Ввести в законодательство, координирующее работу спасателей, понятие «оправданный риск» и «крайняя необходимость» предлагается проектом закона, который Госдума в среду приняла в первом чтении. Поправки должны защитить сотрудников экстренных служб от необоснованного привлечения к ответственности впоследствии. Сейчас из-за размытых формулировок после катастроф, стихийных и чрезвычайных происшествий спасатели и их руководители нередко оказываются на скамье подсудимых. И одно дело, когда командир действительно отдал неверный приказ, приведший к гибели людей, и совсем другое, когда спасатель просто выполнял свою работу, но всё равно оказался привлечённым по статье «халатность».
В настоящее время в законе есть понятие «обоснованный риск». Но оно никак не расшифровывается. И никто не понимает, где проходит граница между обоснованным и необоснованным риском. Поэтому проектом вводится новое заменяющее его понятие «оправданный риск». По замыслу авторов документа, это «правомерные необходимые и достаточные действия или бездействие в ситуации, требующей незамедлительного реагирования спасателя». Такие действия должны быть однозначно направлены «на спасение жизни и здоровья людей».
Ещё один признак, при котором действия спасателя впоследствии можно будет назвать «оправданно рискованными», — это угроза для жизни и здоровья как самих спасателей, так и (или) других лиц.
Также в проекте закона закрепляется понятие «крайней необходимости» — состояния, при котором «действие, причиняющее вред охраняемым законом интересам, совершено в целях устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам спасателя». В формулировке далее поясняется: «если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости».
Давно пора. Очень нужный закон.
Классный закон! Очень нужный. Только ни разу не слышал, чтобы у спасателей были проблемы такого рода. А вот у пожарных — такое да, у всех на слуху. Жаль, что этот закон не распространится на пожарных. Кстати, на фото именно они.
Спасибо