Приветствую, друзья! Пока я акклиматизируюсь после путешествия по Предгорьям Кавказа в Краснодарском крае, где с августа 42-го февраль 1943 года базировался уникальный отряд Петра Карповича Игнатова, состоявший на 80% из научно-технической интеллигенции, моя помощница по развитию официальной группы в ВК Светлана Подберезина провела доскональный анализ «регуляторной гильотины», призванной улучшить деловой климат в России, и подготовила исчерпывающий материал. Кардинальные изменения в нормативно-правовом поле начнут происходить уже в этом году, поэтому дальше смотрим в оба глаза.

регуляторная гильотина

Итак, в ноябре этого года с размахом начнёт действовать «регуляторная гильотина» и произойдёт реформирование всей системы контрольно-надзорной деятельности. Как это повлияет на нашу работу, разберёмся в рамках данной заметки.

Наверняка вам попадалась на глаза китайская мудрость — предостережение: «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен!» Но мало кто знает, что это лишь часть фразы и полный вариант гласит: «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен, Но если уж так случилось, то дай вам Бог воспользоваться новыми безграничными возможностями!».

Работу по реформированию контрольно-надзорной деятельности (далее — КНД) государство осуществляет поэтапно с 2016 года. За это время был введён риск-ориентированный подход при проведении проверок, разработаны проверочные листы по отдельным направлениям надзора и пакеты документов, регламентирующие эти нововведения в каждом виде надзора.

31 июля 2020 года Владимир Путин подписал два ключевых закона:

  • о государственном и муниципальном контроле (Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ);
  • об обязательных требованиях в Российской Федерации (Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 247-ФЗ).

Эти два закона тесно связаны друг с другом, и бизнес ждал их принятия, как глотка свежего воздуха!

Благодаря им с 1 января 2021 года заработает новая система контрольно-надзорного законодательства. Грядущие обновления затронут почти все виды надзора, в том числе в области трудового законодательства, промышленной безопасности, природоохранной деятельности и санитарного надзора.

Разберёмся в чём суть новых законов.

Контролёров под контроль!

Закон о государственном и муниципальном контроле устанавливает базовые требования механизма «регуляторной гильотины». Его реализация позволить избавится от изживших себя, избыточных, необоснованных требований, и перевести КНД из карающего режима в упреждающий.

Закон о государственном и муниципальном контроле, кроме всего прочего устанавливает принципы определения минимально необходимого количества проверок в зависимости от категории риска, к которой отнесена деятельность предприятия по каждому виду надзора.

Как и сейчас, в отношении лиц, отнесённых к категории низкого риска плановые проверки проводиться не будут вовсе.

Это позволит органам надзора не кошмарить весь бизнес, а уделять больше внимания тем, кто находится в зоне большего риска. Так, в условиях действия ограничительных мер против COVID-19 после ввода моратория на проверки и особого режима разрешительной деятельности не произошло роста количества аварий и несчастных случаев. Примером тому статистика Ростехнадзора, который на 40,6% сократил количество проверок в первом полугодии 2020 года.

статистика Ростехнадзора по проверкам

При этом произошло рекордное снижение травматизма:

Динамика аварийности и смертельного травматизма по видам надзора

Большое внимание в законе уделено вопросам профилактики, и теперь контрольно-надзорные ведомства будут обязаны эту работу ежегодно планировать и проводить. И ещё одно новшество — теперь законодательно запрещено оценивать качество деятельности контрольно-надзорных органов по количеству проведённых проверок, мероприятий, выписанных штрафов и объёмов этих штрафов. Таким образом, ущербная «палочная система» канет в Лету, и мы очень надеемся, что именно так и будет!

В законе уделяется внимание и вопросам информационных технологий с тем, чтобы уйти от затратных и ненужных запросов той информации, которая уже на сегодняшний день есть в открытых источниках. В условиях действия ограничительных мер некоторым на себе удалось испытать бесконтактное взаимодействие с проверяющими.

Закон даёт четкий посыл для бизнеса: «Чем лучше себя ведёт предприниматель, тем меньше к нему ходят», иными словами чем ниже твой риск и ответственней работа, тем меньше к тебе будут приставать с различными видами планового контроля и глупыми вопросами.

Закон о контрольно-надзорной деятельности — с 1 июля 2021 года, а закон об обязательных требованиях вступает в силу с 1 ноября этого года, закон, а также в этот срок вступят в силу, разрабатываемые для каждого их них подзаконные акты.

