Приветствуем подписчиков PRO.
Необходимо ли обучать работников, ответственных за проведение первичных и периодических противопожарных инструктажей с подчинёнными работниками по направлению «Специалист по пожарной профилактике» в объёме 256 часов в соответствии с приказом МЧС от 16.12.2024 г. № 1120 (далее – новый Порядок обучения по ПБ), который вступит в силу с 1 сентября 2025 года, если среди дисциплин в дипломе о высшем образовании присутствует дисциплина «пожарная безопасность»?
ОТВЕТ
Противопожарные инструктажи проводятся лицами, в том числе на основании гражданско-правового договора, прошедшими обучение мерам пожарной безопасности.
Такие работники должны пройти обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности (п. 6 нового Порядка обучения по ПБ) либо иметь среднее профессиональное образование (далее — СПО) и (или) высшее образование (далее — ВПО) по специальности «Пожарная безопасность» или направлению подготовки «Техносферная безопасность» по профилю «Пожарная безопасность».
Добрый день! А подрядчику при проведении огневых работ на ОПО Заказчика нужна переподготовка/повышение квалификации по ПожБ или достаточно Б 1.11 ? Нигде разъяснения нет. Подготовительные мероприятия организует Заказчик, в том числе инструктажи.
Здравствуйте Степан, в любой организации должен быть обучен и назначен работник по пожарной безопасности. (Прил. 1 , Прил.4, Приказ МЧС РФ от 16.12.2024 N 1120). А кто у вас будет проводить противопожарные инструктажи (вводный; первичный на рабочем месте; повторный; внеплановый; целевой).
Как я поняла приказ №1120 :
Исходя из подпункта2) пункта 2 приложения 4 нужно будет запрашивать у работников (перечисленные в подпунктах пункта 1 приложения 4) приложения к диплому. И если там в сведениях об освоенных дисциплинах нет что-нибудь по пожарной безопасности, то только тогда отправляют на переподготовку.
Сама училась в строительном вузе по направлению «охрана труда» и предмет «пожарная безопасность преподавался». Также этот предмет преподавался и студентам строителям. Соответственно им можно сразу повышение квалификации, которое именно к тому предмету в ВУЗе или колледже.
Привет, коллеги!
Мой вариант перевода того, что написало МЧС в приказе №1120 звучит так: сначала Квалификация (диплом) потом Ее (квалификации) повышение. Это следует и из их Информационного письма от 17.04.2025. Несмотря на то, что п. 6 приказа № 1120 дает вариативность — либо -либо.
Хорошо, даже если принять разъяснения МЧС, меня другой момент интересует: мы действовали в рамках, установленных приказом № 806, обучили людей. И такое обучение не имеет срока — периодичности (мы должны сами его установить в части повышения квалификации, а проф.переподготовка вообще бессрочна), и закон обратной силы не имеет (или в этом случае имеет?) Общее правило — «донашиваем» ранее полученные аттестации (удостоверения и тд)» — не работает в этом случае? С какого момента работодатель должен дать всем проводящим противопожарный инструктаж новую профессию, больше того вменить им это как трудовую функцию (а за доп. функции обычно доплачивают) или превратить это в формальность, повесив на одного человека — специалиста по пож.без.? С 01.09.2025?
Добрый день! так как в этих вопросах я не специалист, то пожалуйста «на пальцах» зачем человека отправлять с 01.09.2025 на профпереподготовку если у него действующее удостоверение о повышении квалификации по дополнительной профессиональной программе для руководителей?
Не нужно никого отправлять, повышение квалификации достаточно
Здравствуйте, если он повышал квалификацию, уже имея среднее профессиональное и (или) высшее образование по специальности «Пожарная безопасность» или направлению подготовки «Техносферная безопасность» по профилю «Пожарная безопасность» , то не нужно проходить проф переподготовку.
Не верно, иметь профильное образование при повышении квалификации по пожбез не нужно. Нужно иметь среднее или высшее образование и все
Здравствуйте Альбина, из п. 2 ,прил 4 приказа 1120, следует, что они проходят обучение по дополнительным профессиональным программам — программам профессиональной переподготовки в области пожарной безопасности
Не будем забывать как на все это будут реагировать руководители учреждений, бюджетных, казенных, где на все нужно еще в смету заложить, изменить нормирование и тд. и тп. Как все обосновать, что для руководителей структурных подразделений что бы провести инструктаж необходимо получит дополнительную профессию по пожарной безопасности. 250 ч стоит от 10000 до 15000 — это на 1, умножим на всех кто инструктажи проводит. И спрашивается в задаче, а зачем учреждению 10 и более «Специалист по пожарной профилактике». Где логика?
Правильный вопрос задаете, логики нет, есть только лоббирование деятельности учебных центров
Добрый день! Возмущению нет предела! Сплошной интерес обучающих организаций! Я не хочу верить в то, что например, начальники цехов, должны иметь второй диплом по специальности «Специалист по противопожарной безопасности», чтобы проводить инструктаж своим подчиненным. Кто-то должен прийти к нему в цех и провести инструктаж его работникам? А кто отвечает за его работников? В том числе и за соблюдение противопожарного режима в цеху? А в образовательных организациях преподаватели (которые нулевые и ничего не знают) какое образование должны иметь? А уровень их преподнесения информации какой: прислали по почте и читайте дистанционно. И заплатите им за это.
Я тоже преподаю в УЦ некоторые дисциплины. Поверьте, 90% так называемых слушателей — небольшие начальники, руководители, просто работники небольших организаций, которым просто нужна бумага, что они прошли обучение. Многим, кстати, удобно обучаться дистанционно. Если кому-то нужна дополнительная информация или разъяснение — я всегда на связи. А другим — главное, чтоб протокол/удостоверение были.
Справедливое возмущение, и больше всего возмущает то что Уважаемые люди несут в массы этот бред.
А при чём тут обучающие организации? Я сам работаю в обучающей организации и могу сказать, что:
1. Для нас вот эти заморочки с ДПО и ДПП, придуманные МЧС, тоже не самая хорошая новость. Хотя бы уже потому, что приходится выслушивать от Заказчиков обучения вот такие, как Ваше, необоснованные претензии.
2. Вы серьёзно считаете, что обучающие организации имеют хоть какое-то отношение к разрабатываемым различными министерствами приказам?
Получается повышение квалификации с 1 сентября уйдет в небытие. Останется только профпереподготовка?
