Я думаю, будет полезным определить некоторые важные моменты и особенности при проведении проверки по охране труда, государственным инспектором труда! Имея в виду должный порядок проведения проверки, права инспектора труда, его обязанности и ограничения в действиях, можно как минимум минимизировать последствия после проведения проверки по охране труда!
Для начинающих, пожалуй, начну с основ проверки как таковой.
Проверка по охране труда подразделяется на плановую и внеплановую проверки. Так же подразделяются на документальные и выездные, но о них я не буду сейчас.
Плановая проверка по охране труда проводиться по строго отведенному регламенту работ государственной инспекции труда. В силу Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля «, проверка по охране труда проводиться не чаще одного раза в 3 года. Учитывая же реальное положение дел инспекций труда, их загруженность в работе, и частоту появления новых и новых форм деятельности, проверка по охране труда может так и не постигнуть Вашу организацию. Так как информация о проведении проверок инспекцией труда является открытой, то можно своевременно подготовиться к проверке по охране труда и спать спокойно. План проведения проверок на текущей год смотрите здесь — Актуальный План проверок на 2018 год онлайн. Полезные ссылки и видео.
Теперь что касается внеплановой проверки по охране труда. Такая проверка также отображается в годовом плане проверок. Внеплановая проверка по охране труда может иметь большее количество и частоту ее проведения т.к. ее проведение напрямую зависит от поступления письменных заявлений (жалоб) от сотрудников организации. Принцип таков: чем хуже отношение руководителя организации к своим сотрудникам, в плане трудовых отношений и условий труда на рабочих местах, тем большее количество проверок по охране труда ожидает этого руководителя.
О правилах проведения проверки.
Основной ссылкой в этом разделе, пожалуй, будет все тот же ФЗ № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля «. Приведу основные статьи и пункты из этого чудо закона, которые стоит иметь в виду.
>Пункт 1, статья 13. Продолжительность проверки не может превышать двадцать рабочих дней (20 дней).
Пункт 3, статья 13. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем инспекции труда, но не более чем на двадцать рабочих дней (не более 20 дней).
Статья 16. Результаты проверки должны быть отражены в акте проверки, один экземпляр которого в обязательном порядке вручается представителю работодателя. В этой же статье приводятся требования к форме и содержанию такого акта.
Статья 20. Результаты проверки, проведенной государственным инспектором труда, с грубым нарушением установленных Законом № 294-ФЗ требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения работодателем трудового законодательства.
Имейте в виду, что к таким нарушениям относиться:
— проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя инспекции труда;
— требование документов, не относящихся к предмету проверки;
— превышение установленных сроков проведения проверок;
— непредставления работодателю акта проверки.
Так же следует знать что, проверка по охране труда проводиться исключительно в рамках предмета и объекта проверки, обозначенных в распоряжении (приказе) о проведении проверки. К примеру, предметом проверки является трудовые правоотношения. В таком случае, государственный инспектор труда не имеет право проверять документы по охране труда. Инспектор так же не имеет право требовать документы, информацию, образцы продукции, проб обследования производственной среды, если таковые не являются объектами проверки и/или не относятся к предмету проверки.
Стоит еще отметить, что при проведении проверки, инспектор труда не вправе изымать оригиналы документов даже в том случае, если они являются предметом этой проверки.
Об ограничении прав инспектора труда.
Привожу три законодательных документа, которые достаточно серьезно ограничивают полномочия государственного инспектора труда и регламентируют его работу в целом. Итак, об «ограничителях»:
1. Все тот же Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля «;
2. Трудовой кодекс Российской Федерации;
3. Конвенция № 81, принятая в Женеве от 11.07.1947 Международной организацией труда «Об инспекции труда в промышленности и торговле».
Тут стоит принять во внимание один момент. Эти три нормативных документа в некоторых моментах имеют противоречия. Вот некоторые из них. В соответствии с ФЗ № 294, государственный инспектор труда не имеет право проводить проверку в том случае, если при ее проведении нет руководителя организации или иного доверенного или ответственного лица. Не смотря на это, в противоречие вступает трудовой кодекс Российской Федерации, который дает право государственному инспектору труда не уведомлять о своем присутствии руководителя организации или его доверенного лица (представителя), что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля статья 360 ТК РФ и статья 12 Конвенции МОТ № 81 об инспекции труда. Противоречия имеются в моментах, регламентирующие количество и частоту проведения проверок. В действующем любимом ФЗ № 294, установлено ограничение, а именно проверять организацию не чаще одного раза в 3 года, тогда как в не менее действующей конвенции МОТ № 81 есть статья 16 в которой говориться о том, что предприятия подвергаются проверке столько, сколько надо для обеспечения эффективного применения соответствующих законодательных положений.
