Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок: Полный расклад изменений 2022 года
Автор Б—ИОпубликованоОбновлено
Приветствуем подписчиков PRO. В статье разъясним, почему потребовалось актуализировать Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок, дадим обзор внесённых изменений и определим тактику действий специалистов по охране труда. Причины изменения Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок Правила технологического функционирования электроэнергетических систем, утверждённые постановлением Правительства от 13 августа 2018 г. № 937, вступили в силу с 16 августа 2018 г. В соответствии с пунктом 3 указанных Правил Минэнерго обязано было по согласованию с Ростехнадзором в 12-месячный срок разработать и утвердить: Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации (далее – ПТЭЭСС); Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей электрической энергии (далее – ПТЭЭП); Правила работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской […]
Здравствуйте, помогите пожалуйста разобраться: на промышленном предприятии (заводе) потребителе электрической энергии вновь принятый работник с высшим техническим образованием окончивший ВУЗ ну скажем по специальности Автоматизированные системы управления, промышленная электроника или электрический привод. Можно ли относить такого работника к специалисту с высшим техническим образованием в области электроэнергетики? Какую колонку таблицы приложения №1 при присвоении групп по электробезопасности к ним применять? 4-ю или 5-ю? Имеет ли значение квалификация по диплому? Если квалификация инженер-электрик по диплому то применяется 5-я колонка?
Здравствуйте, подскажите пожалуйста в табл приложения №1 какие специальности относятся к высшему (техническому) образование в области электроэнергетики?
Добрый день. Подскажите, пожалуйста, можем ли мы своей комиссией по эл. безопасности проверить знания и присвоить группу по эл. безопасности работникам субподрядной организации, которая выполняет работы по установке кондиционеров по официальному договору Субподряда с нашей компанией на территории нашего Заказчика?
Полагаю что нет, в разделе статьи “Установили порядок предоставления прав обслуживания электроустановок подрядчикам”, говорится о постоянном обслуживании эл.установок.
Да все на СОТа, в моем случае я же курирующий, и я же ответственный за ЭБ . Так возникает вопрос: как СОТ имею 4 группу допуска, а вот как ответственный за ЭБ я должна заново обучится и как говорится с 2 группы аттестоваться?
Спасибо за ответ, с руководителем не поспоришь)) не нравится увольняйся(( Но тем не менее все равно не понятно, сразу сдавать на 3 группу допуска как ответственный за ЭБ ?
Спасибо за подробный разбор. уточняющий вопрос: нужно ли провести внеплановое обучение в организации или в Учебном центре ответственных за электрохозяйство в связи с изменениями Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок
Добрый день , п. 1.4.23 Внеочередная проверка знаний проводится независимо от срока проведения предыдущей проверки: – при введении в действие у Потребителя новых или переработанных норм и правил ;…..” Приказ Минэнерго РФ от 13 января 2003 г. № 6 “Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей”.
Татьяна, добрый день ! Если честно не совсем понятен ваш ответ. Они не новые и вроде не переработанные (понять бы что это еще значит) , в них внесли изменения. В п.1 приказа от 29 апреля 2022 г. N 279н об этом четко написано. Ну и далее: п. 1.4.26 ПТЭЭП говорит: “В случае внесения изменений и дополнений в действующие правила внеочередная проверка не проводится, а они доводятся до сведения работников с оформлением в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте.”. Я понял, что в связи с выходом изменений, необходимо провести внеплановый инструктаж со всем персоналом (как электротехническим так и электротехнологическим) Что скажете?
Здравствуйте , да верно, если внесенные изменения затрагивают вашу производственную деятельность и внесены изменения в инструкции и локальные нормативные акты, проводите внеплановый инструктаж в объеме внесенных изменений.
Добрый день! Помогите разобраться,что в точности значит п. 5 постановления 2464 “правила не распространяются на обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда, предусмотренные специальными требованиями….”. Если работники работники обучились в учебном центре и получили 2-4 группу по электробезопасности , надо ли им ещё учиться по программе 46б в самой организации и как вообще это все вместе увязать? Или это два не связанных между собой процесса, об этом говорит п. 5 или нет?