«Регуляторная гильотина» и «регуляторная лупа» для государства

Закон об «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» запускает процесс постоянной работы с обязательными требованиями, которые должны соблюдать все, подпадающие под государственный контроль и муниципальный контроль и надзор.

Одновременно он:

  • включит «регуляторную гильотину» для очистки правового поля от изживших себя и избыточных норм;
  • даст законодателям своеобразную «регуляторную лупу» в виде набора правил, по которым будут разрабатываться, актуализироваться, отбираться и отменяться обязательные требования, соблюдение которых проверяется при проверках в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.

Новые требования теперь можно будет принимать два раза в год — 1 марта и 1 октября. При этом нельзя будет вводить новые требования ранее 3 месяцев после дня их официального опубликования. Утверждённые обязательные требования могут действовать в течение не более 6 лет. То есть по истечении этого времени или в течение этого времени они также должны быть рассмотрены и переутверждены. Прописано также требование к контрольно-надзорным ведомствам о предоставлении на публичное обсуждение доклада о проведённой работе.

Реализации механизма «регуляторной гильотины» (отмене НПА, содержащих обязательные требования) посвящена отдельная статья Закона.

Термин «регуляторная гильотина» был предложен международной консалтинговой компанией Jacobs, Cordova & Associates, разработавшей её концепцию. Этот инструмент активно используется в мире. Его, в частности, применяли власти Хорватии, Великобритании, Мексики, Вьетнама и других стран.

До 1 января 2021 года Правительством в соответствии с определённым им перечнем видов государственного контроля (надзора) обеспечивается признание утратившими силу, не действующими на территории РФ и отмена НПА Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора).

Для инвентаризации и актуализации нормативных требований создано несколько десятков рабочих групп по каждому виду надзора. С полными составами групп можно ознакомиться по ссылке.

На официальном сайте «регуляторной гильотины» так же представлен перечень органов власти и видов контроля, в отношении которых в первоочередном порядке будет осуществляться механизм «регуляторной гильотины». В этот Перечень попали Роспотребнадзор, Роструд, Ростехнадзор, Росприроднадзор и другие. С перечнем органов власти и видов контроля можно ознакомиться по ссылке.

С планом мероприятий по реализации «гильотины» можно ознакомиться по ссылке.

Ознакомиться с каждым принципом системы регулирования подробно можно в методике по исполнению плана мероприятий по реализации «гильотины» по ссылке.

Законопроекты, устанавливающие новые обязательные требования уже сейчас обсуждаются на сайте проектов нормативных актов и проходят оценку регулирующего воздействия на предмет, к каким последствиям может привести их реализация, и насколько целесообразны, устанавливаемые ними требования. В новых реалиях каждый нормативный акт, содержащий обязательные требования, будет проходить такую процедуру.

Обращаем внимание, что независимо от того, признаны ли утратившими силу вышеназванные НПА, с 1 января 2021 года при осуществлении государственного контроля (надзора) не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в указанных актах, если они вступили в силу до 1 января 2020 года.

Закон не распространяется на отношения, связанные с установлением и оценкой применения обязательных требований:

  1. составляющих гостайну или относимых к охраняемой иной информации ограниченного доступа;
  2. устанавливаемых в сфере обороны, государственного оборонного заказа, военно-технического сотрудничества, государственной безопасности, государственной охраны, внутренних дел (за исключением требований в части обеспечения безопасности дорожного движения), гражданской обороны, противодействия преступности (в том числе противодействия терроризму), оперативно-розыскной деятельности, охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности, противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, оборота оружия, обеспечения безопасности объектов ТЭК и антитеррористической защищенности объектов (территорий), деятельности подразделений охраны, частной охранной деятельности и частной детективной деятельности;
  3. устанавливаемых при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории РФ либо на её части;
  4. в сфере действия законодательства РФ о налогах и сборах, бюджетного законодательства, законодательства о валютном регулировании и валютном контроле, законодательства о таможенном регулировании и таможенном деле;
  5. в области использования атомной энергии, обеспечения ядерной и радиационной безопасности и охраны важных государственных объектов;
  6. устанавливаемых стандартами и порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями и ФГОС;
  7. устанавливаемых НПА, которыми признаются подлежащими применению и (или) вводятся в действие на территории РФ МСФО и международные стандарты аудита, устанавливаемых федеральными стандартами бухгалтерского учёта, разрабатываемыми на основе МСФО, а также устанавливаемых ЦБ РФ.

