Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях

Прокурорская Проверка на Наличие Аттестации Рабочих Мест по Условиям Труда! Приветствую Всех! Эта лаконичная заметка про, как оказалось, распространенную ситуацию, когда к вам в компанию приходит письмо с прокуратуры со следующим содержанием:

«В прокуратуре одного из района города Новосибирска проводится проверка соблюдения законодательства об охране труда.
В соответствии со ст. 6, 22 Федерального закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» прошу Вас представить в прокуратуру района копии следующих документов, заверенные надлежащим образом:
— устав организации;
— свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц;
— документы, подтверждающие полномочия директора;
— документы, подтверждающие проведение аттестации рабочих мест, если аттестация рабочих мест проведена (договор о проведении аттестации, заключение специализированной организации об аттестации рабочих мест);
— если аттестация рабочих мест не проводилась, то необходимо представить штатное расписание, а также справку о количестве рабочих мест, подлежащих аттестации.
Документы в прокуратуре района ожидаются не позднее 14 ч. 00 мин. 30.10.2012 (улица, этаж, кабинет).
Кроме того, руководителю организации необходимо явиться в прокуратуру района к 14 ч. 00 мин. 30.10.2012 (улица, этаж, кабинет).
Разъясняю, что неисполнение или несвоевременное исполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, влечет за собой административную ответственность, предусмотренную ст. 17.7 КоАП РФ в виде административного штрафа.

Прокурор района старший советник юстиции и роспись.»

Вот, какое-то такое содержание дошло до меня в понедельник — день тяжелый.

Адресатом этого письмеца была одна из Организаций, в которой я занимаюсь вопросами охраны труда и всего подобного. Вроде «молодая» она, ну т.е. основанная в 2011 году, и тут такое, прокурорская проверка без явного повода! Руководителю и так не легко в начале своего плаванья приходится, а тут еще прокуратура «на хвост падает», хочет документы по аттестации рабочих мест, которых разумеется нЭт.

Факт отсутствия запрашиваемых прокуратурой документов и самого запроса с такого страшного места, посеял семена волнений в некоторых головах компании. Руководитель ждал меня с разъяснением по поводу сложившейся ситуации и выходом из нее.
В этой организации мне изначально повелось работать больше в юридическом контексте, нежели только в охране труда, и, знаете, мне это ОЧЕНЬ нравится! По мне лучше бывать в «острых» ситуациях с неизвестным знаменателем, нежели заниматься банальным документооборотом в области охраны труда.

Ну, в общем ситуация с запросом из прокуратуры вызывала интерес в решении.

Первое над чем я задумался — «правомерна ли проверка прокуратурой и есть ли для нее основания?». Оказалось, что она может все, иначе, что это была бы за прокуратура?! Вот захотелось прокурору проверить именно эту организацию на тему: «аттестация рабочих мест по условиям труда», он взял и организовал проверку. С чье-то подачи или нет, дошло до прокурора, это уже остается загадкой.

Пообщался с друзьями и коллегами с других городов и понял, что многие организации сталкиваются с подобными запросами. Неприятный момент не в самом запросе, а в том, что если с прокуратуры «сели на хвост», то уже так просто их не скинуть, аттестацию рабочих мест по условиям труда, в любом случае, придется проводить.

Наши правоохранительные органы не волнуют причины, по которым организация не провела аттестацию рабочих мест, мол есть закон и его надо соблюдать. Вот что, в подобном случае, нам гласит буква закона.

Статья 212 ТК РФ

Аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.

В нашей ситуации из этого следует:

Статья 5.27 КоАП РФ Нарушение законодательства о труде и об охране труда

1. Нарушение законодательства о труде и об охране труда — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

2. Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, — влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Второе над чем я начал думать, после того как собрал информацию о ситуации, это как из нее выйти наилучшим способом.

Незадолго до запроса с прокуратуры, мне звонили из организации, которая занимается проведением аттестации рабочих мест. Звонок нес в себе коммерческое предложение для компании, в которой я также ведаю вопросами охраны труда. Контакты его я записал и забыл, как оказалось ненадолго.