вот тоже не понимаю. предприятие не относится к сфере электроэнергетики (не вырабатываем и не передаем по сетям электричество), но электрохозяйство есть, ПТЭЭП и ПОТЭЭ на нас распространяется, и электропогрузчики, и электроштабеллеры, и аккумуляторщики…. и всех с базовым общим образованием учим в рамках 72 часов по ЭБ (а там в программе и СИЗы, и оказание первой помощи)…. и теперь еще раз по постановлению 2464…. или все таки не надо 2464 для людей со II и III группой применять?…. не понятно….
Добрый день, обучение в рамках 72 часа проводится для получения эл.группы, а не к аттестации в соответствии с Приказом Минэнерго РФ от 22.09.2020 N 796 . Следовательно Правила утв. Постановлением 2464 для людей со II и III группой, применяются .
Согласен. Немного бы уточнил. На мой взгляд: не только обучение в рамках подготовки к аттестации, а в целом обучение по указанному приказу 796, т.к., аттестацию проходят только ИТР (административно-технический персонал), не исключая и проверку знаний тоже. Работники же рабочих профессий, проходят проверку знаний (а не аттестацию). Т.е., весь персонал, который проходит подготовку в рамках “Правил работы с персоналом в организациях электроэнергетики”. Эти правила распространяются, в том числе, и на потребителей, и на организации, обслуживающие ЭУ по договорам. Подробнее в п.2 Правил. Однако, нужно учитывать, что обучение по прказау 796 не освобождает от обучения и проверки знаний по специальным правилам: например – на высоте, в ОЗП и других ПОТ. Исходя из этого,: п.5 пост. 2464 может освободить только от системы обучения (пять программ: А, Б, В + СИЗ, ОПП), при условии реализации системы обучения по Пр. 796, но не от самого обучения. Разница в наборе программ обучения, при этом отдельное (специальное) обучение по СИЗ и ОПП я бы не игнорировал. Это значит, что в программе УЦ, по обучению на группу по ЭБ, должно быть выделено специальное время и методы (теория, практика) обучения (как указано в 2464) для СИЗ и ОПП. Соответственно, такое же время (или отдельные прграммы) должны быть и в программах внутреннего (в организации) обучения по ЭБ.
Доброго дня коллеги! Предлагаю совместными усилиями (с применением риск-ориентированного подхода само собой)))) определить, какова вероятность, что среднестатистического офисного работника шандарахнет током 220 В от используемых им в профессиональной деятельности электроприборов. Что бы с вероятностью 99,9 процентов определить обоснованность отнесения к не электротехническому персоналу и присвоения ему 1 группы. Если из 500 опрошенных СОТов было 2 случая, разберём подробности! Далее в ЛНА напишем, что на основании риск-ориентированного подхода и проведённого опроса сайта “Блог Инженера”, признано, что офисному работнику не требуется присвоения 1 группы по электробезопасности. Если что, это был сарказм…. Потому что полная безответственность тех людей, которые эту ахинею придумали и несут в массы. Сделайте простые и доступные правила, назовите белое белым, чёрное чёрным, а офисного работника – сотрудником, которому не требуется/требуется присвоение 1 группы. Вместо этого – гора пустой суеты, в результате которой крайними в любом случае останутся СОТ и Работодатель. Печаль печальная….((((
Если внесенные изменения затрагиваю вашу производственную деятельность, то да. Сначала вносите изменений в инструкции и локальные нормативные акты, зам проводите внеплановый инструктаж в объеме внесенных изменений.
