Приветствуем подписчиков PRO.
- Что такое Соглашение об устранении обязательных требований?
- По каким видам надзора может быть заключено Соглашение?
- Кому предоставлена возможность заключения Соглашения?
- Круг лиц, имеющих право на заключение Соглашения:
- Для чего заключается Соглашение?
- Как подготовить ходатайство о заключении Соглашения?
Что такое Соглашение об устранении обязательных требований?
Соглашение – соглашение о надлежащем устранении выявленных нарушений обязательных требований.
Обязательные требования – требования, содержащиеся в нормативных правовых актах (НПА) и связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках госконтроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы;
Требования промышленной безопасности – условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Федеральном законе от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента РФ, нормативных правовых актах Правительства РФ, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
В соответствии со статьёй 90_2* Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»
«1. Контролируемое лицо, в отношении которого выявлены нарушения обязательных требований, вправе подать ходатайство о заключении с контрольным (надзорным) органом соглашения о надлежащем устранении выявленных нарушений обязательных требований.
2. Порядок заключения, изменения, продления, расторжения соглашения, условия соглашения, круг лиц, имеющих право на заключение соглашения, определяются Правительством Российской Федерации.
3. Соглашение заключается в целях соблюдения публичных интересов, прав граждан и организаций, осуществления деятельности социальных учреждений в случае, если устранение выявленных нарушений обязательных требований требует значительных временных и материальных затрат, капитальных вложений, включая затраты на строительство, реконструкцию или техническое перевооружение, приобретение машин, оборудования, инструментов, инвентаря, выделения бюджетных средств бюджетным учреждениям, и в целях недопущения ситуаций массового сокращения работников, снижения выпуска продукции, товаров и услуг, имеющих стратегическое значение и социально-экономическую значимость.
4. В соответствии с соглашением контролируемое лицо или его учредитель (орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя контролируемого лица) обязуется поэтапно выполнять мероприятия, направленные на устранение выявленных нарушений обязательных требований, выделить соответствующие ресурсы, обеспечить ликвидацию негативных последствий выявленных нарушений обязательных требований в случае их наступления, обеспечить допуск должностных лиц контрольного (надзорного) органа на объект контроля в целях оценки соответствия, а контрольный (надзорный) орган приостанавливает действие предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований и принимает меры, предусмотренные пунктом 3 части 2 статьи 90 настоящего Федерального закона, при этом осуществляя поэтапную оценку исполнения контролируемым лицом соглашения.
5. Соглашение должно включать:
- перечень выявленных нарушений обязательных требований, подлежащих устранению контролируемым лицом;
- программу устранения выявленных нарушений обязательных требований, включающую перечень мероприятий по оценке исполнения такой программы, а также документов и сведений, подлежащих направлению для оценки исполнения такой программы;
- срок исполнения соглашения.
6. Соглашение подлежит согласованию с органами прокуратуры. Порядок согласования органами прокуратуры соглашений устанавливается приказом Генерального прокурора Российской Федерации.
7. После заключения соглашения контрольный (надзорный) орган принимает решение о приостановлении действия предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований в отношении контролируемого лица. В случае неисполнения контролируемым лицом соглашения контрольный (надзорный) орган принимает решение о возобновлении действия предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований. После исполнения контролируемым лицом соглашения контрольный (надзорный) орган принимает решение об отмене предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
8. По истечении срока исполнения соглашения контрольный (надзорный) орган принимает решение о признании соглашения исполненным или неисполненным.
9. Органы прокуратуры или контрольный (надзорный) орган, заключивший соглашение, могут признать соглашение неисполненным до дня истечения срока его исполнения при наличии фактов, свидетельствующих, что контролируемое лицо или его учредитель в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, не предпринимает действия, направленные на исполнение соглашения, в том числе в части реализации программы устранения выявленных нарушений обязательных требований.
10. Контролируемое лицо не имеет права отказаться от исполнения соглашения в одностороннем порядке.»
* Статья включена Федеральным законом от 28.12.2024 № 540-ФЗ
Правила заключения, изменения, продления и расторжения соглашения о надлежащем устранении выявленных нарушений обязательных требований утв. постановлением Правительства РФ от 31.05.2025 № 829. С 14 июня 2025 года они вступили в силу.
Таким образом, организация, в отношении которой выявлены нарушения обязательных требований, вправе подать ходатайство о заключении с контрольным (надзорным) органом (среди которых и Ростехнадзор) соглашения о надлежащем устранении выявленных нарушений обязательных требований.
Рассмотрим порядок и условия заключения Соглашения.
По каким видам надзора может быть заключено Соглашение?
Соглашения о надлежащем устранении выявленных нарушений обязательных требований не подлежат заключению в отношении нарушений обязательных требований, создающих непосредственную угрозу жизни и причинения вреда здоровью людей.
