Обучение «по охране труда» или «требованиям охраны труда»: как правильно?

По вопросам обучения в области охраны труда (далее – ОТ) существует три близких понятия: «обучение по ОТ», «обучение требованиям ОТ» и «проверка знания требований ОТ». Разобрались, в чём здесь отличие.
Реклама i
x
ООО "АДЖАЙЛ СЕРВИС" ИНН: 7811802907, ОГРН: 1247800106432, Ссылка: сайт, Erid: 2VtzquYN7nD

Данными терминами обозначают взаимосвязанные процессы, а между первыми двумя есть ещё лексическая и смысловая схожесть. Всё это приводит к тому, что под ними понимают одно и то же — происходит подмена понятий. В частности, проведение обучения требованиям ОТ многими работодателями и даже специалистами по ОТ воспринимается, как организация проверки знания требований ОТ работников (с заседанием соответствующей комиссии, но без учебного процесса). Печально, что даже этот этап нередко проводится на формальном уровне без действительной оценки знаний, а только с составлением и подписанием протокола.

Несмотря на наличие взаимосвязи и общих признаков, перечисленные понятия являются разными.

Важно правильно их понимать — это защитит не только от терминологических ошибок, но и от лишних затрат.

Обучение по охране труда

Обучение по охране труда — процесс получения работниками, в том числе руководителями организаций, а также работодателями — индивидуальными предпринимателями знаний, умений, навыков, позволяющих формировать и развивать необходимые компетенции с целью обеспечения безопасности труда, сохранения жизни и здоровья. Работники, в том числе руководители организаций, и работодатели — индивидуальные предприниматели обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда.

(ч.1 ст.219 ТК РФ)

Далее перечислены виды обучения по ОТ (мероприятия), которые входят в его состав:

Обучение по охране труда предусматривает получение знаний, умений и навыков в ходе проведения:

  • инструктажей по охране труда;
  • стажировки на рабочем месте (для определённых категорий работников);
  • обучения по оказанию первой помощи пострадавшим;
  • обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты;
  • обучения по охране труда у работодателя, в том числе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, или в организациях, оказывающих услуги по проведению обучения по охране труда.
(ч.2 ст.219 ТК РФ)

Обучение требованиям охраны труда

Следует отметить, что в ТК РФ употребляется именно термин «обучение по ОТ», тогда как «обучение требованиям ОТ» используется только в подзаконном акте – «Правилах обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда», утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2021 № 2464 (далее – Правила № 2464).

В пункте 4 Правил № 2464, который практически полностью повторяет часть вторую статьи 219 ТК, впервые упоминается «обучение требованиям ОТ» в виде едва заметного сокращения (в подпункте «д»):

Обучение по охране труда осуществляется в ходе проведения:

<…>

д) обучения по охране труда у работодателя, в том числе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, или в организации, у индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по проведению обучения по охране труда (далее — обучение требованиям охраны труда).

(п. 4д Правил № 2464)

Если немного упорядочить последовательность изложения подпункта «д» пункта 4 Правил № 2464, в котором фактически закреплено понятие «обучение требованиям ОТ», то его определение будет выглядеть следующим образом:

Обучение требованиям ОТ — обучение по ОТ, в том числе обучение безопасным методам и приёмам выполнения работ, проводимое у работодателя или в организации или у индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по проведению обучения по ОТ.

К сожалению, данная формулировка не является достаточной, так как не содержит всех существенных признаков понятия, а из-за использования союза «в том числе» возможно её широкое толкование.

О требованиях к составлению определений (развернуть ⬇️)

Подробнее об основных требованиях к составлению определений см., например, в разделе 6 Р 50.1.075-2011 «Разработка стандартов на термины и определения».

В данном случае отличительные признаки обучения требованиям ОТ частично можно установить лишь методом исключения при рассмотрении всего перечня видов обучения по ОТ, приведённого в ч. ст.219 ТК РФ и п.4 Правил № 2464: обучение требованиям ОТ – отдельный вид обучения по ОТ, не относящийся ни к инструктажам по ОТ, ни к стажировке по ОТ на рабочем месте, ни к другим видам обучения по ОТ.

