Приветствуем подписчиков PRO.
На официальном сайте Роструда разместили перечни, включающие более 166 тысяч работодателей (юрлиц и ИП), распределённых для определения периодичности проведения проверок в 2026 году по пяти категориям риска:
- высокий риск (без органов госвласти (далее – ОГВ)
- высокий риск (ОГВ)
- значительный риск
- средний риск
- умеренный риск
На сайте есть возможность отфильтровать списки:
- по объектам контроля (любой фрагмент информации) — 1;
- по виду надзора — 2;
- по категории риска — 3.

При отсутствии категории риск считается низким.
- Как считает категории риска Роструд и что такое ПВ?
- Категории риска
- Расчёт показателя потенциального риска
- Каковы цели охраны труда на 2026 год?
- Количество человек, погибших при несчастных случаях на производстве
- Количество человек, пострадавших на производстве с тяжёлыми последствиями
- Материальный ущерб в виде просроченной задолженности по заработной плате
- При каких условиях можно снизить категорию риска?
- Вывод
Как считает категории риска Роструд и что такое ПВ?
Категории риска
Объекты контроля относятся к следующим категориям риска, в зависимости от показателя тяжести (потенциального риска) причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям:
- высокий риск – 1 и более;
- значительный риск – от 0,99 до 0,75;
- средний риск – от 0,74 до 0,5;
- умеренный риск – от 0,49 до 0,25;
- низкий риск – 0,24.
Высокая категория риска организации является максимальной, с периодичностью проведения плановых проверок — 1 раз в 2 года. Для всех остальных категорий плановые проверки исключены, вместо них будут проводиться обязательные профвизиты.
Расчёт показателя потенциального риска
Значение показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда (Р) определяется по формуле:
Р = Т + Ку,
где:
Т — показатель тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения работодателями обязательных требований;
Ку — коэффициент устойчивости добросовестного поведения работодателей, связанного с исполнением обязательных требований.
Показатель тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения работодателями обязательных требований (Т) при осуществлении определённого вида деятельности определяется по формуле:
Т = ПВ x М,
где:
ПВ — показатель потенциального вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда из-за возможного несоблюдения обязательных требований;
М — показатель масштаба распространения потенциальных негативных последствий в случае причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда.
Показатель потенциального вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда из-за возможного несоблюдения обязательных требований (ПВ) при осуществлении определённого вида деятельности определяется по формуле:
ПВ = 4 x С + 2 x Т1 + 0,5 x Л,
где:
С — количественная оценка по показателю, касающемуся численности работников, погибших в результате несчастных случаев, на 1000 работающих в отрасли;
Т1 — количественная оценка по показателю, касающемуся численности работников, пострадавших в результате тяжёлых несчастных случаев, на 1000 работающих в отрасли;
Л — количественная оценка по показателю, касающемуся численности работников, пострадавших в результате лёгких несчастных случаев, на 1000 работающих в отрасли.
Показатели потенциального вреда охраняемым законом ценностям на 2026 год не изменились.
Значения показателя (М):
Значение показателя масштаба распространения потенциальных негативных последствий в случае причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда (М) в зависимости от среднесписочной численности работников, занятых у работодателя, составляет:
0,5 – при среднесписочной численности работников менее 200 человек;
0,7 – при среднесписочной численности работников от 200 до 499 человек;
1 – при среднесписочной численности работников от 500 до 999 человек;
1,5 – при среднесписочной численности работников свыше 1000 человек.
Коэффициент устойчивости их добросовестного поведения, связанного с исполнением обязательных требований (Ку), определяется индивидуально для каждого работодателя.
Значение коэффициента устойчивости поведения работодателя, связанного с исполнением обязательных требований (Ку), рассчитывается на основе переменных показателей деятельности хозяйствующих субъектов исходя из показателей, учитывающих соблюдение законодательства в сфере труда, по формуле:
Ку = Кт + Кз + Кадм,
где:
Кт – индивидуальный коэффициент показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда при наличии случаев травматизма;
Кз – индивидуальный коэффициент показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда при наличии факта задолженности по заработной плате за предшествующий год, равный 0,3. При отсутствии задолженности по заработной плате за предшествующий год Кз равен 0;
Кадм – индивидуальный коэффициент показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда при наличии факта назначенных административных наказаний за нарушение обязательных требований в сфере труда за 3 года, предшествующих текущему году, равный 0,1.
