Приветствую, уважаемые друзья! С несчастными случаями на производстве мы сопряжены тем, что организуем расследование в установленном порядке. Анализ обратной связи от коллег из разных регионов нашей необъятной Родины показывает, что в каждом регионе есть свои нюансы и моменты, в том числе и по расследованию несчастных случаев на производстве.
Расследование и учет несчастных случаев — дело тонкое
Например, один опрос показал, что не все регионы сообщают в соответствии с частью 4 статьи 230.1 ТК РФ и п. 36 Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях (утв. Постановление Минтруда РФ от 24 октября 2002 г. № 73) в Государственную инспекцию труда о произошедшем несчастном случае на производстве, который в установленном порядке был квалифицирован как «лёгкий».
В Новосибирске, например, по-видимому, на уровне местной надзорно-контрольной власти действует исключение из правил или что-то иное: по окончании временной нетрудоспособности пострадавшего сообщение в установленной Положением форме отправляют только в ФСС.
Как-то так…
Всё это было лирическим отступлением для того, чтобы поделиться с вами одним примером локального нормативного акта, который прислала наша коллега Марина Величко.
Смотрим и скачиваем Положение об организации расследования и учёта несчастных случаев на производстве в организации.
На этом у меня всё. До новых заметок!
Продолжение следует …
Спросите своих специалистов и инженеров — давно они ТК изучали!
Не ленитесь, разработайте положение…
Сообщать иногда нужно. Бывают случаи, когда справка из мед учреждения не предоставляется сразу (1 сутки). Потом получаем -а там «тяжёлый»((((( — не отправили сообщение — штраф… Вам любезному специалисту по ОТ. Та что если не уверены на 120% отправляйте… Лучше перебдеть )))
По многим замечаниям согласен, но что касается «представители работодателя должны иметь удостоверения о проверке знаний по охране труда не соответствует государственным нормам по охране труда, является излишним, а при некоторых обстоятельствах и вредным», тут Вы, коллега, не совсем правы. Представитель работодателя — это, априори, руководители и специалисты. Они (обязательно) проходят обучение по ОТ и имеют действующие удостоверение, так что без проблем могут принимать участие в комиссии.
(Продолжение)
В пункте 2.1 устанвлена обязанность работника об извещении о его недомогании только, если оно связано с проявлениями острого заболевания (отравления), обусловленного трудовыми отношениями. Т.е. во всех остальных случаях можешь помирать и не морочить голову начальнику.
Информировать родственников пострадавшего работодатель обязан при тяжелом или смертельном случаях. Но можно, конечно, установить это требование и для всех случаев. Но для этого тогда и у работодателя должны быть соответствующие возможности. А в приказе об этом что-то не видно.
Невнятно написано и о том, кто возглавляет комиссию по расследованию НС. А именно — работодатель. Но в данном случае работодатель — это юридическое лицо, организация. В скобках написано (представитель). Но представитель работодателя. должен быть и в составе комиссии. Если имеется в виду, что председатель комиссии — представитель работодателя, первый руководитель (генеральный директор, директор), то кто же тогда будет утверждать акт? Технический директор, главный инженер? Уж здесь то можно было расставить точки над «i», исходя из структуры предприятия.
В пункте 4.7 следует писать не о подписи, а о праве подписи.
Требование о том, что представители работодателя должны иметь удостоверения о проверке знаний по охране труда не соответствует государственным нормам по охране труда, является излишним, а при некоторых обстоятельствах и вредным. Представьте, что следует включить нужного специалиста в состав комиссии, а удостоверения нет. Если на предприятии нет комиссии по проверке знаний, то получить такое удостоверение можно только в обучающей организации после предварительного обучения и аттестации. И вот вместо того, чтобы участвовать в расследовании НС, специалист будет заниматься другим делом.
Менеджер по ОТ, ТБ, ПБ, ППБ, ГО и ЧС, ООС. Здорово! Наверное и зарплата из шести ставок.
Не вижу особой необходимости в Положении. В его основе — имеющиеся НПА, требования которых итак следует соблюдать, а остальное — отсебятина, «поправляющая» НПА и, к томуже, с ошибками.
Почему состав комиссии должен быть из четного числа членов? Для консенсуса? Но в случае разногласий, каждый имеет право записать особое мнение. И это предусмотрено в Положении. Кроме того, в спорных случаях, включая и пострадавшего или его представителя, не являющихся членами комиссии, к расследованию может подключиться ГИТ.
Сомнителен статус инженера (специалиста) по охране труда как непредставителя работодателя. Вроде как негражданина в какой-нибудь Латвии. Другое дело, что он, как компетентный специалист в области ОТ, не должен плясать под дудку других представителей работодателя и уметь отстаивать свою точку зрения.
Далее, «по каждому НС на производстве оформляется акт о несчастном случае на производстве по форме 2 согласно Постановлению Минтруда РФ». Но акт о несчастном случае составляется по форме Н1, а форма 2 — это образец формы акта из приложения данного постановления.