Союз «в том числе» (развернуть ⬇️)

Употребление союза «в том числе» перед перечислением понятий не ограничивает их перечень, то есть указывает на то, что перечень при этом не является исчерпывающим (Большой универсальный словарь русского языка «Грамота»).

Но далее в Правилах № 2464 более точно установлен исчерпывающий перечень видов (программ) обучения требованиям ОТ, которые могут входить в состав обучения требованиям ОТ (одновременно все, в комбинации или по отдельности):

Обучение требованиям охраны труда в зависимости от категории работников проводится:

а) по программе обучения по общим вопросам охраны труда и функционирования системы управления охраной труда продолжительностью не менее 16 часов;

б) по программе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ при воздействии вредных и (или) опасных производственных факторов, источников опасности, идентифицированных в рамках специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков, продолжительностью не менее 16 часов;

в) по программе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ повышенной опасности, к которым предъявляются дополнительные требования в соответствии с нормативными правовыми актами, содержащими государственные нормативные требования охраны труда.

(п. 46 Правил № 2464)

Обучение по оказанию первой помощи пострадавшим (далее – обучение по ОПП) и обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты (далее – обучение по СИЗ) может проводиться как в виде самостоятельного процесса обучения, так и в рамках обучения требованиям ОТ (пункты 34, 37, 40, 42, 47 и 91 Правил № 2464).

Иначе говоря, первые два вида обучения по ОТ могут быть отдельными мероприятиями от обучения требованиям ОТ, а могут быть включены в его состав. Во втором случае темы по ОПП и (или) СИЗ должны быть внесены в программы обучения требованиям ОТ (п. 34 и 40 Правил № 2464). При этом проверка знания требований ОТ может быть совмещена по всем перечисленным направлениям обучения (п.91 Правил № 2464).

Вместе с тем нужно понимать, что вопросы по ОПП и по СИЗ в объёме обучения требованиям ОТ не выделяются в отдельные программы, наряду с перечисленными в подп. «а», «б» и «в» п. 46 Правил № 2464, но являются только частями таких программ.

Важно отметить, что инструктажи по ОТ и стажировка по ОТ на рабочем месте к обучению требованиям ОТ не относятся и в его состав не включаются.

Таким образом, «обучение по ОТ» и «обучение требованиям ОТ» не являются синонимами (равнозначными понятиями). Их следует рассматривать как целое и часть целого. Иными словами, «обучение по ОТ», помимо прочих мероприятий (видов обучения), включает в себя «обучение требованиям ОТ», как частный случай.

Проверка знания требований охраны труда

Теперь обратимся к понятию «проверка знания требований ОТ»:

Проверка знания требований охраны труда работников является неотъемлемой частью проведения инструктажа по охране труда и обучения по охране труда и направлена на определение качества знаний, усвоенных и приобретённых работником при инструктаже по охране труда и обучении по охране труда.

(п. 68 Правил № 2464)

Плановое и внеплановое обучение по охране труда завершается соответствующей проверкой знания требований охраны труда работников.

(п. 70 Правил № 2464)

Здесь сразу напрашивается вывод о том, что проверка знания требований ОТ является частью (процедурой) именно обучения по ОТ, но отдельной от обучения требованиям ОТ, обучения по ОПП и обучения по СИЗ.

Однако анализ ч.2 ст.219 ТК РФ и п.4 Правил № 2464 показывает, что проверка знаний требований ОТ отдельно не выделяется среди прочих мероприятий обучения по ОТ. Инструктаж по ОТ, обучение по ОПП, обучение по СИЗ и обучение требованиям ОТ заканчиваются проверкой знания требований ОТ (п.23, 37, 42 и 67 Правил № 2464).

Из этого следует, что проверка знания требований ОТ является составной, неотъемлемой и завершающей частью указанных выше процедур. Её следует рассматривать как подчинённое (более узкое) понятие, чем все остальные.