Несмотря на то, что все три нормативных документа являются на данный момент действующими, приоритет при проведении проверки имеет замечательный ФЗ № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля «.
Памятка сотрудников при проверке.
Для минимизирования или полного исключения нештатной ситуации при проверке. Необходимо проводить специфическое обучение персонала по взаимодействию с проверяющими лицами.
Примерная памятки или инструкция (Московский бухгалтер. Октябрь 2004 №10) может содержать следующие пункты:
1. Незамедлительно сообщите об этом по телефону в свою администрацию.
2. Проверьте документы контролеров и, по возможности, снимите с них копии или перепишите оттуда данные (Ф.И.О. инспектора, его должность, подразделение и т.п.).
3. Попросите у контролера копию или экземпляр постановления о проверке.
4. Скажите проверяющему, что все пояснения и ответы на вопросы вы можете давать только с разрешения руководства.
5. Если проверяющие все-таки настаивают на пояснениях, то отказывайтесь, обосновывая это тем, что вы подписали должностную инструкцию и вас уволят, если вы ее нарушите. В крайнем случае отвечайте, что все происходит в соответствии с действующим российским законодательством.
6. Не предъявляйте документы, которые не относятся к предмету проверки.
7. Если инспектор составит протокол о правонарушении, не отказывайтесь ставить свою подпись. Однако рядом с подписью напишите фразу: «С возражениями». Если проверяющий спросит, когда вы представите возражения, отвечайте, что уполномоченный представитель фирмы с ним свяжется и обговорит этот вопрос.
8. Всегда держите памятку при себе. Не давайте ее в руки проверяющему.
Как-то так может выглядеть примерная памятка для сотрудников организации.
Примерный перечень документов, запрашиваемых при проверке.
Единственное что можно тут отметить, это когда государственный инспектор труда, для ускорения прохождения проверки по охране труда в организации, запрашивает документы дистанционно, то есть делает запрос на те документы, которые касаются темы проверки. Вы аккуратно подготавливаете эти документы и привозите непосредственно в инспекцию труда. Примерный перечень документов по охране труда я повторно приводить здесь не буду, т.к. я уже делал заметку именно про перечень, посмотреть Вы ее можете здесь «Перечень 95» ЧТО и на основании ЧЕГО — ОХРАНА ТРУДА
Обжалование предписания инспектора
В случае, когда государственный инспектор труда произвел проверку в Вашей организации с явными нарушениями, руководитель (его доверенное лицо) может обжаловать его решение на основании выданным этим инспекторам предписание об устранении нарушений или/и постановлений о привлечении к административной ответственности.
Напомню, что если при проведении проверки явно есть нарушения со стороны инспектора труда, при вручении им этого предписания, напишите рядом с подписью «С возражением». Если инспектор труда спросит, когда вы представите возражения, отвечайте, что доверенное лицо организации с ним свяжется и обговорит этот вопрос.
Далее, выданное предписание может обжаловаться руководителю государственной инспекции труда в Вашем регионе (городе). Данное обращение регламентируется статьей 361 ТК РФ.
Имейте ввиду, что после того как Вы получили постановление о привлечении к административной ответственности (его копию), жалобу можно подать в течении десяти суток (10 суток) со дня вручения. А в суд же можно обратиться в трех месячный срок (3 месяца) со дня, когда стало известно о нарушении прав.
P.S. Помните самое главное, что государственные инспекторы труда, то же люди. Они такие же обычные люди, как и большинство остальных. У них в работе свои заботы, свои проблемы. Излишне бояться их как некто опасных и злых, наивно. Страх перед проверяющим, дает только повод этому проверяющему. Поэтому при взаимодействии с инспектором труда, ведите себя спокойно и обособленно. Поддерживайте диалог. Ведь теперь Вы знаете, как пройти проверку по охране труда в своей организации.