В пункте 1.3 отражены не все условия для расследования и учета несастных случаев. Указано только одно из них.
Неправильно изложены основания для оформления акта Н-1. Для легких случаев он составляется не всегда, а только при наступлениии временной нетрудоспособности на 1 рабочий день и более.
Зачем-то установлено требование об извещении о НС инспектора ГИТ, хотя это не установлено государственными НПА. А вот извещать ФСС, если работник является застрахованным, предусмотрено в Положениии Минтруда,хотя в ТК РФ такое требование установлено только для групповых, тяжелых и смертельных случаев.
Согласен на счёт ОСОБОЙ необходимости, но есть моменты, когда подобное положение будет в каком-то смысле полезным. Людям не посвящённым, читать и вникать во все требования Положения №73 и соответствующих статей ТК РФ (например про расследования НС на судах) не к чему, но знать порядок проведения расследования в силу своих должностных обязанностей всё же надо. В этом плане оптимизированное Положение №73 и ст. ТК РФ в виде локального Положения вполне уместно. Главное, как вы правильно заметили, данное положение должно быть корректным в требованиях и не содержать отсебятины.
Думаю, что вместо Положения предпочтительней было бы сосредоточиться на разработке локального документа работодателя — Порядка или Регламента, в котором на основе действующих НПА отразить конкретные задачи и процедуры по вопросам расследования НС. В нем можно было бы подробно прописать алгоритм действий всех лиц, причастных к НС, для его расследования и учета в установленные законом сроки.
А в локальном документе под названием Положение, по вашему, этого нельзя сделать?)
Есть общепринятые требования к содержанию нормативных документов разного вида, например: стандартов, положений, правил, регламентов, приказов, руководств и т. д. Положения о расследовании несчастных случаев уже имеются (раздел ОТ ТК РФ и Положение), так зачем «изобретать велосипед», создавая еще одно положение, к тому же сомнительного качества? А вот регламентировать некоторые моменты по отдельным вопросам, относящиеся к деятельности работодателя, но не отраженные в этих документах, было бы актуально. Приведу простой пример. В опубликованном положении записано, что работодатель обязан немедленно информировать родственников пострадавшего о НС. Но неясно: что значит «немедленно», (причем, до создания комиссии или после), кто конкретно должен информировать — директор, председатель или один из членов комиссии, инженер ро охране труда, работник службы кадров, каким образом информировать, содержание сообщения и т. д, следует ли письменно запрашивать родственников об участии в расследовании и получении письменного ответа и т. д.
В Воронеже форма 8 по окончании временной нетрудоспособности по легкому НС местному ГИТ нафиг не нужна.
Марина, молодчина, хороший локал! А вот вот насчет этого — «Менеджер по ОТ, ТБ, ПБ, ГОиЧС, ООС» — весьма сочувствую.
Сейчас созвонился с инспектором ГИТ.
Он сказал что 8 форму они не берут. Она им «даром не нужна».
Какой регион?
Новосибирск
А есть такие регионы, в которых «даром нужны».
не спорю. Просто вот специально позвонил в инспекцию. Потому что в прошлом году такой диалог у нас уже был.
В прошлом году по групповому НС у меня прокуратура отказывалась документы принимать.
Бесспорно, звонок в ГИТ — «железобетонная» консультация.
Про прокуратуру. Документы по расследованию отправляет «сам» ГИТ. Сам, в смысле твоими ногами и руками и сопроводительным письмом от него.
Сам в марте этого года по смертельному НС закрывался.
Там ДТП было. Поэтому наш ГИТ просто принял документы и отправил их в архив.
Антон, «железобетонная» конечно же))))
Отправки факса о выздоровлении им будет достаточно?
Да, факсом легитимно)
По окончанию расследования легкого НС в ГИТ предоставляется только Сообщение о последствиях (форма 8). Но как правило, ГИТ их не требует. Все зависит от инспектора. Сообщать изначально о легкой травме в ГИТ не нужно.
ГИТ конечно не требует форму 8 а вот ТК требует, значит может ошрафовать если вовремя ее не предоставить.
Поэтому ГИТ не требует сообщать о последствиях. Будет за что штрафануть. Если письменно запрос сделать насчет ф. 8, 100% напишут ответ цитатой из ТкРФ. А слова да еще по телефону к делу не пришьешь:-)
каким образом ТК может оштрафовать?!)
и
«ГИТ конечно не требует форму 8» — в некоторых регионах требует, и даже наказывает за не предоставление.
О том и речь. Я видимо непонятно выразился, раз некоторые участники пытаются доказать тоже самое, только наоборот?!
Бред писать такое положение! есть требования ТК РФ и 73 постановления, зачем переписывать одно и тоже?Да и ссылка на ТК в части обязанности сообщать в ГИТ о легкой травме не корректна!
Согласна с Анной. И по опыту расследований тоже могу подтвердить.
А о самом факте легкой травмы и не надо оповещать Госинспекцию труда. Вот о ее последствиях и принятых мерах нужно сообщать при НС любой категории — именно об этом говорят ваши ссылки