Ну по мнению Светланы, видимо, да. Но на самом деле, нет, все будет также как и было
Нет, оно будет нужно в рамках имеющейся квалификации.
Итого: Если я хочу, чтобы руководители подразделений продолжали проводить инструктажи по пожарной безопасности со своими подчиненными после 01.09.2025 года, необходимо их отправить на переподготовку в учебный центр для присвоения квалификации «Специалист по пожарной профилактике», даже если они ранее прошли повышение квалификации с учетом требований пока еще действующего 806 приказа. Верно?
Вопрос, наверное, риторический. Но если ответите, буду благодарна.
Так и до переподготовки с присвоением квалификации «Специалист в области охраны труда» для проведения инструктажей на рабочих местах доживем в скором времени )))
За статью огромное спасибо.
Вообще не верно. Светлана заблуждается и надеюсь ее точка зрения изменится в ближайшем будущем
Накаркаете!)
Екатерина здравствуйте, по ссылке ответы на частые вопросы по новому порядку обучения пб https://bif.one/LLxrbI0
Я всё-таки не могу понять, почему работники, обученные по ПТМ и потом прошедшие повышение квалификации по 806 приказу попадают под п/п 2. п. 2 Приложения 4 Приказа 1120. Ведь они имеют документы, подтверждающие прохождение обучения по учебному предмету (курсу, дисциплине, модулю), связанному с обеспечением пожарной безопасности — документы ПТМ и удостоверения (свидетельства) о повышении квалификации.
Они не попадают под п.2 приложения 3 приказа 806, просто в п.1 приложения 3 приказа 806 перечислены лица, имеющие среднее и высшее образование, поэтому в случае требования закона иметь специалиста по противопожарной профилактике, можно направить на переподготовку лиц указанных в п.1 приложения 3 приказа 806, или принять готового такого специалиста, или заключить договор на оказание таких услуг.
Здравствуйте, в п. 2 прил. 4 указано именно, что лица, должны иметь компетенции в области пожарной безопасности, приобретенные в период получения среднего профессионального образования и (или) высшего образования, а не пож минимум.
Конечно, п. 1 приложения 3 к Приказ у 806 и п. 1 приложения 4 к приказу1120 В этих пунктах перечислены лица которые могут быть ответственными за пожбез и проводить инструктаж без указания на наличие какого либо профильного образования и ссылки на переподготовку
Я так понимаю, это ответ на моё сообщение и сообщение Светланы о просьбе обосновать свою позицию ссылками на НПА.
Тогда опустите глаза чуть ниже, до п. 2 Приложения №3 к Приказу 806, либо п. 2 Приложения №4 Приказа 1120.
Есть указание на наличие профильного образования или проф. переподготовки?
Попробую еще раз донести до вас, то что вы никак не хотите видеть, а хуже всего понять, и так:
Согласно п.1 Приказа 806 Проведение противопожарных инструктажей осуществляется лицами, прошедшими обучение мерам пожарной безопасности по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности ………:
Согласно части 2 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).
Согласно части 4 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
Согласно части 5 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации
Вопрос, а для чего нужно повышение квалификации в области пожарной безопасности согласно п.1 к Приложению 3 к Приказу 806?
Повышение квалификации в области пожарной безопасности нужно в целях назначения лица не имеющего профильного образования по пожарной безопасности, но прошедшего такое повышение квалификации ответственным лицом за пожарную безопасность и проведение инструктажей по ПБ. Пример, раньше это было ПТМ, есть еще повышение квалификации по промышленной безопасности с такими же целями
Вопрос, а для чего нужна профпереподготовка в области пожарной безопасности согласно п.2 к Приложению 3 к Приказу 806?
Профпереподготовка нужна для того, чтобы назначить ответственным лицом за пожарную безопасность не абы какого работника, а именно специалиста по противопожарной профилактике в случае, когда этого требует ФЗ о пожарной безопасности, и чтобы этот работник соответствовал квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и выполнял свои обязанности в соответствии с ними, так например:
Согласно абзацу 7 статьи 24 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности»: Работники и лица, привлекаемые к осуществлению видов деятельности в области пожарной безопасности, должны соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и (или) профессиональным стандартам (при наличии).
Согласно абзацу 3 статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности»: «Лицо, ответственное за эксплуатацию здания или сооружения, обязано назначить ответственное за обеспечение пожарной безопасности таких здания или сооружения лицо, соответствующее квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и (или) профессиональным стандартам (при наличии).»;
Лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения в силу ст.210 ГК РФ, ч.1 ст.55.25 ГрК РФ является собственником здания, сооружения или лицом, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое).
Т.е. получается, что если у работодателя нет в собственности зданий и сооружений, и если в договоре аренды не прописаны обязанности о том, что арендатор здания является лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, то профпереподготовка ответственных лиц ему не нужна, а если есть в собственности здания, сооружения, то нужна.
Вопрос, а кого нужно направить на профпереподготовку, и нужно ли?
1) Направлять лиц из п.1 Приказа 806 нужно обязательно, если работодатель попадает под часть 7 статьи 24 и часть 3 статьи 37 Федерального закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», и если они не имеют среднего профессионального / высшего образования по специальности «Пожарная безопасность» или направлению подготовки «Техносферная безопасность» по профилю «Пожарная безопасность» или не имеют компетенций в области пожарной безопасности, приобретенных в период получения среднего профессионального / высшего образования.
А почему из п.1 Приказа 806?
Потому что все перечисленные лица соответствуют части 3 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» для освоения дополнительных профессиональных программ, т.е. имеют какое то образование, либо среднее, либо высшее.
2) Или можно принять на работу профессионала в области пожбез (часть 7 статьи 24 и часть 3 статьи 37 Федерального закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности»).
3) Или можно заключить договор на оказания услуг (п.8 Приказа 806)
Вопрос, если работодатель не попадает под часть 7 статьи 24 и часть 3 статьи 37 Федерального закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», но решает направить на профпереподготовку указанную в п.2 к Приложению 3 к Приказу 806, всех лиц, указанных в п. 1 к Приложению 3 к Приказу 806?
Если следовать логике «специалистов», разъясняющих о том, что ответственным лицам за пожарную безопасность и проводящим противопожарный инструктаж нужна профпереподготовка, то как это будет выглядеть?