Подскажите, правильно ли я понимаю новую редакцию п. 2.3. “Присвоение группы I по электробезопасности производится путем проведения инструктажа … и проверкой приобретенных навыков … оказания первой помощи при поражении электрическим током”. Т.е. теперь 1 группу в первый рабочий день присвоить не получится, а только тогда, когда работник прошёл обучение по первой помощи по 2464? Если сотруднику достаточно иметь 1 группу, то при изменении должности (также относится к неэлектротехнологическому персоналу) есть ли необходимость вносить эту информацию в журнал, т.е. опять присваивать 1 группу
Присвоение группы I по электробезопасности производится путем проведения инструктажа, который должен завершаться проверкой знаний в форме устного опроса и ***(при необходимости)** проверкой приобретенных навыков безопасных способов работы и оказания первой помощи при поражении электрическим током. Будем считать, что у нас нет такой необходимости)))
Инструктаж — это форма обучения в виде разъяснения основных правил поведения при выполнении трудовой функции. Ключевое слово – “обучение”. Человек прошедший инструктаж считается обученным. В результате инструктажа по электробезопасности работник должен освоить методы и приемы оказания первой помощи при поражении электрическим током (при этом нигде не указано в каком объеме, то есть достаточно теории с показом картинок минимум, а в идеале отработка на тренажере максимум). И все это делается во время инструктажа! Ну а если почитать норматив повнимательнее, то вы выкинули очень важную фразу “инструктажа, который как правило….”. То есть не обязательно. По второй части вопроса. По простому. Если объем в области ЭБ при смене должности остается не меняется(категория персонала и необходимая для выполнения обязанностей группа по ЭБ), то и неплановое присвоение 1 группы не требуется. При повторном ежегодном инструктаже вненесете в журнал новые данные.
Возможно у вас и так. Но компании и организации разные. Я лично знаю минимум две достаточно крупные компании где СОТ= “главный энергетик”=”ответственный за ЭХ”. А когда работал на электростанции, там СОТ задавал ритм всем остальным. Делал общее по станции, а конкретику уже детализировали соответствующие ответственные лица. Так что в любом случае СОТ задействован.
Добрый день, коллеги! Спасибо Вам за разъяснения, за подробный разбор. Однако,согласна с комментариями, не все надо вешать на себя! Данная статья вызывает необходимость написания новой публикации о разграничении зон ответственности энергетика, ответственного за ЭХ и СОТа. Тема серьезная! Очень просим, со ссылками
Разграничение полномочий в сфере охраны труда в СУОТ прописывается в отдельном разделе и уточняется в организационно -распорядителных документах организации, а также в должностных обязанностях работников (при наличии).
Одних должностных не достаточно. Должен быть какой-то нормативный документ(приказ, положение, инструкция, порядок и т.д.) разграничивающий зоны и направления ответственности. С этим документом ознакамливают всех вновь принятых, чтобы они знали как организовано то или иное в организации и к кому по каким вопросам обращаться.
Я думаю это нужно внести в статью, ближе к началу. Раздел “кто должен выполнять организационные требования по ОТ электроустановок”. В зависимости от структуры и направления деятельности организации один из или все одновременно: 1. Руководитель организации 2. Главный энергетик 3. Ответственный за ЭХ 4. СОТ. Далее по тексту “Что делать специалисту по охране труда?” считать действующим для всех выше указанных лиц с учетом организационной структуры.
Спасибо за статью! Только один момент – везде пишите , что делать СОТу? И далее, что должен сделать СОТ. Почитает эту статью гл. энергетик и сильно обрадуется – всё должен сделать СОТ! ИОТ пишите должен пересмотреть СОТ! Предоставлять право работы в электроустановках (согласно перечню) персоналу привлекаемой организации только после подтверждения прохождения ими всех этапов подготовки и получения от них документа о назначении ответственных лиц тоже должен СОТ! А разве это всё не гл.энергетик должен сделать? КАк то слишком много на СОТа взвалили!
Здравствуйте, помогите пожалуйста разобраться: на промышленном предприятии (заводе) потребителе электрической энергии вновь принятый работник с высшим техническим образованием окончивший ВУЗ ну скажем по специальности Автоматизированные системы управления, промышленная электроника или электрический привод. Можно ли относить такого работника к специалисту с высшим техническим образованием в области электроэнергетики? Какую колонку таблицы приложения №1 при присвоении групп по электробезопасности к ним применять? 4-ю или 5-ю? Имеет ли значение квалификация по диплому? Если квалификация инженер-электрик по диплому то применяется 5-я колонка?