Порядок установления обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации определяется Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством РФ о техрегулировании.

Необходимые условия установления обязательных требований:

  • наличие риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, на устранение которого направлено установление обязательных требований;
  • возможность и достаточность установления обязательных требований в качестве мер защиты охраняемых законом ценностей.

Согласно ст.16 Закон вступает в силу с 1 ноября 2020 года, за исключением следующих положений.

С 1 февраля 2021 года вступит в силу норма о том, что положения НПА, устанавливающих обязательные требования, должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении 90 дней после дня официального опубликования соответствующего НПА, если иное не установлено федеральным законом или международным договором РФ.

С 1 марта 2021 года вступят в силу нормы о создании реестра обязательных требований, содержащего перечень обязательных требований, информацию об установивших их НПА, сроке их действия.

В результате не только сократится перечень обязательных к исполнению нормативных требований, но и ориентироваться в них будет проще.

Например, на сегодняшний день нормативное регулирование в области охраны труда выглядит так:

Здесь и далее приведены данные из выступлений представителей Минтруда и Роструда на онлайн-конференции «СИЗ — новые вызовы в новом мире»

нормативное регулирование в области охраны труда

Минтруд планирует в рамках реализации «регуляторной гильотины» сократить количество нормативных актов в сфере охраны труда на 93,3%. Таким образом, вместо 1091 НПА мы будем оперировать всего 73.

Минтруд разработал перспективную модель нормативного регулирования в сфере охраны труда с целью снижения регуляторной нагрузки на работодателей, а также снижения травматизма, сохранения жизни и здоровья работников и определил задачи для достижения каждой цели.

модель нормативного регулирования в сфере охраны труда

Планируется, что в июле 2021 года мы получим новый документ, регламентирующий порядок обучения. Вместо 66 ТОН (Типовых отраслевых норм выдачи СИЗ) мы получим единые нормы, в которых используется совершенно иной принцип подбора спецодежды, спецобуви и других СИЗ. Ориентироваться мы будем не на профессию работника, а на опасности, которые существуют на его рабочем месте.

Схема обучение по охране труда и нормы выдачи СИЗ

Вместо 113 Правил по охране труда будут действовать всего 48. Причём, без изменений сохранятся те из них, что приятны в период 2012-2019 гг.

ПОТ и ТИОТ

Произойдёт полная отмена всех 725 типовых инструкций и принята единая структура инструкций по охране труда.

И Минтруд уверяет, подкрепляя статистикой, что введение современных Правил положительно сказывается на снижении травматизма. Ниже представляем динамику снижения производственного травматизма после принятия отдельных Правил по охране труда (год принятия отмечен *):

динамика снижения производственного травматизма

В красивую дату 08.08.2020 г. на портале ГСПИ опубликовано постановление Правительства РФ от 4 августа 2020 г. № 1181, согласно которому в рамках «регуляторной гильотины» с 1 января 2021 года утрачивают силу и отменяются разом 65 нормативных актов!

Среди них такие ключевые документы, как:

  1. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17 декабря 2002 г. № 80 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда».
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 г. № 162 «Об утверждении перечня тяжёлых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин».
  3. Постановление Правительства РФ от 26.08.1995 г. № 843 «О мерах по улучшению условий и охраны труда».

Под «гильотину» в частности попали 39 ПОТ:

  • Правила по охране труда для издательств;
  • Правила по охране труда при хранении и переработке плодоовощной продукции;
  • Правила по охране труда в пищеконцентратном и овощесушильном производствах пищевой промышленности;
  • Правила по охране труда для предприятий книжной торговли;
  • Правила по охране труда в животноводстве;
  • Правила по охране труда в литейном производстве;
  • Правила по охране труда при ремонте и техническом обслуживании сельскохозяйственной техники;
  • Правила по охране труда при выполнении кузнечно-прессовых работ;
  • Правила по охране труда при использовании химических веществ;
  • Правила по охране труда в птицеводстве;
  • Правила по охране труда при термической обработке металлов;
  • Правила по охране труда при холодной обработке металлов;
  • Правила по охране труда в театрах и концертных залах;
  • Правила по охране труда при эксплуатации магистральных нефтепродуктопроводов (ПОТ РО 112-002-98);
  • Правила по охране труда при послеуборочной обработке в хозяйствах продукции растениеводства;
  • Правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт);
  • Правила по охране труда при производстве и применении ртути;
  • Правила по охране труда в общественном питании;
  • Правила по охране труда при производстве асбеста и асбестосодержащих материалов и изделий;
  • Правила по охране труда при химической чистке, стирке;
  • Правила по охране труда при окрасочных работах;
  • Правила по охране труда при нанесении металлопокрытий;
  • Правила по охране труда при производстве ацетилена, кислорода, процессе напыления и газопламенной обработке металлов;
  • Правила по охране труда при проведении работ по пайке и лужению изделий;
  • Правила по охране труда при газоплазменной обработке материалов;
  • Правила по охране труда при эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства;
  • Правила по охране труда для полиграфических организаций;
  • Правила по охране труда на радиорелейных линиях связи;
  • Правила по охране труда в табачной промышленности;
  • Правила по охране труда при работе с электрохимической бумагой типа ЭХБ в подразделениях полетной информации организаций гражданской авиации;
  • Правила по охране труда при работе со спецжидкостями в организациях гражданской авиации;
  • Правила по охране труда на линейных сооружениях кабельных линий передачи;
  • Правила по охране труда при эксплуатации газового хозяйства организаций;
  • Правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (конвейерный, трубопроводный и другие транспортные средства непрерывного действия);
  • Правила по охране труда в мясной промышленности;
  • Правила по охране труда в масложировой промышленности;
  • Правила по охране труда при выполнении сельскохозяйственных работ в условиях радиоактивного загрязнения территории;
  • Правила по охране труда в молочной промышленности;
  • Правила по охране труда при проведении водолазных работ.

Отменяется целый ряд типовых инструкций по охране труда:

  • Сборник типовых отраслевых инструкций по охране труда при ремонте и техническом обслуживании машин и оборудования для растениеводства в условиях хозяйств;
  • Сборник типовых отраслевых инструкций по охране труда в растениеводстве;
  • Типовые инструкции по охране труда для полиграфических организаций;
  • Сборник типовых инструкций по охране труда для предприятий нефтепродуктообеспечения;
  • Межотраслевые типовые инструкции по охране труда для работников, занятых в процессах нанесения металлопокрытий;
  • Межотраслевые типовые инструкции по охране труда для работников системы общественного питания;
  • Инструкции по организации работ, охране труда и экологической безопасности при работе на ПЭВМ (ПК) в издательствах и на полиграфических предприятиях Госкомпечати России;
  • Типовые инструкции по охране труда для основных профессий и видов работ в лесном хозяйстве;
  • Типовая инструкция по охране труда для членов экипажа вертолета Ми-8;
  • Типовые инструкции по охране труда для основных профессий и видов работ в лесном хозяйстве;
  • Типовые инструкции по охране труда для издательств;
  • Типовая инструкция по охране труда для персонала отделений лучевой терапии;
  • Типовая инструкция по охране труда для персонала рентгеновских отделений;
  • Типовая инструкция по охране труда для персонала отделений радионуклидной диагностики.

Аналогичное постановление обнулило 180 ключевых нормативных актов в области промышленной безопасности.

Постановление Правительства Российской Федерации от 06.08.2020 г. № 1192 «О признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов и отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, об отмене некоторых нормативных правовых актов и отдельных положений нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности и государственного горного надзора, и признании не действующей на территории Российской Федерации Инструкции по наблюдениям за деформациями бортов, откосов уступов и отвалов на карьерах и разработке мероприятий по обеспечению их устойчивости, утвержденной Государственным комитетом по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Совете Министров СССР 21 июля 1970»

Кроме того, будет решена проблема дублирования полномочий. Сейчас картина нормативных требования в области охраны труда установлены сразу несколькими ведомствами:

картина нормативных требования в области охраны труда

Полномочия уполномоченных органов исполнительной власти пересекаются, что создает проблемы при попытке гармонизировать требования их НПА в локальном акте предприятия.

Резюмируя, отметим, что нам всем предстоит большая работа и проще её сделать всем вместе. Подключайтесь к общению с коллегами на наших ресурсах, обменивайтесь опытом и шаблонами документов. Только так мы сэкономим и силы, и время.

На этом всё. Оценить заметку про «регуляторную гильотину» и написать комментарий можно ниже. Спасибо за участие и поддержку!

Продолжение следует …

Сохранить ссылку в: 


Ты хочешь получать информацию,
но ты делаешь это без уважения

Будь моим подписчиком!