Можно выделить два процесса, из которых состоит обучение требованиям ОТ (обучение по ОПП, обучение по СИЗ):

  1. непосредственный процесс обучения (учебный процесс) по соответствующим программам обучения с теоретическими (лекциями или др.) и (или) практическими занятиями;
  2. проверка знания требований ОТ.

Данные процедуры являются разными по форме и содержанию, но взаимосвязанными, и в совокупности они составляют целостное мероприятие – обучение требованиям ОТ (обучение по ОПП, обучение по СИЗ).

Подобным образом инструктаж по ОТ состоит из непосредственного инструктирования по вопросам ОТ и проверки знания требований ОТ.

Выводы

1. Не следует путать понятия «обучение по ОТ», «обучение требованиям ОТ» и «проверка знания требований ОТ». Наряду с непосредственным учебным процессом, проверка знания требований ОТ является составной и неотъемлемой частью обучения требованиям ОТ (обучения по ОПП, обучения по СИЗ). Последнее является одним из мероприятий обучения по ОТ среди прочих.

Данные понятия необходимо правильно и уместно употреблять (называть вещи своими именами), в том числе при подготовке документов.

2. Обучение требованиям ОТ можно совместить с обучением по ОПП и (или) обучением по СИЗ в рамках (в составе) одной или нескольких программ, указанных в п.46 Правил № 2464.

Например, в программу обучения безопасным методам и приёмам выполнения работ на высоте, предусмотренную подпунктом «в» п.46 Правил № 2464, могут быть включены темы по СИЗ. В таком случае можно дополнительно не направлять работников на отдельное обучение по использованию (применению) СИЗ. Следует только учитывать, что при этом программа обучения должна соответствовать утверждённому перечню СИЗ, применение которых требует от работников практических навыков в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.  Если помимо СИЗ, вопросы использования (применения) которых охвачены программой обучения, при работах также используются иные СИЗ, применение которых требует практических навыков, то обучение их использованию (применению) должно быть проведено дополнительно и отдельно.

Уточнение и согласование данного вопроса с учебным центром позволит не переплачивать за обучение по СИЗ (обучение по ОПП).

3. Программы обучения требованиям ОТ (обучения по ОПП, обучения по СИЗ) должны содержать, в том числе сведения о проверке знания требований ОТ (форма проведения и количество часов).

4. Формы и методы проведения проверки знания требований ОТ работников при инструктаже по ОТ, как и проведения в целом инструктажа по ОТ должны быть закреплены работодателем в локальных нормативных актах (приказе, распоряжении, положении о порядке обучения и проверки знания требований ОТ или др.) (п.9 и 69 Правил № 2464).

5. Обучение по ОТ в целом, а также обучение требованиям ОТ (обучение по ОПП, обучение по СИЗ) и входящие в его состав учебный процесс и проверку знания требований ОТ нельзя проводить формально, так как они относятся к профилактическим мероприятиям по ОТ, направлены на предотвращение случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний, снижение их последствий и являются специализированным процессом получения знаний, умений и навыков (п.3 Правил № 2464).

Настоящий материал является неофициальным толкованием (разъяснением) норм права и частным мнением его автора, основанным на его знаниях, опыте и анализе, и не относится к нормативным правовым актам или к официальным разъяснениям их требований, не содержит правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределённого круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Пожалуйста, напишите в комментариях своё мнение по рассмотренным вопросам.

Автор: ведущий инженер Коробка Михаил Игоревич

Мнение Светланы Подберезиной

В моём понимании, в зависимости от контекста, оба варианта «обучение по охране труда» и «обучение требованиям охраны труда» могут быть правильными.

Разница в том, что «обучение по охране труда» указывает на область или предмет обучения, а «обучение требованиям охраны труда» указывает на цель обучения.

«Обучение по …» часто используется, когда речь идёт о конкретной дисциплине или области знаний.

Примеры:

  • обучение по первой помощи;
  • обучение по охране труда.

«Обучение (чему)» обычно используется, когда мы говорим о конкретной цели или навыках, которые мы хотим приобрести в результате обучения.

