Минздрав Разъяснил Как Нельзя Обучать и Оказывать Первую Помощь На Производстве!

Реклама i
x
АССОЦИАЦИЯ "СИЗ" ИНН: 7719238492, ОГРН: 1037739754139, Ссылка: сайт, Erid: 2VtzqvEAEt1

Приветствую, друзья! Заметка о том, как Минздрав «уколол» Минтруд с его правилами по охране труда в части оказания первой помощи на производстве, а также Росстандарт с его «ГОСТ 12.0.004-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения».
оказание первой помощи
Порадовался от мнения Минздрава в части пресловутого ГОСТа про обучение по охране труда. Если кто-то ещё поклоняется этому документу, считает его важнейшим и тем более обязательным в организации обучения по охране труда и первой помощи, то прошу в заметку Сожгите ГОСТ про обучение по охране труда и успокойтесь, а кто не успокоился, читаем разъяснения Минздрава.
Итак, Минздрав России письмом от 05.10.2018 г. № 14-3/2095930 разъяснил требования к оказанию первой помощи. Далее привожу текст разъяснение целиком с некоторой редакцией. Само письмо можно будет скачать в конце заметки.
В соответствии со статьёй 223 Трудового кодекса Российской Федерации работодателем организуются посты для оказания первой помощи, укомплектованные аптечками для оказания первой помощи. Состав аптечек для оказания первой помощи работникам установлен приказом Минздравсоцразвития России от 05.03.2011 г. № 169н «Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам» (далее — приказ Минздравсоцразвития России № 169н). Лекарственные средства в состав аптечек для оказания первой помощи работникам не входят.
В соответствии с пунктом 8.1.5.2 приложения к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) от 30.09.1957 г. на транспортной единице должно перевозиться снаряжение, требуемое в случае всех знаков опасности, в том числе жидкость для промывания глаз. При этом в качестве жидкости для промывания глаз должна использоваться вода.
Правила по охране труда при хранении, транспортировании и реализации нефтепродуктов, утверждённые приказом Минтруда России от 16.11.2015 г. № 873н
Правила по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при проведении лесохозяйственных работ, утверждённые приказом Минтруда России от 16.11.2015 г. № 835н
Правила по охране труда при производстве цемента, утверждённые приказом Минтруда России от 16.11.2015 г. № 722н
Правила по охране труда при использовании отдельных видов химических веществ и материалов, утверждённые приказом Минтруда России от 19.04.2017 г. № 371н
Правила по охране труда на автомобильном транспорте, утверждённые приказом Минтруда России от 06.02.2018 г. № 59н
Правила по охране труда в сельском хозяйстве, утверждённые приказом Минтруда России от 25.02.2016 г. № 76н
принимались Минтрудом России без согласования с Минздравом России. В части организации оказания первой помощи, в том числе применения лекарственных средств для оказания первой помощи, указанные Правила противоречат Федеральному закону от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 323-ФЗ), приказу Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 г. № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи» (далее — приказ Минздрава России № 477н) и приказу Минздравсоцразвития России № 169н. Лекарственные средства не должны входить в комплектацию поста для оказания первой помощи работникам.
Статья 29 Федерального закона № 323-ФЗ устанавливает, что организация охраны здоровья граждан осуществляется в том числе путём организации оказания первой помощи, всех видов медицинской помощи. Термин «оказание первой доврачебной помощи», используемый в отдельных вышеперечисленных Правилах по охране труда, нелегитимен, так как противоречит Федеральному закону № 323-ФЗ. Такого вида помощи не существует. Вышеуказанные Правила по охране труда должны быть приведены в соответствие с действующим законодательством. До их приведения в соответствие в части организации оказания первой помощи необходимо руководствоваться Федеральным законом № 323-ФЗ, приказом Минздравсоцразвития России № 477н, приказом Минздравсоцразвития России № 169н.
Согласно Правилам дорожного движения, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 г. № 1090, запрещается эксплуатация транспортного средства без аптечки. Состав аптечки первой помощи (автомобильной) утверждён приказом Минздравмедпрома России от 20.08.1996 г. № 325 «Об утверждении состава и рекомендаций по применению аптечки первой помощи (автомобильной)». Не установлена обязанность дополнительно комплектовать транспортное средство аптечкой для оказания первой помощи работникам, состав которой утверждён приказом Минздравсоцразвития России № 169н.
В соответствии с приложением № 1 к приказу Минздравсоцразвития России № 477н, первая помощь оказывается при следующих состояниях:

  • отсутствие сознания;
  • остановка дыхания и кровообращения;
  • наружные кровотечения;
  • инородные тела верхних дыхательных путей;
  • травмы различных областей тела;
  • ожоги, эффекты воздействия высоких температур, теплового излучения;
  • отморожения и другие эффекты воздействия низких температур и отравления.