В первом случае четвертую, во втором – пятую.
Здравствуйте, подскажите пожалуйста в табл приложения №1 какие специальности относятся к высшему (техническому) образование в области электроэнергетики?
Здравствуйте, все не перечислить)) Смотрите ФГОС ВПО по специальностям
ЭНЕРГЕТИКА, ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ И ЭЛЕКТРОТЕХНИКА
Добрый день.
Подскажите, пожалуйста, можем ли мы своей комиссией по эл. безопасности проверить знания и присвоить группу по эл. безопасности работникам субподрядной организации, которая выполняет работы по установке кондиционеров по официальному договору Субподряда с нашей компанией на территории нашего Заказчика?
Полагаю что нет, в разделе статьи “Установили порядок предоставления прав обслуживания электроустановок подрядчикам”, говорится о постоянном обслуживании эл.установок.
Спасибо за ответ, с руководителем не поспоришь)) не нравится увольняйся((
Да все на СОТа, в моем случае я же курирующий, и я же ответственный за ЭБ . Так возникает вопрос: как СОТ имею 4 группу допуска, а вот как ответственный за ЭБ я должна заново обучится и как говорится с 2 группы аттестоваться?
Здравствуйте, вы сами себя контролируете?! Условия присвоения групп смотрите в ПОТ 903н от 15.12.2020 г.
Спасибо за ответ, с руководителем не поспоришь)) не нравится увольняйся(( Но тем не менее все равно не понятно, сразу сдавать на 3 группу допуска как ответственный за ЭБ ?
Спасибо за подробный разбор. уточняющий вопрос: нужно ли провести внеплановое обучение в организации или в Учебном центре ответственных за электрохозяйство в связи с изменениями Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок
Добрый день , п. 1.4.23 Внеочередная проверка знаний проводится независимо от срока проведения предыдущей проверки: – при введении в действие у Потребителя новых или переработанных норм и правил ;…..” Приказ Минэнерго РФ от 13 января 2003 г. № 6 “Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей”.
Татьяна, добрый день ! Если честно не совсем понятен ваш ответ. Они не новые и вроде не переработанные (понять бы что это еще значит) , в них внесли изменения. В п.1 приказа от 29 апреля 2022 г. N 279н об этом четко написано.
Ну и далее:
п. 1.4.26 ПТЭЭП говорит: “В случае внесения изменений и дополнений в действующие правила внеочередная проверка не проводится, а они доводятся до сведения работников с оформлением в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте.”.
Я понял, что в связи с выходом изменений, необходимо провести внеплановый инструктаж со всем персоналом (как электротехническим так и электротехнологическим)
Что скажете?
Здравствуйте , да верно, если внесенные изменения затрагивают вашу производственную деятельность и внесены изменения в инструкции и локальные нормативные акты, проводите внеплановый инструктаж в объеме внесенных изменений.
Татьяна, спасибо!
Добрый день! Помогите разобраться,что в точности значит п. 5 постановления 2464 “правила не распространяются на обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда, предусмотренные специальными требованиями….”. Если работники работники обучились в учебном центре и получили 2-4 группу по электробезопасности , надо ли им ещё учиться по программе 46б в самой организации и как вообще это все вместе увязать? Или это два не связанных между собой процесса, об этом говорит п. 5 или нет?
вот тоже не понимаю. предприятие не относится к сфере электроэнергетики (не вырабатываем и не передаем по сетям электричество), но электрохозяйство есть, ПТЭЭП и ПОТЭЭ на нас распространяется, и электропогрузчики, и электроштабеллеры, и аккумуляторщики…. и всех с базовым общим образованием учим в рамках 72 часов по ЭБ (а там в программе и СИЗы, и оказание первой помощи)…. и теперь еще раз по постановлению 2464…. или все таки не надо 2464 для людей со II и III группой применять?…. не понятно….
