Подписка PRO+

Данный материал доступен только для владельцев аккаунта Блог—Инженера PRO+

Специалист по охране труда: новый профстандарт

1 сентября 2027 года истечёт срок действия приказа Минтруда России от 22.04.2021 № 274н, которым утверждён действующий профессиональный стандарт «Специалист в области охраны труда».
Реклама i
x
ИП Хабиров Антон Рифович ИНН: 143405971558, ОГРН: , Ссылка: сайт, Erid: 2VtzqvHCDZ1

Скачать действующий профстандарт Специалиста по охране труда:

Минтруд планирует его заменить новым профстандартом, проект которого вынес на обсуждение до 5 ноября 2025 года.

Это уже вторая редакция профстандарта, вынесенная на обсуждение. Планируется, что новый профстандарт вступит в силу с 1 марта 2026 года и будет действовать до 1 сентября 2032 года.

Отметим, 5 из 13 разработчиков профстандарта — это частные учебные и консультационные центры!

В пояснительной записке к проекту профстандарта разработчики указали, что актуализация потребовалась для поддержания соответствия требованиям действующего законодательства, учёта инновационных подходов в управлении риском и обеспечения высокого качества профессиональной деятельности специалистов в области охраны труда.

Основные причины для актуализации

1. Законодательные изменения. В связи с вступлением в силу раздела X главы ТК РФ у работодателей и специалистов в области охраны труда появились новые обязанности, касающиеся повышения уровня защиты сотрудников от профессиональных рисков.

2. Переход на риск-ориентированную систему управления. Профстандарт должен учитывать методологию управления профессиональными рисками, основанную на принципах предотвращения опасных ситуаций и снижения последствий негативных воздействий производственной среды.

3. Цифровые технологии. Развитие цифровизации требует от специалиста компетенций в области цифровизации процессов управления охраной труда, включая применение автоматизированных систем мониторинга, обработки данных и аналитики.

4. Требования рынка труда. Современный специалист в области охраны труда должен соответствовать международным стандартам и лучшей адаптации к условиям российского производства.

5. Практический опыт и судебная практика. Специалистам необходимо ориентироваться на реальные потребности отрасли и избежать распространенных ошибок в управлении системой охраны труда. Для этого в стандарт включили рекомендации и нормы, основанные на практических ситуациях и судебных решениях. 

Отметим, что ни одно из указанных положений не подкреплено никаким фактами, а в ряде случаев прямо противоречит действительности. Так, изменения в Х раздел ТК обсуждались одновременно с проектом действующего сейчас профстандарта и он специально «заточен» под эту деятельность.

Нормативные акты

Разработчики заявили в пояснительной записке, что при разработке профстандарта ориентировались на следующие нормативные акты:

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 28.06.2021, с изм. от 06.10.2021).
  2. Федеральный закон от 28 декабря 2013г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 г. № 2464 «О Порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда».
  4. Постановление Правительства РФ от 16 декабря 2021г. № 2334 «Об утверждении Правил аккредитации организаций, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в области охраны труда, и требований к организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги в области охраны труда».
  5. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20.10.2021 г. № 776н «Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда».
  6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.10.2021 г. № 771н «Об утверждении примерного перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда, ликвидации или снижению уровней профессиональных рисков либо недопущению повышения их уровней».
  7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.12.2021 г. № 926 «Об утверждении рекомендаций по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков  и по снижению уровней таких рисков».
  8. Приказ Минтруда России от 15.09.2021 № 632н «Об утверждении рекомендаций по учёту микроповреждений (микротравм) работников».
  9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 г. № 650н «Об утверждении примерного положения о комитете (комиссии) по охране труда».
  10. Приказ Минтруда России от 29.10.2021 № 772н «Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем».
  11. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31.01.2022г. г. № 37 «Об утверждении рекомендаций по структуре службы охраны труда в организации и по численности работников службы охраны труда».
  12. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.10.2021 г. № 775н «Об утверждении порядка проведения государственной экспертизы условий труда».
  13. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31.01.2022 г. № 36 «Об утверждении рекомендаций по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей».
  14. Приказ Минтруда России от 29.10.2021 № 766н «Об утверждении Правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами».
  15. Приказ Минтруда России от 29.10.2021 № 767н «Об утверждении Единых типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств».
  16. Приказ Минтруда России от 29.10.2021 № 773н «Об утверждении форм (способов) информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда, и примерного перечня информационных материалов в целях информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда».
  17. Приказ Минтруда России от 29.10.2021 № 774н «Об утверждении общих требований к организации безопасного рабочего места».
  18. Приказ Минтруда России от 17.12.2021 № 894 «Об утверждении рекомендаций по размещению работодателем информационных материалов в целях информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда».
  19. Приказ Минтруда России от 20.04.2022 № 223н «Об утверждении Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, форм документов, соответствующих классификаторов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве».
  20. Правила по охране труда.
  21. ГОСТ 12.0.230-2007 ССБТ Системы управления охраной труда. Общие требования.
  22. ГОСТ 12.0.010-2009 ССБТ Система управления охраной труда. Определение опасности и оценки рисков.
  23. ГОСТ Р 12.0.007-2009 ССБТ Система управления охраной труда в организации.  Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию
  24. ГОСТ Р 12.0.008-2009 ССБТ Системы управления охраной труда в организациях. Проверка (аудит).
  25. ГОСТ 12.0.230.3-2016 ССБТ Системы управления охраной труда. Оценка результативности и эффективности.