Законодатель предоставил возможность работодателю выполнить законодательство в части назначения ответственных лиц за пожарную безопасность и проведение инструктажей двумя способами (первый способ изложен в п.1 приложения 3 к приказу 806 и второй способ изложен п.2 приложения 3 к приказу 806):
1) способ. Направить указанных в п.1 приложения 3 к приказу 806 лиц на повышение имеющейся квалификации (часть 4 статьи 76 N 273-ФЗ) и затем назначить их приказом ответственными лицами за пожарную безопасность и проводящими противопожарный инструктаж без изменения должности, условий трудового договора, уровня зарплаты и вида деятельности или функциональных обязанностей.
Вид профессиональной деятельности лиц, назначаемых ответственными за пожарную безопасность и проведение противопожарных инструктажей (заместитель директора по капитальному строительству, начальник отдела капитального строительства, главный инженер, руководитель проекта, начальник участка, производитель работ, мастер СМР) согласно приказу Минтруда России от 21.04.2022 N 231н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по организации строительства» – это Организация строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, код 16.025
2) способ. Направить указанных п.1 приложения 3 к приказу 806 лиц на профпереподготовку на должность специалиста по противопожарной профилактике согласно п.2 приложения 3 к приказу 806 для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации (часть 5 статьи 76 N 273-ФЗ), чтобы затем включить в штатное расписание должность специалиста по противопожарной профилактике, перезаключить трудовые договора в связи с изменением условий трудового договора, уровня зарплаты и функциональных обязанностей или заключить дополнительные соглашения на внутреннее совмещение указанных должностей с должностью специалиста по противопожарной профилактике.
Вид профессиональной деятельности специалиста по противопожарной профилактике согласно приказу Минтруда России от 11.10.2021 N 696н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по пожарной профилактике» – это Пожарная профилактика на объектах защиты, код 12.013
Можно расширить штат до бесконечности специалистами по противопожарной профилактике, за что вам работодатель скажет: «Спасибо» с последующим увольнением за то, что вы ему не объяснили суть профпереподготовки и настояли на ней, а он впоследствии оплатил бешенные налоги из прибыли компании за необоснованные расходы, а именно:
В соответствии частью 1 статьи 252. Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ работодатель уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов.
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации…. и т.д.
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
И так, пример:
Если работодатель не попадает под часть 7 статьи 24 и часть 3 статьи 37 Федерального закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», а принял решение направить на повышение квалификации в виде профпереподготовки на специалиста по противопожарной профилактике всех ответственных за пожарную безопасности и проведение противопожарных инструктажей, что повлекло за собой расширение штата, потому что как правило в организации может быть не один ответственный за пожарную безопасности и проведение противопожарных инструктажей, а несколько, может 10 человек или 20, 30, 50, 100 человек.
Это обоснованные расходы?
НЕТ, потому что:
во-первых, если работодатель не попадает под часть 7 статьи 24 и часть 3 статьи 37 Федерального закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», то на него распространяется только п.1 приложения 3 к приказу 806, а он не предусматривает профессиональную переподготовку, а предусматривает только повышение квалификации;
во-вторых согласно части первой статьи 196 ТК РФ необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, и т.д. для собственных нужд определяет работодатель, а законодатель не принуждает работодателя иметь в своей организации 100 специалистов по противопожарной профилактике что быть назначить ответственных лиц за пожарную безопасность и проведение противопожарных инструктажей, для этого ему достаточно отправить нужных лиц на повышение квалификации;
в-третьих затраты на профпереподготовку если работодатель не попадает под часть 7 статьи 24 и часть 3 статьи 37 Федерального закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», вовсе не направленны на получение дохода, а наоборот.
В результате работодатель не сможет уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов и заплатит все из прибыли.
Подумайте над этим.
Извините Светлана, но вы совершенно неправы, так как если нет профильного СПО или ВПО, но есть непрофильное среднее или высшее профессиональное, то работника, который будет проводить противопожарные инструктажи, НЕ нужно направлять на обучение по программе профпереподготовки, достаточно повышения квалификации для ответственного за пожарную безопасность объекта . Читайте внимательно нормативные документы и не вводите в заблуждение людей. Нет требования менять профессию что бы проводить инструктаж по пожарной безопасности что за чушь вообще вы несете?
Обоснуйте, пожалуйста, нормативно свою точку зрения.
А вот вам обоснование по профпереподготовке по пожбез. по приказу МЧС 1120
Скажу сразу в сравнении с приказом МЧС 806 вообще ничего не меняется, изменились только пункты:
Согласно п.6 Приказа 1120 Противопожарные инструктажи проводятся лицами, в том числе на основании гражданско-правового договора, прошедшими обучение мерам пожарной безопасности по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности ………:
Согласно части 2 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).
Согласно части 4 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
Согласно части 5 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации
Вопрос, а для чего нужно повышение квалификации в области пожарной безопасности согласно п.1 к Приложению 4 к Приказу 1120?
Повышение квалификации в области пожарной безопасности нужно в целях назначения лица не имеющего профильного образования по пожарной безопасности, но прошедшего такое повышение квалификации ответственным лицом за пожарную безопасность и проведение инструктажей по ПБ. Пример, раньше это было ПТМ, есть еще повышение квалификации по промышленной безопасности с такими же целями
Вопрос, а для чего нужна профпереподготовка в области пожарной безопасности согласно п.2 к Приложению 4 к Приказу 1120?
Профпереподготовка нужна для того, чтобы назначить ответственным лицом за пожарную безопасность не абы какого работника, а именно специалиста по противопожарной профилактике в случае, когда этого требует ФЗ о пожарной безопасности, и чтобы этот работник соответствовал квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и выполнял свои обязанности в соответствии с ними, так например:
Согласно абзацу 7 статьи 24 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности»: Работники и лица, привлекаемые к осуществлению видов деятельности в области пожарной безопасности, должны соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и (или) профессиональным стандартам (при наличии).
Согласно абзацу 3 статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности»: «Лицо, ответственное за эксплуатацию здания или сооружения, обязано назначить ответственное за обеспечение пожарной безопасности таких здания или сооружения лицо, соответствующее квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и (или) профессиональным стандартам (при наличии).»;
Лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения в силу ст.210 ГК РФ, ч.1 ст.55.25 ГрК РФ является собственником здания, сооружения или лицом, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое).
