Приветствую, друзья! В этой заметке представлен обзор законодательства в области гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций на начало 2018 года. Разговор будет о «железобетонных» нормативных правовых актах, а не о проектах. В обозримом будущем нас ждёт как минимум два нормативных правовых акта в области гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, а точнее их некоторые положения.
- Гражданская оборона и чрезвычайные ситуации в 2018 году
- Аварийно-спасательные службы на объектах ведения горных работ
- Проверочные листы по ГО и ЧС
- СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТЫ
- Федеральный закон от 18.07.2017 г. № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей в части совершенствования деятельности в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах ведения горных работ»
- Постановление Правительства РФ от 22.07.2017 г. № 864 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения риск-ориентированного подхода при осуществлении отдельных видов государственного надзора и лицензионного контроля»
Гражданская оборона и чрезвычайные ситуации в 2018 году
Документы затрагивают две темы:
- Создание аварийно-спасательных служб на объектах ведения горных работ
- Применение проверочных листов при проведении проверок в области ГО и ЧС
Давайте рассмотрим каждый документ по порядку.
Аварийно-спасательные службы на объектах ведения горных работ
Федеральный закон от 18.07.2017 г. № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей в части совершенствования деятельности в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах ведения горных работ» в большей своей части выступил в силу 19 июля 2017 года, а его меньшая часть вступит в силу 16 января 2018 года, которой установлено следующие:
- профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования создаются в организациях, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством РФ предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, — руководством организаций по согласованию с территориальными органами МЧС России, в порядке, установленном МЧС России;
- регистрация аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований осуществляется в порядке, установленном МЧС России;
- порядок деятельности, задачи, функции и полномочия профессиональных аварийно-спасательных служб и профессиональных аварийно-спасательных формирований, выполняющих горноспасательные работы, требования к их составу, структуре, комплектованию, оснащённости и постоянной готовности, условия их размещения, несения дежурства спасателями указанных служб и формирований и порядок расчёта стоимости обслуживания объектов ведения горных работ устанавливаются Правительством РФ с учётом специфики проведения аварийно-спасательных работ на объектах ведения горных работ.
Скачать Федеральный закон от 18.07.2017 г. № 167-ФЗ в формате MS Word можно будет в конце заметки.
Проверочные листы по ГО и ЧС
Постановление Правительства РФ от 22.07.2017 г. № 864 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения риск-ориентированного подхода при осуществлении отдельных видов государственного надзора и лицензионного контроля» в основной его части вступило в силу 4 августа 2017 года, об этом была отдельная заметка, а некоторые положения постановления № 864 начнут действовать с 1 января 2018 года, которыми установлено следующее:
- при проведении плановых проверок всех ЮЛ и ИП должностные лица обязаны использовать проверочные листы (списки контрольных вопросов);
- проверочные листы (списки контрольных вопросов) содержат перечни вопросов, затрагивающих предъявляемые к ЮЛ и ИП установленные требования в области ГО и ЧС, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры), безопасности государства, а также угрозы ЧС природного и техногенного характера;
- предмет плановой проверки ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные листы (списки контрольных вопросов).
Другими словами, применять проверочные листы (список контрольных вопросов) в рамках плановой проверки в области ГО и ЧС, начнут с 1 января 2018 года.
Остаётся только один большой вопрос: «А проверочные листы по ГО и ЧС где?». Проверять на основе проверочных листов собрались с начала года, а сам список контрольных вопросов до сих пор не приготовили, одни проекты.
Подписчикам просьба не беспокоиться на счёт проверочных листов — как только будет информация об утверждении форм проверочных листов (списка контрольных вопросов) в области ГОЧС, сразу же уведомим.
Теперь можно скачать документы по теме.
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТЫ
Федеральный закон от 18.07.2017 г. № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей в части совершенствования деятельности в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах ведения горных работ»
Постановление Правительства РФ от 22.07.2017 г. № 864 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения риск-ориентированного подхода при осуществлении отдельных видов государственного надзора и лицензионного контроля»
На этом всё. Ставим рейтинговые звёздочки и отписываемся в комментариях 😉 Спасибо за участие!