Приложение № 2 к приказу Минздравсоцразвития России № 477н устанавливает перечень мероприятий по оказанию первой помощи, а именно:
1) мероприятия по оценке обстановки и обеспечению безопасных условий для оказания первой помощи;
2) вызов скорой медицинской помощи, других специальных служб, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом;
3) определение наличия сознания у пострадавшего;
4) мероприятия по восстановлению проходимости дыхательных путей и определению признаков жизни у пострадавшего;
5) мероприятия по проведению сердечно-легочной реанимации до появления признаков жизни;
6) мероприятия по поддержанию проходимости дыхательных путей;
7) мероприятия по обзорному осмотру пострадавшего и временной остановке наружного кровотечения;
8) мероприятия по подробному осмотру пострадавшего в целях выявления признаков травм, отравлений и других состояний, угрожающих его жизни и здоровью, и по оказанию первой помощи в случае выявления указанных состояний;
9) придание пострадавшему оптимального положения тела;
10) контроль состояния пострадавшего (сознание, дыхание, кровообращение) и оказание психологической поддержки;
11) передача пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи, другим специальным службам, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом.
Вышеуказанный перечень мероприятий предусматривает равный объём оказания первой помощи для всех категорий участников оказания первой помощи. Однако существуют категории участников оказания первой помощи, которые могут и должны оказывать помощь пострадавшим в большем объёме, например, при воздействии специфических факторов риска, в условиях невозможности своевременного оказания медицинской помощи и др. При этом действующая редакция ст. 31 Федерального закона № 323-ФЗ не предусматривает в рамках полномочий Минздрава России возможность расширения объёма первой помощи для участников оказания первой помощи, которые сталкиваются с необходимостью оказания первой помощи в большем объёме.
В настоящий момент ведётся работа над внесением изменений и дополнений в статью 31 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Законопроект предусматривает расширение объёма первой помощи для заинтересованных категорий участников оказания первой помощи. В перспективе это позволит, в том числе, применять необходимые лекарственные препараты для сохранения жизни и здоровья работников в условиях труднодоступных районов. При этом работниками могут применяться необходимые лекарственные средства, назначенные врачом для личного пользования.
«ГОСТ 12.0.004-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения», утверждённый приказом Росстандарта от 09.06.2016 г. № 600, содержит раздел 12 «Обучение безопасности труда в виде специального обучения приёмам оказания первой помощи пострадавшим» и приложение «Б» «Программа Б.3 — Примерная программа обучения приёмам оказания первой помощи пострадавшим». Эти разделы были разработаны и утверждены без участия Минздрава России, Минобрнауки России и Минтруда России и по большому числу пунктов не соответствуют действующему российскому законодательству в области первой помощи, а также современным требованиям по оказанию первой помощи. В связи с этим «ГОСТ 12.0.004-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения» не может применяться работодателем для разработки локальных правовых актов, регламентирующих обучение правилам оказания первой помощи в организации.
Вот такие дела, коллеги.
Теперь можно скачать письмо Минздрава России от 5 октября 2018 г. № 14-3/2095930 в формате MS Word.

Скачать документ бесплатноСКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ

Письмо Минздрава России от 05.10.2018 г. № 14-3/2095930 «О требованиях к оказанию первой помощи»

На этом у всё. Если разъяснения понравились, ставим рейтинговые звёздочки и отписываемся в комментариях 😉 Спасибо за участие!
Продолжение следует …

Оцените этот материал
4.84 / 154
Добавить в избранное
Оставить комментарий

Error messages

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю своё согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

  1. Степан PRO+

    Большое спасибо

  2. Валерия Скворцова

    Коллеги, добрый день. Могу ли я отправить обучиться одного из ИТР (СОТа например) по программе «Инструктор по обучению первой помощи» и в дальнейшем он будет обучать всех остальных в организации при проведении с обучения по охране труда? Или обязательно всех обучать в УЦ?

