Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. № ДГ-П36-19482 Минтруд разработал изменения в Правила обучения по охране труда, утверждённые постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2021 г. № 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда».
Соответствующий проект Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Правила обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда» размещён на портале проектов нормативных актов.
Проектом предполагается внести в Правила обучения два изменения.
Изменение №1.
Изменение оснований для внепланового обучения работников.
Предлагается внести изменения в п. 61. и установить, что внеплановое обучение работников по охране труда при вступлении в силу актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, проводится не по требованию Минтруда, а только при наличии в соответствующих нормативных правовых актах Минтруда положений об этом.
Нынешняя формулировка п. 61 | Будущая формулировка п. 61 |
Внеплановое обучение работников требованиям охраны труда должно быть организовано в случаях, указанных в подпунктах «а», «б» и «г» пункта 50 настоящих Правил, в течение 60 календарных дней со дня их наступления, если иное не определено требованием должностных лиц федеральной инспекции труда при установлении несоответствия программы обучения требованиям охраны труда, установленным в нормативных правовых актах. Внеплановое обучение работников по основанию, предусмотренному подпунктом «а» пункта 50 настоящих Правил, проводится по требованию Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. Внеплановое обучение работников в случаях, предусмотренных пунктом 50 настоящих Правил, проводится в объёме требований охраны труда, послуживших основанием для актуализации программ обучения после их актуализации. | Внеплановое обучение работников требованиям охраны труда должно быть организовано в случаях, указанных в подпунктах «а», «б» и «г» пункта 50 настоящих Правил, в течение 60 календарных дней со дня их наступления, если иное не определено требованием должностных лиц федеральной инспекции труда при установлении несоответствия программы обучения требованиям охраны труда, установленным в нормативных правовых актах. Внеплановое обучение работников по основанию, предусмотренному подпунктом «а» пункта 50 настоящих Правил, при наличии в соответствующих нормативных правовых актах Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации положений о проведении внепланового обучения работников требованиям охраны труда. Внеплановое обучение работников в случаях, предусмотренных пунктом 50 настоящих Правил, проводится в объёме требований охраны труда, послуживших основанием для актуализации программ обучения после их актуализации. |
Таким образом, после вступления в силу поправки, если во вступившем нормативном акте Минтруда содержится требование о необходимости внепланового обучения, то его нужно будет обязательно организовать и пройти. Если такого указания нет, то и внеплановое обучение проходить не требуется.
Изменение №2.
Изменение подсчёта общей численности работников для определения количества обучаемых в УЦ лиц.
Также проектом документа уточняются особенности учёта дистанционных работников при расчёте минимального количества работников, подлежащих обучению требованиям охраны труда в организации или у ИП, оказывающих услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда.
Предлагается графу «Среднесписочная численность работников организации» приложения № 4 дополнить сноской о том, что работники, выполняющих трудовую функцию дистанционно на постоянной основе в среднесписочную численность не включаются.
В новом виде приложение 4 к Правилам будет выглядеть следующим образом:
Приложение № 4
к Правилам обучения по охране
труда и проверки знания
требований охраны труда
Минимальное количество работников, подлежащих обучению требованиям охраны труда в организации или у индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда, с учётом среднесписочной численности и категории риска организации
Наименование | Среднесписочная численность работников организации *** | ||||||||||||
— | 1 | 2-15 | 16-50 | 51-250 | 251-500 | 501-1000 | 1001-5000 | свыше 5000 | |||||
Категория риска* | — | всех кате- | всех кате- | НР, УР, СР | ВР, ЗР | НР, УР, СР | ВР, ЗР | НР, УР, СР | ВР, ЗР | НР, УР, СР | ВР, ЗР | НР, УР, СР | ВР, ЗР |
Количество работников, подлежащих обучению в организациях, оказывающих услуги по проведению обучения по охране труда | — | 1 | 3 | 5 | 7 | 7** | 10** | 10** | 15** | 15** | 20** | 20** | 2С5** |
* В соответствии с критериями отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся работодателями, к определённой категории риска, установленных Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2021 г. № 1230 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права». Используемые обозначения категорий риска организаций: НР — низкого риска, УР — умеренного риска, СР — среднего риска, ВР — высокого риска, ЗР — значительного риска.
