Приказ Ростехнадзора от 08.05.2024 № 149 «Об утверждении федеральных норм и правил в области безопасности гидротехнических сооружений «Требования к экспертам в области безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)» опубликован на портале правовой информации.
Эксперт в области безопасности ГТС должен иметь высшее образование по следующим специальностям, направлениям подготовки (укрупнённым группам специальностей и направлений подготовки):
- Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия
- Водные пути, порты и гидротехнические сооружения
- Гидромелиорация
- Техника и технологии строительства
- Электро- и теплоэнергетика
- Ядерная энергетика и технологии
- Машиностроение
- Техническая физика
- Техносферная безопасность и природообустройство
- или иному направлению подготовки (специальности), для которого законодательством об образовании Российской Федерации установлено соответствие данному направлению подготовки (специальности).
Допускается наличие высшего образования по специальностям, направлениям подготовки, не указанным в абзаце первом настоящего подпункта, при наличии учёной степени по следующим научным специальностям:
- Гидрогеология
- Инженерная геология, мерзлотоведение и грунтоведение
- Геология, поиски и разведка твердых полезных ископаемых, минерагения
- Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия
- Строительные конструкции, здания и сооружения
- Основания и фундаменты, подземные сооружения
- Водоснабжение, канализация, строительные системы охраны водных ресурсов
- Гидротехническое строительство, гидравлика и инженерная гидрология
- Технология и организация строительства
- Строительная механика
- Безопасность объектов строительства
- Управление жизненным циклом объектов строительства
- Электроэнергетика
- Энергетические системы и комплексы,
- Ядерные энергетические установки, топливный цикл, радиационная безопасность
- Горнопромышленная и нефтегазопромысловая геология, геофизика, маркшейдерское дело и геометрия недр
- Строительство и эксплуатация нефтегазопроводов, баз и хранилищ
- Геомеханика, разрушение горных пород, рудничная аэрогазодинамика и горная теплофизика
- Экологическая безопасность
- Мелиорация, водное хозяйство и агрофизика
- или иной научной специальности, для которой установлено соответствие данной научной специальности.
Стаж работы по специальности (направлению подготовки), указанной (указанному) выше (в том числе по подготовке проектной документации, выполнению научных исследований и инженерных изысканий в сфере безопасности ГТС, проведению экспертизы проектной документации в области строительства и эксплуатации ГТС) не менее 5 лет, для проведения государственной экспертизы деклараций безопасности ГТС объектов гидроэнергетики и атомной энергетики I и II классов — не менее 10 лет.
Эксперт в области безопасности ГТС обязан обладать знаниями:
- законодательства Российской Федерации о безопасности ГТС;
- форм, методов и средств обследования и оценки состояния ГТС и их применения при проведении экспертизы деклараций безопасности ГТС;
- количественных и качественных методов оценки риска аварий ГТС, методов анализа, достаточности выполненных оценок риска и уровней безопасности ГТС с учетом класса ответственности ГТС, а также факторов, влияющих на результаты оценки безопасности ГТС.
Эксперт в области безопасности ГТС должен обладать следующими навыками:
- анализа и оценки условий эксплуатации ГТС;
- систематизации и обобщения информации по мониторингу технического состояния ГТС;
- подготовки экспертных заключений;
- принятия самостоятельных решений и прогнозирования последствий принимаемых решений;
- владения персональным компьютером и программным обеспечением.
Эксперт в области безопасности ГТС поддерживает уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения обязанностей по проведению экспертизы деклараций безопасности ГТС, повышает свою квалификацию путём освоения или прохождения стажировок по освоению новых методов и методик обследования состояния ГТС, оценки ресурса работоспособности и безопасности конструкций ГТС, рекомендованных для внедрения в экспертную практику, получения дополнительных смежных экспертных специальностей, а также путём изучения специальной литературы по проблемам повышения надёжности и безопасности ГТС, экспертизы декларации безопасности ГТС и смежных отраслей знаний.
Вступает в силу с 1 сентября 2024 г. и действует до 1 сентября 2030 г.
Признаны утратившими силу старые требования к экспертам и требования к Правилам эксплуатации по ГТС.
Приказ Ростехнадзора от 08.05.2024 № 150 «О признании утратившими силу некоторых приказов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по вопросам безопасности гидротехнических сооружений».
Им признаны утратившими силу:
- Квалификационные требования к специалистам, включаемым в состав экспертных комиссий по проведению государственной экспертизы деклараций безопасности ГТС (за исключением судоходных и портовых), утв. приказом Ростехнадзора от 14.12.2020 № 522;
- Требования к содержанию правил эксплуатации ГТС (за исключением судоходных и портовых), утв. приказом Ростехнадзора от 26.11.2020 № 462.
Цель – приведение нормативной правовой базы Ростехнадзора в соответствие со статьёй 1 Федерального закона от 29 мая 2023 г. № 191-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» и статью 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации».
На этом всё.
Продолжение следует…