Приветствую Всех! Эта лаконичная заметка про, как оказалось, распространенную ситуацию, когда к вам в компанию приходит письмо с прокуратуры со следующим содержанием:
«В прокуратуре одного из района города Новосибирска проводится проверка соблюдения законодательства об охране труда.
В соответствии со ст. 6, 22 Федерального закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» прошу Вас представить в прокуратуру района копии следующих документов, заверенные надлежащим образом:
— устав организации;
— свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц;
— документы, подтверждающие полномочия директора;
— документы, подтверждающие проведение аттестации рабочих мест, если аттестация рабочих мест проведена (договор о проведении аттестации, заключение специализированной организации об аттестации рабочих мест);
— если аттестация рабочих мест не проводилась, то необходимо представить штатное расписание, а также справку о количестве рабочих мест, подлежащих аттестации.
Документы в прокуратуре района ожидаются не позднее 14 ч. 00 мин. 30.10.2012 (улица, этаж, кабинет).
Кроме того, руководителю организации необходимо явиться в прокуратуру района к 14 ч. 00 мин. 30.10.2012 (улица, этаж, кабинет).
Разъясняю, что неисполнение или несвоевременное исполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, влечет за собой административную ответственность, предусмотренную ст. 17.7 КоАП РФ в виде административного штрафа.
Прокурор района старший советник юстиции и роспись.»
Вот, какое-то такое содержание дошло до меня в понедельник — день тяжелый.
Адресатом этого письмеца была одна из Организаций, в которой я занимаюсь вопросами охраны труда и всего подобного. Вроде «молодая» она, ну т.е. основанная в 2011 году, и тут такое, прокурорская проверка без явного повода! Руководителю и так не легко в начале своего плаванья приходится, а тут еще прокуратура «на хвост падает», хочет документы по аттестации рабочих мест, которых разумеется нЭт.
Факт отсутствия запрашиваемых прокуратурой документов и самого запроса с такого страшного места, посеял семена волнений в некоторых головах компании. Руководитель ждал меня с разъяснением по поводу сложившейся ситуации и выходом из нее.
В этой организации мне изначально повелось работать больше в юридическом контексте, нежели только в охране труда, и, знаете, мне это ОЧЕНЬ нравится! По мне лучше бывать в «острых» ситуациях с неизвестным знаменателем, нежели заниматься банальным документооборотом в области охраны труда.
Ну, в общем ситуация с запросом из прокуратуры вызывала интерес в решении.
Первое над чем я задумался — «правомерна ли проверка прокуратурой и есть ли для нее основания?«. Оказалось, что она может все, иначе, что это была бы за прокуратура?! Вот захотелось прокурору проверить именно эту организацию на тему: «аттестация рабочих мест по условиям труда», он взял и организовал проверку. С чье-то подачи или нет, дошло до прокурора, это уже остается загадкой.
Пообщался с друзьями и коллегами с других городов и понял, что многие организации сталкиваются с подобными запросами. Неприятный момент не в самом запросе, а в том, что если с прокуратуры «сели на хвост», то уже так просто их не скинуть, аттестацию рабочих мест по условиям труда, в любом случае, придется проводить.
Наши правоохранительные органы не волнуют причины, по которым организация не провела аттестацию рабочих мест, мол есть закон и его надо соблюдать. Вот что, в подобном случае, нам гласит буква закона.
— Статья 212 ТК РФ
Аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.
В нашей ситуации из этого следует:
— Статья 5.27 КоАП РФ Нарушение законодательства о труде и об охране труда
1. Нарушение законодательства о труде и об охране труда — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
2. Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, — влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
Второе над чем я начал думать, после того как собрал информацию о ситуации, это как из нее выйти наилучшим способом.
Незадолго до запроса с прокуратуры, мне звонили из организации, которая занимается проведением аттестации рабочих мест. Звонок нес в себе коммерческое предложение для компании, в которой я также ведаю вопросами охраны труда. Контакты его я записал и забыл, как оказалось ненадолго.
Предложенные условия оказались заманчивыми. Больше всего значила цена -1,8 за одно рабочее место, это достаточно дешево для Новосибирска — все хотят зарабатывать.