** Но не менее 3 человек на каждое обособленное структурное подразделение (филиал) с численностью более 50 человек, включая руководителя.
*** Без учёта работников, выполняющих трудовую функцию дистанционно на постоянной основе.
Как выглядят изменения на реальном примере
Пример:
В ООО «Центр юридической поддержки» работает 50 человек. Из них 35 постоянно трудятся дистанционно. Посчитаем расходы на обучение минимального количества работников в УЦ до и после внесения поправок:
— | До внесения поправок | После внесения поправок |
Среднесписочная численность | 50 | 15 |
Количество работников, подлежащих обучению в организациях, оказывающих услуги по проведению обучения по охране труда | 3 | 1 |
Расходы на обучение (при условии стоимости обучения 1 человека 3000 руб.) | 9000 | 3000 |
Таким образом, после внесения поправок в данном случае расходы на обучение работников в УЦ снизятся в 3 раза!
Планируется, что изменения вступят в силу с 1 сентября 2023 г. и будут действовать до 1 марта 2026 г.
Обсуждение поправок продлится до 15 декабря 2022 г.
Если хотите добиться изменений в охране труда, принимаете участие в обсуждении проектов.
На этом всё.
Продолжение следует …
Уважаемые коллеги, а как на ваших предприятиях оформляется отрыв от работы при обучении на самом предприятии? С сентября месяца пишем рапорты и приказы об отрыве от работы, сил уже нет от бумаг. Может есть какие -либо разъяснения по этому вопросу… И совсем грустно, когда дистанционное обучение «проводится» в сторонних учебных центрах по программам «б», «в» , СИЗ, первой помощи без отработки практических навыков. Один формализм кругом.
тест (вошёл в PRO+)
PRO+ не отображается
наверное, обманули)
Палыч, с Вами всё в порядке?)
Изменение № 1 «при наличии в соответствующих нормативных правовых актах Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации положений о проведении внепланового обучения работников требованиям охраны труд».
Что бы это значило и как его будут трактовать разные инспекторы?
Где разъяснение решения этой задачки с несколькими неизвестными?
Игорь. Если строго следовать Федеральному закону от 31.07.2020 N 247-ФЗ
(ред. с изм.) «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», то положения, содержащиеся в НПА, должны быть 1) законными; 2) обоснованными;
3) иметь правовую определенность и системность; 4) быть открытыми предсказуемыми; 5) быть исполнимыми. То есть, такими, чтобы не было никаких разных трактовок разными инспекторами и желательно без дополнительных разъяснений. К сожалению, ПП-2464 не соответствует таким критериям. Он запутан, он мутный и неопределенный. Наверное, это было сделано умышленно. Ведь неспроста, так называемые его разработчики в последнее время устраивают платные «тренинги», на которых разъясняют его нормы и поучают, как его правильно применять)))
Руслан. Всё Современное Законодательство (включая ГОСУДАРСТВЕННЫЕ Законы) написано жертвами ЕГЭ по принципу — МИНИМУМ понятности = МАКСИМУМ возможности для проверяющего крутить Законом по своему усмотрению. Такое впечатление, что Методологию с Логикой в Современных ВУЗах не преподают…
Не можем разобраться с п. 7. Если например у нас операторы газовой котельной, электрики проходят ежегодно обучение в Ростехнадзоре, я так поняла, что внутри организации по приказу 2464 уже учить не нужно. А кто то говорит нужно. Кого слушать и как понимать этот пункт?
Галина, во первых не п. 7, а п. 6;
во вторых в п. 6 написано, что не требуется;
в третьих, если обучение в Ростехнадзоре не охватывает все их активности, например работы в емкостях, на высоте, огневые и т. п., то по этим вопросам обучение все равно необходимо.
Добрый день, п.7 из какого документа? Если из Правил 2464, то там говорится об обучении при переводе работников. И как понимать обучение ваших работников (рабочего персонала) в Ростехнадзоре?
И все?
А остальное они не хотят поправить. Например, пункты 7, 13, 17, 35, 46, 78, 96, 106
Авторизуйтесь и предложите на портле проектов.
надеюсь, это не последнее изменение!
2464 в принципе осталось действовать 3,5 года))
Прорвемся!!!