Примеры:

  • обучение работников безопасным методам и приёмам выполнения работ на высоте (п. 17 ПОТ РВ);
  • обучение безопасным методам и приёмам выполнения работ в ОЗП (п. 18 ПОТ ОЗП).

Вывод:

Выбор между этими вариантами зависит от конкретного контекста и того, на что вы хотите обратить внимание.

Продолжение следует…

Реклама i
x
ИП Хабиров Антон Рифович ИНН: 143405971558, ОГРН: , Ссылка: сайт, Erid: 2VtzqvHCDZ1
Оцените этот материал
4.28 / 18
Добавить в избранное
Оставить комментарий

Error messages

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю своё согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

  1. sergey_mamatov_66fbe77ccea43 PRO+

    При изучении последних шедевров Минтруда мне часто вспоминается миниатюра Аркадия Райкина «Кто шил костюм?». Вроде русским языком написано, но весь «исчешешься в самых неприличных местах, пока до конца абзаца доберёшься» (это уже другой фильм). Извините, навеяло.

  2. Илона

    Очень противоречивый норматив, много пунктов противоречащих друг другу, потому и много вопросов. Например, обучение с отрывом от производства и при этом никто не отменял удаленное обучение в учебном центре.

  3. Алексей

    А как тогда понимать пункт 68, где инструктаж отделён от обучения по охране труда?

    • Михаил PRO+

      Здравствуйте, Алексей! Это очень хороший вопрос. Но он больше касается разработчиков Порядка N 2464. Кроме того, есть нарекание и к самому названию данного документа: «Порядок 1) обучения по охране труда и 2) проверки знания требований охраны труда». Зачем перечислять в одном ряду понятия разных уровней, а именно подчиняющее и подчинённое понятия? Ведь если говорится об обучении по ОТ, то не нужно дополнительно указывать его частный случай — проверку знания требований ОТ. Благодарю вас за ваш вопрос, так как он свидетельствует о внимательном подходе к данной теме. ТК РФ имеет приоритет перед Правилами N 2464. Последние являются именно подзаконным актом в иерархии НПА. В ТК РФ проверка знания требований ОТ совершенно чётко отнесена к одному из мероприятий, входящих в состав обучения по ОТ (ч. 2 ст. 219). Кроме того, пункты 23, 37, 42 и 67 Правил N 2464, отмеченные в статье, указывают на то, что обучение требованиям ОТ, обучение по ОПП, обучение по СИЗ и инструктаж по ОТ заканчиваются проверкой знания требований ОТ. Пункт 45 Правил N 2464 говорит о том, что в программу обучения (!) по ОТ включаются сведения о формах проверки знания требований ОТ, а также о количестве часов, отводимых на неё. Таким образом, проверка знаний требований ОТ входит в программу обучения требованиям ОТ. На основании вышеизложенного мы видим, что Правила N 2464 содержат внешние и внутренние противоречия. Поэтому мы применяем их в части, не протеворечащей ТК РФ, как документу с большей юридической силой. Также мы руководствуемся пунктами 23, 37, 42, 45 и 67 самих Правил N 2464. Спасибо! — Коробка М.И.

      Ответить
  4. Алексей

    То есть, обучать первой помощи можно без отрыва от работы?!!!! Пункт 65 относится к обучению требованиям охраны труда!

    • Михаил PRO+

      Также хочу привести ещё один случай обучения по ОПП с отрывом от работы, который прямо следует из законодательства. Вновь принятые на работу работники должны пройти обучение по ОТ, в том числе обучение по ОПП до допуска к самостоятельной работе. Это следует из абз. 3 ч. 1 ст. 76 ТК РФ:
      «Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника:

      не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;
      «.

      Об этом же сказано и в абз. 15 ч. 3 ст. 214 ТК РФ.

      Таким образом, до момента окончания обучения по ОПП и другим видам обучения по ОТ работник фактически не может работать (выполненять свои непосредственные трудовые обязанности). То есть его обучение по ОПП проводится с отрывом от работы. И только после обучения по ОТ, в том числе обучения по ОПП оформляется допуск к самостоятельной работе.