Я созвонился с менеджером по обработке клиентов этой АРМ конторы и в двух словах объяснил сложившуюся ситуацию. Мы друг друга быстро поняли. Как только дошел до компьютера и сети Интернет, сразу отправил менеджеру штатное расписание, на основании которого мне сделали договор на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда. Чтобы для прокурора картина выглядела более менее правдоподобной, договор подписали задним числом, на неделю раньше запроса. Это из сюжета — «мол вот, заключили договор, проводим аттестацию рабочих мест. Почему в соответствии со ст. 212 ТК РФ не проводили?! Ну как-то так получилось, денег не было и бла-бла-бла».
Времени особа с договором разбираться не было, по ходу внес только некоторые изменения. Рабочих мест, подлежащих аттестации получилось — 25. Итоговая стоимость на проведение аттестации рабочих мест составила 45000,00. Это не так уж и много, не так ли?!
В течении 1,5 часов, готовый договор скинули на email — менеджер сработал оперативно. Распечатал договор и сразу к руководителю. В процессе разговора с ним, я пояснил сложившуюся ситуацию и предложил наилучший выход из нее же. Аттестацию рабочих мест, в любом случае, придется провести, ну а пока, надо «отвязаться» от прокуратуры. После непродолжительной беседы, договор был подписан, и я сразу отправился к АРМщикам.
Встретили в АРМ конторе с чувством, с толком, с расстановкой — предложили сразу кофе 🙂 Пообщались немного и условились на том, что займемся организацией аттестации рабочих мест после того, как вопрос с прокуратурой отложится на n-ое количество времени. Договор подписали обеими сторонами, 30-го можно штурмовать правоохранительный орган 😡
Но все пошло не так, штурм я начал не раньше — не позже, а в самое начало обеденного перерыва в прокуратуре. Итого: час обеда и еще полчаса ожидания. Еще бы, ведь помощник прокурора ни разу не спешил появиться на своем рабочем месте. Как говорят, в некоторых слоях нашего общества: дела у прокурора
Разговор оказался не продолжительным. Помощник прокурора в своих сообщениях был четок и сух, иначе сказать — как закон. Его речь напоминала мне старую печатную машинку, предложения как выстрелы — звонкие и точные, за жизнь не поговоришь. Заключение помощника прокурора — на момент проверки аттестация рабочих мест не проведена и т.ч.к.! Представление (оно же предписание) будет т.ч.к.! На счет штрафа будет решать прокурор т.ч.к.! В добавок к непоколебимому заключению, помощник прокурора высказал свое недовольство по поводу того, что сам руководитель без уважительной причины (больничного) не явился на встречу и даже не удосужился позвонить и сообщить, что вместо него прибудет представитель. Доверенность у меня оказалась не самого лучшего образца, поэтому в следующий раз говорит — «даже разговора не будет» т.ч.к.!
Сегодня уже 12.11.2012, а представления до сих пор нет. На счет штрафа не знаю, там уж, как его величество прокурор решит. Думается, что все обойдется представлением.
Причины подобных проверок достаточно ясны для меня, хотя я могу и ошибаться. Если рассмотреть ситуацию в глобальном контексте, то кто-то наверху, лоббирует свои интересы в области аттестации рабочих мест, а Прокуратура Российской Федерации выступает инструментом-механизмом — что-то вроде Бихевиоризма, где основным принципом наблюдения является «стимул-реакция«.
На данный момент, аттестация рабочих мест приостановилась, т.к. необходимо вносить изменения в договор или переподписывать его. Рабочих мест, подлежащих аттестации, гораздо меньше заявленного. При детальном рассмотрении оказалось, что в штатном расписании много «воды». Часть штатных сотрудников работают по совместительству на 0,25-0,5 ставок, рабочих мест по факту нет. Взять даже меня, я числюсь на полной ставке, а моего рабочего места в организации нет, только место в шкафчике под всякие бумажки по охране труда. АРМщики же не будут делать замеры в шкафу. Другую часть можно считать «мертвыми душами», дело прошлое, надо было вступать в СРО. В итоге получается 15-16 рабочих мест. Экономия в 16200,00-18000,00 рублей.
