Профессиональное обучение водителей транспортных средств: как обучать оказанию первой помощи пострадавшим? (Детальный разбор)

Приветствуем подписчиков PRO. В продолжение темы про обучение первой помощи провели для вас детальный разбор трёх нормативных правовых актов регламентирующих обучение водителей оказанию первой помощи пострадавшим. Разбор будет полезен всем, у кого в штате есть водители транспортных средств. Итак, поехали!

Обращаем ваше внимание, что с 1 сентября 2022 года вступят в силу три нормативных правовых акта, регулирующих профессиональное обучение водителей первой помощи:

  • приказ Минпросвещения России от 08.11.2021 № 808 “Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий” (далее – Приказ № 808скачать MS WORD);
  • приказ Минтранса России от 11.01.2022 № 1 “Об утверждении типовых программ профессионального обучения по программам повышения квалификации водителей, осуществляющих перевозки опасных грузов в соответствии с Соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов” (далее – Приказ № 1скачать MS WORD).
  • постановление Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464 “О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда” (далее – Постановление № 2464скачать MS WORD)

Примерные программы профессионального обучения водителей транспортных средств

Приказ № 808 вступит в силу с 1 сентября 2022 года. Он включает более 58 (!) примерных программ профессиональной подготовки и переподготовки водителей по категориям (подкатегориям) транспортных средств.

Одновременно утратят силу действующие в настоящее время приказы Минобрнауки России:

– от 26.12.2013 № 1408 “Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий”;

– от 12.05.2015 № 486 “Об утверждении примерных программ переподготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий” утратят силу с 1 сентября 2022 года.

Учебный предмет “Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии” входит в базовый цикл примерного учебного плана примерной программы. На изучение указанного учебного предмета предусматривается 8 часов теоретических и 8 часов практических занятий (всего 16 учебных часов).

Занятия предусматривают изучение следующих тем:

  • организационно-правовые аспекты оказания первой помощи;
  • оказание первой помощи при отсутствии сознания, остановке дыхания и кровообращения;
  • оказание первой помощи при наружных кровотечениях и травмах, оказание первой помощи при прочих состояниях.

Практические занятия среди прочего предусматривают отработку приёмов первой помощи при переломах, иммобилизацию (подручными средствами, аутоиммобилизация, с использованием медицинских изделий), отработку приёмов фиксации шейного отдела позвоночника.

Перечень оборудования по предмету “Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии” включает, в частности, следующее оборудование, расходные материалы, учебно-наглядные пособия и технические средства обучения:

  1. Тренажёры-манекены взрослого пострадавшего:
    – с выносным электрическим контроллёром для отработки приёмов сердечно-легочной реанимации (голова, торс, конечности);
    – без контроллёра для отработки приёмов сердечно-легочной реанимации (голова, торс);
    – для отработки приёмов удаления инородного тела из верхних дыхательных путей.
  2. Расходный материал для тренажеров:
    – запасные лицевые маски;
    – запасные “дыхательные пути”,
    – пленки с клапаном для проведения искусственного дыхания.
  3. Табельные средства для оказания первой помощи:
    – устройства для проведения искусственного дыхания;
    – лицевые маски с клапаном различных моделей;
    – средства для временной остановки кровотечения (жгуты);
    – средства иммобилизации для верхних, нижних конечностей, шейного отдела позвоночника (шины);
    – перевязочные средства (бинты, салфетки, лейкопластырь).
  4. Компьютер с соответствующим программным обеспечением и многое другое.

Типовые программы профессионального обучения по программам повышения квалификации водителей, осуществляющих перевозки опасных грузов в соответствии с ДОПОГ

Профессиональное обучение водителей, осуществляющих перевозки опасных грузов, осуществляется по программе повышения квалификации рабочих и служащих, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, на основании типовой программы (далее – Программа). Приказом № 1 утверждены типовые программы профессионального обучения по программам повышения квалификации водителей, осуществляющих перевозки опасных грузов в соответствии с Соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов (далее – ДОПОГ):

  • базовый курс;
  • cпециализированный курс по перевозке в цистернах;
  • специализированный курс по перевозке веществ и изделий класса 1;
  • специализированный курс по перевозке радиоактивных материалов класса 7.

Целью реализации Программы является приобретение водителями автотранспортных средств профессиональных знаний, умений, навыков, необходимых для профессиональной деятельности водителя, осуществляющего перевозки опасных грузов, в соответствии с ДОПОГ. Для получения обучающимися необходимых знаний. Программой предусматривается проведение организацией, осуществляющей образовательную деятельность, теоретических и практических занятий, а для оценки степени и уровня освоения обучающимися Программы – проведение итоговой аттестации в форме квалификационного экзамена.

Программа среди прочих предусматривает индивидуальные практические занятия, охватывающие в первую очередь действия водителя по оказанию первой помощи пострадавшим, тушению пожара и иные действия, согласно письменным инструкциям, предусмотренным ДОПОГ. Учебный план профессионального обучения для изучения этих тем предусматривает 1 час теоретических и 1 час практических занятий.

Профессиональное обучение завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена, включающего в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний в форме письменного задания, которое может дополняться устными вопросами. Каждому обучающемуся должно быть задано не менее 25 письменных вопросов по базовому курсу подготовки и 15 письменных вопросов по специализированному курсу подготовки водителей по перевозке в цистернах, перевозке веществ и изделий класса 1, радиоактивных материалов класса 7.

