Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях

Всем привет! Предлагаю вашему вниманию живую статью об охране труда. Автором статьи является мой приятель и наш коллега, начальник отдела охраны труда, Владимир Задорожный.

Очень благодарен Владимиру за то, что он нашел в себе силы придать своим мыслям выразительную форму и поделился ей с нами. Я в полой мере ощутил покров духа и чувств, которые Владимир вплел в свою статью, читать которую было одно удовольствие!

Комментарии приветствуются!

Охрана-труда-бесплатно

Итак, статья...

«Охрана труда, или тормоз производства»

Мысли, которыми я хочу поделиться, крутятся в моем сознании достаточно долгое время. Несколько раз я брался за преобразование этих мыслей в воспринимаемый текст, но мысль почему-то уходила, откладывалась на потом, а после и вовсе терялся сам файл с текстом. А затем опять меня посещали эти мысли, и приходилось начинать все с начала. И вот перед вами, мои многоуважаемые читатели, очередная попытка написания карты путешествия мысли по лабиринтам знаний, толкований и суждений о смысле жизни в контексте понимания вопросов, связанных с охраной труда. Так уж вышло, что я с легкой воли случая ступил на дорогу, связанную с обеспечением безопасности жизнедеятельности человечества, а охрана труда является одной из составляющих этого глобального процесса, вяло реализуемого в масштабах планеты. И отучившись в ВУЗе по специальности «Безопасность жизнедеятельности в техносфере» по принципу «не важно, какое образование, главное, чтоб вышка была», я по той же неосторожности зачем-то устроился работать по полученной специальности. Хотя, в принципе, я никогда всерьез не задумывался о том, чтобы работать в этой области. Меня всегда манила стихия творчества, риска, самовыражения и развития внутренних талантов, а тут на тебе охрану труда и никакой тебе самодеятельности. Нет, конечно, можно проявить инициативу и попытаться что-то изменить в уже устоявшейся системе управления охраной труда, дать волю творческой энергии и усовершенствовать её хоть немного, но тут-то и выясняется, что за те пять лет, что ты учился на эту профессию, ты ничего о ней не знаешь и так и не понимаешь, что это такое. И было бы еще у кого спросить, так и этого, как выясняется, никто не знает. Нет, конечно же, знают, да и спросить есть у кого, только вот почему-то разнятся представления об охране труда, её устройстве, роли и предназначении в жизнедеятельности человека даже у самых маститых профи в этой области. В общем, чем больше я вникал в особенности и тонкости профессии, тем больше у меня возникало вопросов, а представления о предмете собственной деятельности становились все более расплывчатыми и неясными. Вопрос «Что такое охрана труда?» меня волновал почти каждый день, так же как и целесообразность многочисленных действий, выполняемых в рамках исполнения трудовых обязанностей. Чего там только не было: и бесконечные отчеты, и проверки, и предписания, и селекторные совещания, и расследования несчастных случаев, и планирование, и освоение средств на улучшение условий труда, и многое другое. И чем больше было операций, выполняемых мной, тем больше было вопросов самому себе: «зачем?», «зачем я это все делаю?», «кому нужны все эти бессмысленные процедуры и бумажки?», «какая от этого польза?». И вроде и версий ответов на эти вопросы множество, а вот ответы все не те. Почему-то не переставал меня покидать какой-то интуитивный дискомфорт, вызванный непонятной пустотой внутри. Как будто складываешь пазл и не можешь найти нужного.