Ну что тут грустить, работать надо.. 😮
Уважаемые друзья. Информация по теме. При проверке прокурором выяснено, что на молзаводе из 50 рабочих мест не прошли аттестацию в 2008 году 18 рабочих мест, в том числе: гендиректор, бухгалтерия, главный инженер и другие служащие. Рабочие места работников и специалисты основного производства аттестацию прошли. Требование прокурора немедленно провести аттестацию на всех рабочих местах, не прошедших аттестацию. На дополнительные разьяснения с нашей стороны о требованиях приказа N 590н п. 4 получили резонное замечание главный инженер тоже работает с аммиаком, поэтому надо его аттестовать. Я говорю. А он работает в цеху 20 % своего времени или нет? ОТВЕТ судьи. А вы обратитесь в аттестованную организацию и они знают кого надо аттестовать, а кого не надо. Я то знаю, что их знания да еще в интересах производства применить было бы хорошо. А то аттестовали 2 начальника смены, которые втроем по суткам работают на одном рабочем месте. Да и с большим натягом аттестовали подсобного рабочего, а их в смене 5 человек и электромонтера, которые работают на нестационарном рабочем месте. Благодарю за интерес.
В п. 4 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н (далее — Порядок), были внесены изменения приказом Минтруда России от 12.12.2012 N 590н.
В каком случае работодатель не должен будет проводить аттестацию рабочих мест, на которых работники исключительно заняты на персональных электронно-вычислительных машинах (персональных компьютерах) и (или) эксплуатируют аппараты копировально-множительной техники настольного типа, единичные стационарные копировально-множительные аппараты, используемые периодически, для нужд самой организации, иную офисную организационную технику, а также бытовую технику, не используемую в технологическом процессе производства?
Действительно, приказом Минтруда России от 12.12.2012 N 590н «О внесении изменений в Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011 г. N 342н» (далее — Приказ Минтруда России N 590н) в п. 4 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н (далее — Порядок), были внесены изменения.
В редакции Приказа N 590н п. 4 Порядка не предусматривает, что аттестации подлежат все рабочие места работодателя. При этом норма содержит прямое указание на исключение определенных рабочих мест из числа рабочих мест, подлежащих аттестации. Это те рабочие места, на которых работники исключительно заняты на персональных электронно-вычислительных машинах (персональных компьютерах) и (или) эксплуатируют аппараты копировально-множительной техники настольного типа, единичные стационарные копировально-множительные аппараты, используемые периодически, для нужд самой организации, иную офисную организационную технику, а также бытовую технику, не используемую в технологическом процессе производства.
Следовательно, со дня вступления в силу Приказа N 590н работодатель не должен будет проводить аттестацию указанных рабочих мест в случае их организации при создании юридического лица или регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Пункт 8 Порядка в редакции Приказа 590н, регламентирующий порядок установления работодателем сроков проведения повторной аттестации, не распространяется на указанные рабочие места, поскольку из п. 4 Порядка они исключены.
Отметим, что ранее на официальном сайте Минтруда России были размещены разъяснения, из которых следует, что так называемая первичная аттестация останется обязательной в отношении всех рабочих мест, организованных работодателем (с указанными разъяснениями можно ознакомиться по адресу в Интернете: https://www.rosmintrud.ru/labour/safety/102). По нашему мнению, такой вывод был сделан преждевременно на основании анализа проекта приказа Минтруда РФ о внесении изменений в Порядок (с текстом этого документа можно ознакомиться по адресу в Интернете: https://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/projects/144). Однако Приказ N 590н был утвержден и прошел регистрацию в Минюсте РФ 06.02.2013 в иной редакции, в тексте этого документа положение о том, что первичной аттестации подлежат все рабочие места работодателя, не содержится.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Туренкова Ирина
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория
После прочтения у меня создалось впечатление, что организация по АРМ и прокуратура работают вместе и создавшаяся ситуация не что иное, как урок на будущее. У меня примерно такая ситуация была на прежнем месте работы.
