Приветствуем подписчиков PRO.
Для начала напомним, что до 31 декабря 2024 года в Российской Федерации осуществлялся эксперимент по оптимизации и автоматизации процессов разрешительной деятельности, в том числе лицензирования, проводимого в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2021 г. № 1279 «О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по оптимизации и автоматизации процессов разрешительной деятельности, в том числе лицензирования».
Его цель – упрощение порядка предоставления лицензий и разрешений, в частности сокращение сроков предоставления государственных услуг и перечня представляемых заявителем документов, оптимизация и автоматизация процессов подачи, приема, рассмотрения заявлений о предоставлении разрешений и лицензий, переход на реестровую модель учета результатов предоставления государственных услуг.
В описания целевого состояния предоставления государственных услуг в сфере разрешительной деятельности и лицензирования (ОЦС) включены условия оптимизации, предусматривающие:
- сокращённые сроки предоставления государственных услуг и отдельных административных процедур;
- исключение из перечня документов, представляемых заявителем самостоятельно документов, которые имеются в распоряжении государственных органов и могут быть получены в порядке межведомственного взаимодействия:
- внедрение реестровой модели;
- отказ от выдачи результатов предоставления государственных услуг на бумажном носителе или в форме электронного документа.
В рамках проведения эксперимента услуги по выдаче лицензий и разрешений выведены в федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее – ЕПГУ, госуслуги) и успешно предоставляются заявителям.
И вот наступил этап, когда новое регулирование из экспериментального переводится в постоянный режим. Для этого внесли изменения в 70 Федеральных законов по различным областям регулирования, в том числе:
- в Федеральный закон от 04.04.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
- в Закон Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-I «О недрах»;
- в Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
- в Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»;
- в Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;
- в Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
- в Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
- в Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
- в Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»;
- в Федеральный закон от 25.12.2023 № 673-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об экологической экспертизе».
Соответствующий Федеральный закон от 31.07.2025 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» опубликован на портале правовой информации.
Большинство изменений, вносимых им, вступит в силу с 1 марта 2026 года.
Мы ознакомились с документом (в нём более 150 страниц), выбрали, систематизировали и пояснили изменения, связанные с лицензированием недропользования, оформлением лицензий и разрешений в области промышленной, пожарной безопасности, электробезопасности и санэпидбезопасности.
Материал мы разбили на несколько фрагментов. Эта статья первая. В ней мы расскажем и покажем, какие изменения внесли в Федеральный закон № 99-ФЗ (ст. 55 Федерального закона № 304-ФЗ).