Т.е. получается, что если у работодателя нет в собственности зданий и сооружений, и если в договоре аренды не прописаны обязанности о том, что арендатор здания является лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, то профпереподготовка ответственных лиц ему не нужна, а если есть в собственности здания, сооружения, то нужна.
Вопрос, а кого нужно направить на профпереподготовку, и нужно ли?
1) Направлять лиц из п.1 к Приложению 4 к Приказу 1120 нужно обязательно, если работодатель попадает под часть 7 статьи 24 и часть 3 статьи 37 Федерального закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», и если они не имеют среднего профессионального и (или) высшего образования по специальности «Пожарная безопасность» или направлению подготовки «Техносферная безопасность» по профилю «Пожарная безопасность», или не имеют профессиональных компетенций в области пожарной безопасности, приобретенных в период получения среднего профессионального образования и (или) высшего образования (не имеющие документов, подтверждающих прохождение лицом обучения по учебному предмету (курсу, дисциплине, модулю), связанному с обеспечением пожарной безопасности);.
А почему из п.1 к Приложению 4 к Приказу 1120?
Потому что все перечисленные лица соответствуют части 3 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» для освоения дополнительных профессиональных программ, т.е. имеют какое то образование, либо среднее, либо высшее.
2) Или можно принять на работу профессионала в области пожбез (часть 7 статьи 24 и часть 3 статьи 37 Федерального закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности»).
3) Или можно заключить договор на оказания услуг (п.6 Приказа 1120)
Вопрос, если работодатель не попадает под часть 7 статьи 24 и часть 3 статьи 37 Федерального закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», но решает направить на профпереподготовку указанную в п.2 к Приложению 4 к Приказу 1120, всех лиц, указанных в п.1 к Приложению 4 к Приказу 1120?
Если следовать логике «специалистов», разъясняющих о том, что ответственным лицам за пожарную безопасность и проводящим противопожарный инструктаж нужна профпереподготовка, то как это будет выглядеть?
Законодатель предоставил возможность работодателю выполнить законодательство в части назначения ответственных лиц за пожарную безопасность и проведение инструктажей двумя способами (первый способ изложен в п.1 к Приложению 4 к Приказу 1120 и второй способ изложен п.2 к Приложению 4 к Приказу 1120):
1) способ. Направить указанных в п.1 к Приложению 4 к Приказу 1120лиц на повышение имеющейся квалификации (часть 4 статьи 76 N 273-ФЗ) и затем назначить их приказом ответственными лицами за пожарную безопасность и проводящими противопожарный инструктаж без изменения должности, условий трудового договора, уровня зарплаты и вида деятельности или функциональных обязанностей.
Вид профессиональной деятельности лиц, назначаемых ответственными за пожарную безопасность и проведение противопожарных инструктажей (заместитель директора по капитальному строительству, начальник отдела капитального строительства, главный инженер, руководитель проекта, начальник участка, производитель работ, мастер СМР) согласно приказу Минтруда России от 21.04.2022 N 231н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по организации строительства» – это Организация строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, код 16.025
2) способ. Направить указанных п.1 к Приложению 4 к Приказу 1120 лиц на профпереподготовку на должность специалиста по противопожарной профилактике согласно п.2 к Приложению 4 к Приказу 1120 для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации (часть 5 статьи 76 N 273-ФЗ), чтобы затем включить в штатное расписание должность специалиста по противопожарной профилактике, перезаключить трудовые договора в связи с изменением условий трудового договора, уровня зарплаты и функциональных обязанностей или заключить дополнительные соглашения на внутреннее совмещение указанных должностей с должностью специалиста по противопожарной профилактике.
Вид профессиональной деятельности специалиста по противопожарной профилактике согласно приказу Минтруда России от 11.10.2021 N 696н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по пожарной профилактике» – это Пожарная профилактика на объектах защиты, код 12.013
Можно расширить штат до бесконечности специалистами по противопожарной профилактике, за что вам работодатель скажет: «Спасибо» с последующим увольнением за то, что вы ему не объяснили суть профпереподготовки и настояли на ней, а он впоследствии оплатил бешенные налоги из прибыли компании за необоснованные расходы, а именно:
В соответствии частью 1 статьи 252. Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ работодатель уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов.
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации и т.д. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
И так, пример:
Если работодатель не попадает под часть 7 статьи 24 и часть 3 статьи 37 Федерального закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», а принял решение направить на повышение квалификации в виде профпереподготовки на специалиста по противопожарной профилактике всех ответственных за пожарную безопасности и проведение противопожарных инструктажей, что повлекло за собой расширение штата, потому что как правило в организации может быть не один ответственный за пожарную безопасности и проведение противопожарных инструктажей, а несколько, может 10 человек или 20, 30, 50, 100 человек.
Это обоснованные расходы?
НЕТ, потому что:
во-первых, если работодатель не попадает под часть 7 статьи 24 и часть 3 статьи 37 Федерального закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», то на него распространяется только п.1 к Приложению 4 к Приказу 1120, а он не предусматривает профессиональную переподготовку, а предусматривает только повышение квалификации;
во-вторых согласно части первой статьи 196 ТК РФ необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, и т.д. для собственных нужд определяет работодатель, а законодатель не принуждает работодателя иметь в своей организации 100 специалистов по противопожарной профилактике что быть назначить ответственных лиц за пожарную безопасность и проведение противопожарных инструктажей, для этого ему достаточно отправить нужных лиц на повышение квалификации;
в-третьих затраты на профпереподготовку если работодатель не попадает под часть 7 статьи 24 и часть 3 статьи 37 Федерального закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», вовсе не направленны на получение дохода, а наоборот.
В результате работодатель не сможет уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов и заплатит все из прибыли.
Подумайте над этим.
Вы не учли правила приема на обучение по программа профпереподготовки и то, что в новом порядке, в отличии от старого, дана ссылка на ФГОСы, Это ключевое дополнение, которое исключает все споры.
Добрый день, а что меняет ссылка на ФГОСы? Она просто конкретизирует требование к специалисту который имеет профильное образование и может также проводить инструктажи как и специалист без профильного образования, имеющего повышение квалификации и все. В п. 6. приказа 1120, перечисляются все кто может проводить инструктажи, совершенно ничего не меняется по сравнению с п. 7 приказа 806. Не нужно людей убеждать в том что законодатель предъявляет одинаковые требования к работодателям имеющие объекты защиты в собственности и к работодателям не имеющие объектов защиты в собственности. Это совершенно разные требования
В каком месте 1120 ссылается на профстандарт?
