Как создать Комитет (комиссию) по охране труда (Детальный разбор + пример приказа)

Рассмотрим новые требования к комитетам (комиссиям) по охране труда, а также дадим пример локального приказа о создании комитета (комиссии).

Приветствуем подписчиков PRO.

Провели для вас очередной детальный разбор про комитеты (комиссии) по охране труда. Всё это в рамках подзаконных нормативных актов под новый ТК РФ. Комитеты или комиссии по охране труда — форма участия работников в управлении охраной труда организации. Для простоты комиссию (комитет) можно сделать одним из элементов СУОТ.

Изменение нормативного регулирования

Нормативное регулирование деятельности комитетов (комиссий) изменилось с 1 марта 2022 года:

(до 01.03.2022)(с 01.03.2022)
Приказ Минтруда России
от 24.06.2014 № 412н
«Об утверждении Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда»
Приказ Минтруда России
от 22.09.2021 № 650н
«Об утверждении примерного положения о комитете (комиссии) по охране труда»
Скачать WORD

Минтруд пересмотрел Положение о комитете (комиссии) по охране труда и привёл его в соответствие со ст. 224 обновленного Х раздела ТК РФ.

Статья 224. Комитеты (комиссии) по охране труда

По инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их уполномоченного представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного представительного органа работников (при наличии такого представительного органа). Примерное положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу об охране труда коллективного договора и (или) соглашения.

Комитет (комиссия) по охране труда является составным элементом системы управления охраной труда у работодателя, а также одной из форм участия работников в управлении охраной труда. Работа комитета (комиссии) по охране труда строится на принципах социального партнерства.

Задачами комитета (комиссии) по охране труда являются:

  • разработка программы совместных действий работодателя, работников, профессиональных союзов и (или) иных уполномоченных представительных органов работников (при наличии таких представительных органов) по обеспечению безопасных условий труда и соблюдению требований охраны труда;
  • участие в разработке локальных нормативных актов работодателя по охране труда;
  • участие в организации контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
  • проведение проверок состояния условий и охраны труда на рабочих местах;
  • участие в проведении специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда;
  • участие в оценке профессиональных рисков;
  • подготовка и представление работодателю соответствующих предложений по решению проблем охраны труда на основе анализа состояния условий и охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
  • участие в информировании работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья, об обязанностях по соблюдению ими требований охраны труда.

В основном новое положение повторяет старое, но есть изменения:

  • у комитета (комиссии) появились 2 новые задачи и 1 функция, несколько изменились его права;
  • комитет (комиссия) встанет в структуру СУОТ;
  • как и раньше, членов комитетов (комиссий) нужно обучать в соответствии с установленным порядком, а расходы работодателя на оплату обучения можно будет возместить за счёт возврата ФСС денежных средств прямиком на счёт организации в соответствии с Правилами финансового обеспечения предупредительных мер, установленными приказом Минтруда России от 14.07.2021 № 467н (см. обзор про возмещение средств из ФСС).

Примерная программа обучения по охране труда членов комитетов (комиссий) по охране труда организаций утверждена приказом Минтруда России от 21.06.2003 № 153.

Разберём наиболее существенные различия между старым и новым положением:

Продолжить читать статью с PRO+

Данный материал доступен только для владельцев аккаунта Блог—Инженера PRO+

Оцените этот материал
4.96 / 28
Добавить в избранное

Комментарии закрыты.

  1. Марина

    Светлана)) добрый день! п 8 б)положения гласит: функциями являются «… содействие работодателю в организации обучения по охране труда, безопасным методам и приемам выполнения работ, а также в организации проверки знаний требований охраны труда и проведения инструктажей по охране труда…» ВОПРОС: значит ли это, что комиссию по проверке знаний требований ОТ можно не создавать, а возложить эту почетную обязанность на комиссию по ОТ???

    • Светлана Подберезина PRO+

      Содействие и действие — разные вещи) Создание комиссии по проверке знаний — обязательное условие. Видимо содействие в этом вопросе заключается в том, что комитетчики вениками работников на обучение гонять будут)))

  2. Юлия

    Подскажите, нужно сделать отдельно положение о работе комиссии или прописать его функции в суот?

    • Татьяна Гор. PRO+

      Как решит работодатель, считаю, лучше отдельное Положение.

    • Юлия

      Спасибо.

  3. Елена PRO+

    ДД. Подскажите, как должен выглядеть регламент работы комитета? Не было его никогда у меня. И найти толком ничего не могу.

    • Светлана Подберезина PRO+

      По содержанию, как приложение к приказу 650н))))

  4. Brilnik

    Здравствуйте, правильно понимаю, что документ не обязательный?