    • Светлана Борисевич

      Этот самый ИТР попадает под п.2.3.2 постановления 1/29, а занчит должен быть обучен в образовательной организации.

      Ответить
    • Валерия Скворцова

      Совершенно верно, я и собираюсь отучить его в УЦ на инструктора и этого будет достаточно для проведения им обучения всего остального персонала и оформления проверки знаний? Или их должно быть не менее 3-х человек?

      Ответить
  3. Валентина

    «Нижеизложенное разъяснение отражает лишь мнение Департамента по поставленным вопросам» — удивительная фраза, как только у госструктур поднимается рука такое писать!.

    • Антон Хабиров PRO+

      Называется «Мы деньги получаем, но не за что не отвечаем».

      Ответить
  4. Елена Корнеева

    А этот ГОСТ хоть зарегистрирован в Минюсте? И значит ли это, что автомобильная аптечка и аптечка для оказания ПП в учреждении — это разные вещи, и подход к их формированию и содержанию тоже разный?

  5. Светлана Борисевич

    То есть недостаточно того, что ГОСТ противоречит федеральному закону и самому Порядку обучения? Надо, видимо, чтобы он ещё с грамматическими ошибками был написан)

  6. надя

    Подскажите основание (закон) о запрете давать медикаменты, не могу найти

  7. Преподаватель.

    Отредактировать нужно было ГОСТ совместно с Росстандартом и организовать утверждение в новой редакции, а так путаницу разводят.

  8. Варвара PRO+

    Отлично! А то пришлось спорить в нашем УЦ! В организации 4 человека (я в т.ч) обучены на курсах Инструкторов-реаниматоров… И проводим обучение приёмам оказания первой помощи своими силами — в т.ч. с применением манекена-тренажёра… В УЦ пытались навязать свои услуги, настаивая на том — что а) у нас не те инструкторы (?)))) их преподаватель обучался по той же программе, что и мы)), б) обучение только инструктором УЦ (???)… Попросила показать — ГДЕ НАПИСАНО, что только в УЦ))) — не нашли))… так же у нас и с обучением руководителей и специалистов получилось — у нас достаточно обученных в качестве ЧАК, в пост. 1/29 на это прямо указано — своими силами, но! У нас УЦ постоянно пытается всех ввести в заблуждение — понятно — деньги теряют)) ПРГ обучения по ОТ, в которых содержатся вопросы первой помощи, менять в угоду ГОСТ 2015 менять не стали…

    • Светлана Борисевич

      насчет обучения руководителей (п.2.3.2) УЦ правы. руководитель, службы ОТ, ЧАКи, уполномоченные проходят обучение только в УЦ. И будьте внимательны к содержанию программы. Есть программы УЦ, где отсутствует первая помощь. Она вынесена отдельным курсом. И это абсолютно правомерно.

      Ответить
    • Варвара PRO+

      Я невнятно написала вероятно, про ЧАКов… ЧАКов и руководителей первого эшелона — директора, гл.инженера и его замов — только в УЦ и обучаем! Руководителей подразделений обучаем своими силами (последняя часть 2.3.2!- для этого ЧАКов, прошедших обучение в УЦ, более чем достаточно — 12 человек! УЦ пытается принудить))) нас и рукподразделений обучать у них!)) Вот о чем я… Их ПРГ — содержат, проверила)) Наши — само собой!

      Ответить
    • Светлана Борисевич

      Ах, вон оно как! Ну тогда все норм)

      Ответить
  9. Галина

    очень своевременно и полезно! спасибо!!!

  10. Галина

    очень своевременно и полезно! спасибо!!!

  11. Валентина

    Спасибо большое! Полезная информация.

  12. Денис Александрович

    так как программу утверждать и согласовывать у госорганов не надо, то там все рисуют, что найдут на просторах интернета (сами инспекторы ГИТ и РПН не знают ничего), а вот удостоверение инструктора массового обучения требуют.

  13. Денис Александрович

    так кроме соответствующей действующему законодательству программы оказание помощи должен быть и квалифицированный инструктор. Которого у работодателя нет. По этому все закрывают глаза так как государство само не разобралось с этим вопросом.