Вот в этом месте 1120 ссылается на профстандарт:
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 7 июля 2022 г. N 537 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 20.02.04 Пожарная безопасность», приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 25 мая 2020 г. N 679 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — специалитет по специальности 20.05.01 Пожарная безопасность»
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 7 июля 2022 г. N 537 программ подготовки специалистов среднего звена по специальности 20.02.04 Пожарная безопасность (далее соответственно — ФГОС СПО, образовательная программа, специальность) в соответствии с квалификацией специалиста среднего звена «специалист по пожарной безопасности» (профстандарт 12.013 «Специалист по пожарной профилактике», утверждённый приказом Минтруда РФ от 11.10.2021 №696н)
Приложение к федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования –специалитет по специальности 20.05.01 Пожарная безопасность, утвержденному приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 25 мая 2020 г. № 679
ПЕРЕЧЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ, ОСВОИВШИХ ПРОГРАММУ СПЕЦИАЛИТЕТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 20.05.01 ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Код профессионального стандарта 40.056 — Специалист по противопожарной профилактике (профстандарт 12.013 «Специалист по пожарной профилактике», утверждённый приказом Минтруда РФ от 11.10.2021 №696н)
Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 25 мая 2020 г. N 680 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность»
Приложение к федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность, утвержденному приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 25 мая 2020 г. № 680
ПЕРЕЧЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ, ОСВОИВШИХ ПРОГРАММУ БАКАЛАВРИАТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 20.03.01 ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Код профессионального стандарта 40.056 — Специалист по противопожарной профилактике (профстандарт 12.013 «Специалист по пожарной профилактике», утверждённый приказом Минтруда РФ от 11.10.2021 №696н)
Добрый день!
Согласно п.2 к Приложению 4 к Приказу 1120
п.2 Категории лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам — программам профессиональной переподготовки в области пожарной безопасности:
1) лица, указанные в пункте 1 настоящего приложения, не имеющие среднего профессионального и (или) высшего образования по специальности «Пожарная безопасность» или направлению подготовки «Техносферная безопасность» по профилю «Пожарная безопасность»
2) лица, указанные в пункте 1 настоящего приложения, не имеющие профессиональных компетенций в области пожарной безопасности, приобретенных в период получения среднего профессионального образования и (или) высшего образования (не имеющие документов, подтверждающих прохождение лицом обучения по учебному предмету (курсу, дисциплине, модулю), связанному с обеспечением пожарной безопасности);
Согласно этой трактовке все лица (в том числе и проводящие противопожарные инструктажи) указанные в п.1 к Приложению 4 к Приказу 1120 должны иметь
— либо среднее профессиональное и (или) высшее образование по специальности «Пожарная безопасность» или направлению подготовки «Техносферная безопасность» по профилю «Пожарная безопасность» или иметь профессиональную компетенцию в области пожарной безопасности, приобретенную в период получения среднего профессионального образования и (или) высшего образования (не имеющие документов, подтверждающих прохождение лицом обучения по учебному предмету (курсу, дисциплине, модулю), связанному с обеспечением пожарной безопасности) и пройти обучение по дополнительным профессиональным программам,
— либо если не имеют такого образованию и компетенции, подтвержденной документами об образовании должны пройти профессиональную переподготовку
Здесь вроде четко прописано
— либо повышение квалификации если есть образование по профилю пожарная безопасность, либо дисциплина пожарная безопасность во время обучения должна была быть, изучение которой подтверждено в документе об образовании,
— либо если этого ничего нет тогда профпереподготовка
Вообще не так.
Попробую еще раз донести до вас, то что вы никак не хотите видеть, а хуже всего понять, и так: Согласно п.1 Приказа 806 Проведение противопожарных инструктажей осуществляется лицами, прошедшими обучение мерам пожарной безопасности по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности ………: Согласно части 2 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки). Согласно части 4 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Согласно части 5 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации Вопрос, а для чего нужно повышение квалификации в области пожарной безопасности согласно п.1 к Приложению 3 к Приказу 806? Повышение квалификации в области пожарной безопасности нужно в целях назначения лица не имеющего профильного образования по пожарной безопасности, но прошедшего такое повышение квалификации ответственным лицом за пожарную безопасность и проведение инструктажей по ПБ. Пример, раньше это было ПТМ, есть еще повышение квалификации по промышленной безопасности с такими же целями Вопрос, а для чего нужна профпереподготовка в области пожарной безопасности согласно п.2 к Приложению 3 к Приказу 806? Профпереподготовка нужна для того, чтобы назначить ответственным лицом за пожарную безопасность не абы какого работника, а именно специалиста по противопожарной профилактике в случае, когда этого требует ФЗ о пожарной безопасности, и чтобы этот работник соответствовал квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и выполнял свои обязанности в соответствии с ними, так например: Согласно абзацу 7 статьи 24 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности»: Работники и лица, привлекаемые к осуществлению видов деятельности в области пожарной безопасности, должны соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и (или) профессиональным стандартам (при наличии). Согласно абзацу 3 статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности»: «Лицо, ответственное за эксплуатацию здания или сооружения, обязано назначить ответственное за обеспечение пожарной безопасности таких здания или сооружения лицо, соответствующее квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и (или) профессиональным стандартам (при наличии).»; Лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения в силу ст.210 ГК РФ, ч.1 ст.55.25 ГрК РФ является собственником здания, сооружения или лицом, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое). Т.е. получается, что если у работодателя нет в собственности зданий и сооружений, и если в договоре аренды не прописаны обязанности о том, что арендатор здания является лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, то профпереподготовка ответственных лиц ему не нужна, а если есть в собственности здания, сооружения, то нужна. Вопрос, а кого нужно направить на профпереподготовку, и нужно ли? 1) Направлять лиц из п.1 Приказа 806 нужно обязательно, если работодатель попадает под часть 7 статьи 24 и часть 3 статьи 37 Федерального закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», и если они не имеют среднего профессионального / высшего образования по специальности «Пожарная безопасность» или направлению подготовки «Техносферная безопасность» по профилю «Пожарная безопасность» или не имеют компетенций в области пожарной безопасности, приобретенных в период получения среднего профессионального / высшего образования. А почему из п.1 Приказа 806? Потому что все перечисленные лица соответствуют части 3 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» для освоения дополнительных профессиональных программ, т.е. имеют какое то образование, либо среднее, либо высшее. 