    • Татьяна Гор. PRO+

      Верно, комитеты (комиссии) по охране труда создаются по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их уполномоченного представительного органа .

  5. Андрей PRO+

    Думаю что большинству работодателей эти комитеты просто не нужны от слова совсем, а рабочие люди слишком без инициативные.

  6. Ольга

    Спасибо. Мне пригодидлось.

  7. Михаил

    Доброго дня.
    А в чем (и где можно посмотреть) заключается функция секретаря комиссии по ОТ?

    • Татьяна Гор. PRO+

      Секретарь комитета является его членом, права у секретаря как и всех членов. пр. 650н от 22.09.21

  8. Андрей PRO+

    1.Чем обусловлено назначение заместителя председателя как со стороны работодателя, так и со стороны профсоюза?
    2. Паритетная основа — это когда «… каждая сторона имеет один голос вне зависимости от общего числа представителей стороны…» (п.10 Типового положения).Т.е. в комиссии может быть и нечетное количество человек, например 3 от работодателя (директор,СОТ и еще кто-нибудь из администрации) и 2 от профсоюза (председатель профкома и любой работник). Директор — председатель комиссии, пред.профкома — зам. председателя комиссии, СОТ — секретарь, остальные — члены комиссии.

  9. Алим Хасанович PRO+

    Всё равно за всех «членов» комитета или комиссии будет отдуваться тот же специалист по охране труда….У меня вопрос, а зачем опять оставили двойственное наименовании этой шайки? Я про «комитет(комиссия)». Можно же было обозвать просто комиссией и всё…

  10. Олеся PRO+

    Как понять новую задачу комитета: участие в разработке локальных нормативных актов (ЛНА) по охране труда? Каким образом это должно оформляться?

    • Алим Хасанович PRO+

      Думаю, что законодатели хотели как лучше…имеется ввиду, что рабочие, входящие в состав комиссии иногда лучше знают что у них творится на рабочих местах, так как «первая тройка» представителей от работодателя далеки от народа.

    • Олеся PRO+

      то есть они устно помогают ,а мы им на словах говорим:»спасибо, учтем»?

    • Алим Хасанович PRO+

      Почему же так примитивно….я пошёл ещё дальше в этом «извращении» и протоколирую совещание с участием всех членов комитета (комиссии). И, соответственно, из таких протоколов и видны любые решения данной комиссии.

  11. Майя PRO+

    Добрый день. Членов комиссии от работодателя нужно обучать в специализированных учебных центрах или можно на предприятии?

    • Б—И автор PRO+

      Добрый день. Членов комитета (комиссии) необходимо обучать в специализированных учебных центрах.
      п.15 «Члены Комитета проходят обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.»
      Подразумевается Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утверждённый постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 г. № 1/29, а именно абз.4 п.2.3.2. Порядка.

  12. Елена PRO+

    Присоединяюсь к вопросу Елены.
    Уточнить хотелось бы, будет ли правильно, если на основании 650н уже сейчас издать (переиздать) ЛНА (утвердить положение, состав комиссии и т.п.)? Или это можно только с 1 марта делать?

    • Б—И автор PRO+

      Можно всё переиздать и в соответствующем приказе прописать, что настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2022 года.

  13. Голышина Елена PRO+

    А может работодатель его не создавать? Так сказать инициативы не от кого не было…

    • Б—И автор PRO+

      Данное мероприятие носит добровольный характер до того момента, пока одна из сторон не изъявит желание создать комитет. То есть мяч в центре поля.

  14. Елена PRO+

    Вопрос, а комитет создавать с 1 марта по новым правилам, а что делать на январь , февраль?

    • Светлана Подберезина PRO+

      Если у Вас уже работает комитет, то до вступления в силу 650н приказа (до 1 марта) ничего менять не нужно. Пусть все идет своим чередом.

      На всякий случай проверьте правильно ли сформирован комитет. Если состав не соответствует установленным требованиям, то готовьте проект приказа об изменениях. Проверьте, действует ли Положение о работе комитета. Если действует, его нужно актуализировать.

      Если комитет не сформирован и нет желания с ним связываться, можете вообще ничего не делать. Таким образом Вы лишите себя помощников в работе.

    • Юрий PRO+

      Каких помощников? Если бы….Никто не хочет связываться, все бегут как от огня.

    • Олег PRO+

      По поводу помощников вопрос спорный. Из личной практики, в большинстве случаев еще и за всех членов комиссии приходиться создавать видимость работы. Все зависит от установки руководителя организации.

    • Б—И автор PRO+

      «Каков поп, таков и приход»
      Хоть на уровне страны, хоть на уровне отдельной взятой кампании.