Так шли годы. Работа стала получаться, вопросы решались быстро и профессионально, а чувство нужности своей профессии так и не приходило. Пока однажды в одной из рабочих бесед с представителем рабочей профессии я не услышал пренебрежительную фразу, звучащую примерно так: «Чего вы нам работать мешаете? Да вся ваша охрана труда — это вообще тормоз производства!». Так-то! Я, конечно, тогда возразил, что-то там наплел ему про заботу о здоровье и безопасности работников, космические корабли, большой театр и что-то там еще. В общем, как мог, отстоял идеалы профессии, но осадок почему-то остался. А потом, успокоившись, вернулся к услышанному и попытался проанализировать полученную информацию. К счастью, абстрактное мышление у меня было на тот момент достаточно развито, чтобы рассмотреть полученные сведения с разных сторон. В конце концов, именно народ является носителем мудрости. Плох тот правитель, что считает себя умнее собственного народа, ведь не просто так у человека из народа родились в сознании образы, вызвавшие ассоциацию охраны труда с тормозом. И хоть он и произнес эти слова с интонацией, уместной к слову стопор, но назвал-то он это тормозом, а значит, сам того не подозревая, изрек истину. Ведь если задуматься, то ни один водитель не сядет за руль машины, в которой отсутствуют или неисправны тормоза, а обучение катанию на горных лыжах, санях и сноуборде начинается именно с обучения правильно тормозить. Если углубиться в определение таких понятий как тормоз и охрана труда, то получим, что тормоз — это устройство для замедления или остановки движения механизма машины или транспортного средства, а охрана труда — это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Объединив два этих понятия, получаем, что охрана труда — это система сохранения жизни и здоровья работников путем замедления или остановки движения. Это когда тормозом пользуются для сохранения жизни и здоровья. Все просто. И при здоровом и грамотном к ней отношении это именно тормоз, а не стопор какой-нибудь. Стопор будет препятствовать движению путем заклинивания элементов системы до тех пор, пока его не уберут, а тормоз будет замедлять движение и останавливать тогда, когда это нужно тому, кто стоит у руля системы. Если, конечно, тормозная система функционирует правильно. В этом ключе трудно недооценивать или переоценивать роль охраны труда в сложнейшей системе отношений в обществе, продуктом которой являются многочисленные плоды жизнедеятельности человечества. Это просто тормоз, без него никак. Только отчаянный безумец сядет в транспортное средство без тормозов. И пусть некоторые и кричат о том, что тормоза придумали трусы, это всего лишь абсурдный стеб, призыв к риску, риску ради адреналина и кайфа от ощущения опасности. Это уместно совсем в другой области. В системе трудовых взаимоотношений наличие тормоза — это признак здорового подхода к делу. Вот тебе и тормоз производства.

Отпуская мысли в свободное плавание далее, интересно то, что в данном ключе можно объяснить много рабочих ситуаций, а также найти ответы на многие вопросы, давно меня волновавшие. Например, почему подход к охране труда на крупных предприятиях с опасными работами отличается от вальяжного подхода к этим же вопросам в мелких организациях. Да потому, что разным транспортным средствам нужны разные тормозные системы. На локомотиве это сложные механизмы, а чтобы затормозить на самокате, достаточно просто упереться ногой в дорожное покрытие, и он остановится. Так же и в организациях: где-то для эффективного управления огромной корпорацией нужна огромная служба, состоящая из высококвалифицированных специалистов, а где-то в маленьком частном предприятии достаточно обучить руководителя азам охраны труда, завести журналы инструктажей, и этого будет достаточно. Ведь главное в охране труда — это сохранение жизни и здоровья работников. Если цель достигнута, значит, система эффективна, какой бы примитивной или сложной она ни была. Из этого вытекает вопрос целесообразности сложности системы управления охраной труда в организациях разных масштабов, предназначений и составов. Ставить на автомобиль тормоза от велосипеда также глупо, как пытаться приделать к гужевой повозке тормоза от самосвала: в одном случае ненадежно, в другом нерационально. Так какие же тормоза выбрать конкретному транспортному средству? Это уже определяет сам конструктор. Желательно, чтобы он это делал, опираясь на знания и опыт специалистов в этой области, тогда вероятность создания оптимальной тормозной системы возрастает. Идем далее… Какова же роль специалиста в области безопасности жизнедеятельности в этом всем? Думаю, здесь все тоже зависит от сложности организации. Где-то это и конструктор, и тормоз, и водитель в одном лице, где-то надежная тормозная система, позволяющая водителю плавно входить в повороты, а где-то просто винтик, от прочности которого зависят жизни и здоровье множества пассажиров огромного поезда. Одно ясно точно – без охраны труда, как и без тормозов, далеко не уехать.

Вот примерно такие мысли возникают у меня, когда я вновь и вновь задаю себе вопрос о целесообразности и полезности своей профессии. Наша деятельность не всегда понятна окружающим, а иногда даже и нам самим. Часто в своем нелегком труде мы сталкиваемся с сопротивлением и редко с благодарностью. Но понимание того, что именно благодаря нашему труду многие люди имеют счастье приходить с работы домой живыми и здоровыми, придает нам сил и прочности продолжать выбранное когда-то дело. Удачи нам!

А вы, что думаете об охране труда?

участвуйте в новогоднем розыгрыше ценных призов

Получайте анонсы новых заметок сразу на свой E-MAIL