2) Или можно принять на работу профессионала в области пожбез (часть 7 статьи 24 и часть 3 статьи 37 Федерального закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности»). 3) Или можно заключить договор на оказания услуг (п.8 Приказа 806) Вопрос, если работодатель не попадает под часть 7 статьи 24 и часть 3 статьи 37 Федерального закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», но решает направить на профпереподготовку указанную в п.2 к Приложению 3 к Приказу 806, всех лиц, указанных в п. 1 к Приложению 3 к Приказу 806? Если следовать логике «специалистов», разъясняющих о том, что ответственным лицам за пожарную безопасность и проводящим противопожарный инструктаж нужна профпереподготовка, то как это будет выглядеть? Законодатель предоставил возможность работодателю выполнить законодательство в части назначения ответственных лиц за пожарную безопасность и проведение инструктажей двумя способами (первый способ изложен в п.1 приложения 3 к приказу 806 и второй способ изложен п.2 приложения 3 к приказу 806): 1) способ. Направить указанных в п.1 приложения 3 к приказу 806 лиц на повышение имеющейся квалификации (часть 4 статьи 76 N 273-ФЗ) и затем назначить их приказом ответственными лицами за пожарную безопасность и проводящими противопожарный инструктаж без изменения должности, условий трудового договора, уровня зарплаты и вида деятельности или функциональных обязанностей. Вид профессиональной деятельности лиц, назначаемых ответственными за пожарную безопасность и проведение противопожарных инструктажей (заместитель директора по капитальному строительству, начальник отдела капитального строительства, главный инженер, руководитель проекта, начальник участка, производитель работ, мастер СМР) согласно приказу Минтруда России от 21.04.2022 N 231н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по организации строительства» – это Организация строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, код 16.025 2) способ. Направить указанных п.1 приложения 3 к приказу 806 лиц на профпереподготовку на должность специалиста по противопожарной профилактике согласно п.2 приложения 3 к приказу 806 для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации (часть 5 статьи 76 N 273-ФЗ), чтобы затем включить в штатное расписание должность специалиста по противопожарной профилактике, перезаключить трудовые договора в связи с изменением условий трудового договора, уровня зарплаты и функциональных обязанностей или заключить дополнительные соглашения на внутреннее совмещение указанных должностей с должностью специалиста по противопожарной профилактике. Вид профессиональной деятельности специалиста по противопожарной профилактике согласно приказу Минтруда России от 11.10.2021 N 696н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по пожарной профилактике» – это Пожарная профилактика на объектах защиты, код 12.013 Можно расширить штат до бесконечности специалистами по противопожарной профилактике, за что вам работодатель скажет: «Спасибо» с последующим увольнением за то, что вы ему не объяснили суть профпереподготовки и настояли на ней, а он впоследствии оплатил бешенные налоги из прибыли компании за необоснованные расходы, а именно: В соответствии частью 1 статьи 252. Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ работодатель уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации…. и т.д. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. И так, пример: Если работодатель не попадает под часть 7 статьи 24 и часть 3 статьи 37 Федерального закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», а принял решение направить на повышение квалификации в виде профпереподготовки на специалиста по противопожарной профилактике всех ответственных за пожарную безопасности и проведение противопожарных инструктажей, что повлекло за собой расширение штата, потому что как правило в организации может быть не один ответственный за пожарную безопасности и проведение противопожарных инструктажей, а несколько, может 10 человек или 20, 30, 50, 100 человек. Это обоснованные расходы? НЕТ, потому что: во-первых, если работодатель не попадает под часть 7 статьи 24 и часть 3 статьи 37 Федерального закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», то на него распространяется только п.1 приложения 3 к приказу 806, а он не предусматривает профессиональную переподготовку, а предусматривает только повышение квалификации; во-вторых согласно части первой статьи 196 ТК РФ необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, и т.д. для собственных нужд определяет работодатель, а законодатель не принуждает работодателя иметь в своей организации 100 специалистов по противопожарной профилактике что быть назначить ответственных лиц за пожарную безопасность и проведение противопожарных инструктажей, для этого ему достаточно отправить нужных лиц на повышение квалификации; в-третьих затраты на профпереподготовку если работодатель не попадает под часть 7 статьи 24 и часть 3 статьи 37 Федерального закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», вовсе не направленны на получение дохода, а наоборот. В результате работодатель не сможет уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов и заплатит все из прибыли. Подумайте над этим.
Если еще у кого есть сомнения можно почитать «Департаментом надзорной деятельности и профилактической работы МЧС РФ, в информационном письме от 17 апреля 2025 г № ИВ-19-4-710 опубликованы разъяснения по однотипным обращениям контролируемых лиц и их представителей по вопросам обучения мерам пожарной безопасности.»
Вы сначала разберитесь что там написано, а там написано именно то что профпереподготовка нужна, если объект защиты в собственности
Добрый день!
Причем тут вообще приказ №806, если речь идет о приказе №1120
С Приказом №806 все понятно, там есть четкие разъяснения что Пункт 2 Приложение N 3 не распространяется на лиц, прошедших обучение пожарнотехническому минимуму знаний в соответствии с приказом МЧС России №645
А вот по приказу №1120 разъяснений нет
И пока что инспекторы МЧС скорее всего будут трактовать положения приказа №1120 что либо профильное обучение и повышений квалификации или профпереподготовка, а вот обратное будет обосновываться в вышестоящей инстанции. И это будет пока не будет четких разъяснений от МЧС
Профильное обязательно, если объект защиты в собственности.
Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»
Статья 2. Основные понятия
15) объект защиты — продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях населенных пунктов, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре;
Согласно Федеральному закону от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»
Условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности установлены в статье 6.
И далее по тексту:
Раздел II. Требования пожарной безопасности при планировке территорий населенных пунктов
Ст.: 65 – 77
Раздел III. Требования пожарной безопасности при архитектурно-строительном проектировании, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений
Ст.: 78 – 91
Раздел IV. Требования пожарной безопасности к производственным объектам
Ст.: 92 – 100
Раздел V. Требования пожарной безопасности к пожарной технике
Ст.: 101 – 117
Раздел VI. Требования пожарной безопасности к продукции общего назначения
Ст.: 133 – 140
В статье рассматриваются требования к образованию лиц, которые проводят инструктажи. Мы не рассматриваем тонкости их назначения. Суть вообще в другом. 806 приказ ссылался на профстандарт, приказ 1122 ссылается на ФГОСы. Вот в чем суть! Это совершенно разные вещи. Когда опубликовали 806 приказ, мы специально поднимали вопрос по поводу описания требований к образованию. По профстандарту можно определить только уровень образования, по ФГОСу — и уровень, и направление, и специальность, и объем требований, поскольку ФГОСы разрабатывают на основе профстандартов, а на основе ФГОСов разрабатывают программы обучения с конкретным содержанием.