На этом всё. Спасибо за внимание!
посмотреть Вы ее можете здесь «Перечень 95»
не активно, не могу найти
Здравствуйте.
Скажите, пожалуйста.
В организацию пришло письмо о внеплановой документальной проверке. Указаны сроки проведения проверки.
В графе предмет проверки отмечен пункт «Выполнение предписаний… ;
Проведение мероприятий»
Правильно я понимаю, что на проверку запросят именно документы, подтверждающие выполнение требований предписания?
Или слово «проведение мероприятий подразумевает также и мероприятия, указанные в материалах расследования НС? Дело в том, что предписание было получено в результате нарушения порядка расследования НС. Чего стоит ожидать конкретно?
Для получения документов ГИТ свяжется с нашей организацией дополнительно в сроки, указанные для проведения проверки?
Ольга, да руководствуемся Постановлением 1/29 и ГОСТом по обучению!
Проект нового порядка по обучению планируется ввести в действие с 01.01.2013 г.
Насколько мне известно новый документ по обучению не приняли и он не введен в действие. Руководствуемся старым ГОСТом и Постановлением 1/29
Елена, это совершенно 2 разных ведомства (ГИТ и Роспотребнадзор), у каждого есть график проверок, согласованный с Прокуратурой и выложенный на их официальном сайте.
Формально, если знакомы с инспектором, ну или же он нормальный и больше некому кроме Вас проводить проверку, то вы можете поговорить с инспектором и он перенесет ее на 1 день, опять же — таки, в зависимости от срока проведения проверки!
😎
Доброго времени суток!
Подскажите пожалуйста, законно ли проведение проверки одновременно Инспекцией по охране труда и Экологического надзора?
ну, это же отлично.теперь не надо буде шнуровать журналы.меня это радует
спасибо за информацию
а когда прошнурованный журнал был нарушением?это же должно быть — пронумерован, прошнурован и скреплен печатью…))или я чего то не знаю
пы.сы. и еще вопрос приняли ли новый порядок обучения и проверки знаний по ОТ, вместо постановления 1/29?
так, ну в общем-то по изменению времени нам сообщили, что это всего лишь сбой программы (видимо, имя инспектора тоже).со своей стороны мы выяснили все, что можно.нам сказали,что проверять охрану труда не будут.только определенные документы, которые перечислили в распоряжении о проверке.и инспектор там по правовым вопросам
не идеальны гос органы 🙂
разумеется это не нарушение. как мне объяснил человек с много-много летним стажем с уц, в области охраны труда, эта процедура (кройка и шитья) носит рекомендательный характер т.е. этот человек не видел такого документа по охране труда, в котором это было бы прописано как ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ТРЕБОВАНИЕ. такой нормативный акт есть для финансовой темы, а для охраны труда нет. кто бы как не говорил, я не сшивал на одной проверке журналы, инспектор по труду это видел, но ничего не сказал.
Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда вводится с 1 сентября 2012 года.
дело в том,что у нас в планах указан один инспектор, а по факту приедет другой
а юрист он или нет — мне не докладывали пока, к сожалению.там написано проверка по ТК РФ и других нпа, которые содержат нормы трудового права.
и как быть вообще, если в начале года проверка стояла на сентябрь, а сейчас стоит на август.
в общем, ощущения непонятные по этому поводу
Конечно же с 6-го. Ведь сроки указываются в уведомлении, а когда они появляются на нашем горизонте это их (в смысле проверяющих) проблемы. Ну а по большому счету и оставшегося времени через глаза хватит, чтобы нашей кровушки попить.
По поводу того, что они могут проверять. Если приезжает инспектор по труду, то он, естественно проверяет состояние охраны труда, а юрист — трудовые отношения. На чужое поле они не ходят — разделение труда, однако
на сколько я знаю, государственный инспектор по труду проверяет и охрану труда, и нормы трудового права, это одно поле.
Истина из уст одного инспектора по труду: «инспектор по труду и курица отличаются в том, что курица ищет зерно в *овне, а инспектор наоборот, в «зерне» *овно» 🙂
Подобное примечание, что в бумаге написано, говорит о том что инспектор может посмотреть все что захочет по своей теме. Он будет искать, пока не найдет. В некоторых государственных инспекциях по труду есть такая негласная тема, что, если инспектор по труду ничего не нашел, значит он взял «на лапу».