Предложенные условия оказались заманчивыми. Больше всего значила цена -1,8 за одно рабочее место, это достаточно дешево для Новосибирска — все хотят зарабатывать.
Я созвонился с менеджером по обработке клиентов этой АРМ конторы и в двух словах объяснил сложившуюся ситуацию. Мы друг друга быстро поняли. Как только дошел до компьютера и сети Интернет, сразу отправил менеджеру штатное расписание, на основании которого мне сделали договор на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда. Чтобы для прокурора картина выглядела более менее правдоподобной, договор подписали задним числом, на неделю раньше запроса. Это из сюжета — «мол вот, заключили договор, проводим аттестацию рабочих мест. Почему в соответствии со ст. 212 ТК РФ не проводили?! Ну как-то так получилось, денег не было и бла-бла-бла».

Времени особа с договором разбираться не было, по ходу внес только некоторые изменения. Рабочих мест, подлежащих аттестации получилось — 25. Итоговая стоимость на проведение аттестации рабочих мест составила 45000,00. Это не так уж и много, не так ли?!

В течении 1,5 часов, готовый договор скинули на email — менеджер сработал оперативно. Распечатал договор и сразу к руководителю. В процессе разговора с ним, я пояснил сложившуюся ситуацию и предложил наилучший выход из нее же. Аттестацию рабочих мест, в любом случае, придется провести, ну а пока, надо «отвязаться» от прокуратуры. После непродолжительной беседы, договор был подписан, и я сразу отправился к АРМщикам.

Встретили в АРМ конторе с чувством, с толком, с расстановкой — предложили сразу кофе 🙂 Пообщались немного и условились на том, что займемся организацией аттестации рабочих мест после того, как вопрос с прокуратурой отложится на n-ое количество времени. Договор подписали обеими сторонами, 30-го можно штурмовать правоохранительный орган 😡

Но все пошло не так, штурм я начал не раньше — не позже, а в самое начало обеденного перерыва в прокуратуре. Итого: час обеда и еще полчаса ожидания. Еще бы, ведь помощник прокурора ни разу не спешил появиться на своем рабочем месте. Как говорят, в некоторых слоях нашего общества: дела у прокурора

Разговор оказался не продолжительным. Помощник прокурора в своих сообщениях был четок и сух, иначе сказать — как закон. Его речь напоминала мне старую печатную машинку, предложения как выстрелы — звонкие и точные, за жизнь не поговоришь. Заключение помощника прокурора — на момент проверки аттестация рабочих мест не проведена и т.ч.к.! Представление (оно же предписание) будет т.ч.к.! На счет штрафа будет решать прокурор т.ч.к.! В добавок к непоколебимому заключению, помощник прокурора высказал свое недовольство по поводу того, что сам руководитель без уважительной причины (больничного) не явился на встречу и даже не удосужился позвонить и сообщить, что вместо него прибудет представитель. Доверенность у меня оказалась не самого лучшего образца, поэтому в следующий раз говорит — «даже разговора не будет» т.ч.к.!

Сегодня уже 12.11.2012, а представления до сих пор нет. На счет штрафа не знаю, там уж, как его величество прокурор решит. Думается, что все обойдется представлением.

Причины подобных проверок достаточно ясны для меня, хотя я могу и ошибаться. Если рассмотреть ситуацию в глобальном контексте, то кто-то наверху, лоббирует свои интересы в области аттестации рабочих мест, а Прокуратура Российской Федерации выступает инструментом-механизмом — что-то вроде Бихевиоризма, где основным принципом наблюдения является «стимул-реакция».

На данный момент, аттестация рабочих мест приостановилась, т.к. необходимо вносить изменения в договор или переподписывать его. Рабочих мест, подлежащих аттестации, гораздо меньше заявленного. При детальном рассмотрении оказалось, что в штатном расписании много «воды». Часть штатных сотрудников работают по совместительству на 0,25-0,5 ставок, рабочих мест по факту нет. Взять даже меня, я числюсь на полной ставке, а моего рабочего места в организации нет, только место в шкафчике под всякие бумажки по охране труда. АРМщики же не будут делать замеры в шкафу. Другую часть можно считать «мертвыми душами», дело прошлое, надо было вступать в СРО. В итоге получается 15-16 рабочих мест. Экономия в 16200,00-18000,00 рублей.
Ну что тут грустить, работать надо... 😮

участвуйте в новогоднем розыгрыше ценных призов

Получайте анонсы новых заметок сразу на свой E-MAIL