Исходя из ФГОСа просто строчки с каким то предметом по пожарке мало! Вот в чем ключевая мысль статьи.
Вы в своих километрах текста до нее пока и не дошли. НО это не значит, что там что-то неправильно написано. Грамотно написано, много и подробно. Признаюсь, не каждый на это способен. Но это все немножно, так скажем, мимо вопроса, разбираемого в статье.
Кстати, из ваших комментариев можно отличную заметку собрать о тонкостях назначения ответственных лиц. И мы может ее опубликовать.
Меняем риторику, еще один километр пояснения отправлю для ознакомления и на этом все.
Разберем ситуацию, когда профпереподготовка в области пожарной безопасности нужна, а когда она не нужна:
1) В соответствии с 24 статьей Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности») работники и лица, привлекаемые к осуществлению видов деятельности в области пожарной безопасности, должны соответствовать квалификационным требованиям или профессиональным стандартам при наличии таких требований или стандартов
Под работниками, привлекаемым к осуществлению видов деятельности в области пожарной безопасности, подразумеваются физические лица, принимаемые или выполняющие трудовую функцию по трудовому договору с работодателем (статья 20 ТК РФ). Виды деятельности в области пожарной безопасности определены в ст. 24 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности.
Вид деятельности в области пожарной безопасности указывается в едином государственном реестре юрлиц или ИП (ЕГРЮЛ/ЕГРИП)
Некоторые виды деятельности в области пожарной безопасности лицензируются в соответствии с статьей 24.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности»
Кто из работников может привлекаться к осуществлению видов деятельности в области пожарной безопасности?
Любой, кто имеет:
1. Среднее профессиональное и (или) высшее образование по специальности «Пожарная безопасность» или направлению подготовки «Техносферная безопасность» по профилю «Пожарная безопасность» (далее – профильное образование) в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 приложения 4 к Приказу МЧС России от 16.12.2024 N 1120
2. ИЛИ если нет профильного образования, то профпереподготовку в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 приложения 4 к Приказа МЧС России от 16.12.2024 N 1120 по дополнительной профессиональной программе профессиональной переподготовки для получения квалификации «Специалист по пожарной профилактике» согласно Приказу МЧС России от 5 сентября 2021 г. № 596 «Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области пожарной безопасности»
3. Повышение квалификации в области пожарной безопасности в соответствии с пунктом 1 приложения 4 к Приказу МЧС России от 16.12.2024 N 1120 1 раз в 5 лет в соответствии Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2020 г. N 1128 и Постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 N 1131 в случае лицензирования деятельности в соответствии с статьей 24.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности»
2) В соответствии абзацем 3 статьи 37 Федерального закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» указано что лицо, ответственное за эксплуатацию здания или сооружения, обязано назначить ответственное за обеспечение пожарной безопасности таких здания или сооружения лицо, соответствующее квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и (или) профессиональным стандартам (при наличии)
Лицо, ответственное за эксплуатацию здания или сооружения в силу ч.1 ст.55.25 ГрК РФ является собственником здания, сооружения или владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) и в силу ст.210 ГК РФ, несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором
3) Квалификационные требования области пожарной безопасности указаны в профессиональном стандарте «Специалист по пожарной профилактике» утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11 октября 2021 г. N 696н
4) Работники, привлекаемые к осуществлению видов деятельности в области пожарной безопасности, а также ответственное лицо за обеспечение пожарной безопасности на объектах защиты юридического лица, являющегося собственником имущества, либо, уполномоченное им владеть, пользоваться или распоряжаться (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) и лица, указанные в подпункте 1 пункта 1 приложения 4 к Приказу МЧС России от 16.12.2024 N 1120, должны иметь:
1. Профильное образование в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 приложения 4 к Приказу МЧС России от 16.12.2024 N 1120
2. ИЛИ если нет профильного образования, то профпереподготовку в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 приложения 4 к Приказа МЧС России от 16.12.2024 N 1120 по дополнительной профессиональной программе профессиональной переподготовки для получения квалификации «Специалист по пожарной профилактике» согласно Приказу МЧС России от 5 сентября 2021 г. № 596 «Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области пожарной безопасности»
3. Повышение квалификации в области пожарной безопасности в соответствии с пунктом 1 приложения 4 к Приказу МЧС России от 16.12.2024 N 1120
5) Лица, указанные подпунктах 2, 3, 4, 5 пункта 1 приложения 4 к Приказу МЧС России от 16.12.2024 N 1120 должны иметь:
1. Профильное образование в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 приложения 4 к Приказу МЧС России от 16.12.2024 N 1120
2. ИЛИ профессиональные компетенции в области пожарной безопасности, приобретенные в период получения среднего профессионального образования и (или) высшего образования по учебному предмету (курсу, дисциплине, модулю), связанному с обеспечением пожарной безопасности (далее – профессиональные компетенции в области пожарной безопасности) в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения 4 к Приказу МЧС России от 16.12.2024 N 1120
3. ИЛИ если нет профильного образования, и (или) профессиональных компетенций в области пожарной безопасности, то профпереподготовку в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 приложения 4 к Приказа МЧС России от 16.12.2024 N 1120 по дополнительной профессиональной программе профессиональной переподготовки для получения квалификации «Специалист по пожарной профилактике» согласно Приказу МЧС России от 5 сентября 2021 г. № 596 «Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области пожарной безопасности»
4. Повышение квалификации в области пожарной безопасности в соответствии с пунктом 1 приложения 4 к Приказу МЧС России от 16.12.2024 N 1120
ВНИМАНИЕ: Повышение квалификации в области пожарной безопасности в соответствии с пунктом 1 приложения 4 к Приказу МЧС России от 16.12.2024 N 1120, обязательное условие вне зависимости от наличия или отсутствия профильного образования или профессиональных компетенций в области пожарной безопасности, это самостоятельная дисциплина.