Индивидуальный коэффициент показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда при наличии случаев травматизма (Кт) рассчитывается по формуле:
Кт = Ктт + Ктл,
где:
Ктт – показатель наличия тяжёлых несчастных случаев, признанных случаями, связанными с производством, за год, предшествующий текущему году, равный 0,4 за каждый тяжёлый несчастный случай, признанный связанным с производством;
Ктл – показатель наличия лёгких несчастных случаев, признанных случаями, связанными с производством, за год, предшествующий текущему году, равный 0,1, за каждый лёгкий несчастный случай, признанный случаем, связанным с производством.
Индивидуальные коэффициенты рассчитываются на основании:
- данных ведомственной отчётности о результатах контрольно-надзорной деятельности, представленных территориальными органами Федеральной службы по труду и занятости за 3 года, предшествующих текущему году;
- сведений о травматизме за 3 года, предшествующих текущему году;
- сведений о задолженности по заработной плате за предшествующий год.
При отсутствии указанных сведений в статистической и ведомственной отчётности индивидуальные коэффициенты показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда равны нулю.
При наличии смертельного НС, признанного случаем, связанным с производством (за исключением несчастных случаев, произошедших по вине третьих лиц), за 3 года, предшествующих текущему году, присваивается высокая категория риска.
(п.11 Постановления Правительства РФ от 21.07.2021 № 1230)
При отсутствии случаев смертельного травматизма (за 3 года, предшествующих текущему году), тяжелого травматизма (за год, предшествующий текущему году), факта наличия не выплаченной в установленный срок заработной платы (за год, предшествующий текущему году) и вступившего в законную силу постановления по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3, 4 и 6 статьи 5.27 и частями 1 — 4 статьи 5.27.1 КоАП, вынесенного за год, предшествующий текущему году, категория риска, присвоенная деятельности работодателя, подлежит снижению до следующей категории риска.
(п.12 Постановления Правительства РФ от 21.07.2021 № 1230)
Решение о снижении категории риска принимается при отсутствии всех указанных случаев и не чаще, чем один раз в год.
Роструд присваивает категории риска до 1 июля текущего года на следующий год. Это означает, что в июле 2025 года работодателям присвоены категории, в соответствии с которыми определяется периодичность проверок в 2026 году!
Каковы цели охраны труда на 2026 год?
ГИТ руководствуется при проверках Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.2021 № 1230, ред. от 28.07.2025 г. (далее – Положение о проверках ГИТ).
Оно применяется с 23.07.2021 и будет действовать до конца 2026 года.
С 28 июля 2025 года вступили в силу Ключевые показатели государственного контроля (надзора) и их целевые значения на 2026 год.
Количество человек, погибших при несчастных случаях на производстве
Год | Количество человек, погибших при несчастных случаях на производстве, на 100 тыс. занятых за отчётный период, не более: |
2022 | не более 1,46 |
2023 | не более 1,45 |
2024 | не более 1,59 |
2025 | не более 1,58 |
2026 | не более 1,57 |
Таким образом, Минтруд не рассчитывает на значительное снижение количества смертельных НС. Несмотря на то, что в планах указано незначительное снижение, это всё равно выше показателей 2022 и 2023 годов.
Напомним, чтобы снизить травматизм, Минтруд перевёл нас всех на рискориентированный подход и изменил Х раздел ТК РФ, декларируя переход на профилактическую модель. И вот вам целевые показатели! В лучшем случае планировалась стагнация, но на этапе обсуждения показатель их слегка поправили, чтобы была хоть какая-то положительная динамика.
У нас 40 Правил по охране труда, мы тратим время на оценку рисков, нам увеличили трудозатраты на организацию обучения в 4 раза, мы пыхтели, переходя на ЕТН, а Минтруд признаёт, что это вряд ли даст ощутимый эффект. Где логика, непонятно?
Количество человек, пострадавших на производстве с тяжёлыми последствиями
Год | Количество человек, пострадавших на производстве с тяжёлыми последствиями, на 100 тыс. занятых за отчётный период, не более: |
2022 | не более 5,7 |
2023 | не более 5,6 |
2024 | не более 5,6 |
2025 | не более 5,55 |
2026 | не более 5,5 |
Про снижение тяжёлых НС говорим много, но в планах этого снижения в общем-то нет.
Материальный ущерб в виде просроченной задолженности по заработной плате
Год | Ущерб в виде просроченной задолженности по заработной плате к суммарной номинальной заработной плате в Российской Федерации за отчётный период, тыс. рублей: |
2022 | не более 0,048 |
2023 | не более 0,047 |
2024 | не более 0,046 |
2025 | не более 0,045 |
2026 | не более 0,044 |
Вывод. Минтруд не ставил перед собой цель существенного снижения травматизма и ущерба от невыплаты зарплаты на 2026 год.
Вспомните об этом, когда будете определять цели собственной деятельности в охране труда. Вы видите стремление к нулевому травматизму у Минтруда? Мы – нет.