управления охраной труда, утверждённым приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 августа 2016 года № 438н и иными нормативными правовыми актами, международными, межгосударственными и национальными стандартами и в области охраны труда.
Спасибо Вам, Антон!
Добрый день.
Кто новый СУОТ разработал дайте списать плиз ;-))
«А сегодня в завтрашний день не все могут смотреть. Вернее смотреть могут не только лишь все, мало кто может это делать»))
Антон проконсультируйте, пожалуйста! Надо ли разрабатывать Положение о системе управления охраной труда в компании с численностью менее 20 человек офисных работников (продажи)?
Для начала этот документ посмотрите — Федеральный закон от 03.07.2016 N 348-ФЗ. А потом решайте, как поступить.
кстати да.
Я думаю, что в любом случае надо. Пусть хоть на трёх листах, но будет положение о СУОТ.
Менее 20 это сколько? Из типового положения:
п. 3. ….
Структура СУОТ у работодателей, численность работников которых составляет менее 15 человек, может быть упрощенной при условии соблюдения государственных нормативных требований охраны труда. Упрощение осуществляется с учётом специфики деятельности работодателя путём сокращения предусмотренных пунктом 19 настоящего Типового положения уровней управления между работником и работодателем в целом с установлением обязанностей в соответствии с пунктами 22 и 25 настоящего Типового положения.
…
п. 19. В качестве уровней управления могут рассматриваться:
а) уровень производственной бригады;
б) уровень производственного участка;
в) уровень производственного цеха (структурного подразделения);
г) уровень филиала (обособленного структурного подразделения);
д) уровень службы (совокупности нескольких структурных подразделений);
е) уровень работодателя в целом.
…
п. 22. На уровнях управления, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 19 настоящего Типового положения, устанавливаются обязанности в сфере охраны труда:
а) непосредственно работников;
б) руководителей трудовых коллективов (бригадира, мастера);
в) руководителей производственных участков, их заместителей;
г) руководителей производственных цехов (структурных подразделений), их заместителей;
д) специалистов по охране труда структурных подразделений (должностных лиц, на которых возложено исполнение функций специалиста по охране труда).
…
п. 25. На уровнях управления, указанных в подпунктах «д» и «е» пункта 19 настоящего Типового положения, устанавливаются обязанности в сфере охраны труда:
а) непосредственно самого работодателя, его представителей или назначенного им единоличного исполнительного органа;
б) заместителей руководителя организации по направлениям производственной деятельности;
в) заместителя руководителя, ответственного за организацию работ по охране труда.
Спасибо, Антон! Не заходила давно, не видела ответ.
Ну знаете, письмо, разъяснение — это все «Филькина грамота». Если это будет каким-либо образом отражено в самом приказе, например в заключительных статьях, то тогда думаю можно бы было этим руководствоваться, а так эх… на свой страх и риск.
Многое будет зависеть от адекватности ГИТ. Измеряться она (адекватность) будет по согласию или несогласию ГИТ с разъяснением, которое сделал вышестоящий руководитель.