Результаты сдачи квалификационного экзамена оформляются протоколом. При этом документ о квалификации (свидетельство о профессии рабочего, должности служащего), выдаваемый организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обучающимся при успешной сдаче квалификационного экзамена оформляется на бланке, образец которого самостоятельно устанавливается организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Напоминаем, что у вас есть промо-код, который даёт скидку 15% на качественные обучающие курсы по ДОПОГ и БДД от наших партнёров из Амулета. См. раздел “Скидки и бонусы” в вашем личном кабинете PRO+

Периодичность профессионального обучения водителей, осуществляющих перевозки опасных грузов, имеющих действующее свидетельство ДОПОГ, – не реже 1 раза в 5 лет.

Онлайн-сервис №1 для оценки профессиональных рисков и управления охраной труда

Деловые игры по охране труда, пожарной безопасности и электробезопасности

Обучение по охране труда и смежным направлениям

Приказ № 1 вступит в силу с 1 сентября 2022 года. С этой же даты утратит силу приказ Минтранса России от 21.09.2016 № 273 “Об утверждении типовых программ профессионального обучения по программам повышения квалификации водителей, осуществляющих перевозки опасных грузов в соответствии с Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов”.

Приказ № 1 будет действовать до 1 сентября 2027 года.

Охрана труда и обучение водителей оказанию первой помощи

Логично, если у вас сейчас возник вопрос насчёт периодичности обучения первой помощи с 1 сентября 2022 г., когда вступит в силу Постановление № 2464 и утверждённые им новые Правила обучения по охране труда и в том числе первой помощи.

Правила устанавливают 7 категорий работников, для которых обучение первой помощи обязательно и их число включены водители (п. 33 Правил):

а) работники, на которых приказом работодателя возложены обязанности по проведению инструктажа по охране труда, включающего вопросы оказания первой помощи пострадавшим, до допуска их к проведению указанного инструктажа по охране труда;
б) работники рабочих профессий;
в) лица, обязанные оказывать первую помощь пострадавшим в соответствии с требованиями нормативных правовых актов;
г) работники, к трудовым функциям которых отнесено управление автотранспортным средством;
д) работники, к компетенциям которых нормативными правовыми актами по охране труда предъявляются требования уметь оказывать первую помощь пострадавшим;
е) председатель (заместители председателя) и члены комиссий по проверке знания требований охраны труда по вопросам оказания первой помощи пострадавшим, лица, проводящие обучение по оказанию первой помощи пострадавшим, специалисты по охране труда, а также члены комитетов (комиссий) по охране труда;
ж) иные работники по решению работодателя.

В соответствии с ним обучение первой помощи работников и в том числе водителей проводится:

  • впервые – всем принимаемым на работу лицам, а также работникам, переводимым на другую работу, в срок не позднее 60 календарных дней;
  • периодически – не реже 1 раза в 3 года (п. 36 Правил).

Теперь насчёт программы обучения. В Правилах указано, что программы обучения по оказанию первой помощи пострадавшим должны быть разработаны с учётом примерных тем согласно приложению № 2 (п. 34 Правил). Правила обязывают включить её вопросы в свою рабочую программу и работодателям, и образовательным организациям.

Приказом № 808 утверждены примерные программы профессиональной переподготовки водителей, а они реализуются только образовательными организациями. Профессиональная переподготовка проводится однократно!

Поэтому на периодичность обучения первой помощи в рамках Правил это никак не влияет. Работник устроился к вам на работу, пошёл обучение по охране труда и в т.ч. первой помощи и направляйте его на профессиональную переподготовку. Пройдёт 3 года, вновь обучите его охране труда в т.ч. первой помощи.

Приказом № 1 утверждены программы повышения квалификации водителей, они также реализуются только образовательными организациями и только в рамках обучения ДОПОГ!

Поэтому, также данное обучение никак не влияет на периодичность обучения по охране труда в рамках Правил.

Аудио разъяснение

Детальный разбор провела моя помощница Светлана Подберезина.

Присоединяйтесь к нам в VK.com и Telegram

PROдолжение следует …

Подписка PRO+

Данный материал доступен только для владельцев аккаунта Блог—Инженера PRO+

Оцените заметку
4.95 / 20
Добавить в избранное
Добавить комментарий

Error messages

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю своё согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

  1. Наталия PRO+

    Здравствуйте. Таким образом, если в штате есть водители категории В, то обучение первой помощи можно провести своими силами? Например, обученным специалистом по охране труда? Оформить протоколом? 1 раз в 3 года.?

    Ответить
    • Татьяна Гор. PRO+

      Здравствуйте, да, все верно.

      Ответить
  2. Яна PRO+

    Добрый день!
    Итого если водители опасных грузов.
    Какие обучения обязательно необходимо провести сейчас?
    И по первичной помощи можно ли обучить специалисту?

    Ответить
    • Татьяна Гор. PRO+

      Добрый день Яна. 1.Обучение ДОПОГ действует 5 лет, по его истечению, нужно пройти повышение квалификации. Если нужно обучение ДОПОГ впервые, то работники проходят проф.переподготовку.2. Нет. Прослушайте аудио-разъяснение.

      Ответить
  3. Татьяна PRO+

    Здравствуйте. Водители внутризаводского транспорта должны ли проходить это обучение?

    Ответить
    • Андрей PRO+

      Если вы о ПП то обязаны провести всем.

      Ответить
    • Светлана Подберезина PRO+

      Сложно понять, о каком именно виде обучения Вы спрашиваете. В статье идет речь о трех: первая помощь, профпереподготовка по профессии водителя на категорию, повышение квалификации по перевозке опасных грузов.

      Ответить
  4. Иван PRO+

    Здравствуйте. В учреждении есть водители категории B, необходимо ли им проходить профессиональную переподготовку?

    Ответить
    • Светлана Подберезина PRO+

      Нет.

      Ответить