Ни в одном из этих нормативных актов не упоминается термин «культура безопасности». В российском правовом поле он употребляется только в контексте промышленной безопасности в атомной энергетике. 

Это не помешало разработчикам напичкать новый профстандарт этой самой культурой:

Не трудовые действия, а загадка в каждой строке!

Разработчикам следует дать определение не существующих в российском трудовом законодательстве понятий:

  • стратегическое управление;
  • культура безопасности;
  • диагностика культуры безопасности;
  • методологическая поддержка;
  • проактивное управление;
  • потенциал травматизма;
  • контролируемое снижение потенциала травматизма;
  • культурологические процессы, оказывающие влияние на уровень безопасности;
  • личностные качества работников, влияющие на уровень безопасности;
  • измеряемый рост, как его организовать и обеспечить;
  • вовлечение в реализацию;
  • лидерство в безопасности (управляемое и измеряемое);
  • и других.

Разработчикам следует убрать любое упоминание о культуре безопасности, поскольку ни один НПА, не поясняет, что это и не возлагает на работодателя обязанности, связанные с этой самой культурой. То есть в профстандарте в трудовых функциях 3.3 следует оставить только управление профрисками. 

На сегодняшний день в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства внесено  более 6,6 млн. объектов, где трудится более 15 млн. работников. 6,3 млн. — это микропредпредприятия, где трудится более 7 млн. работников. На таких предприятиях применение профстандарта Специалиста по охране труда и наличие в штате такого специалиста не является обязательным. Введение профстандарта никаким образом повлиять на травматизм в этом случае не может.  

СОТ может называться «экспертом»?

Согласно проекту ПС, «специалист по охране труда», «эксперт по анализу факторов условий труда», «эксперт по условиям и охране труда» и «эксперт по оценке условий труда» – это равнозначные профессии. Но по ОКПДТР – 2025 это три разных профессии в группе 2149 «Специалисты в области техники, не входящие в другие группы». А профессии «эксперт по оценке условий труда» вообще не существует.

НаименованиеКод профессииКод по ОКЗ-2014Категория квалификации
Специалист по охране труда20367521492
Эксперт по анализу факторов условий труда20428921492
Эксперт по условиям и охране труда20429621492

ОКПДТР-2025 вступит в силу с 1 января 2026 года.

Вишенка на торте

С какого-то перепугу обязанности работодателя, указанные в ст. 214 ТК РФ стали обязанностями СОТа.

Вид профессиональной деятельности в действующем ПСВид профессиональной деятельности в будущем ПС
Профилактика несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, снижение уровня воздействия (устранение воздействия) на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, управление профессиональными рисками.Организационное обеспечение безопасных условий труда — предотвращение случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний, выявление опасностей, оценка и снижение уровней профессиональных рисков, разработка мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Это автоматически подводит его под категорию должностных лиц и, соответственно под ответственность по ст. 143 УК РФ. При этом, никаких ресурсов, чтобы всё это обеспечить у специалиста нет.

Если вы уже изучили проект — поделитесь своим мнением в комментариях и не забудьте оставить свои предложения разработчикам.

Продолжение следует…

Оцените этот материал
4.57 / 14
Добавить в избранное
Оставить комментарий

Error messages

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю своё согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

  1. Михаил PRO+

    Я вот что не могу понять- мы что, каждые 5 лет будем менять НПА? Не получится ли тоже самое, как с Приказом МЧС №1120 от 16.12.2024 г.

  2. юрий PRO+

    Разработчикам прежде чем что то разрабатывать необходимо сами годик поработать специалистом по охране труда, а потом у них мозги наместо станут и они ничего менять не захотят.

  3. Евгений К.

    Доброго утра, коллеги. В ОТ с 2007 г., в т.ч. и в госструктурах. Как ни печально, но за разработку НПА берутся «студенты-практиканты» околовсяческих частных структур. В «эпоху застоя» разработкой НПА занимались исключительно специализированные институты с научным подходом… куда катиться вся нормативка. Довелось общаться в американским коллегой по охране труда…Мы безнадежно отстали, у них другой подход и полномочия. У нас в большинстве случаев нет «культуры безопасности», есть зарабатывание денег любой ценой. Правильно подмечено — у СОТ нет рычагов!

  4. Разида PRO+

    Прочитала проект и поняла, что хватит работать «как попало»! Будем работать «как придется».