      Ответить
    • Михаил PRO+

      Здравствуйте, Алексей! Вопрос очень интересный. 1. Вы правильно рассудили. Пункт 65 Правил N 2464 затрагивает только отрыв от работы при осуществлении 1) обучения требованиям ОТ; 2) проверки знания требований ОТ. Обучение по ОПП в данном пункте не рассмотрены. 2. При рассмотрении любого пункта необходимо всегда увязывать его требования с его расположением в тексте — названием раздела (подраздела), в котором он помещён. Заголовок раздела (подраздела) уточняет область применения пунктов, которые в нём изложены. Пункт 65 содержится в разделе VI «Организация и проведение обучения требованиям охраны труда». Поэтому пункт 65 Правил N 2464 применим исключительно к обучению требованиям ОТ и проверке знания требований ОТ. Вопросы организации и проведения обучения по ОПП рассмотрены в ином разделе V. В этом структурном элементе пункта, подобного пункту 65, нет. (!) В приказе о направлении работника на обучение по ОПП (в виде самостоятельного процесса обучения) неуместно приводить в преамбуле пункт 65 Правил N 2464 в качестве основания. 3. Однако темы по ОПП могут быть включены в состав программы обучения требованиям ОТ (например, в состав программы обучения безопасным методам и приёмам выполнения работ на высоте). В таком случае обучение по темам ОПП, самостоятельный процесс не образует. Но обучение требованиям ОТ должно проводиться с отрывом от работы согласно пункту 65 Правил N 2464. Поэтому в данном случае обучение по ОПП должно проводиться с отрывом от работы в силу указанного требования. 4. К сожалению, вопрос отрыва от работы для направления работника на обучение по ОПП и обучение по СИЗ Правилами N 2464 прямо не урегулирован. Почему в Правилах N 2464 нет единого подхода к установлению и изложению требований, остаётся только догадываться. 5. Но это не значит, что проведение обучения по ОПП (в виде самостоятельного процесса обучения) возможно без отрыва от работы. В действовавшем ранее Порядке N 1/29 вопрос отрыва от работы при направлении на обучение 1) работников рабочих профессий, 2) руководителей и специалистов вообще не упоминался. Но это не исключало необходимости отрыва работников от работы для прохождения ими соответствующих видов обучения. Пункты 34, 36 и приложение N 2 к Правилам N 2464 определяют содержание обучения по ОПП: примерные темы, продолжительность учебных часов, объём времени на приобретение практических навыков. Анализ указанных положений позволяет чётко установить, что обучение по ОПП не может проводиться без отрыва от работы. 6. К сожалению, применение норм трудового законодательства по аналогии прямо не предусмотрено. Но есть отдельные судебные решения, которые свидетельствуют о такой возможности (например, аппеляционное определение Московского городского суда от 26.02.2019 по делу N 33-3938/2019). Но к вопросам применения аналогии права в трудовом законодательстве следует подходить с осторожностью. 7. При принятии решения по данному вопросу следует также учитывать, что права работника не должны быть нарушены. Например, в некоторых случаях средний заработок может быть больше обычного. Если вы (в таких случаях) не сохраните за работником средний заработок, то нарушите его права по ст. 189 ТК РФ. Благодарю вас за вопрос! — С уважением, Коробка М.И.

      Ответить
  5. Татьяна PRO+

    Мне интересно было прочитать — ваш ход мыслей мне понятен.

    • Михаил PRO+

      Спасибо!

      Ответить
  6. валерий

    Нагородили, черт ногу сломит . Сами то хоть поняли что пишут.