  14. Сергей Александрович

    Автором точно указан перечень из 11 мероприятий первой помощи. Однако состояний, при которых оказывается первая помощь не 7 а 8. Забыли про отравления (Приказ 477Н МЗ РФ).

  15. Татьяна

    Спасибо, разъяснили!!!

  16. Ирина

    Очень своевременно и актуально, Благодарю за информацию ,

  17. Pollux Troy

    Кого всех? расскажите. У вас 1300 рабочих?

  18. Pollux Troy

    Ну, и что делать надо, если так нельзя и всё нелигитимно?
    Вообще обучение оказанию первой помощи отдельно законодательство не требует. Это разводилово от учебных центров. Внутри конторы всё можно делать в общем обучении ОТ и только для рабочих профессий.

    • Варвара PRO+

      Мы так и делаем, хотя есть инструктор — в ПРГ обучения содержатся вопросы первой помощи, в протоколе указываем …с проверкой правил оказания первой помощи…

      Ответить
    • Антон Хабиров PRO+

      Обучение требуется в соответствии с п. 2.2.4. Порядка обучения (Постановление 1/29): Работодатель (или уполномоченное им лицо) организует проведение периодического, не реже одного раза в год, обучения работников рабочих профессий оказанию первой помощи пострадавшим. Вновь принимаемые на работу проходят обучение по оказанию первой помощи пострадавшим в сроки, установленные работодателем (или уполномоченным им лицом), но не позднее одного месяца после приема на работу.
      НО как именно обучать, история запутанная.

      Ответить
    • Pollux Troy

      Просто прописываешь в программе обучения рабочих профессий или, как сейчас тема пошла, в Системе управления охраной труда оказание первой помощи пострадавшим, и ты выполняешь закон. Если есть врач, который может научить азам — хорошо, если нет — можно пригласить или забить на это. Пока так. Если заменят 1/29, там в проекте медицина уже отдельный раздел.

      Ответить
    • Антон Хабиров PRO+

      только программа должна соответствовать приказу Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 г. № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи», а не ГОСТ 12.0.004-2015. Ко всему Минздрав уже давно обещался разработать «Алгоритмы первой помощи на производстве», но всё никак не родит. Только для водителей разработал https://блог-инженера.рф/oxrana-truda/алгоритм-первой-помощи-скачать.html
      Есть факт того, что при несчастных случаях, указанных в статье 227 настоящего Кодекса, работодатель (его представитель) обязан немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в медицинскую организацию.
      Есть факт того, что оказывающий первую помощь должен иметь соответствующую подготовку (приказ 477) + п. 2.2.4. 1/29.
      А дальше в зависимости от наличия совести и здравого смысла. При смертельном случае это юридическое упущение скорее всего выйдет боком работодателю, поэтому что при тяжёлых и смертельных всегда кто-то должен быть крайним. Лучше проводить это мероприятие от души, т.е. если нет специалиста с мед. образованием, то обучить такого не формально, а как следует + купить тренажёр, в локальном акте отразить это мероприятие с подробностями и раз в год проводить обучение работникам рабочих профессий с оформлением протоколов.

      Ответить
    • Александр007

      Антон это понятно но согласно какого нормативного документа? получается согласно ГОСТ который не легитимный

      Ответить
    • Антон Хабиров PRO+

      Согласно приказу Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 г. № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи»

      Ответить
  19. Юрий Листуров

    Оказание первой доврачебной помощи, где скачать Инструкцию по оказанию первой доврачебной помощи при несчастных случаях на производстве?

  20. Наталья

    Большое спасибо!
    Теперь опять перерабатывать инструкции))

  21. Дмитрий

    Вот самое главное : оказание первой доврачебной помощи — НЕЛЕГИТИМНО!!!

  22. валентина

    Большое, большое Вам спасибо!

  23. Ольга

    Вопрос «Как НАДО обучать оказанию первой помощи и оказывать первую помощь?», к сожалению остался без ответа.

  24. Квинтессенсор

    Уж сколько времени нас «почивают» полезными изменениями нормативки, а воз и ныне там. И все плодятся бесполезные документы, как, кстати, и ГОСТ по обучению, но ведь не только он..! И ведомства друг другу продолжают противоречить, и отдельные документы между собой и сами себе..
    Не жалуюсь) просто наболело!
    Большое спасибо Вам, Антон, за то что помогаете разбираться в этом всем безобразии!

