Приветствую, друзья! Мартовская заметка про Питерскую ГИТ, судя по отголоскам из культурной столицы, попала точно в цель. Сейчас же речь пойдёт о ГИТ Курской области, с подачи которой межведомственным Советом были приняты решения, грубо нарушающие действующее законодательство Российской Федерации. Кто любит заметки с огоньком, смотрим дальше...

гит курской области

Всё началось с письма нашего коллеги Игоря, в котором он посетовал на один документ, согласно которому организациям разрешается проводить обучение по охране труда только в учебных центрах находящихся в Курской области, а если кто-то будет обучаться за пределами Курской области, в т.ч. дистанционно, то получит предписание с требованием пройти внеочередную проверку знаний в местных УЦ.

Правомерны ли такие требования со стороны ГИТ Курской области к местным организациям? Вот и мы задались этим вопросом, для чего устроили междусобойчик с привлечением нашего коллеги Сергея Гришанова, имеющего высокую компетентность в юридических вопросах.

Перед тем как перейти к разбору, предлагаю сначала ознакомиться с тем самым документом, который был принят в Курске.

Жёлтым цветом промаркирована ключевая часть по которой мы хорошенько проехались. Приведённая ниже информация поможет всем заинтересованным нанести контрудар по ГИТ, которая вышла за рамки здравого смысла и действующего законодательства.

Итак, межведомственным Советом Курской области было принято решение наказывать организации как минимум дополнительными расходами:

при выявлении факта прохождения руководителями организаций обучения и проверки знаний требований охраны труда в учебных центрах, не входящих в систему обучения по охране труда Курской области, вносить в предписания требование, обязывающее руководителей пройти внеочередную проверку знаний в областных обучающих организациях в объёме программ обучения, расположенных на территории Курской области.

А теперь тезисно о том, почему они (Администрация, ГИТ и еже с ними) неправы.

Решение межведомственного Совета противоречит как минимум требованиям закона о защите конкуренции.

1. Порядок проведения обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций определён постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 г. № 1/29 (скачать постановление 1/29).

Указанное постановление и Порядок не содержит требований о территориальной привязки обучающих организаций.

2. ч. 4 ст. 16 закона о защите конкуренции содержит прямой запрет на ограничения доступа на товарный рынок.

3. Закон о защите конкуренции направлен на предупреждение и пресечение:

  • монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
  • недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

В своём решении межведомственный Совет фактически ограничивает свободный рынок образовательных услуг, устанавливая дополнительные требования, не предусмотренные законодательством, при этом существенно возрастает коррупциогенность указанной сферы деятельности.

Кроме того бюджетные, казённые учреждения, муниципальные и государственные унитарные предприятия, осуществляющие свою деятельность в соответствии с требованиями Федерального закона № 44 ФЗ от 05.04.2013 г. оказываются вынужденными включать в документацию о закупке образовательных услуг противоречащее данному закону требования, а расположении обучающей организации в пределах одного региона, что влечёт за собой:

а) значительное ограничение участников закупки;

б) монопольное повышение стоимости образовательных услуг, в случае сговора между образовательными организациями;

в) наложение административного наказания на заказчика, и его должностных лиц до 50 тыс. рублей, в зависимости от конкретного вида нарушения и способа его квалификации.

4. Подобное решение, а особенно действия по выдачи предписаний вполне содержит в себе признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.9 Ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления, в соответствии с которой:

1. Действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 статьи 14.32 настоящего Кодекса, — влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Действия должностных лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, если такие должностные лица были ранее подвергнуты административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, — влекут дисквалификацию на срок до трёх лет.

С тезисами всё.

Как говорит один мой знакомый: «чем дальше в лес, тем больше дураков». Если ГИТ Курской области будет действовать согласно решения межведомственного Совета, то как инспектора ГИТ будут формулировать требование в предписании, при том, что сейчас проверки ГИТ осуществляются по утверждённым Рострудом проверочным листам? Как надо так вывернутся, чтобы решение работало? Судя по пункту 3 горе-решения, ГИТ надо будет отчитаться о выполнении до 31 декабря 2018 года.

О мотиве, из которого ГИТ Курской области так страстно беспокоится о местных учебных центрах, можно только догадываться и предполагать. Я думаю не одному мне известны инспектора ГИТ, чьи интересы пересекаются с учебными центрами, порой даже по семейным обстоятельствам. Конечно бывает и благородный мотив — чтобы деньги оставались в регионе. Только вот цинизм в том, что учебным центрам таких регионов почему-то никто не запрещает работать с другими регионами посредством дистанционного обучения и выездов, т.е. они могут проводить обучение в других регионах, а в их регионе они как бы сами разберутся.

К сожалению Курская область не единственный регион, в котором всяческие ограничения для бизнеса растут как грибы после дождя. Следующая заметка, наверное, будет про ГИТ Камчатского края, которая в одной упряжке с судом продавливают местные организации на то, чтобы они проходили обучение по охране труда в «своём» учебном центре, где стоимость обучения по охране труда для руководителей и специалистов по 40 часовой программе составляет, приготовьтесь, 7 820 рублей!!! Это почти в 4 раза больше чем у нас и в 2-3 раза чем в Московских УЦ. Типа ничего личного, это всего лишь бизнес.

На этом всё. Комментарии и рейтинговые звёздочки приветствуются! Спасибо за поддержку и участие!

Продолжение следует ...

Ты хочешь получать информацию,
но ты делаешь это без уважения

Будь моим подписчиком!