Соглашение о надлежащем устранении выявленных нарушений обязательных требований может быть заключено при осуществлении:
федерального государственного надзора в области промышленной безопасности
— объекты, подведомственные Минобороны России, СВР России, ФСИН, ФСО России, ФСБ России и Главному управлению специальных программ Президента России;
— объекты, используемые при разработке, изготовлении, испытании, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения.
Этот вид надзора регулируется Положением о федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1082.
федерального государственного энергетического надзора
— объекты, подведомственных Минобороны России, СВР России, ФСИН, ФСО России, ФСБ России и Главному управлению специальных программ Президента России.
Этот вид надзора регулируется Положением о федеральном государственном энергетическом надзоре утверждено постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1085.
федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений
— судоходные ГТС (СГТС) – ГТС, представляющие собой инженерно-технические сооружения (в том числе берегозащитные сооружения, волноломы, дамбы, молы, плотины, подходные каналы, подводные сооружения, созданные в результате проведения дноуглубительных работ, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъёмники, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели и иные объекты) и предназначенные для обеспечения установленных габаритов судовых ходов и обеспечения пропуска судов, а также комплекс таких ГТС;
— портовые ГТС – инженерно-технические сооружения (берегозащитные сооружения, волноломы, дамбы, молы, пирсы, причалы, а также подходные каналы, подводные сооружения, созданные в результате проведения дноуглубительных работ), расположенные на территории морского порта, взаимодействующие с водной средой и предназначенные для обеспечения безопасности мореплавания и стоянки судов.
Этот вид надзора регулируется Положением о федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений утверждено постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1080.
федерального государственного горного надзора
Этот вид надзора регулируется Положением о федеральном государственном горном надзоре утверждено постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1074.
федерального государственного экологического контроля (надзора)
— объекты, подведомственные ФСБ.
федерального государственного геологического контроля (надзора)
— объекты, подведомственные ФСБ.
федерального государственного земельного контроля (надзора) (в части полномочий, осуществляемых Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (ее территориальными органами)
федерального государственного лицензионного контроля деятельности по производству лекарственных средств.
Если Ростехнадзором выдано предписание об устранении выявленных нарушений.
Под предписанием принято понимать обязательный к исполнению документ, направленный или вручённый по итогам проверки и содержащий законные требования об устранении выявленных нарушений требований законодательства с указанием сроков их устранения.
Кому предоставлена возможность заключения Соглашения?
Контролируемое лицо вправе заключить с контрольным (надзорным) органом, выдавшим предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, соглашение.
Круг лиц, имеющих право на заключение Соглашения:
1. Государственный орган, орган местного самоуправления, государственное или муниципальное учреждение.
2. Юридическое лицо, осуществляющее основной вид экономической деятельности в сферах:
- жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ);
- энергетики;
- связи;
- транспорта;
- сельского хозяйства;
- производства лекарственных средств.
3. Градообразующее предприятие или системообразующая организация.
4. Организация, включённая в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утверждённый Указом Президента РФ от 04.08.2004 № 1009.
5. Организация, включённая в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса (ОПК) в соответствии с постановлением Правительства РФ от 20.02.2004 № 96 «О сводном реестре организаций оборонно-промышленного комплекса».
6. Юридическое лицо, обладающее правом на подачу ходатайства о заключении Соглашения на основании поручений Президента РФ, Председателя или Заместителя Председателя Правительства РФ.
7. Юридическое лицо, указанное в обращении высшего должностного лица субъекта РФ о заключении Соглашения, направленном в Ростехнадзор или иной уполномоченный контрольный (надзорный) орган.
Если ваша организация не относится ни к одной из перечисленных категорий, то соглашение вам «не светит».
Для чего заключается Соглашение?
Целями заключения Соглашения могут являться:
1) значительных временных и материальных затрат либо капитальных вложений, включая затраты на:
- строительство, реконструкцию или техническое перевооружение;
- приобретение машин, оборудования, инструментов или инвентаря;
2) выделения бюджетных средств бюджетным учреждениям.
Полезная статья.
У меня имеется:
— государственное бюджетное учреждение здравоохранения (подходит)
— ОТ можно сказать отсутствует в принципе: из 400 чел. штата обучено от силы 30 чел.; СИЗ по сути только для хирургии, да резиновые перчатки; СОУТ на трети рабочих мест не проведена; молоко не выдаётся;
— многомиллионные долги (на ОТ, конечно денег нет вообще; смешно сказать, даже бумаги для принтера нетути, ха-ха).
Т.е. если ГБУЗ посетит ГИТ и нарисует нарушения, то мы можем подать ходатайство о Соглашении, растянув это удовольствие на срок не более 3-х лет?
Ситуация абсурдная на самом деле: организация государственная, денег не даёт государство, штрафует в итоге тоже государство.