  25. Михаил Матросов

    Все хорошо, только непонятно всё-таки «как НЕЛЬЗЯ обучать» (как раз сейчас веду курс оказание первой помощи)

    • Антон Хабиров PRO+

      Как написано в ГОСТ 12.0.004-2015.

      Ответить
  26. Дмитрий

    И что теперь делать, как теперь спать спокойно? Одни говорят -Это закон раз Министерством утвержден, другие -это не закон если не согласован с другим Министерством. Ведь на основание ЭТИХ документов разрабатываются документы в организациях. Получается если в удостоверении у человека указан Термин «оказание первой доврачебной помощи» — обладатель его не может оказывать помощь пострадавшему? (могут привлечь потом к уголовной ответственности , если неудачно будет оказана помощь). Зачем знать это человеку? чтоб потом отказаться, пройти мимо, и не попытаться даже помощь? смысл всей этой бюрократии, если конечная цель — сохранение жизни человека не достигается? Зато казну можно пополнять штрафами.

    • Антон Хабиров PRO+

      Спасать человека надо не абы как (попытаться помочь), а со знанием дела, т.е. надо обучаться. Этот вопрос во многом зависит от социальной ответственности работодателя, т.е. от его воли зависит — будут его работники обучаться этому формально (не обучаться вообще) или реально вырабатывать навык. Так что здесь даже нормы закона не важны по большому счёту.
      Минздрав компетентен в вопросах оказания первой помощи, а Минтруд и Росстат нет, поэтому в подготовке работников по оказанию первой помощи надо придерживаться мнение Минздрава, т.е. его документов, в т.ч. приказа Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 г. № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи», а не ГОСТ 12.0.004-2015.

      Ответить
  27. СОТ

    Огромное спасибо! Низкий поклон за такую важную и нужную работу!

  28. Рустем

    Спасибо

  29. Ирина Литвинова

    Спасибочки!!!

  30. Denis

    Обратите пожалуйста внимание!!!
    В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 № 608, Минздрав России наделен полномочием давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности Министерства, только в части оказания государственных услуг и управления государственным имуществом.
    В этой связи нижеизложенное разъяснение отражает лишь мнение Департамента по поставленным вопросам.
    Как относятся надзорные органы к мнениям Вам известно.

    • Антон Хабиров PRO+

      о том, какую силу имеют письма с разъяснениями писал здесь https://блог-инженера.рф/oxrana-truda/письмо-минтруда.html

      Ответить
    • Светлана Борисевич

      Цитирую Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 N 608 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации» (с изменениями на 3 октября 2018 года):
      5. Министерство здравоохранения Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:
      5.2. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации Министерство самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты:
      5.2.11. перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечень мероприятий по оказанию первой помощи;
      5.2.12. требования к комплектации медицинскими изделиями аптечек, укладок, наборов и комплектов для оказания первой помощи, а также к комплектации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями укладок, наборов, комплектов для оказания первичной медико-санитарной помощи, скорой медицинской помощи, специализированной медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи;
      (Подпункт в редакции, введенной в действие с 5 марта 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2016 года N 131)
      5.5. осуществляет:
      5.5.37. координацию деятельности в сфере охраны здоровья федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, субъектов государственной системы здравоохранения, муниципальной системы здравоохранения и частной системы здравоохранения;
      5.5.40. реализацию мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях, ликвидацию медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, информирование населения о медико-санитарной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и о принимаемых мерах.

      Ответить
  31. Сергей Панасюк

    хех, а у нас водителя (на цистерне) Ространс оштрафовал за то что на бутылочке с водой для промывки глаз была вскрыта пломба О_о — нарушение правил перевозки опасных грузов
    дичь какая-то)

  32. Анна Доротюк

    Ай, молодцы, Минздрав!!! Все правильно… Взаимодействия между ведомствами, увы, нет, каждый сам по себе… В итоге и рождаются «недоделанные» документы. Про ГОСТ упомянутый — тоже порадовалась, ужасный просто (даже документом не хочется называть)

  33. Анна Владимировна

    Большое спасибо, все четко и понятно.

  34. Наиля

    Спасибо!!

  35. Юлия Уфимская

    Класс! Наконец-то!!!

  36. Елена

    Спасибо! За полезную информацию!

документы СУОТ скачать