Поучительно, конечно, но что делать, если работа по договору на определённый период, и до окончания этого периода всего несколько месяцев? Денег жалко. )))
Тема знакомая. Я в этом году в 3-х конторах начал аттестацию рабочих мест, но к сожалению ни одна аттестация не прошла полностью государственную экспертизу. В департаменте соцразвития своё дело знают хорошо. И так АРМки хотят быстро заработать денежек при этом идут на всякие хитрости, а именно вместо 2-х замеров микроклимата на РМ проводят один. Я уже не считаю исправления орфографии и речевых оборотов. Вот теперь ждём зиму, чтобы получить замеры в холодный период.
А с прокуратурой всё просто. Там всегда находится свой «чувак». Вот уже и предписание готово. Главное что Вам предложили провести аттестацию, а Вы про это немножко забыли или работодатель не полностью просёк последствия. Так у меня в одной конторе прокуратура возбудила уголовное дело за не проведение АРМ. Дело дошло до суда, суд вынес вердикт провести АРМ согласно штатного расписания (на том момент 50 РМ). У работодателя не было предела от такой радости…
Была такая проверка, в начале года. Письмо, с перечнем документов необходимых для предоставления, где-то на работе есть, в папке. Собрал я всё, благо пресловутая аттестация проведена в 2010, и вперёд. В прокуратуру пошёл директор, я (инженер по ОТ) и юрист, так, на всякий случай. Прождали долго, народ, такой же как и мы, в приёмном коридоре толпится. Вызвали нас, зашли мы, сидят за двумя столами работники ГИТа (в преклонном возрасте), за одним сидит прокурорский работник. Открыл я тару из-под писчей бумаги, вытащил, показал, полистали, побурчали, кое-что по факту и… спасибо-досвидания. Сердца у нас, дай бог, в порядке, но всё-таки неприятно было. 😐
Что ж друзья, и мне пришлось побывать в этой шкуре. Эта статья очень к стати молодым инженерам ОТ, которые в ней ещё не бывали, но будьте уверены — будут! Учитесь у старших, перенимайте опыт и будет Вам стчастье! Всем удачи 💡
Привет всем! Сегодня весь магазин ЦУМ получил «прокурорские» письма. Только голова кругом идет от того, что твое арендованное место всего 5-6кв.м.; работают 2 продавца; сама на рабочее место ты повлиять не можешь( где дали место в аренду, там и стоишь);можно далее еще перечислять свое возмущение. Чувствуешь себя лохом во всей этой системе…полный развод на деньги. 16.11.12 явиться к прокурору.
Доброго времени суток. Насчёт полномочий прокуратуры указано абсолютно верно. Насчёт заинтересованности АРМ — едва ли заказ. Тема последние годы поднимается всё чаще и активнее, по сей причине тематические проверки прокуратуры (именно её, а не ГИТ по причине 294-ФЗ) по проведению АРМ — уже привычное явление (во всяком случае, в наших краях (Краснодар).
Насчёт отсутствия представления на сей момент — легко! (а отличие от той же ГИт, кстати). Как правило, подобные рейды проводятся достаточно массово (например, в масштабах района), и на план по показателям бывает достаточно тех, кто вообще вовремя не «почесался».
У меня была аналогичная ситуация (только тема проверки — природоохранное законодательство), так же экстренно заключали договор, считали плату за НВОС. Директор побежал в назначенное время в прокуратуру полный раскаяния — помощник прокурора мельком глянул, что что-то есть и махнул на нас рукой со словами «возиться дольше…»
Как говорилось в одном шедевральном художественном фильме «Акция — Реакция»! Молодец, Тоха, так держать! 😈
Примерно такая же ситуация была и у нас. Но мы отшили прокурорских той же ст. 212 ТК РФ. Там написано, что должны начать аттестацию в срок не позднее двух месяцев с момента организации этих рабочих мест, а вот срок окончания проведения аттестации не определен. Так что для уважаемого контролирующего органа достаточно было издать задним числом приказ по организации об организации проведении аттестации раб. мест с указанием запредельных сроков. Формально все будет соблюдено: люди занимаются работой по этому направлению, сроки вроде бы соблюдаются, а если не соблюдаются, то можно издать еще приказ о продлении сроков под благовидным предлогом (нет тугриков, или изменения в перечне рабочих мест, как у вас). Уже после этого формального повода для применения санкций против вас не будет. А договор и все остальное — вторичные документы. Начало аттестации отсчитывается с момента издания приказа по организации.