    • Михаил PRO+

      К сожалению, пишутся нормы очень сложным для понимания языком.
      Я вижу два основных ошибочных подхода (намеренные или случайные), которые этому способствуют:
      1) в один пункт закладывают не одно требование, а множество. Из-за этого в нём может содержаться большое количество положений, которые для наглядности следовало бы представлять в виде отдельных пунктов. Бывает, что почти каждое слово или словосочетание образует отдельное требование, предполагающее выполнение целого ряда мероприятий;
      2) разрозненность требований по тексту документа, касающихся одного и того же вопроса. Например, только из пункта 74 Правил N 2464 мы узнаём о том, что работники, входящие в состав комиссий по проверке знания требований ОТ должны быть обучены не только по программе «Б», как об этом уже сказано в подп. «е» п. 53, но и по программе «А». Но в пункте 53 об этом не сказано ни слова.

      Ответить
  7. Максим PRO+

    Коллеги, восхищаюсь Вашими познаниями и настойчивость. Но очевидно же, что наши законотворцы дальше своего носа ничего не видят и не хотят видеть. 2464 в его сегодняшнем изначально виде ужасен и несёт скорее ожидаемо какрательные для организаций функции, чем реальная забота о здоровье и безопасности для работников. Может у кого-то есть статистика по увеличению затрат работодателей после 2464? Интересно на сколько больше стали получать денег аффелированные конторы?

    • Михаил PRO+

      Здравствуйте, Максим! Спасибо за отзыв!
      Данные Правила N 2464 содержат много положений, которые буквально затягивают работодателей в «круговорот обучений». Так, например, работникам, работающим на двух местах работы и более нужно от каждого работодателя проходить не только проверку знания требований ОТ, но и обучение по ОТ. Например, в группе компаний специалист по ОТ, трудоустроенный в двух юридических лицах одновременно, должен проходить одно и то же обучение 2 раза. Если предположить, что он попадёт в учебный центр, в котором действительно учат, то он должен слушать одни и те же темы, проходить оценку знаний по 2 раза. Такой подход не обоснован. Например, в области пожарной безопасности предусмотрена процедура дополнительного профессионального образования. Его результат в виде диплома или удостоверения действует в течение установленного срока вне зависимости от работодателя.
      Также согласно подп. «е» п. 53 для проведения даже целевого инструктажа необходимо пройти обучение требованиям ОТ по программе «Б». Возникает, например, такой вопрос, зачем работнику, проводящему целевой инструктаж перед допуском к работам на высоте, который прошёл обучение по программе «В», осваивать дополнительно программу «Б»?
      Конечно, это только часть вопросов. Но их рассмотрение не должно ограничиваться только лишь самим анализом. Нужно выстраивать работу с учебными центрами так, чтобы не отняв у самого обучения не переплачивать за него. Вы подали хорошую идею — можно рассмотреть этот вопрос в рамках отдельного материала. Надеюсь, что получится это сделать.
      Спасибо!

      Ответить
    • Светлана Подберезина PRO+

      Временные затраты на «маршрутизацию» работников при обучении по 2464 по сравнению с 1/29 увеличились в 4 раза!

      Ответить
    • Алексей

      В точку!!!!

      Ответить
  8. Людмила PRO+

    Не понятно, но очень интересно 🤔🤔, действительно 🤨 дело было вечером, делать было нечего 🤣🤣

    • Михаил PRO+

      Спасибо!

      Полностью согласен! Дело в том, что требования по ОТ так запутаны и неоднозначны, что действительно возникает такое же впечатление, о котором вы написали. И не только оно!


      Коробка М.И.

      Ответить
  9. Владислав PRO+

    Спасибо, интересно.

    • Михаил PRO+

      Спасибо и вам!

      Коробка М.И.

      Ответить
  10. Алла PRO+

    Кому-то было нечем заняться

    • Михаил PRO+

      Спасибо!

      Во многом с вами согласен. Дело в том, что требований по ОТ так много и они так запутаны и неоднозначны, что действительно возникает ощущение, о котором вы написали.


      Коробка М.И.

      Ответить
  11. Арина PRO+

    очень очень полезно! огромное спасибо!

    • Михаил PRO+

      Благодарю!

      Ответить
  12. Александр PRO+

    Огромное спасибо, уважаемые коллеги! Труд неоценимый!

    • Михаил PRO+

      Спасибо и вам!!!

      Ответить
документы СУОТ скачать