Как создать Комитет (комиссию) по охране труда в 2022 году (Детальный разбор + пример приказа)

Приветствуем подписчиков PRO. Провели для вас очередной детальный разбор про комитеты (комиссии) по охране труда. Всё это в рамках подзаконных нормативных актов под новый ТК РФ. Комитеты или комиссии по охране труда – форма участия работников в управлении охраной труда организации. Для простоты комиссию (комитет) можно сделать одним из элементов СУОТ.

Изменение нормативного регулирования

Нормативное регулирование деятельности комитетов (комиссий) изменится с 1 марта 2022 года:

(до 01.03.2022) (с 01.03.2022)
Приказ Минтруда России
от 24.06.2014 № 412н
“Об утверждении Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда”
Приказ Минтруда России
от 22.09.2021 № 650н
“Об утверждении примерного положения о комитете (комиссии) по охране труда”
Скачать WORD

Минтруд пересмотрел Положение о комитете (комиссии) по охране труда и привёл его в соответствие со ст. 224 обновленного Х раздела ТК РФ.

Статья 224. Комитеты (комиссии) по охране труда

По инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их уполномоченного представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного представительного органа работников (при наличии такого представительного органа). Примерное положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу об охране труда коллективного договора и (или) соглашения.

Комитет (комиссия) по охране труда является составным элементом системы управления охраной труда у работодателя, а также одной из форм участия работников в управлении охраной труда. Работа комитета (комиссии) по охране труда строится на принципах социального партнерства.

Задачами комитета (комиссии) по охране труда являются:

  • разработка программы совместных действий работодателя, работников, профессиональных союзов и (или) иных уполномоченных представительных органов работников (при наличии таких представительных органов) по обеспечению безопасных условий труда и соблюдению требований охраны труда;
  • участие в разработке локальных нормативных актов работодателя по охране труда;
  • участие в организации контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
  • проведение проверок состояния условий и охраны труда на рабочих местах;
  • участие в проведении специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда;
  • участие в оценке профессиональных рисков;
  • подготовка и представление работодателю соответствующих предложений по решению проблем охраны труда на основе анализа состояния условий и охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
  • участие в информировании работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья, об обязанностях по соблюдению ими требований охраны труда.

В основном новое положение повторяет старое, но есть изменения:

  • у комитета (комиссии) появились 2 новые задачи и 1 функция, несколько изменились его права;
  • комитет (комиссия) встанет в структуру СУОТ;
  • как и раньше, членов комитетов (комиссий) нужно обучать в соответствии с установленным порядком, а расходы работодателя на оплату обучения можно будет возместить за счёт возврата ФСС денежных средств прямиком на счёт организации в соответствии с Правилами финансового обеспечения предупредительных мер, установленными приказом Минтруда России от 14.07.2021 № 467н (см. обзор про возмещение средств из ФСС).

Примерная программа обучения по охране труда членов комитетов (комиссий) по охране труда организаций утверждена приказом Минтруда России от 21.06.2003 № 153.

Разберём наиболее существенные различия между старым и новым положением.

Задачи комитета (комиссии) по охране труда

У комитета (комиссии) появились две новые задачи:

  1. участие в разработке локальных нормативных актов (ЛНА) по охране труда;
  2. участие в проведении специальной оценки условий труда и оценке профессиональных рисков.

Причём комитет или комиссия будут взаимодействовать с работодателем напрямую, а не через службу охраны труда.

В старом Положении В новом Положении
а) разработка на основе предложений членов Комитета программы совместных действий работодателя, выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа по обеспечению соблюдения государственных нормативных требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости а) разработка и дальнейшее совершенствование программы совместных действий работодателя, работников, профессиональных союзов и (или) иных уполномоченных представительных органов работников (при наличии таких представительных органов) по обеспечению безопасных условий труда и соблюдению требований охраны труда

НОВАЯ ЗАДАЧА

б) рассмотрение проектов локальных нормативных актов работодателя по охране труда и формирование предложений по их корректировке в целях недопущения противоречий с требованиями действующего законодательства или ущемления прав работников
б) организация проверок состояния условий и охраны труда на рабочих местах, подготовка по их результатам, а также на основе анализа причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости предложений работодателю по улучшению условий и охраны труда в) участие в организации и проведении контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, выполнением требований охраны труда, а также за правильностью обеспечения и применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты
г) подготовка и представление работодателю предложений по улучшению условий и охраны труда по результатам проведения проверок, а также на основе анализа причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости

НОВАЯ ЗАДАЧА

д) рассматривать результаты проведения специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков, поступившие особые мнения, а также замечания и предложения первичной профсоюзной организации и (или) иных уполномоченных представительных органов работников (при наличии таких представительных органов)
в) содействие службе охраны труда работодателя в информировании работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья, о полагающихся работникам компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, средствах индивидуальной защиты е) содействие работодателю в информировании работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья и о полагающихся работникам компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, средствах индивидуальной защиты

Функции комитета (комиссии) по охране труда

В функциях комитетов (комиссий) по охране труда добавилось только одно новшество – с 1 марта 2022 года они должны содействовать работодателю в рассмотрении обстоятельств, выявлению причин, приводящих к микроповреждениям (микротравмам).

Актуализируем документы

Создание комитета (комиссии) осуществляется работодателем и работниками путём издания распорядительного документа – Приказа, а функционирование регламентируется локальным актом – Положением о комиссии (комитете) по охране труда.

С 1 марта 2022 года при разработке внутреннего Приказа и Положения за основу нужно брать Приказ Минтруда России от 22.09.2021 № 650н “Об утверждении примерного положения о комитете (комиссии) по охране труда” (Скачать WORD).

Тем, у кого комитет (комиссия) уже работают, нужно будет актуализировать Приказ. Сделать это просто – нужно заменить номер статьи ТК РФ, реквизиты приказа Минтруда. Актуализировать придётся и Регламент работы комитета (комиссии).

Создание комитета (комиссии) начинается с инициативы работодателя, работников или профсоюза.

Выдвижение в комиссию представителей работодателя осуществляется его решением.

Представители работников выдвигаются либо непосредственно на общем собрании (конференции), либо решением выборного органа первичной профорганизации (или несколькими при их наличии), если профсоюз включает в себя более 50% работающих.

Количество членов комиссии зависит от количества работников, специфики производства, наличия и числа структурных подразделений и определяется по договоренности сторон об этом.

Структура комиссии включает её председателя, заместителей (от каждой стороны) и секретаря.

Комиссия функционирует на основании разрабатываемого ею регламента и плана работы, утверждаемых председателем.

Создание и деятельность комиссии регламентируется и в документах в области стандартизации, например разделом 7.5 ГОСТ Р 12.0.007-2009 “Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию”, утв. Приказом Ростехрегулирования от 21.04.2009 № 138-ст.

ГОСТ Р 12.0.007-2009 – документ добровольного применения

Важные примечания

  • Возглавить комитет (комиссию) должен либо работодатель, либо уполномочено им лицо.
  • Специалист по охране труда обязательно вводится в состав комитета (комиссии) с функцией секретаря.
  • Заместители председателя назначаются и со стороны работодателя, и со стороны работников.

Таким образом, в составе комитета (комиссии) работодателя представляют минимум 3 человека (председатель, его заместитель и секретарь).

  • Комиссия создается на паритетной основе. Это означает, что количество представителей работодателя и работников должно быть одинаковым. То есть от работников в состав комитета (комиссии) также должно войти минимум 3 человека (один из них обязательно назначается заместителем председателя, два других – рядовые члены).

Таким образом, минимальный состав комитета (комиссии) – 6 человек.

Приказ о создании комитета (комиссии) по охране труда (пример)

Скачать WORD

Детальный разбор провела моя помощница Светлана Подберезина.

PROдолжение следует …

Подписка PRO+

Данный материал доступен только для владельцев аккаунта Блог—Инженера PRO+

Оцените заметку
4.94 / 18
Добавить в избранное
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю своё согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

  1. Михаил PRO

    Доброго дня.
    А в чем (и где можно посмотреть) заключается функция секретаря комиссии по ОТ?