Добрый день, обучение в рамках 72 часа проводится для получения эл.группы, а не к аттестации в соответствии с Приказом Минэнерго РФ от 22.09.2020 N 796 . Следовательно Правила утв. Постановлением 2464 для людей со II и III группой, применяются .
Согласен. Немного бы уточнил. На мой взгляд: не только обучение в рамках подготовки к аттестации, а в целом обучение по указанному приказу 796, т.к., аттестацию проходят только ИТР (административно-технический персонал), не исключая и проверку знаний тоже. Работники же рабочих профессий, проходят проверку знаний (а не аттестацию). Т.е., весь персонал, который проходит подготовку в рамках “Правил работы с персоналом в организациях электроэнергетики”. Эти правила распространяются, в том числе, и на потребителей, и на организации, обслуживающие ЭУ по договорам. Подробнее в п.2 Правил. Однако, нужно учитывать, что обучение по прказау 796 не освобождает от обучения и проверки знаний по специальным правилам: например – на высоте, в ОЗП и других ПОТ. Исходя из этого,: п.5 пост. 2464 может освободить только от системы обучения (пять программ: А, Б, В + СИЗ, ОПП), при условии реализации системы обучения по Пр. 796, но не от самого обучения. Разница в наборе программ обучения, при этом отдельное (специальное) обучение по СИЗ и ОПП я бы не игнорировал. Это значит, что в программе УЦ, по обучению на группу по ЭБ, должно быть выделено специальное время и методы (теория, практика) обучения (как указано в 2464) для СИЗ и ОПП. Соответственно, такое же время (или отдельные прграммы) должны быть и в программах внутреннего (в организации) обучения по ЭБ.
Благодарю за нужную информацию!
Доброго дня коллеги! Предлагаю совместными усилиями (с применением риск-ориентированного подхода само собой)))) определить, какова вероятность, что среднестатистического офисного работника шандарахнет током 220 В от используемых им в профессиональной деятельности электроприборов. Что бы с вероятностью 99,9 процентов определить обоснованность отнесения к не электротехническому персоналу и присвоения ему 1 группы. Если из 500 опрошенных СОТов было 2 случая, разберём подробности!
Далее в ЛНА напишем, что на основании риск-ориентированного подхода и проведённого опроса сайта “Блог Инженера”, признано, что офисному работнику не требуется присвоения 1 группы по электробезопасности.
Если что, это был сарказм….
Потому что полная безответственность тех людей, которые эту ахинею придумали и несут в массы.
Сделайте простые и доступные правила, назовите белое белым, чёрное чёрным, а офисного работника – сотрудником, которому не требуется/требуется присвоение 1 группы.
Вместо этого – гора пустой суеты, в результате которой крайними в любом случае останутся СОТ и Работодатель.
Печаль печальная….((((
Необходимо ли проводить внеплановый инструктаж в связи с данными изменениями?
Если внесенные изменения затрагиваю вашу производственную деятельность, то да. Сначала вносите изменений в инструкции и локальные нормативные акты, зам проводите внеплановый инструктаж в объеме внесенных изменений.
Подскажите, правильно ли я понимаю новую редакцию п. 2.3. “Присвоение группы I по электробезопасности производится путем проведения инструктажа … и проверкой приобретенных навыков … оказания первой помощи при поражении электрическим током”. Т.е. теперь 1 группу в первый рабочий день присвоить не получится, а только тогда, когда работник прошёл обучение по первой помощи по 2464?
Если сотруднику достаточно иметь 1 группу, то при изменении должности (также относится к неэлектротехнологическому персоналу) есть ли необходимость вносить эту информацию в журнал, т.е. опять присваивать 1 группу
Присвоение группы I по электробезопасности производится путем проведения инструктажа, который должен завершаться проверкой знаний в форме устного опроса и ***(при необходимости)** проверкой приобретенных навыков безопасных способов работы и оказания первой помощи при поражении электрическим током.