А теперь рекомендация по прохождению проверки. Намеренно оставляйте легкие косяки, мелочь. Штраф выпишет по минимуму. Кстати, еще к сведению, прошнурованный журнал, это не нарушение.
добрый вечер!
подскажите, если гострудинспекция по плану проверяет трудовые правоотношения -сюда входит охрана труда или нет?
и как реагировать, если дата првоерки стоит 6 числа, а они приходят 13.и с какого момента тогда измерять эти 20 дней — с 6 или 13 числа?
Доброго времени суток!
Ваш сайт очень нужный и полезный, нашла много полезной информации. Я начинающий специалист по ОТ. Не могу найти документ, регламентирующий необходимость «Положения об охране труда».Если поможете буду очень признательна!
Положение следует заменять на стандарт по охране труда. Регламентирует этот документ следующие ГОСТы:
— ГОСТ 12.0.230-2007 ССБТ «Системы управления охраной труда. Общие требования»;
— ГОСТ Р 12.0.007-2009 ССБТ «Системы управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию».
Если у Вас маленькое предприятие:
— ГОСТ Р 12.0.009-2009 ССБТ «Система управления охраной труда на малых предприятиях».
Приведенные выше ГОСТы, отправил Вам на e-mail адрес, который Вы указали при отправке комментария.
Спасибо за исчерпывающий ответ! Но у меня, как у молодого специалиста в области ОТ больше вопросов. Оказываете ли Вы консультационные услуги? Спасибо!
На данный момент Елена консультационные услуги я не оказываю. В настоящее время планирую организовать такую услугу! И Вам спасибо 🙂 Удачи в получении опыта! Охрана труда большая область, чем глубже, тем больше!
Здравствуйте, Антон! Спасибо за статью, очень актуально. Поясните пожалуйста, должны инспектора уведомлять работодателя о дне проверки, если да, то за сколько дней и какого образца документ они представляют при приходе в организацию? Спасибо!
И Вам здравствуйте, Елена!:) Рад что эта заметка пришлась Вам в пользу! Что касается Ваших вопросов, поясняю. Что касается уведомлений, здесь есть нюансы. Если проверка плановая, то государственный инспектор конечно же должен сообщить Вам об этом за пару тройку дней. Конкретного пункта по срокам уведомлений я не видел, скорее всего такового и нет. Связать это можно с тем, что информация о плановых проверках является открытой, и сама организация должна быть заинтересованна в подобной информации. Поэтому говорить инспектору: «а мы вас не ждали», не совсем корректно 🙂 Если же это внеплановая проверка, то тут возможно неожиданное появления гос инспектора труда у Вас на территории. Такое может быть из-за причины самой внеплановой проверки. Причины могут быть разными, например по «просьбе» прокуратуры или по заявлению сотрудника, который описал в своем заявлении страшные вещи, которые творятся у его работодателя. В связи с такими причинами, уведомление могло бы нанести ущерб в объективной проверки (статья 360 ТК РФ и статья 12 Конвенции МОТ № 81 об инспекции труда.)
Теперь о документах, которые должны предъявлять гос инспекторы труда при приходе в организацию. Ссылка на ФЗ 294 статья 12 пункт 4 «Выездная проверка» Далее пункт 4. Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с РАСПОРЯЖЕНИЕМ ИЛИ ПРИКАЗОМ РУКОВОДИТЕЛЯ, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.
Образец документов не имею возможности вам предоставить Елена 🙂 могу лишь сослать на содержание такого РАСПОРЯЖЕНИЯ ИЛИ ПРИКАЗА. Статья 14 «Порядок организации проверки» пункт 2. Далее пункт 2. В распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются:
1) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;
2) фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
3) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится;
4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
5) правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;
6) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
7) перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю, административных регламентов взаимодействия;
(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ)
8) перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
9) даты начала и окончания проведения проверки.
Надеюсь ответ получился исчерпывающим и полезным Елена:) Если же нет, пожалуйста, я постараюсь Вам помочь. Так же рекомендую просмотреть этот ФЗ 294, в нем можно найти практически любой ответ, касающийся проверок юр лиц и индивидуалов