6) Документы, подтверждающие прохождение лицом профильного образования ИЛИ профессиональных компетенций в области пожарной безопасности, является диплом о среднем или высшем образованием статья 60. Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.05.2025) «Об образовании в Российской Федерации»
7) Учебный предмет (курс, дисциплина, модуль), связанный с обеспечением пожарной безопасности согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» может называться «Безопасность жизнедеятельности», «Пожарная безопасность», «Пожарная безопасность в строительстве» и другие и содержится в приложении к диплому о наименовании предметов (дисциплин, курсов, модулей).
8) Профпереподготовка в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 приложения 4 к Приказу МЧС России от 16.12.2024 N 1120 не обязательна, за исключением случаев, если отсутствует одно из условий:
1. НЕТ Профильного образования соответствии с подпунктом 1 пунктом 2 приложения 4 к Приказу МЧС России от 16.12.2024 N 1120;
2. НЕТ профессиональных компетенций в области пожарной безопасности, соответствии с подпунктом 2 пунктом 2 приложения 4 к Приказу МЧС России от 16.12.2024 N 1120;
ВНИМАНИЕ: Профессиональная компетенция в области пожарной безопасности, приобретается в период получения среднего профессионального образования и (или) высшего образования на основании:
Пункта 104 Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утверждённые постановлением Правительства РФ №390, действующими от 25 апреля 2012 года, где указано что руководитель образовательной организации организует проведение с учащимися и студентами занятия (беседы) по изучению соответствующих требований пожарной безопасности (в настоящее время недействующий),
Статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» где указано что обучение мерам пожарной безопасности — организованный процесс по формированию знаний, умений, навыков граждан в области обеспечения пожарной безопасности в системе общего, профессионального и дополнительного образования, в процессе трудовой и служебной деятельности, а также в повседневной жизни (внесено Федеральным законом от 30.12.2015 г. № 448-ФЗ, редакция действует с 10.01.2016).
Части 5 статьи 25 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» где указано что обучение учащихся мерам пожарной безопасности является обязательным для образовательной организации (введена Федеральным законом от 26.07.2019 N 232-ФЗ).
Пункта 92 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479 где указано что руководитель образовательной организации организует проведение перед началом каждого учебного года (семестра) с обучающимися занятия по изучению требований пожарной безопасности, в том числе по умению пользоваться средствами индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара и первичными средствами пожаротушения.
На орфографию прошу не обращать внимание, ну прям накипело!
Добрый день, Светлана, я очень рада что вы сами поняли чего написали. Если написать меньше километра текста и исходить из того чего хочет законодатель и чего хотите вы, то суть вопроса выглядит так:
1) Законодатель хочет что бы работодатель, имеющий объект защиты в собственности назначил ответственное лицо за пожарную безопасность объекта защиты специалиста прошедшего повышение квалификации ИЛИ специалиста по противопожарной профилактике, имеющего соответствующее образование в области пожарной безопасности, либо если не имеет, то прошедшего профпереподготовку в области пожарной безопасности, они же и противопожарные инструктажи имеют права проводить.
Чего хотите ВЫ:
2) Вы хотите, что бы лицо назначенное ответственным за пожарную безопасность объекта защиты или ответственным за проведение инструктажей, помимо повышения квалификации, прошли профпереподготовку и все поголовно стали специалистами по противопожарной профилактике. К примеру у меня строительная деятельность, соответственно ответственные за пожарную безопасность объекта являются начальники участков без профильного образования по пожарке, но с образованием в строительстве, у меня 10 объектов, вахтовый метод, т.е. 20 начальников участка, все проходят профпереподготовку и становятся специалистами по противопожарной профилактике. Вопрос, а кто будет выполнять функции начальника участка? Или, на каждом участке с учетом вахты по 30 чел прорабов, соответственно 10 участков 300 прорабов, проходят профпереподготовку и становятся специалистами по противопожарной профилактике. Вопрос, а кто будет выполнять функции прораба, кто будет руководить работами? Вы считаете что это нормально когда одна профессия «специалист по противопожарной профилактике» заменит всех ответственных лиц?
Когда утвердили 806 приказ, я писала, что его мотив — создание рабочих мест для бывших МЧСовцев. Ничего не изменилось с стой поры в этой части. Только в 1122 четче и жестче сформулировали требования. По поводу хотелок. То, что, как вы выразились, мы хотим, это не наше желание, это нормативно установленные требования. А то, что у вас на объектах нет спецов по пожарке, а эту функцию прорабы несу, так это ваши половые проблемы. Нам известны «конторы» в которых ответственные назначены за каждый кабинет! Есть строительные компании, у которых иная форма распределения ответственности. Есть один человек и он отвечает за все объекты защиты, он же проводит инструктажи.
Начали с «Извините Светлана…», а закончили «… что за чушь вообще вы несете?».
Тактичный вы человек.
Сможете привести конкретные пункты НПА, где указано, что ответственному за проведение противопожарных инструктажей при наличии непрофильного ВО или СПО достаточно только ПК по ПБ?
Добрый день. Также есть приказ Минобрнауки от 25.05.2020 г. №679, это ФГОС так же для ВПО, только уровень специалитета (код специальности 20.05.01).
Есть, но это специалитета ФГОС. Для ответственных минимальные требования — бакалавриат по «пожарке». Это означает, что если у работника специалитет «по пожарке», то такое образование также как бакалавриат, признается профильным для целей обучения по противопожарным инструктажам и назначения ответственных лиц.
Опять вы Светлана путаете одно с другим, бакалавриат по «пожарке». необходим для целей выполнения обязанностей специалиста по противопожарной профилактике, в том числе и для обучения по противопожарным инструктажам и назначения ответственных лиц. Откройте профстандарт для специалиста по противопожарной профилактике
Почитайте в начале этой статьи формулировку вопроса, ответом на который она является.
Согласен с Вами полностью. Просто хотел дополнить.
А если человек специалист по направлению «Техносферная безопасность»?
«Техносферная безопасность» бывает по направлениям: Пожарная безопасность. Экологическая безопасность. Промышленная безопасность. Защита в чрезвычайных ситуациях. Охрана труда.
Когда это началось? Так не всегда было, у меня в дипломе написано «Техносферная безопасность» — и все.
Прекрасно! Перед вами открыты все двери, прям до министра МЧС!
До Министра обороны, не меньше