Будем считать, что у нас нет такой необходимости)))
Инструктаж — это форма обучения в виде разъяснения основных правил поведения при выполнении трудовой функции. Ключевое слово – “обучение”. Человек прошедший инструктаж считается обученным. В результате инструктажа по электробезопасности работник должен освоить методы и приемы оказания первой помощи при поражении электрическим током (при этом нигде не указано в каком объеме, то есть достаточно теории с показом картинок минимум, а в идеале отработка на тренажере максимум). И все это делается во время инструктажа! Ну а если почитать норматив повнимательнее, то вы выкинули очень важную фразу “инструктажа, который как правило….”. То есть не обязательно.
По второй части вопроса. По простому. Если объем в области ЭБ при смене должности остается не меняется(категория персонала и необходимая для выполнения обязанностей группа по ЭБ), то и неплановое присвоение 1 группы не требуется. При повторном ежегодном инструктаже вненесете в журнал новые данные.
Большое спасибо за подробный разбор! Согласен с коллегами: СОТ здесь не главный!
А ничего, что это Правила ПО ОХРАНЕ ТРУДА???
Возможно у вас и так. Но компании и организации разные. Я лично знаю минимум две достаточно крупные компании где СОТ= “главный энергетик”=”ответственный за ЭХ”.
А когда работал на электростанции, там СОТ задавал ритм всем остальным. Делал общее по станции, а конкретику уже детализировали соответствующие ответственные лица. Так что в любом случае СОТ задействован.
Спасибо большое за детальный анализ!
Добрый день, коллеги! Спасибо Вам за разъяснения, за подробный разбор. Однако,согласна с комментариями, не все надо вешать на себя!
Данная статья вызывает необходимость написания новой публикации о разграничении зон ответственности энергетика, ответственного за ЭХ и СОТа. Тема серьезная! Очень просим, со ссылками
Подумаю над предложением по поводу темы статьи. Спасибо.
Разграничение полномочий в сфере охраны труда в СУОТ прописывается в отдельном разделе и уточняется в организационно -распорядителных документах организации, а также в должностных обязанностях работников (при наличии).
Как быть СОТу, если в организации даже электрика нет???!!! Соответственно и присваивать I группу никто не имеет права. А офисников 100 человек…
Исключить риски получения электротравмы работниками.
День добрый, внести предложение работодателю о необходимости приема работника, на ставку или по ГПХ.
На мой взгляд, не обязательно прописывать эти обязанности в Положении о СУОТ, достаточно должностных инструкций.
Одних должностных не достаточно. Должен быть какой-то нормативный документ(приказ, положение, инструкция, порядок и т.д.) разграничивающий зоны и направления ответственности. С этим документом ознакамливают всех вновь принятых, чтобы они знали как организовано то или иное в организации и к кому по каким вопросам обращаться.
Я думаю это нужно внести в статью, ближе к началу. Раздел “кто должен выполнять организационные требования по ОТ электроустановок”.
В зависимости от структуры и направления деятельности организации один из или все одновременно:
1. Руководитель организации
2. Главный энергетик
3. Ответственный за ЭХ
4. СОТ.
Далее по тексту “Что делать специалисту по охране труда?” считать действующим для всех выше указанных лиц с учетом организационной структуры.
Спасибо за статью!
Только один момент – везде пишите , что делать СОТу? И далее, что должен сделать СОТ. Почитает эту статью гл. энергетик и сильно обрадуется – всё должен сделать СОТ! ИОТ пишите должен пересмотреть СОТ! Предоставлять право работы в электроустановках (согласно перечню) персоналу привлекаемой организации только после подтверждения прохождения ими всех этапов подготовки и получения от них документа о назначении ответственных лиц тоже должен СОТ! А разве это всё не гл.энергетик должен сделать?
КАк то слишком много на СОТа взвалили!
Выше в комментарии ответила.
Спасибо большое!!!
А это всё не ответственный за электрохозяйство делает?
Спасибо за информацию