  5. Александр PRO+

    Выявлены очень правильно ключевые моменты. У СОТа нет ресурсов и полномочий,чтобы реализовать требования обновленного стандарта. Путаница в понятиях и определениях, абсолютно верно. Нет основополагающих определений, что такое культура безопасность. Ну а про исключение травматизма.., я вообще засомневался в компетентности тех кто составлял документ. Кто практик, или хотя бы немного знаком с реалиями, так не написали бы
    Предложения такие, сделать понятный и адекватный документ, с учётом мнения автора статьи

  6. Юлия Реутова автор PRO+

    Ещё такой момент, это не перекладывание ответственности и не от безделья, но этот НПА не может противоречить любым другим НПА.
    Пункт 3.1.2. Трудовые действия – «Оказание помощи руководителям структурных подразделений в разработке программ обучения по охране труда…».
    У руководителей структурных подразделений нет обязанности разрабатывать программы обучения. Их нет в контексте профстандартов других профессий и должностей, а также мы, как СОТы, не имеем права вменить им такую обязанность.
    Да, этот пункт косвенно снимает обязательства с СОТа по разработке таких документов, но где сказано, что они обязаны это делать?
    Это же тоже риск-ориентированный подход — мы в своей организации сами решаем кто это делает, сами распределяем роли и обязанности в ЛНА.

  7. Татьяна PRO+

    Здравствуйте, да, я так и не поняла — в ТК РФ нет понятий, которые они употребили (согласна с Вами). Нужно срочно всем подключаться к обсуждению.

  8. Олег PRO+

    Слишком эмоционально и даже с перегибом.
    А отсылка к 143 статье вообще причем?
    Я согласен, что документ сырой кривой и есть в нем много перегибов требующих доработок.
    Но например культура безопасности. Мы в том числе на спец форуме постоянно об этом вспоминаем, но почемуто-то все считают, что это задача исключительно работодателя, а СОТ нипричем.
    Или «вовлечение в реализацию;» что здесь непонятного? Ах да, это же с работниками надо много общаться, а СОТу не до этого!
    Лично у меня сложилось мнение, что автор статьи хочет, чтобы по профстандарту СОТ вообще ни чего не делал! Поэтому статья мне не зашла.

    • Светлана PRO+

      Про вовлечение…

      Ответить
    • Юлия Реутова автор PRO+

      И вообще, Вы же сами пишете «… в нём много перегибов требующих доработок» — по-моему общественное обсуждение для того и сделано. Или нельзя комментировать?
      Это же не критика, а поиск того, что авторы могли не увидеть. И это нормально! Посади меня туда — я тоже где-то упущение сделаю, где-то не учту особенности некоторых производств и пр.

      Ответить
    • Юлия Реутова автор PRO+

      Исправили уже статью, ниже написали об этом.
      1) «Но например культура безопасности. Мы в том числе на спец форуме постоянно об этом вспоминаем, но почемуто-то все считают, что это задача исключительно работодателя, а СОТ нипричем»
      Может я не так читаю спец форум)) но там в принципе не любят «культуру безопасности» в том виде, в котором её преподносят. А нелюбовь это идёт от того, что нет НПА, нет требований никаких вообще, т.е. кто во что горазд. Так с чего СОТ должен быть причём, если нет НПА, а в профстандарте они откуда-то возникнут? Может тогда НПА по культуре безопасности нужно разработать сначала?
      2) Или «вовлечение в реализацию;» что здесь непонятного?
      Так про любой новый НПА можно сказать: что здесь непонятного? А в итоге куча отписок Минтруда с частным мнением отдельно взятого сотрудника.
      Вот конкретно Вы это трактовали, как «общение с сотрудником», а другой человек это прочтёт иначе. Поэтому в тех же федеральных законах, ГОСТах и иных НПА сначала даётся определение терминам.

      Ответить
  9. Валерий

    Ст 143 ТК РФ? Тарифные системы оплаты труда? Это к чему тут?

    • Юлия Реутова автор PRO+

      Спасибо, что обратили внимание — УК РФ, исправили.

      Ответить
    • Светлана PRO+

      143 УК РФ

      Ответить
  10. Юлия Реутова автор PRO+

    Кому не всё равно — присоединяйтесь к обсуждению на официальном сайте проектов НПА. А то по чатам в ТГ и ВК СОТы уже неделю возмущаются, а на официальном сайте обсуждений глухо. Потом поезд уедет и опять будет вой на болотах «Что творится?! Мы же на кухне вечером возмущались, а нас не услышали». Правительство и Минтруд не учитывает обсуждения «на кухне». Для просмотра комментариев и внесения своих предложений авторизация обязательна.

    • Разида PRO+

      Написала. Как Вы пишете, как требует новый проект ПС, я не умею, но, как смогла, так написала, что бабушка Яга против.

      Ответить
  11. Евгения PRO+

    Добрый день. Дебилизм зашкаливает. Неужели некому дать по ручонкам любителям-графоманам. Есть профстандарт, действует до сентября 2027 года, всех устраивает — продлите его действие еще на 5 лет и угомонитесь. Что страшно, такая недодеятельность не только в охране труда, но и в других отраслях. Зачем это высасывание из пальца? Вывод только один — на эту графоманскую деятельность выделяются бюджетные средства, которые необходимо освоить…. Печально все это

    • Светлана PRO+

      Не на пять, а на 6 лет можно продлевать НПА при условии, что они прошли оценку регулирующего действия и показали свою эффективность. Я полагаю, что Минтруд не обладает методиками оценки эффективности профстандартов…

      Ответить
документы СУОТ скачать