Продолжение следует …
Спасибо!!! Вы лучшие!!!
Спасибо! Буду ждать проверочные листы, так как проверка придет в июле 2018 года уже точно.
спасибо!
Большое спасибо! Нет ли новостей об отмене вводного инструктажа по ГО для некатегорированных предприятий? Обещали в ноябре отменить и тишина.
Пока нет. Но есть разъяснения МЧС))
Как следует из письма МЧС России от 6 июня 2017 года N 23-10-709 (https://bi-file.ru/archive/67u54tae/) одной из форм подготовки работников организаций в области ГО, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2017 г. N 470 (https://xn—-8sbbilafpyxcf8a.xn--p1ai/go-i-chs/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8-%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D1%8B.html), является прохождение вводного инструктажа по ГО по месту работы.
В целях реализации подготовки организации разрабатывают для работников программу проведения вводного инструктажа по ГО, с учетом специфики деятельности организации и ее территориального расположения. Вводный инструктаж по ГО обязаны проходить все вновь принятые работники организаций в течение первого месяца работы.
Организации осуществляют курсовое обучение работников по программе (далее — программа курсового обучения), разрабатываемой на основе Примерной программы курсового обучения работающего населения в области ГО и защиты от ЧС (https://xn—-8sbbilafpyxcf8a.xn--p1ai/go-i-chs/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B2%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%82%D0%B0%D0%B6%D0%B0-%D0%B3%D0%BE.html).
Для проведения занятий приказом (распоряжением) руководителя организации назначаются руководители занятий, которые в свою очередь проходят соответствующее обучение. Занятия по правилам оказания первой помощи проводятся с привлечением соответствующих специалистов.
За невыполнение требований и мероприятий в области гражданской обороны предусмотрена административная ответственность по части 2 статьи 20.7 КоАП в виде штрафа на должностных лиц в размере от 10 тыс. до 20 тыс. рублей, на юридических лиц — от 100 тыс. до 200 тыс. рублей. Но под проверки подпадут не все предприятия.
Вместе с тем, в рамках внедрения риск-ориентированного подхода при осуществлении надзорных мероприятий, в плановом порядке это коснется только категорированных в области гражданской обороны организаций, например, представляющих высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций, являющихся уникальными культурными объектами или имеющих на балансе защитные сооружения.
Для внеплановой проверки необходимы серьезные основания, например, поручение Президента Российской Федерации или предписание прокуратуры. Руководитель предприятия уведомляется об этом заранее. Так, если во время внеплановой проверки обнаружится недобросовестное исполнение работодателем своих обязанностей в области гражданской обороны, то, при условии, что такое нарушение совершается впервые, государственный инспектор сделает лишь устное замечание или вынесет предупреждение. Такая мера связана со снижением административной нагрузки на бизнес.
Ну если внимательно читать требования нормативно-правовых актов, регламентирующих установленные требования в области ГО и ЧС, то привлечь к административной ответственности ДЛ или ЮЛ достаточно проблематично. Проверки МЧС проводит крайне криво. Так санкциями ст. 20.6 предусмотрена ответственность за нарушения в области предупреждения и ликвидации ЧС, однако доказать принадлежность объекта к категории «объект производственного или социального назначения» невозможно! На законодательном уровне эти термины не узаконены. Более того, порядок отнесения того или иного ЮЛ к «субъекту надзора» сотрудники МЧС также не всегда могут, ну это уже от нехватки знаний.
Начнем с того, что категории по ГО присваивает не Федеральная власть, по тому и не ищите в ФЗ. Определяет категорию УГЗ МЧС России по району (т.п. …) официальную бумагу можно взять в администрации и этого достаточно, чтобы проверку провести при желании официально и строго, да и санкции применить по взрослому…Просто до определенного времени ГО не востребовано было…Но времена грядут другие…
Да, проблематично?! И какой же документ вы рекомендуете почитать внимательно?! Ну ка ссылочку дайте…Вот как раз должностное лицо и юридическое лицо — проще простого…
Большое Вам спасибо за работу!