    • Татьяна Гор. PRO

      Секретарь комитета является его членом, права у секретаря как и всех членов. пр. 650н от 22.09.21

      Ответить
  2. Андрей PRO

    1.Чем обусловлено назначение заместителя председателя как со стороны работодателя, так и со стороны профсоюза?
    2. Паритетная основа – это когда “… каждая сторона имеет один голос вне зависимости от общего числа представителей стороны…” (п.10 Типового положения).Т.е. в комиссии может быть и нечетное количество человек, например 3 от работодателя (директор,СОТ и еще кто-нибудь из администрации) и 2 от профсоюза (председатель профкома и любой работник). Директор – председатель комиссии, пред.профкома – зам. председателя комиссии, СОТ – секретарь, остальные – члены комиссии.

  3. Алим Хасанович PRO

    Всё равно за всех “членов” комитета или комиссии будет отдуваться тот же специалист по охране труда….У меня вопрос, а зачем опять оставили двойственное наименовании этой шайки? Я про “комитет(комиссия)”. Можно же было обозвать просто комиссией и всё…

  4. Олеся PRO

    Как понять новую задачу комитета: участие в разработке локальных нормативных актов (ЛНА) по охране труда? Каким образом это должно оформляться?

    • Алим Хасанович PRO

      Думаю, что законодатели хотели как лучше…имеется ввиду, что рабочие, входящие в состав комиссии иногда лучше знают что у них творится на рабочих местах, так как “первая тройка” представителей от работодателя далеки от народа.

      Ответить
    • Олеся PRO

      то есть они устно помогают ,а мы им на словах говорим:”спасибо, учтем”?

      Ответить
    • Алим Хасанович PRO

      Почему же так примитивно….я пошёл ещё дальше в этом “извращении” и протоколирую совещание с участием всех членов комитета (комиссии). И, соответственно, из таких протоколов и видны любые решения данной комиссии.

      Ответить
  5. майя PRO

    Добрый день. Членов комиссии от работодателя нужно обучать в специализированных учебных центрах или можно на предприятии?

    • Антон Хабиров автор PRO

      Добрый день. Членов комитета (комиссии) необходимо обучать в специализированных учебных центрах.
      п.15 “Члены Комитета проходят обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.”
      Подразумевается Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утверждённый постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 г. № 1/29, а именно абз.4 п.2.3.2. Порядка.

      Ответить
  6. Елена PRO

    Присоединяюсь к вопросу Елены.
    Уточнить хотелось бы, будет ли правильно, если на основании 650н уже сейчас издать (переиздать) ЛНА (утвердить положение, состав комиссии и т.п.)? Или это можно только с 1 марта делать?

    • Антон Хабиров автор PRO

      Можно всё переиздать и в соответствующем приказе прописать, что настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2022 года.

      Ответить
  7. Голышина Елена PRO

    А может работодатель его не создавать? Так сказать инициативы не от кого не было…

    • Антон Хабиров автор PRO

      Данное мероприятие носит добровольный характер до того момента, пока одна из сторон не изъявит желание создать комитет. То есть мяч в центре поля.

      Ответить
  8. Елена PRO

    Вопрос, а комитет создавать с 1 марта по новым правилам, а что делать на январь , февраль?

    • Светлана Подберезина PRO

      Если у Вас уже работает комитет, то до вступления в силу 650н приказа (до 1 марта) ничего менять не нужно. Пусть все идет своим чередом.

      На всякий случай проверьте правильно ли сформирован комитет. Если состав не соответствует установленным требованиям, то готовьте проект приказа об изменениях. Проверьте, действует ли Положение о работе комитета. Если действует, его нужно актуализировать.

      Если комитет не сформирован и нет желания с ним связываться, можете вообще ничего не делать. Таким образом Вы лишите себя помощников в работе.

      Ответить
    • Юрий PRO

      Каких помощников? Если бы….Никто не хочет связываться, все бегут как от огня.

      Ответить
    • Олег PRO

      По поводу помощников вопрос спорный. Из личной практики, в большинстве случаев еще и за всех членов комиссии приходиться создавать видимость работы. Все зависит от установки руководителя организации.

      Ответить
    • Антон Хабиров автор PRO

      “Каков поп, таков и приход”
      Хоть на уровне страны, хоть на уровне отдельной взятой кампании.

      Ответить